|
Художественно-эстетическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с хохломской росписью
Художественно-эстетическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с хохломской росписью
г. Югорск
Культуру России невозможно представить без народного искусства, которое раскрывает истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности, художественный вкус и является частью его истории. Устное народное творчество, музыкальный фольклор, народное декоративно-прикладное искусство должны найти большее отражение в содержании образования и воспитании подрастающего поколения сейчас, когда образцы массовой культуры других стран активно внедряются в жизнь, быт, мировоззрение детей. И если говорить о возможности выбора своих жизненных идеалов, эстетических ценностей, представлений подрастающим поколением, то надо говорить и о предоставлении детям возможности знать истоки национальной культуры и искусства.
Декоративно-прикладное творчество один из видов изобразительного искусства, является составной частью искусства народа и несет в себе духовные и эстетические ценности, накопленные трудом и талантом многих поколений (Г.Н. Пантелеев, Ю.В. Максимов, Л.В. Пантелеева). Народное искусство, как и искусство, вообще, многофункционально и одна из функций – воспитательные возможности, которые до сих пор не реализуются в полной мере.
Проблема художественно-эстетического воспитания дошкольников рассматривается в современных исследованиях. Опираясь на взгляды Е.И. Васильевой, Е.Г. Ковальской, Г.П. Новиковой, Н.А. Александровой, А.В. Молчевой, И.А. Старковой, А.А. Грибовской, Р.В. Калистру Б.Т. Лихачева, на результаты исследований Г.Н. Пантелеева, Ю.В. Максимова, Л.В. Пантелеевой С.Л. Улановой, Г.А. Куршевой, мы сделали вывод, что художественно-эстетическое воспитание нужно начинать как можно раньше. Это поможет не только сформировать личность ребенка, но и развить многие психические качества, так как художественно-эстетическое воспитание неизбежно связано с восприятием искусства, анализом, синтезом, развитием внимания, наблюдательности и т. д.
Говоря об особенностях восприятия детьми дошкольного возраста произведений декоративно-прикладного искусства, В.С. Воронов, М.А. Некрасова, Н.П. Сакулина, Е.А. Флерина и другие отмечают, что народное декоративно-прикладное искусство многофункционально, в нем заложены большие воспитательные возможности. В процессе ознакомления дошкольников с декоративно-прикладным искусством происходит развитие эстетического восприятия, которое благодаря синтезу обогащает изобразительное творчество детей новыми декоративными образами.
Художественные и эстетические чувства, так же как и моральные, не являются врожденными. Они требуют специального обучения и воспитания.
Организуя последовательно усложняющуюся систему заданий, обучая детей эстетическому видению и грамотному изображению окружающего, можно научить детей не только воспринимать картину, но и видеть в ней предмет искусства.
Художественно-эстетическое воспитание очень важно для всестороннего развития ребенка. Азы художественно-эстетического воспитания закладываются при участии взрослых уже сразу после рождения ребенка и продолжают свое становление долгие годы. Очень большую роль в художественно-эстетическом воспитании играют семья, детский сад, поэтому родителям, воспитателям и учителям надо постараться создать такую атмосферу, чтобы у ребенка как можно быстрее развились такие эстетические чувства, как чувство прекрасного, художественного вкуса.
Необходимо проводить систематическую и планомерную работу по художественно-эстетическому воспитанию детей в процессе ознакомления с хохломской росписью.
Апробация результатов исследования осуществлялась в ходе экспериментальной работы в МАДОУ «Детский сад комбинированного вида «Радуга» г. Югорска. Исследованием было охвачено 15 детей 5-7 лет, родители и педагоги.
Констатирующий эксперимент осуществлялся по трем направлениям:
1. Выявление уровня художественно-эстетического восприятия детьми произведений искусства (на основе критериев, разработанных Б.Т. Лихачевым.
2. Выявление наличия у старших дошкольников представлений и интереса к народному творчеству (на основе диагностики развития навыков изобразительной деятельности и творческих проявлений Т.С. Комаровой).
3. Изучение отношения педагогов и родителей к народному творчеству, как средству художественно-эстетического воспитания дошкольников.
На этапе констатирующего эксперимента проводились задания с целью выявления у детей старшего дошкольного возраста уровня художественно-эстетической воспитанности.
В результате анализа экспериментальных данных нами было выявлено 3 уровня знаний и умений детей.
Высокий уровень – дети имеют правильное представление о традициях, предметах культуры, народном творчестве; понимают отличие хохломской росписи от других видов; умеют применять знания в практической деятельности. Осознано демонстрируют навыки художественно-эстетической воспитанности.
Средний уровень – дети имеют неглубокие поверхностные представления о народных традициях; затрудняются назвать отличие хохломской росписи от других видов, хотя проявляют интерес к русской культуре. Не всегда осознано демонстрируют навыки художественно-эстетической воспитанности.
Низкий уровень – дети не имеют знаний о народной культуре, не знают отличие хохломской росписи от других видов; не умеют использовать знания в изобразительной деятельности. Не демонстрируют навыки художественно-эстетической воспитанности.
По результатам констатирующего эксперимента были сделаны следующие выводы:
дети осознанно дают определения основных понятий по теме «Художественно-эстетическое воспитание». Высокий уровень знаний показали 59,4% ребенка, средний – 16,1%, низкий – 24,5%;
-
у старших дошкольников недостаточно сформированы знания о народном творчестве. Результаты эксперимента показали, что низкий уровень знаний о народном творчестве имеет – 36,4%, высокий – 36,1%, средний уровень – 27,5%. Дети с низким уровнем знаний затруднялись при выполнении заданий и ответе на вопросы. У группы детей с высоким уровнем знаний, каждое понятие наполнено конкретным содержанием, мотивировка выбора осознана. Самую малочисленную группу испытуемых составили дети со средним уровнем знаний, у них обнаружено правильное обобщенное представление о народных промыслах, что свидетельствует о потенциальных возможностях детей в усвоении народных традиций;
дети могут воспринимать красоту выразительных средств хохломской росписи, хотя при этом имеется ряд особенностей. Так, им труднее всего выделить красоту фона хохломского изделия. Имеют представление о музее и выставках, как о местах, где можно увидеть предметы русского народного творчества, но не все могут назвать имеющиеся у них дома предметы русского быта.
Первостепенное значение имеет сама потребность в художественном творчестве. Она возникает при особом, эмоциональном отношении к окружающему, когда за формой предметов и явлений дети открывают вызывающее у них отклик внутреннее содержание. При достаточном богатстве таких впечатлений для ребенка становится возможной и желанной потребность выразить свое личное переживание в создаваемых им самим образах.
Анализируя полученные данные, мы разработали методику художественно-эстетического воспитания старших дошкольников в процессе ознакомления с хохломской росписью.
Реализуя разработанную нами методику, мы опирались на программу, разработанную воспитателем по изобразительной деятельности Лухновой Л.С «Художники-умельцы» по декоративно-прикладному творчеству, используемую в МАДОУ «Детский сад комбинированного вида «Радуга», которая обеспечивает развитие у детей эмоциональной культуры в процессе комплексного преподавания искусства с целью формирования эстетических знаний, пробуждения эстетической восприимчивости и закрепления их в творческом опыте воспитанников. Программа направлена на сохранение живого наследия народа, она рассматривает его как часть современной жизни, предмет специального изучения.
Данная работа проводилась в три этапа.
Работа на первом этапе (коррекционном) была направлена на повышение уровня развития эмоционального воздействия народного искусства на детей, которые по данным констатирующего эксперимента, имели низкий уровень. Это требовало развитие у них таких умений, которые бы являлись основой для формирования духовного мира человека и его нравственности; формирования у ребенка художественного вкуса, эстетического осознания произведений искусства.
В начале работы была организована выставка подлинных изделий мастеров. Целью рассматривания изделий хохломских мастеров и их иллюстраций являлось приобщение детей к народному творчеству и выделение элементов хохломской росписи, а также умение ориентироваться в различных народных промыслах.
Второй этап формирующего эксперимента был связан с уточнением техники исполнения хохломской росписи. Здесь мы решали следующие задачи:
продолжать знакомить детей с хохломской росписью;
-
формировать у детей навыки хохломского письма;
учить проводить широкие линии всей кистью;
учить рисовать простейшие элементы хохломской росписи;
подводить к самостоятельному составлению композиции из последовательно чередующихся элементов на плоскостных силуэтах.
Дети начинают обучаться техническим навыкам: проводить широкие линии всей кистью, а узкие линии и точки – концом кисти. Учились держать кисть тремя пальцами вертикально по отношению к листу бумаги, рисовать простейшие элементы: сначала наносить мазки кистью, составлять из них веточку и только потом рисовать ягоды смородины, листья, ромашку.
Дети осваивали рисование мазков, листьев, составление узоров из ромашек, листьев, ягод на различных формах – силуэтах из бумаги в виде чаши, блюда, стакана.
Третий этап формирующего эксперимента был направлен на развитие у детей умений, обеспечивающих самостоятельное выполнение работы, а также высокую технику исполнения, завершенности и анализа продукта своей деятельности.
На данном этапе нами были поставлены следующие задачи:
овладеть техникой рисования концом кисти, держа ее в вертикальном положении;
научить детей подбирать цвета соответственно фону рисунка;
переходить к рисованию более сложных элементов хохломского узора: кустики, травки, ягодки;
подводить к самостоятельному составлению элементов узоров, соединяющихся кустиками травки или штрихами, затем к составлению узора на основной, то есть центральной линии узора – завитке, на плоскости – силуэтах и на объемных формах.
Реализации поставленных задач способствовало составление перспективного плана с целью обеспечения системы последовательной работы по использованию хохломской росписи как средства развития художественных способностей, творческого воображения у детей дошкольного возраста, а также художественно-эстетического воспитания.
В создании педагогических условий художественно-эстетического воспитания дошкольников в процессе ознакомления с хохломской росписью важную роль играет работа с родителями и педагогами. Информацию родители получают на собраниях, в индивидуальных беседах и консультациях. Для педагогов подготовлено методическое пособие по художественно-эстетическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с хохломской росписью, в котором представлены конспекты занятий, дидактические игры и физкультурные минутки, рекомендуемые для занятий по декоративно-прикладному искусству.
Проведенный формирующий эксперимент позволил проследить путь освоения детьми старшего дошкольного возраста знаний и умений, обеспечивающих самостоятельное выполнение работы, а также высокую технику исполнения, завершенности и анализа продукта своей деятельности; развития фантазии детей, активизации их творческой деятельности.
Подводя итоги исследования, мы использовали диагностические методики констатирующего эксперимента.
Исследование выявило, что в процессе реализации разработанной методики у детей развиваются способности эстетического восприятия, постепенно складываются эстетические потребности и вкусы, происходит художественно-творческое развитие.
Контрольные срезы позволили оценить продвижение детей в освоении навыков технического исполнения хохломской росписи на основе познания искусства, развития сенсорного опыта, накопление запаса эстетического восприятия, умения осуществлять эстетическую оценку, что и позволяет судить об уровне художественно-эстетической воспитанности и развития детей средствами народного искусства, об их духовном развитии.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что использование специально разработанной методики, оснащенной программно-дидактическим материалом, в которой реализуются все необходимые педагогические условия, повышает эффективность художественно-эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Народный промысел «Хохлома» дает необходимый эмоциональный настрой для творческой активности детей. В процессе ознакомления с хохломской росписью дети приобщаются к родной культуре, входят в мир прекрасного, учатся видеть и чувствовать неповторимые сочетания красок природы, у них появляется потребность любить и радоваться жизни, что непременно способствует и нравственной, и художественной, и эстетической воспитанности.
В дальнейшем данную проблему можно изучать, внедряя в работу совместные детско-родительские проекты. Планируем, продолжая работу по ознакомлению детей с народным декоративно-прикладным искусством, включать больше занятий творческого характера. Продолжать использовать разные формы работы по ознакомлению детей с народным искусством: занятия-путешествия, посиделки, занятия-экскурсии, совместное творчество детей и родителей, презентации.
Список литературы
Бадаев В. С. Русская кистевая роспись [Текст]: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 32 с. 40 с. ил.: ил.
Комарова Т.С. Детское художественное творчество. [Текст] – М., 2006.
Казакова Т.Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества. [Текст] – М., 2006.
Эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста [Текст]: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Е.А. Дубровская, Т.Г. Казакова, Н.Н. Юрина и др.; Под ред. Е.А. Дубровской, С.А. Козловой, – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 256 с.
|
|
|