|
Особенности эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста
Особенности эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста
Эмоциональная жизнь старшего дошкольника связана с господством чувств над всеми сторонами его жизни. Ребенок полностью отдается во власть возникших эмоций, но по ситуации может быть и сдержанным, поэтому в целом для данного возраста характерна спокойная эмоциональность, отсутствие сильных аффективных вспышек и конфликтов. Ребенок начинает осознавать свое «Я», свою активность, деятельность, начинает объективно себя оценивать. Образуется соподчинение мотивов: возможность подчинить свои побуждения осознанным целям. Ребенок научается в определенных пределах управлять своим поведением и деятельностью, предвидеть ее результат и контролировать выполнение.
Особенностью чувств 6-7 летнего ребенка является то, что в этом возрасте он также не защищен от всего многообразия переживаний, возникающих от всего, к чему ребенок прикасается и что имеет для него интерес и значение. Однако он учится управлять своими эмоциями и чувствами, что является важным моментом в становлении его личности.
Наиболее сильным и важным источником переживаний старшего дошкольника являются его взаимоотношения с другими людьми – взрослыми и детьми, а также те ситуации, которые произвели на него неизгладимое впечатление. Поэтому, чем больше впечатлений получает ребенок, тем более дифференцированными становятся его эмоциональные переживания.
Поведение окружающих по отношению к ребенку постоянно вызывает у него разнообразные чувства: радость, гордость, обиду и другие. Дошкольник остро переживает как ласку, похвалу, так и причиненное ему огорчение или проявленную к нему несправедливость. Поэтому, одной из ведущих потребностей ребенка-дошкольника является потребность в эмоциональном благополучии – в ласке, в защите, во внимании и уважении, в признании его прав и потребностей. Удовлетворение потребности в положительных эмоциях вселяет в ребенка чувство уверенности и защищенности, способствует полноценному развитию, выработке положительных качеств, доброжелательного отношения к людям. Эмоциональное благополучие обеспечивает высокую самооценку, сформированный самоконтроль, ориентацию на успех в достижении целей, что влияет на успешность дальнейшего развития ребенка.
Особое место среди детских чувств занимает бурное переживание страха, которое чаще всего происходит вследствие неправильного воспитания и неразумного поведения взрослых. Однако, тревожное состояние может возникнуть у ребенка и при встрече с необычным и при переживании за тех, кого любит, что является особой формой сочувствия, развивающейся способностью к сопереживанию.
К 6-7 годам усложняется эмоциональная жизнь дошкольника: обогащается содержание эмоций, происходит «воспитание чувств», которые становятся более осознанными, глубокими, устойчивыми, разумными, формируются высшие чувства (нравственные, интеллектуальные, эстетические), а эмоциональная сфера обогащается новыми устойчивыми переживаниями.
На фоне возникновения общественных мотивов интенсивно развиваются социальные эмоции и нравственные чувства, которые становятся более глубокими по смыслу. Познавая окружающий мир, ребенок знакомится с последствиями своих поступков, разбирается в том, что «хорошо» и что «плохо». Усвоенные дошкольником нормы нравственного поведения становятся мотивами его поступков. Чувства гордости и самоуважения становятся мотивами поведения ребенка. Чувство долга проявляется, когда ребенок осознает необходимость и обязательность выполнения правил общественного поведения и подчиняет им свои поступки.
С накоплением жизненного опыта становятся более устойчивыми эмпатические переживания. Выделяют два вида эмпатии – гуманистическую и эгоцентрическую. К первому виду относят переживания, в которых ребенок эмоционально откликается на неблагополучие или благополучие другого. Эгоцентрическая эмпатия связана с переживаниями за себя. В дошкольном возрасте, особенно во второй его половине проявляются оба вида эмпатии.
В старшем дошкольном возрасте начинает функционировать механизм эмоционально-когнитивной децентрации, когда в процессе общения ребенок начинает предвосхищать последствия возникающих ситуаций и эмоционально оценивать себя и других. На этой основе развиваются следующие сложные формы эмпатии: сопереживание – воспроизведение переживаний другого, ситуативное разделение переживаний с ним; сочувствие – переживание собственных эмоциональных состояний по поводу чувств другого человека; содействие (соучастие) – комплекс альтруистических актов, основанных на сострадании, сопереживании и сочувствии. На основе развития сочувствия и сопереживания у детей формируются более сложные моральные чувства взаимопомощи и товарищества.
Эмоциональные реакции ребенка формируются, преломляясь через призму общения в ситуации непосредственного взаимоотношения с другим человеком. Эмоциональная коммуникативность заключается в том, что дети уже могут нормально взаимодействовать с окружающими и одновременно оценивать и реагировать на них. Благодаря речи, эмоциональная жизнь получается осознанной и направленной. Уровень пройденной социализации позволяет им регулировать свое поведение, предвидеть последствия своих поступков.
Важное место в формировании общего эмоционального фона психической жизни ребёнка занимают эстетические чувства дошкольника. Появляются более сложные чувства – чувство прекрасного, вызываемое у ребенка предметами, явлениями природы, произведениями искусства. Старший дошкольник начинает улавливать красоту в ритмичности, в гармонии красок и линий, в развитии музыкальной мелодии, в пластичности танца, которые ребенок пытается выразить словами и объяснить. Формируется внутренний мир, в котором он анализирует возникшие чувства.
Одним из главных направлений развития чувств старших дошкольников является увеличение их интеллектуальности, «разумности», связанное с их умственным развитием. Наиболее яркие из интеллектуальных чувств – чувство удивления и любознательности. Удивление при встрече с новым, неизвестным, любопытство и любознательность, уверенность или сомнения в своих суждениях, являются необходимой составной частью мыслительной деятельности ребёнка.
Успех в деятельности у дошкольников вызывает яркие положительные переживания, а неуспех вызывает резкое проявление неудовлетворенности, поэтому следует направлять эмоции ребенка в познавательное русло, с целью дальнейшего влияния на развитие самооценки, мотивов действий и поступков.
Важное направление в эмоциональном развитии дошкольников является изменение экспрессивной стороны эмоций и чувств. Ребенок овладевает умением распознавать и до известной степени контролировать и регулировать внешние проявления собственных чувств (сдерживать слезы, смех, крик, скрывать страхи) и овладевает умением анализировать вызвавшие их причины, что связано с произвольностью эмоциональных процессов. В дальнейшем ребенок научается «читать» эмоциональное состояние других людей и управлять своими эмоциями: подавлять их в случае надобности и сознательно употреблять, информируя окружающих о своих переживаниях, тем самым воздействуя на них. Он учится усваивать «язык чувств» (принятые в обществе формы выражения тончайших оттенков переживаний) и произвольно и опосредовано выражать эмоции при помощи взглядов, мимики, жестов, поз, движений, интонаций голоса. Ребенок учится объяснять собственное состояние словами, хотя понятия, обозначающие эмоциональные состояния, находятся еще на стадии формирования. У него увеличивается активный и пассивный словарь обозначений эмоционального состояния людей. Постепенно эмоциональное состояние ребенка начинает отделяться от чувственного содержания его образа и становится своеобразным объектом познания.
Уровень понимания детьми эмоционального состояния зависит от ряда условий: а) от знака модальности эмоций (положительные эмоции распознаются детьми легче, чем отрицательные); б) от возраста и накопленного в процессе жизни и общения опыта распознавания эмоционального состояния в различных жизненных ситуациях; в) от степени владения ребенком словесными обозначениями эмоций; г) от умения ребенка выделять экспрессию и дифференцировать ее элементы, что предполагает сформированность эталонов выражений состояний (главным признаком, обеспечивающим понимание ребенком состояния, является выразительность лица).
Таким образом, умение распознавать, владеть и передавать собственные эмоции и понимать эмоциональные состояния других людей, является важным моментом в становлении личности старшего дошкольника, свидетельствующем об его определенном эмоциональном интеллекте.
Эмоциональный интеллект включает в себя ряд способностей: распознавание собственных эмоций, владение эмоциями, понимание эмоций других людей и самомотивацию.
Таким образом, особенности эмоционального развития старших дошкольников заключаются в том, что: 1) ребенок осваивает социальные формы выражения чувств; 2) изменяется роль эмоций в деятельности ребенка, формируется эмоциональное предвосхищение; 3) благодаря речевому развитию чувства становятся более осознанными, обобщенными, разумными, произвольными, внеситуативными; формируется система мотивов, которая составляет основу произвольности психических процессов и поведения в целом; 4) формируются «высшие чувства» – нравственные, интеллектуальные, эстетические; 5) происходит развитие воображения, образного мышления и произвольной памяти; 6) эмоции являются показателем общего состояния ребенка, его психического и физического самочувствия.
И.П. Стрелкова разработала следующие параметры эмоционального развития дошкольника:
умение адекватно эмоционально реагировать на различные явления окружающего мира;
умение дифференцировать и адекватно интерпретировать экспрессивные выражения и эмоциональные состояния других;
-
многообразие способов эмоционального реагирования; широта диапазона понимаемых и переживаемых эмоций; интенсивность и глубина переживания;
уровень передачи эмоционального состояния в речевом плане; терминологическая оснащенность языка.
Эмоции (чувства) не развиваются сами по себе, поэтому основной путь влияния взрослых на эмоциональное развитие детей – это организация воспитания чувств через эмоциональное воздействие. Основная задача педагога заключается в том, чтобы направлять ребенка, организуя его деятельность.
Подводя итог вышесказанному, следует подчеркнуть, что к концу дошкольного возраста эмоциональное развитие ребенка усложняется, дифференцируется, связано с появлением у него новых интересов, мотивов, потребностей. Формируются и совершенствуются значимые для ребенка социально-перцептивные способности, которые проявляются в особенностях развития эмоционального реагирования, восприятия и понимания эмоциональных состояний других людей, в умении выражать и объяснять свои эмоции. Важным средством, способным эффективно влиять на эмоциональное развитие дошкольников являются правильно подобранные сказки.
|
|
|