Главная страница

«От красоты окружающего мира к красоте души»


Скачать 89.49 Kb.
Название «От красоты окружающего мира к красоте души»
Дата 06.04.2016
Размер 89.49 Kb.
Тип Документы


Концепция воспитательной системы.

5 класс

Классный руководитель: Зеленкова Г.В.
Тема: «От красоты окружающего мира к красоте души»
Содержание:
1. Краткая психолого-педагогическая характеристика класса.

2. Ценностно-смысловое ядро воспитательной системы класса.

3. Механизм функционирования и построения воспитательной системы класса.

4. Критерии и способы изучения эффективности воспитательной системы.

1. КРАТКАЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КЛАССА
В 5 классе обучается 20 учащихся, из них 7 девочек и 13 мальчиков.

Возраст детей: 11 лет

Все дети физически развиты.

Первый год работы с данным классом.

За время проделанной работы выяснилось, что классный коллектив слаженный, отношение между детьми хорошее.

Работоспособность класса отличная. Дети очень любознательные и общительные. На контакт с взрослыми идут легко.

Все дети учатся в меру своих возможностей: 9 хорошистов, двое имеют по одной тройки.

Дисциплина в классе хорошая, но порой приходится ее сдерживать на некоторых уроках, так дети бывают не в меру загружены и от безделья начинают шуметь, поэтому надо учителям работающим в классе готовить индивидуальные задания.

Контроль за успеваемостью ведет учебный сектор и классный руководитель, организовывается взаимоконтроль по проверке домашнего задания, своевременно проверяются дневники, выставляются оценки.

Пропуски уроков присутствуют, но они по уважительной причине.

50% ребят ходят на танцевальный в ДК. 50% занимаются в спортивных секциях. А также 3 ч. занимаются дельтопланиризмом, 2ч –в музыкальной школе, 30%- кружок «Умелые руки»

Мероприятия в классе проходят на высоком уровне ,дети с удовольствием готовится к ним.. Во всех общешкольных мероприятиях дети принимали участия.

Актив класса выполняет все что положено и оказывает большую помощь классному руководителю

.Каждый воспитанник этого класса – это личность. Можно отметить,

что в классе не один лидер и это не влияет на сплоченность ребят у них

практически все разногласия решаются путем мирного диалога.

Родители оказывают помощь классному руководителю в едином деле-воспитании детей.

2. ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОЕ ЯДРО ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ КЛАССА
Методологической основой воспитательной деятельности в классе является парадигма гуманистического личностно-ориентированного обучения и воспитания ребенка, основанного на понимании красоты и уникальности каждой личности.

Личностно-ориентированное воспитание – это процесс сохранения и обеспечения здоровья ребенка, развитие его природных способностей - ума, нравственных и этических чувств, потребности в деятельности, овладение опытом общения с людьми, природой, искусством.

Основные педагогические механизмы – это воздействие красотой слова и примером общения, чувственное познание жизни и узнавание ценностей культуры, этическое сопереживание.

Ключевыми понятиями, характеризующими сущность воспитательной системы класса являются: добро, доброта, красота, истина, доверие, уважение, самостоятельность, индивидуальность, коллектив, сила души, взаимопомощь, милосердие, послушание, честность, порядочность, родная природа, родная школа, семья.

Необходимо сделать так, чтобы эти ценности красоты "пронизывали все стороны деятельности, общения и отношений в классном коллективе, стали составляющими его «духа», а затем превратились в ценностные ориентиры личности каждого ребенка".

Главной целью воспитательной работы считаю - создание красоты общения, восприятия, самопознания, самовыражения для здорового морально-психологического климата, атмосферы уважения и доверия, чтобы каждый ребенок чувствовал в себе и окружающем мире прекрасное, доброе, вечное

Упор на развитие 5 потенциалов красоты личности: нравственной, познавательной, коммуникативной, художественной, физической


Кредо классного руководителя:

  • принимать ребенка таким, каков он есть, с его слабостями и недостатками, стремлениями и темпераментом;

  • увидеть, разглядеть, не пропустить в ребенке его красоту, и дать импульс к стремлению совершенствовать её и нести прекрасное в окружающий мир.

  • для воспитания детей нужен не великий ум, а большое сердце

  • главное – идти вместе с детьми по пути познания красоты, именно вместе, а не рядом, именно участвуя, а не наблюдая, и привести их от красоты окружающего мира к красоте души.


Задачи:

  • содействовать развитию эмоциональной сферы детей, формированию ценностных отношений к нормам культурной жизни;

  • способствовать формированию ценностного отношения к красоте природы, как общему дому человечества;

  • приобщать к истории и культуре Отечества, знакомить с обычаями и традициями наших предков, изучать историю родного края, понимая и принимая красоты малой Родины и всей России.

  • развивать творческие способности детей, воспитывать трудолюбие через конкретные дела.

  • организация единого воспитательного пространства, разумно сочетающего внешние и внутренние условия воспитания школьников, атмосферу школьной жизни, отношения между членами микрогрупп;

  • развитие самоуправления школьников, предоставление им реальной возможности участия в управлении образовательным учреждением, в деятельности творческих и общественных объединений различной направленности;

  • содействие формированию сознательного отношения учащихся к своей жизни, к красоте здоровья, а также к жизни и здоровью окружающих людей;

  • вовлечение учащихся в систему дополнительного образования с целью обеспечения самореализации личности;

  • создание условий для участия семей учащихся в воспитательном процессе, развития родительских общественных объединений, повышения активности родительского сообщества; привлечение родительской общественности к участию в соуправлении школой;

  • воспитание учеников в духе демократии, личностного достоинства, уважения прав человека, гражданственности, патриотизма.


3. МЕХАНИЗМ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ И ПОСТРОЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ КЛАССА
Главным системообразующим фактором служит совместная и индивидуальная деятельность учащихся, которая носит творческий индивидуально-личностный характер.

Каждая личность уникальна и красива, каждый по- своему воспринимает окружающий мир. Атмосфера доверия и дружеское расположение к ребенку дают возможность раскрыть его внутренний мир, позволяют научить делиться своими проблемами.

Главное – создание атмосферы морально- психологического климата, творческой атмосферы, доброжелательного стиля отношений – всего того, что способствует развитию коллектива в целом.
Годовой круг традиционных дел:
День Знаний, походы, экскурсии «К красоте природы», Новый год,

«Рыцарский турнир», «День матери», «Дни Красоты!», «Поздравление девочек, мам и бабушек с 8 Марта», встреча с защитниками Отечества, участниками Великой Отечественной войны, «Безопасное колесо»;экскурсии: в музеи, посещение выставок ;

конкурсы рисунков, стихов, поделок.

Формирование самоуправленческих начал в жизни класса.

Самоуправление осуществляется посредством создания и работы советов дела при подготовке и проведении классных и общешкольных мероприятий, чередования групповых творческих поручений.

Основные внутренние и внешние связи классного сообщества (ученики – учитель – другие учителя – другие классы) базируются на следующих принципах:
Принципы воспитательной работы:

много знать – красиво;

помогать друг другу – красиво;

жить в уютной обстановке – красиво;

не делать другим того, чего не желаешь себе;

творить для других добро, если для этого есть возможности.


Механизмы формирования образа жизни:

Норм культурной жизни великое множество, но у всех единое основание – истина, добро и красота. Учащиеся 5 класса уже в состоянии понять: если я несу людям своими словами и поступками истину, добро, красоту, значит, я следую нормам культурной жизни.

Формирование образа жизни - пошаговое движение. Способность осознания, оценочной рефлексии, определение и принятие образа жизни требует определенной интеллектуальной, духовной, душевной зрелости, того, что выливается в жизненный опыт.
4. КРИТЕРИИ И СПОСОБЫ ИЗУЧЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
Вся деятельность по моделированию, построению и развитию воспитательной системы класса направляется на то, чтобы учащийся в течение всего периода обучения в среднем звене смог развить красоту личностных качеств, необходимых в дальнейшем для комфортного пребывания и успешного обучения в старшем звене, освоил нормы культурной жизни.

Для определения эффективности процесса воспитания необходимо сопоставить достигнутые результаты с поставленной целью.

В качестве главного критерия оценки результативности воспитательной системы может выступить воспитанность учащегося, ее изменение из года в год. Если целевым ориентиром воспитания является личность, способная строить жизнь, достойную человека, то следовательно, основание такой жизни – истина, добро, красота - могут выполнить роль показателей воспитанности школьников.

Для более целостного и деятельного анализа и оценки результативности воспитательного процесса можно использовать такие показатели:

  • Красота внешнего облика человека;

  • Красота физического и психического развития детей;

  • Красота поведения;

  • качественность разнообразной деятельности учащихся;

  • способности и самочувствие детей;

  • ценностные предпочтения;

  • отношение ребенка к своему «Я»;

  • проявление индивидуальности каждого ученика и классного сообщества в целом;

  • сформированность классного коллектива;

  • сформированность нравственного, познавательного, коммуникативного, художественного и физического потенциала личности школьника.


Предполагаемые результаты деятельности:
- понимание учащимися ценности человеческой жизни, справедливости, бескорыстия;

- уважение человеческого достоинства, милосердие, доброжелательность;

- умение увидеть прекрасное в окружающей жизни, участие в различных кружках, в художественной самодеятельности;

- осознание учеником роли знаний в жизни человека;

- умение пользоваться правами ученика, выполнение роли хозяина в школе, поддерживающего обстановку доброжелательности и радости общения, уважения друг к другу;

- формирование ценностного отношения своей малой и большой Родине, убежденность учащихся в том, что настоящий гражданин гордиться своей Родиной, изучает ее историко-культурное и духовное наследие, верен своему гражданскому долгу и готов к защите Отечества;

- воспитание экологической культуры, учащиеся должны серьезно задуматься над своим существованием на планете Земля и над тем, как ее сохранить,

- получение хорошей базы для самоопределения и профориентации.
5 потенциалов личности школьника:
1. нравственный (ценностный) потенциал: восприятие и понимание учащимися таких ценностей, как «семья», школа, учитель, Родина, природа, дружба со сверстниками, уважение к страшим, потребность выполнять правила для учащихся, умение различать хорошие и плохие поступки людей, правильно оценивать свои действия и поведение одноклассников, соблюдать порядок и дисциплину в школе, общественных местах, правила уличного движения;

2. познавательный потенциал: наблюдательность, активность и прилежание к учебному труду, устойчивый интерес к познанию;

3. коммуникативный потенциал (овладение простейшими коммуникативными навыками): умение говорить и слушать, способность сопереживать, сочувствовать, проявлять внимание к другим людям, животным, природе;

4. художественный потенциал: эстетическая восприимчивость предметов и явлений в окружающей природной и социальной среде, наличие личностного (собственного, индивидуального) эмоционально окрашенного отношения к произведениям искусства, к элементам русской народной культуры;

5. физический потенциал: соблюдение режима дня и правил личной гигиены, стремление стать (быть) сильным, быстрым, ловким, закаленным.

Результативность воспитательной системы – это мера соответствия развития ценностных отношений ребенка и его разносторонних функций, обеспечивающих полноту человеческой жизни, тому уровню культуры, которого достигло человеческое общество на данный момент своего исторического развития. Смысл в том, чтобы уже в школьные годы учащиеся отучались от бездумного существования и точно знали, как строить жизнь, руководствуясь принципам истины, добра и красоты.
Л И Т Е Р А Т У Р А

Гуткина Л.Д. Планирование и организация воспитательной работы в школе. М. Центр «Педагогический поиск»,2002 г.

Кузнецова Л.В. Воспитательная работа в школе. М. «Школьная пресса», 2002

Семенов Г.С. Организация воспитательной работы в школе. М. « Школьная пресса», 2002.

Кульневич С.В. Воспитательная работа в школе. Ростов – на Дону: ТЦ «Учитель», 2001.

Шилина З.М. Классный руководитель: искусство воспитания. М. 1997.

Созонов В.П. Организация воспитательной работы в классе. М. «Педагогический поиск», 2000г.

Сергеева В.П. Классный руководитель в современной школе. М 2001.

Дружинин И.А. Заботы и радости классного руководителя. М. «Просвещение»,1982.

Гордин Л.Ю. Организация классного коллектива. М. «Просвещение», 1984.

Щуркова Н.Е. Классное руководство: рабочие диагностики. М. 2001.

Болдырев Н.И. Классный руководитель. М. «Просвещение», 1978.

Макаренко А.С. О воспитании. М. 1988.

Питюков В.Ю. Основы педагогической технологии. М. 1997.

Журнал «Классный руководитель» (1997 – 2005 гг.)

Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя. (1 – 4 кл.) М. 2003.

Дереклеева НИ. Родительские собрания. (1 – 4 кл.). М. 2004.

Иванов АВ. Современный подход к содержанию деятельности классного руководителя и развитие его педагогической культуры. М. 2005.