|
Групповые нормы и традиции в сплочении группы детей среднего дошкольного возраста
Глава 2. ГРУППОВЫЕ НОРМЫ И ТРАДИЦИИ В СПЛОЧЕНИИ ГРУППЫ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1. Цель, задачи и условия работы по разработке групповых норм и традиций в группе детей среднего дошкольного возраста
Цель практической работы: создание и апробация групповых традиций, способствующих сплочению группы детей среднего дошкольного возраста.
Задачи:
Разработать график введения традиций в досуг детей среднего дошкольного возраста.
Ввести данные традиции в практическую работу с детьми средней группы дошкольного общеобразовательного учреждения.
Условия апробации групповых традиций в средней группе ДОУ.
Практическая работа по введению традиций в жизнь детей среднего дошкольного возраста проводилась в течение девяти месяцев (с сентября 2014 по май 2014 года). Работа проводилась на базе ГБДОУ №74 Кировского района города Санкт-Петербурга в средней группе «Семицветик». В группе 24 человека, из них 14 мальчиков и 10 девочек. Дети вместе с ясельного возраста, поэтому они очень дружные, сами делятся на группы или пары во время игр, с удовольствием включаются во всё новое, а также используют полученные знания дома.
ГДОУ № 74 работает с 1961 г. В детском саду 11 групп, из них 2-е логопедические. Группы укомплектованы по возрастам, работает детский сад по «Программе воспитания и обучения» под редакцией М.А. Васильевой. Дополнительные программы: «Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста» под редакцией Н.Н. Авдеевой, О.П. Князевой, Р.Б. Стеркиной; «Первые шаги» (воспитание петербуржца-дошкольника) под редакцией Г.Т. Алифановой. Также используются коррекционные программы: «Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада» Т.Б. Филичевой и Г.В. Чиркиной; «Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи»Т.Б. Филичевой и Г.В.Чиркиной.
На улице, на детском участке кроме песочницы и шин ничего нет.
Дважды в год детей осматривают врачи-специалисты, проводятся закаливающие процедуры. Таким образом, условия для эффективного воспитания детей в дошкольном учреждении удовлетворительные.
2.2. Практическая работа по созданию групповых норм и традиций в средней группе ДОУ
Для сплочения группы детей была разработана система работы по введению в жизнь группы групповых традиций. График работы помещен в таблицу №2 .
Таблица № 2.
График работы по введению традиций в средней группе ДОУ
Период введения традиции
|
Название традиции
|
Цель
|
Сентябрь
|
Создание названия группы
|
Воспитывать у детей гордость за принадлежность к нашей группе, которая не похожа на все остальные группы
|
Октябрь
|
Введение традиции в празднование дней рождения детей
|
Воспитывать у детей внимательное отношение друг у другу, желание сделать приятное имениннику, порадовать его. Это создает благоприятный эмоциональный микроклимат в группе.
|
Ноябрь
|
Занятие своим делом за общим столом.
Придумывание детьми традиции приветствия, которая будет принята в нашей группе
|
Создание дружелюбной атмосферы в группе.
Создать у детей чувство общности всех членов группы, желания приветствовать друг друга в принятом группой стиле
|
Декабрь
|
Подготовка к групповому празднованию Нового года
|
Создать атмосферу таинственности, радостного ожидания у детей группы, желание вместе праздновать Новый год
|
Январь
|
Встреча с интересными людьми.
|
Расширение контактов со взрослыми людьми, ознакомление с профессиями, бытовыми обязанностями и увлечениями взрослых, развитие коммуникативных навыков.
|
Февраль
|
Подготовка к весне
Прогулка по острову, собирание первых цветов, листочков, трав. Изготовление поделок из набранного материала.
День защитника отечества.
|
Развивать внимательное отношение к природе и окружающему детей миру. Развивать наблюдательность (Чтобы дети сами замечали изменения в природе).
Формировать привычку поздравлять пап и дедушек с праздником, и делать подарки собственными руками.
|
Март
|
Изготовление подарков друг другу своими руками.
Международный женский день
|
Формировать доброжелательное отношение друг к другу. Формировать умение выбирать самого близкого друга.
Формировать привычку поздравлять мам и бабушек с праздником, и делать подарки собственными руками.
|
Апрель
|
Собирание коллекций. Представление коллекции всей группе (по желанию детей)
|
Формировать индивидуальность интересов, как в детском саду, так и дома. Приобщать родителей к детским интересам.
|
Май
|
Расставание на лето. Прощальный вечер
|
Вспомнить с детьми наиболее интересные моменты жизни группы, создать чувство общности, желания увидеться вновь. Сделать коллективную работу в подарок группе.
|
Особенности проведенной нами работы по ведению групповых традиций представлены в таблице №3.
Таблица №3.
Дневник работы по введению традиций в старшей группе ДОУ
Календарные сроки
|
Название традиции
|
Содержание работы
|
Реакция детей. Достижения и трудности в ведении традиции
|
12.09.2013-
23.09.2013
|
Создание названия группы
«Цветик
Семицветик»
|
В сентябре 2012 года была проведена беседа о том, что в нашей группе все детки разные, будто листочки у нашего волшебного цветка. Все детки тоже волшебные словно лепесточки и если они будут использовать некоторые правила в жизни, то у них обязательно всё будет получаться.
|
Название группе было дано ещё в младшем возрасте.
Дети нарисовали (самостоятельно, по желанию) цветок и раскрасили все лепесточки в разные цвета. Артём заявил, что непременно похож на фиолетовый лепесток. Он такой же сильный и смелый как он. А вот Намжилма сравнила себя с жёлтым лепесточком, потому, что она добрая и вежливая, как этот лепесток.
|
круглый год
|
День рождения детей
|
Развивать способность к сопереживанию радостных событий, вызывать положительные эмоции, подчеркнуть значимость каждого ребёнка. Подготовить сценарий детского праздника.
|
Дети с удовольствием готовят стихотворения для Петрушки (сказочный персонаж, который приходит в гости к нам), танцуют, поздравляют именинников.
|
5.10.
2013-
14.10.
2013.
|
Встречи с интересными людьми
|
Познакомить детей с профессией повар можно, если организовать экскурсию на кухню, что и было успешно сделано. А вот с профессиями педагога и водителя деток знакомила я. См. конспект.
|
Дети задавали много вопросов. Алексей спросил, зачем нужен повару колпак, а вот Исмаил поинтересовался, что такое скалка. Повар показал скалку и рассказал для чего она нужна.
|
12.11.2014-
24.11.2013
|
Традиция приветствия
|
Закрепить и дополнить знания детей о словах приветствия и умение правильно использовать слова в своей речи, учитывая ситуацию. Развивать познавательную активность детей. Воспитывать у детей приветливость, дружелюбие, вежливость.
|
Дети с удовольствием принимают традицию. Правильно используют слова в своей речи. Очень радуются, узнав сколько много новых слов приветствия существует.
Лиза-фея «Доброе утро»
Александра подготовила даже инсценировку про гуся дома с родителями.
Терентий подготовил стихотворение.
Алиса, Исмаил и Алексей очень активно участвовали в играх и отвечали правильно на вопросы, что говорит о том, что дети и дома используют для приветствия именно эти слова, которые хотели бы мы привить им этой традицией.
|
С 5.12.
2013
по 26.12.2013
|
Новогодний праздник
|
Разучивание новогодних стихотворений, песен, танцев, инсценировок.
Украшение ёлки, группы.
Изготовление новогодних игрушек, украшений для группы. Формировать желание праздновать новый год вместе всем детям в группе.
|
Нет трудностей в привитии традиции. Дети с удовольствием готовятся к встрече с Дедом Морозом.
|
2.02.
2014-23.02.2014
|
Подготовка к весне
|
Разучивание стихотворений про весну, песен. Театрализованное представление про весну. Праздник весны. Проводится совместно с музыкальным руководителем.
|
Дети с огромным интересом выступают для гостей, а затем благополучно используют полученные знания и навыки в игре.
|
23.02.
2014
|
День защитников отечества
|
Сделали с детьми на НОД аппликации пап и дедушек. Родители были в восторге. Эта традиция существует уже очень давно, следовательно не является новой. Была проведена беседа про «День Защитников Отечества».
|
Достижение одно. Ещё с утра, когда дети пришли в детский сад, они сами сказали. Мы знаем, что сегодня будем делать подарок папе.
|
8.03.
2014-20.03.
2014.
|
Собирание коллекций
|
Осознание и развитие личных интересов ребёнка, развитие любознательности, воспитание навыков бережного отношения к вещам.
|
Дома дети в течении всего года собирают (фантики о конфет, сделанные своими руками поделки, рисунки, маленькие игрушки из киндер сюрпризов, цветы, значки…). В марте месяце дети приносят свои коллекции в детский сад и показывают друг другу, тем самым вызывают интерес, побуждают детей, которые ничего не коллекционировали тоже начать что-нибудь собирать.
Алиса собрала коллекцию игрушек из киндер сюрприза, Намжилма – коллекцию различных ручек,
Терентий собрал очень много различных солдатиков.
|
8.03.
2014.
|
Международный женский день
|
Разучивание песен про маму и бабушку. Стихотворений.
Изготовление открыток маме или бабушке на праздник. Продуктивный вид деятельности.
|
Нет никаких трудностей.
|
9.04.
2014-
16.04.
2014.
|
Подарки друг другу сделанные своими руками.
|
Осознание ребёнком собственной значимости, установление в группе благоприятного климата.
Раздаётся материал для подарка (клей, цветная бумага, пластилин, краски …) и отводится время. Дети приступают к выполнению задуманного. Перед этим занятием проводится подготовительное занятие-замысел. Ребятки обдумывают, что и кому бы они хотели бы подарить. Может быть это будет подарок из дома, а может быть он будет сделан своими руками. В свою очередь воспитатели говорят, что подарок, сделанный своими руками гораздо приятнее принять, нежели купленный в магазине.
|
Дети с огромным удовольствием придумывают поделки и делают их с любовью для своих друзей.
Детки очень стараются, естественны воспитатели помогают им. Если появился ребёнок, которому никто не готовит подарок, я сама делаю ему подарок.
Мама Артёма Федосеева рассказала, сто сын пришёл домой и сделал ей и бабушке подарки невзначай и подарил. Естественно им было очень приятно. Вот так традиция нашей группы вошла в семью Артёма Федосеева. А Алексей сделал подарок дома своему младшему братику.
Иногда, дети в группе разворачивают сюжетно-ролевую игру с использованием подарков, которые они сделали друг другу.
|
По расписанию старшего педагога
|
Участие группы в делах всего дошкольного учреждения
|
Развивать чувства сопричастности с коллективом детского сада.
Сделали коллективную работу и отправили на конкурс от нашей группы. Место правда никакого не заняли, но зато участвовали в конкурсе.
|
Дети с удовольствием вырезали снегирей и приклеивали на веточки, они знали, что работа поедет на конкурс и азарта у детей прибавилось. Кира даже сделала маленького снегиря. А Алексей сам нарисовал и приклеил кормушку для птиц.
|
Более подробно наша работа описана в конспектах, которые будут представлены далее.
|
|
|