|
«Народные промыслы. Их истоки и современное развитие. Хохлома»
Тема урока: « Народные промыслы. Их истоки и современное развитие. Хохлома».
Преподаватель МБОУ СОШ № 31
г. Новошахтинск – Безус.О.С.
Проблема: Развитие познавательного интереса
Цели:
Образовательные: Познакомить учащихся с бытовыми предметами, расписанными хохломской росписью, проанализировать разнообразие её посудных форм, особенность росписи.
Воспитывать: нравственно – эстетическое отношение к миру, любовь к Родине, её истории и культуре.
Формировать УУД:
Личностные УУД:
- выражать свою позицию о традиционных ценностях многонационального российского общества;
- осознавать значение семейных традиций, в жизни человека;
Регулятивные УУД:
- определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- планировать пути достижения целей, в том числе осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- отбирать наиболее подходящие для выполнения работы материалы и инструменты;
- владеть основами самоконтроля, самооценки;
Коммуникативные УУД:
-организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;
- участвовать в коллективном обсуждении творческих работ;
- осознанно использовать речевые средства для дискуссии: сравнивать разные точки зрения, уважительно относиться к чужому мнению, отстаивать свою точку зрения и пытаться ее обосновывать;
Познавательные УУД:
-работать с разными источниками информации: учебники, энциклопедии, словари, интернет – ресурсы и другие базы данных;
- перерабатывать полученную информацию: сравнивать, классифицировать факты и явления;
- определять причинно-следственные связи изучаемых явлений, событий, использовать ее для выполнения предлагаемых и жизненных задач;
- делать выводы на основе обобщения полученных знаний и освоенных умений.
Планируемый результат
Предметные:
Овладение приемами выполнения хохломской росписи, художественный анализ изделий с
хохломской росписью.
Личностные:
- самостоятельно планируют ответственное отношение к учению, формируют способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
- анализируют, строят рассуждения, делают выводы, формируют эстетическое отношение к изделиям народных умельцев;
Метапредметные:
-самостоятельно планируют пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирают наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- определяют понятия, делают обобщения;
- оценивают правильность выполнения учебной задачи, самостоятельно контролируют и оценивают результаты своей учебной деятельности.
Основные понятия: «Золотая хохлома».
Межпредметные связи:
Русский язык, окружающий мир, литература, история, технология.
Ресурсы:
- основные: Неменский Б. М. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. Учебник для 5 класса. - М.: Просвещение, 2010
-дополнительные: изделия с хохломской росписью, учебные пособия, альбомы, кисти, краски, мультимедийный проектор, компьютер, экран.
Организация пространства: Фронтальная работа, индивидуальная работа, групповая.
Тип урока: комбинированный
Ход урока
-
Этапы и цели урока
|
Деятельность учителя
|
Деятельность обучающегося
|
Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов
|
Планируемый результат
|
1.Мотивация к учебной деятельности
(2 мин)
Цели: повторение пройденного, актуализация знаний, применение опорных понятий: о народных промыслах,
роспись.
|
Организует фронтальное погружение в тему.
Создает положительный эмоциональный настрой на урок.
Демонстрирует изображения росписи
Организует коллективное обсуждение.
|
Выдвигают свои предположения.
Отвечают на вопросы фронтального характера,
перечисляют изделия народных мастеров:
гжель, дымковская игрушка, городецкая роспись, жостовский поднос.
Рассказывают о собственных чувствах, испытываемых при знакомстве с удивительными
красивыми предметами, созданными руками народных мастеров.
|
|
Познавательные УУД).
- работают с разными источниками информации,ориентируются в своей системе знаний.
(Коммуникативные УУД).
- вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении;
(Регулятивные УУД).
- выделяют то, что уже усвоено по теме на уроках ИЗО, окружающего мира и технологии;
- выделяют то, что ещё предстоит усвоить из новой темы.
(Личностные УУД)
- осуществляют актуализацию личного жизненного опыта.
|
2.Формулирование темы урока, постановка цели
(3 мин)
Цели: оценка учебной проблемы и темы урока, постановка цели урока и задач.
|
Подводит учащихся к осознанию целей и задач.
Предлагает записать тему урока и сформулировать цели.
Записывает тему урока на доске под диктовку ребят.
|
Характеризуют их роль в жизни современного человека.
Выдвигают предположения о теме урока и цели.
Ставят перед собой задачи, которые предстоит решить для достижения цели.
Планируют свои действия.
|
Попробуйте угадать, с каким видом рукоделия мы познакомимся? Сформируйте тему урока.
На Волгу в давние века
Пришел мужик издалека.
Он был веселый молодец,
Великий мастер и творец.
Он дом построил, начал жить,
Из липы стал он мастерить
Посуду, мебель и кадушки,
Детишкам всякие игрушки.
Однажды, чуть заря зардела,
К нему жар – птица прилетела.
Он птицу кашей накормил,
Душистым медом угостил.
И в благодарность за добро
Она дала ему перо.
«Взмахни ты им над всей посудой,
И для тебя свершиться чудо».
Сказала так и улетела.
Мужик же принялся за дело.
Махнул жар – Птицыным пером
И засияло все кругом.
А мастер будто - бы прозрел,
Он понял вдруг, чего хотел.
Потом встряхнулся, удивился:
«Какой мне чудный сон приснился»
И вот друзьям на удивленье
Он расписал свои творенья.
Народ от быстрого ума
Назвал ту роспись: «Хохлома».
На черный фон, как ночь густая,
Ложилась краска золотая,
А сочных ягод красный цвет
Похож на утренний рассвет.
. Сегодня почти в каждом доме есть произведения народных мастеров. Они входят в нашу жизнь как художественные произведения, отвечающие нашему эстетическому чувству, становятся украшением как сельского, так и городского жилья. Казалось бы, зачем нам в наш динамический век, век научно – технического прогресса, расписанные деревянные ложки и чашки?
Зачем нужно тратить время, когда все это может выполнить машина?
2.- Как вы считаете, прошла ли мода на хохломскую роспись?
|
(Познавательные УУД).
- работают с разными источниками информации, ориентируются в своей системе знаний.
(Коммуникативные УУД).
- определяют цели и функции участников, способы взаимодействия. - понимают возможность различных точек зрения, не совпадающих с собственной.
(Регулятивные УУД).
- самостоятельно определяют учебную проблему, цели и задачи работы;
- составляют план решения.
(Личностные УУД)
- формирование у обучающихся целостной научной картины природного и
социокультурного мира
|
3.Изучение нового
(15мин)
Цели:
Познакомить учащихся с бытовыми предметами расписанными хохломской росписью, проанализировать разнообразие её посудных форм, особенность росписи.
|
1. Предлагает выполнить задание с педагогическим рисунком (поэтапное выполнение задания с учителем)
|
Анализируют текст учебника. Отвечают на вопросы.
Анализируют текст презентации отвечают на вопросы.
|
Изготавливалась посуда из липы, берёзы, осины. < слайд 3,4> . промысел как правило был семейным, каждому находилась работа мужчины точили заготовки посуды, Посуду деревянную сушили, затем женщины шпаклевали её белой глиной, грунтовали льняным маслом, посуду шлифовали что бы не было неровностей, а затем олифой натирали пока изделие не заблестит, только потом покрывали алюминиевым порошком. После того как заготовка прошла поэтапную подготовку к росписи её расписывали стойкими масляными красками – охрой, суриком, кармином, киноварью и сажей. Вы спросите, а золото то откуда? Оказывается изделие расписанное покрывалось лаком и прогревалось. Лак при нагреве приобретал золотистый блеск. Отсюда и золотое свечение посуды.
Главным мотивом хохломской росписи < слайд 5 > растительный узор, в основу которого легли стебли, завитки, кудрина, цветы, ягоды, листики. Внимательно присмотритесь что и как мастера делают. Они никогда точно не повторяют один и тот же рисунок.
Задание:
Сейчас и мы с вами попробуем стать мастерами и выполним основные элементы «хохломской росписи»
Роспись “травка” выполняется красным, чёрным цветом < слайд 6> создаётся из элементов осочки, травинки, капельки, усики, завитки. Все травинки, малые и большие, кудрявиться, не касаясь стебелька “криуля” < слайд 7> , или же собираются к одному общему “корешку”.
Часто в композиции среди изящных стеблей и листочков рассыпаны спелые ягоды <�слайд № 8,9,10> малина, крыжовник, смородина, рябина и клубника а дополняют композицию цветок. Эту роспись назвали под листок или травка. Травка – главный мотив хохломской росписи. < слайд 11> есть у мастеров несколько приёмов росписи, один из них приём под фон. Сначала мастер досконально выводит рисунок на поверхности бытового предмета, затем заполняет фон красной или чёрной краской, при этом оставляя крупные листья и цветы серебристым цветом. Когда фон просохнет добавляются спелые красные ягоды, травная роспись, приписки зелёной и жёлтой краской. Изделие получается очень нарядное.
|
(Коммуникативные УУД).
- вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении проблем; - учатся владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими нормами родного языка;
- выражают точку своего мнения.
(Познавательные УУД)
- структурируют материалы текста;
- озаглавливают части текста;
- выделяют главную мысль текста;
- извлекают и сопоставляют информацию, полученную из источников информации и записывают в виде тезисов;
- устанавливают причинно-следственные связи;
- создают обобщения.
(Регулятивные УУД).
- формулируют свое высказывание при коллективном обсуждении;
- принимают участие в дискуссии;
- оценивают позицию других людей в решении проблемных вопросов;
- сравнивают своё понимание ценности с ценностями (других, науки, учёных);
- учатся слушать других;
|
Практическая часть(5 мин)
Цель:
проверить усвоение учебного материала по новой теме.
- проверить умения анализировать и синтезировать учебный материал;
- проверить умение проводить самопроверку и взаимную проверку.
|
Наблюдает за выполнением задания, разрешает конфликтные ситуации, помогает, советует.
В ходе самостоятельной работы провожу индивидуальный и фронтальный контроль.
Выявляю типичные ошибки.
|
Выполняют задания,
проводят самоконтроль или взаимный контроль, сравнивая с образцом.
Проводят самоанализ и коррекцию своих действий.
|
Задание:
На розданных заготовках наметить карандашом задуманную композицию и приступить у выполнению в цвете соблюдая правильность выполнения работы.
|
Регулятивные УУД). - работают по предложенному и составленному плану;
- сравнивают результат своих действий с заданным шаблоном, обнаруживают сходства и отличия от шаблона;
(Познавательные УУД)
- ориентируются в содержании текста и понимают его целостный смысл;
- связывают информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями, полученными на уроке;
- делают выводы из сформулированных посылок;
- решают жизненную задачу, затрагиваемую в тексте;
(Коммуникативные УУД).
-владеть языком как средством коммуникации
|
7.Рефлексия учебной деятельности на уроке (5 мин)
Цели: подвести итоги по достижению учебной деятельности;
- проверить умение проводить самооценку учащимися.
|
Предлагает учащимся подвести итоги учебной деятельности, ответив на вопросы.
|
Подводят итоги своей учебной деятельности, устно отвечая на вопросы.
|
С каким народным промыслом мы сегодня познакомились?
Как называется роспись и почему у неё такое название?
Из каких элементов состоит данная роспись?
Как называются изделия расписанные мастерами народного промысла?
Что вам показалось интересным в этой теме?
Вот кружевной листок калины,
Алеют кисточки рябины,
Вот здесь петух, а там цветы –
Все небывалой красоты.
Здесь ветки нежно изогнулись,
К траве – муравушке пригнулись.
И птица жар над всем сияет,
Все ярким светом озаряет.
Талант свой мастер не скрывал,
Его он детям передал,
А дети внуков научили,
А те соседям раздарили.
О хохломе молва пошла,
И слава та до нас дошла
Как зачарованный стою,
На роспись дивную смотрю
|
(Коммуникативные УУД).
- выступают в роли эксперта;
сравнивают своё понимание ценности с ценностями других.
(Регулятивные УУД).
- выделяют то, что уже усвоено в этой теме;
- выделяют то, что ещё предстоит усвоить из этого параграфа.
(Личностные УУД)
- выражают свою позицию, относиться критично к своим поступкам в деятельности;
- принимают решение по предложенным вопросам.
|
|
|
|