|
«Художественно-эстетическое воспитание учащихся к ценностям русского народа, его истории, традициям, культуре средствами народного декоративно-прикладного искусства»
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Данутинская средняя общеобразовательная школа
Киржачского района Владимирской области
Обобщение передового педагогического опыта
Тема: «Художественно-эстетическое воспитание учащихся к ценностям русского народа, его истории, традициям, культуре средствами народного декоративно-прикладного искусства»
Автор: Грехова
Наталья
Николаевна
учитель технологии
I квалификационной категории.
2014 год
Содержание:
1. Наименование опыта………………………………………...стр.3
2. Условия возникновения и становление опыта…………….стр.3
3. Актуальность и перспективность…………………..............стр.4
4. Ведущая педагогическая идея и основная мысль
педагогического опыта……………………………………...стр.5
5.Теоретическая база опыта…………………………………...стр.5
6.Новизна опыта………………………………………………..стр.5
7.Технология опыта……………………………………………стр.6
8. Результативность опыта…………………………………….стр.9
9.Используемая литература………………………………….стр.13
Обобщение опыта
Наименование опыта
«Художественно-эстетическое воспитание учащихся к ценностям русского народа, его истории, традициям, культуре средствами народного декоративно-прикладного искусства».
Условия возникновения и становление опыта
Декоративно-прикладное искусство воспитывает чуткое отношение к прекрасному, способствует формированию гармонично развитой личности. Основанное на глубоких художественных традициях, входит в жизнь, благотворно влияет на формирование человека будущего. Все чаще произведения декоративно-прикладного искусства проникают в быт людей, формируя художественный вкус, создавая эстетически полноценную среду, определяющую творческий потенциал личности.
Наша Данутинская средняя школа не только образовательное учреждение, но и культурно-просветительный центр. С этой целью создан и функционирует, продолжает формироваться школьный историко-краеведческий музей, который является центром всей учебно-воспитательной работы среди учащихся и взрослого населения. Воспитать любовь к родному отечеству, к «малой родине», к ценностям русского народа, его истории, традициям, культуре – это ли не главная задача любого педагога? На первый взгляд кажется, что эту задачу легко решить средствами таких предметов как литература, история, обществознание, география наконец. А если твой предмет технология…..
В целях выявления уровня мотивации к изучению предмета в 2009-2010 учебном году среди учащихся 5 - 11 классов школьным психологом было проведено анкетирование «Учитель глазами детей», по его результатам выявлено, что технология является любимым предметом (Приложение № 4).
В сентябре 2010 года было проведено новое анкетирование «Что я знаю о декоративно – прикладном искусстве?». Диагностика показала низкий уровень представлений учащихся по этой теме (Приложение № 5).
Поэтому возникла идея вовлечь учащихся в декоративно – прикладное искусство и совместно с ними открыть ещё один отдел школьного музея, посвященный детскому творчеству.
Актуальность и перспективность
Периоды преобразований, роста национального самосознания и духовного возрождения народа всегда связаны с возвращением к национальным культурно-историческим традициям. И ныне, когда отмечается подъем общественной активности, мы не можем не опираться на вековые традиции народной культуры и искусства, ибо отрыв образования и воспитания от национальной культуры, неподготовленность в национально-культурных вопросах чаще всего создает благоприятную почву для деформаций в межнациональных отношениях, проявлений национального эгоизма. Только обогатившись духовностью, познав язык, обычаи, искусство и ценности культурно-исторических традиций своего народа, человек сможет оценить общечеловеческие ценности и духовные достижения других народов. Это значит, что сегодня системе школьного учебно-воспитательного процесса должен быть присущ характер выявления возможных и эффективных форм и методов для осуществления воспитания учащихся на народных традициях и искусстве, так как самое ценное, что веками сформировано мудростью и культурой народа, должно стать частью системы воспитания и образования современной школы.
Все вышесказанное указывает на плодотворность использования средств народного декоративно-прикладного искусства в воспитании и образовании. Однако следует отметить, не разработана целостная система преподавания декоративно-прикладного искусства в массовой школьной практике.
Ведущая педагогическая идея и основная мысль педагогического опыта.
Ведущей педагогической идей опыта является включение учащихся в активную творческую деятельность на основе сотрудничества, как одного из условий психологической комфортности школьника в образовательном процессе.
Теоретическая база опыта
Разработке вопросов, связанных с использованием учебно-воспитательных возможностей народного художественного творчества в школьной практике, уделяют внимание Б. М. Неменский, В. В. Алексеева, В. Н. Петров, И. П. Глинская, М. С. Чернявская, Б. П. Юсов. За последние годы появились работы, специально посвященные вопросам обучения и воспитания школьников на традициях народного декоративно-прикладного искусства; эти проблемы получили достаточно широкое освещение в педагогических исследованиях Т. Л. Шпикаловой, Н. А. Горяевой, С. Ф. Абдуллаева, Б. С. Асылханова, А. А. Данилова, Г. В. Похолкина, Д. М. Скильского и других ученых.
Творчество развивается, если учитель, родители, другие люди, занимающиеся развитием, предоставляют индивиду полную свободу выражать своё самое сокровенное в своих мыслях, чувствах и состояниях. Это способствует открытости, а также причудливому и неожиданному сочетанию образов, понятий, что является частью творчества.
Новизна опыта работы состоит в создании системы занятий, основанных на народных традициях.
Включение ИКТ в учебный процесс позволяет мне организовать разные формы учебно-познавательной деятельности на уроках, включать художественно - эстетические элементы. Использование ИКТ в учебном процессе усиливает образовательные эффекты. У учеников формируется гуманистическое мировоззрение: активная жизненная позиция, высокий уровень нравственной воспитанности, появляются такие качества, как ответственность, чувство долга.
Технология опыта
Работа на уроках технологии строится на основе практической деятельности школьников. Выполнение учащимися разнообразных практических работ таких как: приготовление пищи, конструирование и моделирование швейных изделий, создание изделий в разных техниках ДПИ, выполнение простейших экономических расчетов по изготовлению продукта, содействует развитию художественно - эстетического воспитания и действенно-практической компетентности личности школьника.
Целью моей педагогической деятельности является обеспечение положительной динамики творческой самореализации обучающихся, как составляющей художественно - эстетического развития, в учебно-познавательной деятельности при изучении народных традиций и народного творчества с последующим изготовлением изделия в народных традициях.
Поэтому я, как учитель технологии, ставлю перед собой следующие задачи:
- разработать и включить в тематическое планирование уроки по декоративно – прикладному искусству;
- создать условия для развития независимого творческого мышления; для удовлетворения учащимися своих художественно - эстетических потребностей;
- сконцентрировать внимание детей на содержании материала, который представляет художественно - эстетические ценности
- возродить русские национальные и культурные традиций;
- научить приемам деятельности в коллективе; бережному и заботливому отношению к окружающей среде, друг другу на основе сотрудничества;
Основные направления педагогической деятельности:
организация учебной деятельности;
создание адекватной учебно-предметной среды;
внеклассная работа по предмету (разработка элективных курсов, олимпиада, сетевые проекты, выставки, конкурсы);
Народное искусство остается плодотворным источником формирования трудовой и художественной культуры. Оно всегда украшало народный быт, труд и праздники. На примерах изделий декоративно-прикладного искусства можно изучить практически все содержание образовательных стандартов по технологии. При этом одновременно открываются широкие возможности для развития творческого потенциала учащихся, их эстетического и патриотического воспитания.
Духовность и нравственность человека является основной для развития его личности. Ознакомившись с приоритетной образовательной инициативой «Наша новая школа» я убедилась, что сегодня особенно актуальной становится задача воспитания гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину. Федеральный Государственный Общеобразовательный Стандарт ориентирует современный образовательный процесс не только на повышение уровня показателей личностного роста школьника, но и определяет важнейшую воспитательную задачу в деятельности каждого педагога. Новые подходы требуют получения универсальных результатов образования: способность добывать необходимые знания из различных источников информации, проводить анализ, уметь выдвигать гипотезы, сопоставлять факты, систематизировать и обобщать информацию, делать выводы, строить умозаключения, искать оптимальные пути решения проблемы.
На мой взгляд, решить эту проблему можно через формирование творческого потенциала учащихся школьников в рамках деятельностного подхода.
Согласно стандартам нового поколения деятельностный подход реализуется в самом определении целей образования, а значит, в требованиях к результатам образования. Цели образования выступают не в виде суммы «знаний, умений, навыков», которыми должен владеть выпускник школы, а в виде характеристики сформированности познавательных и личностных способностей.
Однако эта задача не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры, изучения истории и традиции родного края.
Я работаю с детьми в этом направлении на протяжении многих лет. Зная, что эффективность педагогического воздействия зависит от уровня подготовленности педагога, его эрудиции в данном вопросе, от практических умений и навыков, перед началом работы по данной теме я тщательно изучила материалы касающиеся эстетического и нравственного воспитания, изучила современные образовательные технологии, методы и приемы педагогической деятельности.
Любая деятельность начинается с осознания ребенком потребности в этой деятельности. Поэтому вначале важно обеспечить самоопределение детей к деятельности на уроке и подготовить их мышление к построению нового знания. После этого необходимо подвести учащихся к постановке перед собой цели деятельности и организовать самостоятельную работу ребят.
С самых первых уроков я предлагаю детям задания, которые требуют от них творческого участия («придумать», «найти», «составить», «выбрать», «нарисовать», «создать»), развивают не только ум, но и волю, чувства, эмоции, формируют способность ставить перед собой цель, самостоятельно находить и преодолевать затруднения, проводить самоконтроль и самооценку.
Процесс формирования деятельностных способностей ребенка долгий, постепенный, очень разный по времени для каждого, но, безусловно, важный и нужный.
Я ежегодно составляю тематическое планирование по технологии с учетом возрастных особенностей детей, где обязательным условием является включение тематических и практических блоков занятий по краеведению. На занятиях происходит интеграция курса «декоративно – прикладного искусства с краеведением» и методикой преподавания.
В пятом классе учащиеся изучают раздел области технология «Конструирование и моделирование изделий», которое знакомит их такому виду изделия как фартук. Для того, чтобы приобщить учащихся к ценностям русского народа я ввела в программу по технологии творческий проект «Фартук», с элементами краеведения, который знакомит учащихся с историей возникновения фартука, как части гардероба. Объясняет значение фартука на Руси, способы отделки. Творческий проект способствует развитию художественного вкуса, воспитывает любовь и гордость к творческому наследию нашего народа (приложение № 6).
В разделе «Конструирования и моделирования изделий» в шестом классе знакомит с элементом русского костюма – юбкой. Веденный мною творческий проект «Юбка» знакомит учащихся с историей возникновения юбки, этапами изменений, народными традициями, связью с современными направлениями в моде (приложение № 7).
В 7 классе учащиеся шьют ночную сорочку, которая тоже является частью народного костюма – это рубаха, которая была в костюме и мужчин и женщин. При разработке уроков я включила историю возникновения ночной сорочки, связью её с современной модой (приложение № 8).
В 8 классе изучаются элементы народного костюма. Введенный мною творческий проект «Русский народный костюм» приобщает учащихся к культурным ценностям, отражает богатство народного искусства, знакомит с историей костюма на Руси (приложение № 9).
В разделе «Кулинария» для расширения объема знаний о народных традициях я рассказываю о празднике Масленица; приобщению к традициям и обрядам русского народа; развитию творческих способностей; умению работать в группе проводится урок «Широкая масленица». В практическую задачу этого урока входит обучение приготовлению блинов по различным рецептам. Традициям подачи готового блюда к столу. Знакомлю с обычаями православной церкви- празднованием Светлой Пасхи., с обычаями празднования Нового Года и Рождества, с историей их возникновения (приложение № 10).
Как же заинтересовать детей? Как сделать, чтобы они захотели повторить увиденное, сделать своими руками? Я использую все возможные методы воздействия. Это демонстрация изделий, книг, репродукций, журналов.
На уроках я предлагаю возможные варианты взаимодействий, направленных на то, как привить детям любовь к традициям, знанию истории, уважению к старшим, умению оказать помощь слабому или нуждающемуся. Красота и сказочность народного творчества помогают детям осмыслить окружающий мир, научиться самоутверждению и развить определенные качества характера.
В разделе «Художественная обработка материалов» обучающиеся знакомятся с развитием народных промыслов на Руси, географией народных промыслов, художественной ценностью изделий. Это позволяет видеть прекрасное в окружающем мире, прочувствовать красоту и желание создавать самостоятельно эстетические изделия. Раздел «Художественная обработка материалов» знакомит учащихся с возможностью выполнения изделий в древнейших видах рукоделия – вязании крючком и спицами, различными видами вышивки (Вышивка Владимирскими швами, крестиком, золотное шитье), «макраме», лоскутное шитье. Знакомит с укладом, нравом, обычаями деревенских жителей Древней Руси, народов мира. Выполняются творческие проекты (приложение № 11).
Для того, чтобы учащимся было удобнее работать на уроке я разработала «Технологические карточки» (при конструировании фартука, юбки, ночной сорочки, виды швов – при выполнении различных видов вышивки).
Данная работа не ограничивается только уроком, она продолжается во внеурочное время, мною разработан план кружка «Русский народный костюм», который предполагает изготовление костюмов для школьных спектаклей(приложение № 12).
В последние четыре года при музее я открыла творческую мастерскую по изготовлению народного костюма. Ребята изучают историю русского костюма, особое внимание уделяя особенностям Владимирского костюма: вышивка, изготовление и украшение кокошника…. Эти костюмы учащиеся создают для фольклорного ансамбля, музейных спектаклей, посиделок.
В рекреации школьного музея совместно с учащимися мы создали выставку работ детского творчества, которая отражает культурные традиции нашего края. Работа над русским народным костюмом пробудила у детей интерес к национальным традициям, истории России и «малой Родины», что в свою очередь положительно влияет на формирование личности ребенка. Изучение русского быта, народного костюма значительно позволило расширить рамки программы по технологии. Эта работа в свою очередь пробуждает духовные качества личности детей. Лучшие работы детей были подарены Спасо-Преображенскому храму, прихожанами которого являются родители наших детей. Таким образом, одним из социальных партнеров школы явилась и Русская Церковь.
Понятно, что это произошло не в один день и даже не в один год.
Проведя в 2013 году анкетирование учащихся «Что я знаю о декоративно – прикладном искусстве?». Диагностика показала высокий уровень представлений учащихся по этой теме (приложение № 13).
Сегодня я могу сделать вывод, что я как учитель технологии тоже вложила свою лепту в воспитание подлинных патриотов отечества, людей, ответственных за прошлое, настоящее и будущее своей страны средствами народного декоративно-прикладного искусства.
Основным результатом опыта является развитие творческих способностей ребёнка, обладающего творческим потенциалом, понимающего и ценящего прекрасное, заинтересованного в освоении творческой профессии.
За последние 5 лет уровень успеваемости в классах, составляет 100%. Учащихся, имеющих «2» по итогам учебного года, нет (приложение № 14).
Сводные данные по успеваемости и качеству знаний обучающихся за последние пять лет
Учебный год
|
Общая успеваемость
|
Качество знаний (число обучающихся, аттестованных по итогам года на «4» или «5», в % от общего числа обучающихся)
|
2009-2010
|
100%
|
72,3%
|
2010-2011
|
100%
|
70,6%
|
2011-2012
|
100%
|
65,1%
|
2012-2013
|
100%
|
69,7%
|
2013-2014
|
100%
|
73,8%
|
Одним из форм результативности – это выставки детских работ. Совместно с детьми отбираются лучшие работы , при этом учитываются мнение ребят. Данная форма работы помогает сформировать у детей способность объективно оценить свою работу и работу товарищей, т.е. учитывать положительные и отрицательные стороны, развивает стремление к более качественному выполнению работ.
Творческие работы воспитанниц участвовали в городских, российских и международных конкурсах и выставках декоративно-прикладного искусства (приложение № 15).
Наименование конкурса
|
Год
|
Ф.И. учащегося
|
Место
|
Районный смотр – конкурс творческих проектов по технологии
|
2013
|
Филимонова Валентина
|
Призер в номинации «Раскрытие духовных основ отечественной культуры»
|
Районная выставка детского творчества
|
2010
|
МКОУ Данутинская СОШ
|
II место
|
Районная выставка детского творчества
|
2011
|
МКОУ Данутинская СОШ
|
I место в номинации «Шитьё, мягкая игрушка, вязание»
|
Районная выставка детского творчества
|
2011
|
МКОУ Данутинская СОШ
|
III место в номинации «
Вышивка разными способами»
|
Районная выставка детского творчества
|
2011
|
Анисимова Ирина
|
Диплом I степени
|
Районная выставка детского творчества
|
2011
|
Федосова Ольга
|
Лауреат
|
Районная выставка детского творчества
|
2011
|
Репина Анастасия
|
Лауреат
|
Районная выставка детского творчества
|
2011
|
Силкина Алина
|
Диплом II степени
|
Фестиваль детского творчества «Солнечная карусель»
|
2011
|
МКОУ Данутинская СОШ
|
Диплом лауреата
Экспозиция «Выше только звезды»
|
Фестиваль детского творчества «Солнечная карусель»
|
2011
|
МКОУ Данутинская СОШ
|
Диплом III степени
Панно «Ракета – Восток»
|
Районная выставка детского творчества
|
2012
|
МКОУ Данутинская СОШ
|
I место
|
Районная выставка детского творчества
|
2012
|
Смакова Марина
|
Призер
|
Районная выставка детского творчества
|
2012
|
Лоторева Марина
|
Призер
|
Районная выставка детского творчества
|
2012
|
Силкина Алина
|
Победитель
|
Районная выставка детского творчества
|
2012
|
Межуева Юля
|
Победитель
|
Районная выставка детского творчества
|
2013
|
МКОУ Данутинская СОШ
|
II место
|
Районная выставка детского творчества
|
2013
|
Мороз Татьяна
|
Призер в номинации «Шитье, мягкая игрушка, лоскутная техника, вязание, валяние»
|
Районная выставка детского творчества
|
2014
|
МКОУ Данутинская СОШ
|
I место
|
Районная выставка детского творчества
|
2014
|
Плохова Алена
|
Победитель в номинации «Начальное моделирование, техническое творчество»
|
Районная выставка детского творчества
|
2014
|
Плохова Алена
|
Победитель в номинации «Вязание»
|
Районная выставка детского творчества
|
2014
|
Чайкун Анжела
|
Победитель в номинации «Вязание»
|
Районная выставка детского творчества
|
2014
|
Учащиеся 5 класса
|
Победители в номинации «Коллективные работы» экспонат «Буквицы»
|
Районная выставка детского творчества
|
2014
|
Учащиеся 6 класса
|
Победители в номинации «Коллективные работы» экспонат «Костюмы губерний»
|
Районная конкур – викторина «Знай и люби свою малую Родину – Киржач»
|
2014
|
Учащиеся 3 класса
|
Активное участие
|
Используемая литература
Виппер Б.Р. Статьи об искусстве. – М.: Просвещение, 1970. – 260 с.
Киященко Н.И., Лейзеров Н.Л. Эстетическое творчество. – М.: Знание, 1984. – 112 с.
Кудрявцев В. Развитие творческих способностей и эстетическое воспитание детей // – 2005. - № 4. – С.65-74
Куревина О.А. Искусство и целостная картина мира. – М.: АПК и ПРО, 1998. – 105 с.
Лейбсон В.И. Искусство, слово и эстетическое воспитание школьников. – М.: Просвещение, 1996. – 227 с.
Лихачев Б.Т. Теория эстетического воспитания школьников. – М.: Просвещение. – 354 с.
Собкин В.С., Левин В.А. Художественное образование и эстетическое воспитание // Вопросы психологии. – 1989. - № 4. – С.24-31
Шацкая В.Н. Общие вопросы эстетического воспитания в школе. – М.: АПН РСФСР, 1955. – 181 с.
Эстетическое воспитание школьников / Под ред. А.И.Бурова. – М.: Педагогика, 1984. – 164 с.
Эстетическое воспитание: проблемы, поиски, находки: Сборник статей / Под ред. В.Сомова. – М.: Просвещение, 1994. – 160 с.
Яковлев А. В. Элементы прикладного искусства на уроках технологии // Школа и производство. – 2001. – №5. – С. 40–43.
|
|
|