Главная страница

Формирование ууд у учащихся начальной школы на уроке английского языка


Скачать 43.8 Kb.
Название Формирование ууд у учащихся начальной школы на уроке английского языка
Дата 23.02.2016
Размер 43.8 Kb.
Тип Документы

Формирование УУД у учащихся начальной школы на уроке английского языка

Модернизация и инновационное развитие – единственный путь, который позволит России стать конкурентоспособным обществом в мире 21-го века, обеспечить достойную жизнь всем нашим гражданам. В условиях решения этих стратегических задач важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни, отражённая в концепции «Обучение в течение всей жизни».

Множество нормативных документов направлено на поддержание качества образования именно исходя из этой концепции. Например, в модели «Российское образование 2020» говорится о неотъемлемом направлении в образовании, к которому должно стремиться наше общество, это – непрерывное образование. Предлагается реальная система мер, позволяющая обеспечить гражданам возможность учиться и переучиваться в течение всей жизни, осваивая те образовательные модули, которые им необходимы в определенный момент их профессиональной карьеры.

Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» также предусматривает изменение отношения к учению, что проявляется в изменении образовательных стандартов, которые направлены на вовлечение учащихся в исследовательские проекты и творческие занятия, чтобы научиться изобретать, понимать и осваивать новое, выражать собственные мысли, принимать решения и помогать друг другу, формировать интересы и осознавать возможности. Все эти меры также являются очень важными для развития личности учащихся и формирования на этой основе умения учиться, овладевая учебными умениями, которые обеспечат успешность этого процесса.

Для того чтобы воспитать у учащихся способность к постоянному самообразованию и саморазвитию, начиная с начальной школы, учителю необходимо уделять внимание формированию учебных умений. Реализация этой инициативы воплотилась в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования, вступившему в действие с этого учебного года.

Однако на сегодняшний день существуют противоречия между требованиями к владению учебными умениями обучающихся начальной школы, отражёнными в нормативных документах, и реальной обстановкой в общеобразовательной школе.

Рассмотрев целевые ориентиры языковой образовательной политики, проанализировав сущностную характеристику учебных действий младшего школьника, изучив составляющие учебной компетенции относительно предмета «Иностранный язык», мы выяснили что, в современном обществе на государственном уровне осознаётся, насколько значимым является непрерывное образование, поэтому перед школой стоит задача сформировать у учащегося умение учиться и добывать знания самостоятельно. Проанализировав различные подходы к понятию «учебное умение», таких ученых как, Андрей Викторович Хуторской, Наталья Фёдоровна Коряковцева, Наталья Викторовна Елашкина и других, а также сопоставив сущность понятий «учебная (учебно-познавательная) компетенция», «учебная стратегия», «учебный приём» «общеучебные умения», «универсальные учебные действия» мы можем сделать вывод о том, что каждое из них отражают свою сущностную характеристику. Обратите внимания на слайд. (Учебные умения – это способ организации познавательной деятельности и условие для формирования учебной компетенции, учебная компетенция - способность учащихся непосредственно управлять своей учебной деятельностью, учебная стратегия – процесс достижения поставленной цели, учебный приём – учебные действия учащихся). Очевидно, что мы не можем не разграничивать данные понятия, так как каждое из них имеет свою сущность. Другими словами, учащийся через приёмы, которые и составляют определённую стратегию, овладевает учебными умениями, которые составляют содержание учебной компетенции.

Следует отметить тот факт, что в российской методике более предпочтительным является термин «учебное умение», в то время как зарубежные методисты чаще всего используют термин «учебные стратегии». Мы же будем придерживаться точки зрения отечественных методистов и из всего многообразия терминов, мы отдаем предпочтение термину «учебное умение» как способу организации познавательной деятельности при обучении учащихся иностранному языку.

Нормативные документы, по которым мы осуществляем свою педагогическую деятельность, не отражают в полной мере перечень умений, которыми должен овладеть школьник, поэтому для реализации нашей цели мы выбрали классификацию Натальи Фёдоровны Коряковцевой, так как включённые в неё умения представляют собой наиболее обобщённый перечень, дающий возможность учащемуся самостоятельно и компетентно регулировать свою учебную деятельность по овладению иностранным языком.

Для того, чтобы планомерно формировать у учащихся УУД, мы включили в тематическое планирование компоненты – «Учебное умение» и «Упражнения, направленные на его формирование». Представленное тематическое планирование включает лексический материал и учебные умения, которые формируются посредством определённых упражнений.

В данном возрасте игра как ведущий вид деятельности утрачивает своё развивающее значение и постепенно заменяется учением и трудом, суть которых состоит в том, что они имеют определённую цель. Большой интерес представляют упражнения, заставляющие думать, проверить свои способности, включающие ребёнка в соревнование друг с другом. Приведём пример подобных упражнений.

«Театр». Две команды учеников становятся лицом друг к другу. Каждая команда выбирает одного актёра. Актёры из разных команд поочерёдно выходят вперёд и выполняют какое-либо действие по дому. Другой команде необходимо сказать, что он делает. В процессе выполнения данного упражнения у учащихся формируются такие умения, как сопоставление, использование образца, взаимодействие партнёров по команде для достижения общей цели. Посредством упражнения «Что пропущено?» происходит развитие памяти и внимания, формирование умений идентификации и систематизации. Упражнение «Продукты» направлено не только на развитие фонематического слуха и внимания, но и на формирование умений сопоставления, использование образца, взаимодействие

После апробации вышеперечисленных упражнений в нашей педагогической деятельности на контрольном этапе нами был проведён тест, который помог нам выявить результаты нашей работы. Уровень сформированности учебных умений и уровень владения лексическим материалом значительно возросли. Благодаря полученным нами результатам, мы на практике убедились, что использование данных упражнений, повышает интерес к изучению языка, делает его более мотивированным со стороны учащихся.