|
Эмоциональное воспитание учащегося на уроках музыки в общеобразовательной школе
Никитина Лариса Петровна
Ленинградская область Всеволожский район МОБУ «Агалатовская СОШ»
Эмоциональное воспитание учащегося на уроках музыки в общеобразовательной школе.
Музыка это особая сфера искусства. Глубокое ее понимание требует от слушателя определенных усилий, подготовки и развитой эмоциональной культуры. Музыка искусство выразительное, передает информацию и переживания посредством ярких художественных образов. Вся звуковая сторона музыки все ее бесконечное разнообразие – есть средство выражения духовного мира: важной его части – эмоций, чувств, настроений. Музыка вселяет в человека мысль о величии и красоте природы, напоминает о жизненных радостях и горестях, воспевает волю и мужество героев, вступающих в неравный бой со стихиями и роком, заставляет слушателя сопереживать их неудачам и ликовать по случаю победы. Музыка способна раскрыть самые сокровенные тайны души, чувства и настроения.
Музыка очень разнообразна. Так называемая легкая, популярная развлекательная музыка создается для отдыха и часто воспринимается как фоновое сопровождение повседневной жизни. Классическая музыка это более сложная область профессионального музыкального искусства. Она обращает мысли слушателя к вечным вопросам бытия, поднимает нравственные, религиозные и философские проблемы. Джаз и рок-музыка другая важная область музыкального творчества. Человек через джаз и рок воспринимает новейшую эпоху, жизнь, резко изменившихся за счет технического прогресса, мировых войн и общественных катастроф. Существует множество разновидностей джаза и рока. Некоторые близки развлекательной музыке, другие по сложности восприятия приближаются к классическим произведениям и требуют более серьезного слушателя. Однако в любом случае правильное понимание музыки требует от человека особой эмоциональной подготовки. Только в этом случае перед слушателем откроется чудесный мир, наполненный звуками полными покоряющей одухотворенностью и красотой.
Именно красота одна из наиболее значимых категорий эмоциональной культуры. Однако общеизвестно, что далеко не все люди способны понимать мир красоты, наслаждаться очарованием природы, волшебными звуками музыки, тонкой вязью слов. Подобная неполнота духовного восприятия жизни не является случайной. Умение воспринимать красоту окружающего мира формируется в период детства. Доказано, что все упущения в эмоциональном воспитании ребенка невозможно возместить ни в годы юности, ни тем более в пору зрелости. Если любовь к красоте и восторг перед ее многогранностью не приходит к человеку в детстве, то, как правило, уже не приходит никогда, или носит поверхностный, умозрительный характер. Поэтому основная задача педагогического процесса в современной школе – всестороннее развитие ребенка, то есть развитие не только интеллектуальной, физической, но и психической, эмоциональной составляющей его личности.
Ребенок имеет право коснуться истории художественного переживания и выразительности музыки, поскольку музыка это не фиксированные знаки, ноты и теоретические выкладки. До нотной музыки в истории художественного опыта человечества было настроение – универсальная эмоция1. Воспитание ребенка надо начинать с накопления эмоционального эстетического опыта.
Высокая роль эмоций во всех видах человеческой деятельности неоспорима. Они составляют особый класс субъективных психологических состояний, отражаются в форме непосредственных переживаний человека, в его отношении к миру и людям, процессам и результатам практической деятельности. Эмоции включены во все психические процессы и состояния человека. Любые проявления активности человека сопровождаются разнообразными эмоциональными переживаниями.
Многие эмоциональные состояния человека врожденные, но некоторые из них приобретаются прижизненно в результате обучения и воспитания. Рубинштейн считал, что в эмоциональных проявлениях личности можно выделить три сферы: ее органическую жизнь, интересы материального порядка и духовные, нравственные потребности. Он обозначил их соответственно как органические или аффективно-эмоциональные чувствительные, предметные чувства и обобщенные мировоззренческие чувства. К аффективно-эмоциональной чувствительности относятся элементарные эмоции, связанные с удовлетворением органических потребностей. Предметные чувства связаны с обладанием определенными предметами и занятиями отдельными видами деятельности. Эти чувства подразделяются на материальные, интеллектуальные и эстетические. Они проявляются в восхищении одними предметами, людьми и видами деятельности и в отвращении к другим. Мировоззренческие чувства связаны с моралью и отношениями человека к миру, людям, социальным событиям, нравственным категориям и ценностям.
Основные направления эмоционального развития ребенка в период нахождения в общеобразовательных учреждениях в целом соответствует основным показателям психического развития в этот возрастной период. В период субъективизации личности, когда ребенок из объекта воспитания и влияния превращается в субъект.
Временной отрезок музыкального воспитания школьника в общеобразовательном учреждении целиком охватывает два периода его возрастного развития: период младшего школьного возраста – 7-12 лет и подростковый или старший школьный период – 12-15 лет. Несмотря на ряд сложностей, например связанных с утомляемостью, проблемами неравномерного физического и психического развития среди детей, акселерацией и в особенности конфликтностью периода кризиса подросткового возраста, этот период является наиболее плодотворным в процессе формирования эмоциональной культуры человека, следовательно, его воспитания. Дети младшего школьного возраста очень отзывчивы на новые впечатления. Чувственные признаки окружающего мира, единичный облик предмета, его цвет и фактура, размер и звучание и т. д. значат для ребенка гораздо больше, чем для взрослого, для которого предмет это лишь безликий представитель класса предметов, объединяемых общим названием и утилитарной функцией. Понятно, насколько чуткость и интерес к чувственной «поверхности» вещей значимы для художественного творчества во всех видах искусства и как необходимы эти качества, чтобы раскрыть в художественном образе внутреннюю жизнь и ценность предмета через его неповторимый чувственный облик.
Эмоциональная реакция учащихся 7-8 лет отличается непосредственностью, яркостью, открытостью. Правда в некоторых случаях она носит еще неосознанный характер. Ребенок пытается выразить свои впечатления, но средств для этого у него еще недостаточно (чувствуется недостаток индивидуального опыта, в особенности вербального). Поэтому в ход идут мимика, движения, а чуть позже изобразительный ряд. Полная зависимость от воли педагога, доверчивость, большая внушаемость, способность быстро включаться в различные эмоциональные состояния, делает младшего школьника едва ли не идеальным объектом художественного воспитания.
В этот период было бы уместно целенаправленно помочь ребенку осмыслить свои ощущения, организовать чувства в определенной иерархии и развить их. Однако, к сожалению чувственно-эмоциональная сфера учащегося находится как бы вне содержания большинства учебных дисциплин и развивается бессистемно и спонтанно. Оценка успехов учащихся младших классов, ориентированная на уровень знаний, сформированных умениями и навыками, стимулирует рациональную сторону познания, почти полностью исключает ее эмоциональную половину. Даже в программе по художественным дисциплинам значительное место отведено технической стороне искусства в ущерб эмоциональному его постижению.
Чтобы накопить эмоционально-эстетический опыта у детей педагог должен быть профессионалом в этой области искусства. А профессионализм складывается из владения собственно педагогической технологией, психотехникой, высокой эмоциональной культурой.
Во-первых, в обучении искусству педагог является первоначальным носителем всех личностных и художественных черт своего ученика. Этого невозможно добиться при незаинтересованном отношении к своему ученику.
Во-вторых, педагог при развитии художественного сознания ученика является носителем содержания зарождающегося произведения искусств. Для этого нужно четко представлять своего ученика как художественный образ, в отчетливых эмоциональных чертах.
В-третьих, педагог должен работать в личностной концепции ученика, которую необходимо авансировать, исходя из составленного учителем эмоционального портрета ученика.
В результате эмоциональную культуру школьников можно определить как совокупность индивидуального эмоционального опыта, приобретенного в сфере духовной культуры, и результат целенаправленного и эмоционального системного развития их личности, включающего деятельность по развитию эмоционально-эстетического восприятия, художественно-эстетическое отношение к миру, воображение, музыкальной грамотности и творческой активности.
На основании вышесказанного можно сказать, что первоочередной задачей педагога является пробуждение у школьника тех сторон эмоционального восприятия, которые характеризуются не приобретенными умениями или навыками, а внутренней расположенностью к овладению новыми эстетически-художественными состояниями и могут зародиться лишь внутри его личности.
Только путем синтеза специализированных методов пробуждения у детей внутренних скрытых сторон эмоционального восприятия с классическими методами обучения основными на развитии навыков и умений, свойственных классно-урочной системе музыкального воспитания в общеобразовательных школах можно воспитать всесторонне развитую личность, которая может сопереживать, сострадать и любить. Что особенно важно в современных условиях, когда все образовательные программы нацелены на формирование набора компетенций, превращающих человека в «робота» с определенным набором тестовых знаний.
|
|
|