|
Кто в группе риска? Обзор методов психологической диагностики зависимого поведения
Кто в группе риска? Обзор методов психологической диагностики зависимого поведения.
|
Один из самых распространенных терминов, которым пользуются специалисты в области профилактики каких-либо заболеваний и состояний (врачи, педагоги, психологи, специалисты по социальной работе) – это термин «группа риска».
Применительно к проблеме употребления психоактивных веществ подростками и молодежью это означает, что перед специалистами стоит задача выявления несовершеннолетних группы риска – то есть тех, кто в высокой долей вероятности может начать злоупотреблять алкоголем или наркотиками.
С помощью каких методов можно выявить возможную склонность учеников к развитию зависимости от психоактивных веществ?
Чаще всего в условиях образовательного учреждения к «группе риска» принято относить тех учащихся, поведение которых противоречит принятым нормам и правилам: например, учащихся, для которых характерны пропуски занятий, нарушения дисциплины, сниженная успеваемость. Нередко это дети из «особых» семей – неполных, многодетных, опекунских. К «группе риска» относят и тех учеников, которые проживают в неблагополучных семьях – например, в семьях, где кто-то из родителей злоупотребляет алкоголем и не справляется с родительскими обязанностями.
Такой подход в некоторой степени оправдан: действительно, школьная неуспеваемость и нарушения поведения часто бывают «прелюдией» к более серьезным проблемам – таким, как правонарушения и злоупотребление алкоголем и наркотическими веществами. Вот как описывают этот процесс специалисты: «Серьезные нарушения адаптации у таких детей возникали уже в младшем школьном возрасте, происходили неудачи в осуществлении ведущей для младших школьников учебной деятельности, в результате чего страдали самооценка, самоуважение, ребята отделялись и выпадали из школьного коллектива; миновала их и внешкольная воспитательная работа, поэтому при наступлении подросткового кризиса они легко и без особых раздумий в качестве подходящего предмета новых возрастных потребностей выбирали «уличную» компанию, в которой обязательным, существенным, а затем и стержневым моментом групповой жизни становились регулярные выпивки со всеми вытекающими последствиями, вплоть до возникновения алкогольной болезни»1 .
Еще один подход в выявлении детей и подростков группы риска зависимого поведения заключается в оценке их вовлеченности в употребление психоактивных веществ. В данном случае делаются попытки выявить опыт проб алкоголя и наркотиков, оценить частоту употребления и сделать выводы о степени риска развития зависимости. Как правило, в этих целях проводится анкетирование учащихся; анкеты могут включать вопросы на следующие темы:
- Опыт табакокурения (возраст начала курения, регулярность курения, отказы от курения);
- Опыт употребления алкогольных напитков (возраст первой пробы алкоголя, вид предпочитаемого напитка, оценка привлекательности алкогольного опьянения, регулярность употребления алкоголя, дозировка и ситуации употребления, мотивация употребления алкоголя);
- Опыт употребления наркотических веществ (осведомленность учащихся о различных наркотических веществах, возраст первой пробы и вид наркотического вещества, ситуация приобщения, регулярность употребления).
Также могут исследоваться представления учащихся о вреде оценка риска отрицательных последствий употребления психоактивных веществ, отношение к людям, злоупотребляющим алкоголем и наркотиками и т.п.
При составлении подобным анкет, педагогам следует быть особенно осторожными: важно не допустить вопросов, провоцирующих любопытство и не соответствующих возрасту и жизненному опыту учащихся. Кроме того, достоверность подобных анкет в условиях образовательного учреждения достаточно сомнительна: учащиеся часто склонны давать социально желательные ответы из-за опасений последующих санкций со стороны педагогов. Другие подростки, напротив, могут преувеличивать свой опыт употребления психоактивных веществ и даже бравировать им. Большей достоверности можно достичь при анонимном анкетировании независимыми специалистами при проведении массовых исследований с большим охватом учащихся. В этом случае исследователи могут получить общую картину степени приобщения учащихся к употреблению психоактивных веществ в образовательном учреждении, однако, задача выявления подростков «группы риска» таким образом не решается.
При доверительных отношениях со специалистом, занимающимся профилактикой зависимого поведения в школе и при условии соблюдения конфиденциальности, ученикам старших классов могут быть предложены специальные тесты, направленные на выявление степени их вовлеченности в употребления алкоголя или наркотиков.
Вот пример такой методики для старших подростков:
Тест-опросник «Аддиктивная склонность2 »
Поставьте «галочку» напротив выбранного утверждения в случае Вашего согласия.
После выполнения теста подсчитайте общую сумму баллов.
№
|
Утверждение
|
|
1
|
Если человек в меру и без вредных последствий употребляет возбуждающие и влияющие на психику вещества - это нормально.
|
|
2
|
Человек должен иметь право выпивать, сколько он хочет и где он хочет.
|
|
3
|
Некоторые правила и запреты можно отбросить, если чего-нибудь сильно захочешь.
|
|
4
|
Мне бы понравилась работа официантки в ресторане/дегустатора вин.
|
|
5
|
Я часто испытываю потребность в острых ощущениях.
|
|
6
|
Среди моих знакомых есть люди, которые пробовали одурманивающие токсические вещества.
|
|
7
|
Правы люди, которые в жизни следуют пословице: «Если нельзя, но очень хочется, то можно».
|
|
8
|
Бывало, что я случайно попадал(а) в неприятную историю или драку после употребления спиртных напитков.
|
|
9
|
Бывали случаи, когда мои родители, другие люди высказывали беспокойство по поводу того, что я немного выпил(а)
|
|
10
|
Когда люди стремятся к новым, необычным ощущениям и переживаниям, это нормально.
|
|
11
|
Чтобы получить удовольствие, стоит нарушить некоторые правила и запреты.
|
|
12
|
Мне нравится бывать в компаниях, где в меру выпивают и веселятся.
|
|
13
|
Бывало, что у меня возникало желание выпить, хотя я понимал(а), что сейчас не время и не место.
|
|
14
|
Сигарета в трудную минуту меня успокаивает.
|
|
15
|
Удовольствие - это главное, к чему стоит стремиться в жизни.
|
|
16
|
Вредное воздействие на человека алкоголя и табака сильно преувеличивают.
|
|
17
|
Секс должен занимать в жизни молодежи одно из главных мест.
|
|
18
|
Я бы попробовал(а) какое-нибудь одурманивающее вещество, если бы твердо знал(а), что это не повредит моему здоровью и не повлечет наказания.
|
|
19
|
Мои друзья рассказывали, что в некоторых ситуациях они испытывали необычные состояния: видели красочные интересные видения, слышали странные необычные звуки и др.
|
|
20
|
В последнее время я замечаю, что стал(а) много курить. Это как-то помогает мне, отвлекает от забот и тревог.
|
|
21
|
Бывало, что по утрам (после того, как я накануне употреблял(а) алкоголь) у меня дрожали руки, а голова просто раскалывалась.
|
|
22
|
Не могу заставить себя бросить курить, хотя знаю, что это вредно.
|
|
23
|
Часто в состоянии опьянения я испытывал(а) чувство невесомости, отрешенности от окружающего мира, нереальности происходящего.
|
|
24
|
Мне неприятно вспоминать и говорить о ряде случаев, которые были связаны с употреблением алкоголя.
|
|
25
|
Мои друзья умеют хорошо расслабиться и получить удовольствие.
|
|
26
|
В последнее время, чтобы не «сорваться», я вынужден(а) был(а) принимать успокаивающие препараты.
|
|
27
|
Я пытался (пыталась) избавиться от некоторых пагубных привычек.
|
|
28
|
Употребляя алкоголь, я часто превышал(а) свою норму.
|
|
29
|
Мне нравится состояние, которое возникает, когда немного выпьешь.
|
|
30
|
У меня были неприятности в школе в связи с употреблением алкоголя.
|
|
|
Итого:
|
|
Интерпретация полученных результатов:
• до 13 баллов – риск зависимого поведения не выражен
• от 14 до 16 баллов – умеренно выраженный риск зависимого поведения
• от 17 баллов и более – выраженные признаки склонности к зависимому поведению
Для определения степени никотиновой зависимости (для курящих) можно использовать Тест Фагерстрема3
Вопрос
|
Варианты ответов
|
Баллы
|
Сколько времени проходит после утреннего пробуждения, прежде чем Вы закуриваете первую сигарету?
|
В течении первых 5 минут
|
3
|
От 6 до 30 минут
|
2
|
От 31 до 60 минут
|
1
|
Более часа
|
0
|
Тяжело ли Вам воздерживаться от курения в тех местах, где оно запрещено?
|
Да
|
1
|
Нет
|
0
|
От какой сигареты в течение дня Вам труднее всего отказаться?
|
От утренней
|
1
|
От последующей
|
0
|
Сколько сигарет в день Вы выкуриваете?
|
10 или менее
|
0
|
От 11 до 20
|
1
|
От 21 до 30
|
3
|
более 30
|
3
|
Курите ли Вы в первой половине дня больше, чем во второй?
|
Да
|
1
|
Нет
|
2
|
Курите ли Вы во время болезни, когда Вы должны придерживаться постельного режима?
|
Да
|
1
|
Нет
|
0
|
Сумма баллов
|
|
|
Результаты теста:
• 0 – 3 балла – низкий уровень зависимости. При прекращении курения основное внимание следует уделять психологическим факторам.
• 4 – 5 баллов – средний уровень зависимости. Использование препаратов замещения никотина весьма желательно.
• 6 – 10 баллов – высокий уровень зависимости. Резкий отказ от курения может вызвать довольно неприятные ощущения в организме. Справиться с этими ощущениями помогут препараты замещения никотина, хотя не стоит полагаться исключительно на их действие.
Анкеты и опросники, направленные на выявление учащихся группы риска формирования зависимостей, могут быть адресованы не только самим учащимся. Оценку поведению подростков могут дать и родители.
Вот пример подобной анкеты (речь идет об употреблении наркотиков).
Анкета для раннего выявления родителями зависимости у подростков4 .
1. Обнаруживали ли Вы у ребенка:
Вопросы
|
Баллы
|
Снижение успеваемости в школе в течение последнего года
|
50
|
Неспособность рассказать вам о том, как протекает общественная жизнь в школе
|
50
|
Потерю интереса к спортивным и другим внеклассным мероприятиям
|
50
|
Частую, непредсказуемую смену настроения
|
50
|
Частые синяки, порезы, причины появления которых он не может объяснить
|
50
|
Частые простудные заболевания
|
50
|
Потерю аппетита, похудание
|
50
|
Частое выспрашивание денег
|
50
|
Понижение настроения, негативизм, критическое отношение к обычным вещам и событиям
|
50
|
Самоизоляцию, уход от участия в семейной жизни
|
50
|
Скрытность, уединенность, задумчивость, длительное прослушивание музыкальных записей
|
50
|
Позицию самозащиты в разговоре об особенностях поведения
|
50
|
Гневливость, агрессивность, вспыльчивость
|
50
|
Нарастающее безразличие, потерю энтузиазма
|
100
|
Резкое снижение успеваемости
|
100
|
Татуировки, следы ожогов сигаретой, порезы на предплечьях
|
100
|
Бессонницу, повышенную утомляемость, сменяющуюся необъяснимой энергией
|
100
|
Нарушения памяти, неспособность мыслить логически
|
100
|
Отказ от утреннего туалета, незаинтересованность в смене одежды и т.п.
|
100
|
Нарастающая лживость
|
100
|
Чрезмерно расширенные или узкие зрачки
|
200
|
Значительные суммы денег без известного источника дохода
|
300
|
Частый запах спиртного или появление запаха гашиша от одежды
|
300
|
Наличие шприца, игл, флаконов, закопченной посуды, марганца, уксусной кислоты, ацетона, растворителей
|
300
|
Наличие неизвестных таблеток, порошков, соломы, травы и т.п
|
300
|
Состояние опьянения без запаха спиртного
|
300
|
Покраснение глазных яблок, коричневый налет на языке, следы от уколов
|
300
|
2. Слышали ли Вы от ребенка:
Вопросы
|
Баллы
|
Высказывание о бессмысленности жизни
|
50
|
Разговоры о наркотиках
|
100
|
Отстаивания своего права на употребление наркотиков
|
200
|
3. Сталкивались ли Вы со следующим:
Вопросы
|
Баллы
|
Пропажей лекарств из аптечки
|
100
|
Пропажей денег, ценностей, книг, одежды и т.д.
|
100
|
4. Случалось ли с Вашим ребенком:
Вопросы
|
Баллы
|
Задержание в связи с употреблением опьяняющих средств на дискотеках, вечерах и т.д.
|
100
|
Задержание в связи с вождением автотранспорта в состоянии опьянения
|
100
|
Совершение кражи
|
100
|
Арест в связи с хранением, перевозкой, приобретением или сбытом наркотиков
|
300
|
Другие противоправные действия, происходящие в состоянии опьянения в (том числе алкогольного)
|
100
|
Если Вы обнаружили более чем 10 признаков и их суммарная оценка превышает 2000 баллов, можно с большой вероятностью предположить химическую зависимость.
Еще один подход при выявлении учеников группы риска склонности к зависимому поведению заключается в диагностике личностных особенностей, увеличивающих вероятность приобщения подростков к употреблению психоактивных веществ.
Традиционно такими чертами считаются: инфантилизм, внушаемость и подражательность, ригидность и упрямство, прогностическая некомпетентность, наивность, любопытство и высокая поисковая активность, максимализм, яркость воображения, нетерпеливость, склонность к риску и «вкусу опасности», страх быть покинутым.
Некоторые из этих особенностей учтены в диагностическом опроснике Завьялова В.Ю., заполнять который могут как родители, так и педагоги.
Опросник выявления предрасположенности
к аддиктивному (зависимому) поведению.
1. Проявляет ли подросток низкую устойчивость к психическим перегрузкам и стрессам?
2. Проявляет ли часто неуверенность в себе и имеет низкую самооценку?
3. Испытывает ли трудности в общении со сверстниками на улице?
4. Тревожен, напряжен ли в общении в учебном заведении?
5. Стремится ли к получению новых ощущений, удовольствий быстрее и любым путем?
6. Зависит ли от своих друзей, легко ли подчиняется мнению знакомых, готов ли подражать образу жизни приятелей?
7. Имеет ли отклонения в поведении, вызванные травмами головного мозга, инфекциями, либо врожденными заболеваниями (в том числе связанными с мозговой патологией)?
8. Свойственны ли ему непереносимость конфликтов, стремление уйти в иллюзорный мир благополучия?
9. Отягощена ли наследственность наркоманиями или алкоголизмом?
Обработка результатов теста:
Ответ «да» на вопросы №№ 1, 2, 3, 4 – по 5 баллов.
Ответ «да» на вопросы №№ 6, 8 – по 10 баллов.
Ответ «да» на вопросы №№ 5, 7, 9 – по 15 баллов.
Если в результате набрано:
0-15 баллов: подросток не входит в «группу риска»
15-30 баллов: средняя вероятность, требуется повышенное внимание
Свыше 30 баллов: подросток находится в «группе риска» и предрасположен к аддиктивному поведению.
Диагностика склонности к зависимому поведению и выявление подростков «группы риска» - это начальный этап деятельности по профилактике и коррекции зависимого поведения. Именно полученные результаты подскажут педагогам и психологам направления дальнейшей деятельности и помогут в последующем оценить эффективность проведенной с детьми и подростками профилактической работы.
Корчагина Юлия, психолог, канд. психол. наук.
http://www.psycenter.ru/kto-v-gruppe-riska-obzor-metodov-psihologicheskoy-diagnostiki-zavisimogo-povedeniya
1 Копыт Н.Я. и Сидоров П.И. Профилактика алкоголизма. – М.: Медицина, 1986.
2 В.В. Юсупов, В.А. Корзунин. Психологическая диагностика зависимого поведения. – СПб.: Речь, 2007.
3 Цит. по Егоров А.Ю., Игумнов С.А. Расстройства поведения у подростков. – СПб.: Речь, 2005.
4 Цит. по Змановская Е.В, Девиантология (психология отклоняющегося поведения) – М.: Академия, 2003
|
http://www.psycenter.ru/kto-v-gruppe-riska-obzor-metodov-psihologicheskoy-diagnostiki-zavisimogo-povedeniya
|
|
|