|
Грани воспитания ответственности
Рекомендации
-
Договоритесь о новых правилах или эксперименте, в котором будет участвовать Ваш ребенок ежедневно. (Например: «С сегодняшнего дня, в нашем доме будут такие правила……»).
В семье должна быть одна линия воспитания. Если мама не разрешает чего-то делать, а папа, наоборот, разрешил, то ребенок это примет к сведению, и в следующий раз он поступит также.
-
Некоторые виды деятельности, следует выполнять вместе с ребенком, но и присутствие самостоятельных видов деятельности, должно иметь место.
Грани воспитания ответственности
1. Ребёнок должен ощущать себя равноправным членом семьи. Должен знать, что окружающие нуждаются в нём.
2. Не надо торопить, позвольте ребёнку выполнить ответственное задание в удобном для него темпе. А если у него не получается как нужно, ваша задача - убедить, что он растёт, учится, каждый день у него прибавляется и опыта, и умения.
3. Вместо того чтобы делать замечания и ругать за плохо выполненную работу (или за некорректный поступок), сделайте так, чтоб ребёнок на собственном опыте узнал, к каким результатам ведёт безответственность.
4. Поручайте ему посильное дело, чтобы он понимал: если не выполнит, подведёт и себя, и других. Не надо, жалея ребёнка, брать всю ответственность на себя.
5. Поначалу дети легко забывают о том, что им поручили. Придумайте какие-либо сигналы «напоминалки». Например, звонок будильника или картинка (в тему).
6. Родители часто не подозревают, что дети способны и на большее. Если вы никогда не советуетесь с ребёнком и раз за разом поручаете ему слишком простенькие и однообразные занятия, он может посчитать (и посчитает), что ему не доверяют, он слишком маленький...
7. Когда ребёнок не справился с работой или повёл себя безответственно, постарайтесь понять его и показать, как надо делать. Покажите, что вы тоже заинтересованы в том, чтобы у него всё получалось как надо, что вы понимаете его, верите в его силы.
8. Постарайтесь сделать так, чтобы у ребёнка забота о других (и забота о себе тоже) связывалась с положительными эмоциями.
Трудно вырабатывать ответственность у ребёнка, если:
- Если вы постоянно требуете больше того, что ребёнок способен сделать, - это убивает чувство ответственности буквально на корню.
- Если вы не проверяете, не контролируете. Сам себя контролировать он пока не может.
- Если забываете поощрять (благодарить, награждать, отмечать, хвалить).
- Если никогда не советуетесь с ребёнком. Не надо думать, что «он такое насоветует!».
Изначально дети хотят быть хорошими и очень гордятся, когда им доверяют и спрашивают их мнения.
Давайте помнить, что, даже если родители не задумываются о своих приоритетах, они бессознательно передают их детям своими словами и действиями. Как все настоящее, настоящая ответственность не насаждается извне, с помощью угроз и наград, она бережно взращивается, она идет изнутри, от сердца маленького человека.
И подкрепляется нашим ежедневным примером.
Как воспитать самостоятельность
Не вмешивайтесь в дело, которым занят ребенок, если он не просит помощи. Своим невмешательством вы будете сообщать ему: «С тобой все в порядке! ты, конечно, справишься!»
Если ребенку трудно, и он готов принять вашу помощь, обязательно помогите ему.
Постепенно, не неуклонно снимайте с себя заботу и ответственность за личные дела вашего ребенка и передавайте их ему.
Позволяйте вашему ребенку встречаться с неприятными отрицательными последствиями своих действий (или бездействия), только тогда он будет взрослеть и становиться «сознательным».
Как привить самостоятельность при выполнении домашних заданий?
Первый этап. Как можно больше заданий выполняйте вместе с ребёнком. Старайтесь понять, каких знаний, навыков ему не хватает. Нет ли у него неправильных способов, привычек в работе. Помогайте восполнить пробелы и избавиться от неправильных способов действия.
Второй этап. Часть работы ребёнок выполняет сам. Но вы должны быть уверены, что с этой частью работы он справится. Скорее всего, сначала это будет небольшая часть, но ребёнку необходимо ощущение успеха. Оцените с ним результат. После каждой самостоятельно и успешно выполненной части положительно оценивайте. Через какое-то время вы вместе с ребёнком убедитесь, что правильно сделанная часть увеличивается с каждым днём.
Третий этап. Постепенно самостоятельная работа расширяется до того, что ребёнок сам выполняет все уроки. Ваша поддержка на этом этапе скорее психологическая. Вы находитесь неподалеку, занимаетесь своими делами. Но готовы прийти на помощь, если понадобится. Проверьте сделанное. Смысл этого этапа – ребёнок убеждается, что он уже очень многое может сделать сам, но вы всегда его поддержите.
Четвёртый этап. Ребёнок работает самостоятельно. Он уже знает, сколько времени уйдёт на то или иное задание. Вы можете в это время отсутствовать. Смысл этого этапа в том, что ребёнок старается преодолеть все трудности сам. Откладывать до вашего появления можно только самое трудное. Вы проверяете сделанное. Не затягивайте с самостоятельным выполнением уроков. Достаточно затянуть с этим, и ребёнок к этому привыкнет на все ближайшие годы. И не стоит потом удивляться, придя вечером с работы, что чадо за уроки и не принималось, мотивируя, что взрослых не было дома. Или тому, что ребёнок прослушал объяснение учителя на уроке. А зачем? Мама или папа вечером объяснит всё заново.
- Отучите себя от привычки немедленно исправлять каждую ошибку ребёнка, если сидите рядом с ним. Просто попросите его остановиться, пусть сам попробует найти ошибку.
- Выработайте у ребёнка положительный настрой на приготовление домашних заданий.
|
|
|