Главная страница

«Устное народное творчество в воспитании у детей любви к родному краю»


Скачать 63.85 Kb.
Название «Устное народное творчество в воспитании у детей любви к родному краю»
Дата 29.02.2016
Размер 63.85 Kb.
Тип Документы


«Устное народное творчество в воспитании

у детей любви к родному краю»
Период раннего и дошкольного детства – ведущий в развитии человека. Этот возраст богатейший по способности ребёнка быстро и жадно познавать окружающий мир, впитывать огромное количество впечатлений. Именно в этот период дети с поразительной быстротой и активностью начинают овладевать культурным наследием человеческого общества. Перенимая нормы поведения окружающих, средство их общения – речь, усваивая способы действия с предметами, ребёнок осваивает многовековой опыт человечества. Овладевая речью, дети получают стимул к познанию окружающего, к пониманию норм человеческих отношений, к возможности найти собственное место среди сверстников, среди взрослых.

Величайший творец и педагог – народ создал множество потешек, песенок, сказок для эмоционального контакта с ребёнком. Под звуки ласковых, напевных слов, вызывающих на общение («Котик серенький» и др.) малыш легче проснётся, даст себя умыть («Водичка-водичка» и т.п.), накормить («Травка-муравка»). Моменты ухода за ребёнком под звучание песенок превращаются в тот эмоциональный контакт, в те формы речевого общения, которые необходимы ребёнку. Повторные сочетания действий с самим малышом со словами песенки, радующей ребёнка, приучают его вслушиваться в звуки речи, улавливать её ритм, отдельные звукосочетания, проникать в их смысл.

Язык народных песенок лаконичен, образен и богат разнообразными звуковыми сочетаниями, которые ребёнку важно научиться слышать, различать. Слова, разные по смыслу, но отличающиеся друг от друга лишь одним звуком (пальчик мальчик; ел-пел; наша - Маша), то стоят в потешках совсем рядом, то рифмуются. Это сопоставление подчёркивает звучание каждого из них.

Песенки русского народа, творца русского языка, открывают ребёнку возможность через игру словами, звуками, звукосочетаниями уловить специфику звучания русской речи и характерную для неё выразительность, образность.

Большинство потешек, песенок создавалось в процессе труда в природе, в быту. Отсюда такая чёткость, ритмичность, краткость, выразительность их. Веками народ отбирал и хранил, передавая из уст в уста эти миниатюры, в которых народную философию, народный опыт удалось воплотить в поэтические образы такой выразительности, придать песенкам такую простоту и мелодичность звучания, что дети, играя, запоминают эти маленькие шедевры, полные глубокой мудрости, лиризма и юмора. Не прямая мораль, но чёткая направленность звучит в народных песенках, адресованных и самым маленьким («Сорока-сорока», «Сорока белобока», «Кисонька-мурысонька» и т.д.) и более старшим детям («Берёза, моя берёзонька», «Ты рябинушка раскудрявая»).

Создавались песенки не только для того, чтобы позабавить малыша, но и пробудить у них любовь к родному краю, человечность, интерес и уважение к труду, уметь ценить поэтическое, образное, меткое слово и пользоваться его богатством и выразительностью; показать различные интонации: от ласкового уговаривания: «Вставай, мой Юрочка», «Сделай маленький шажок» до острой шутки, сатирического диалога: «Братцы, братцы, я медведя поймал!», «Ты пирог съел?»; богатство стихотворных форм, размеров: от максимально точной рифмы, чёткого ритма песенок: «Наша Маша маленька», «Солнышко-вёдрышко» - до белого стиха: «Берёза, моя берёзонька, берёза моя белая, берёза кудрявая», - до стихотворной сказки «Как у бабушки козёл».

В период раннего детства впервые пробуждаются такие представления, которые в дальнейшем станут фундаментом всей сознательной жизни; в это время закладываются основы личностных качеств, начинают формироваться первые черты характера. И народ, зная, насколько важен этот период для формирования будущего человека, как по ступенькам ведёт ребёнка от простых игровых потешек к сложным поэтическим образам, от строк, забавляющих, успокаивающих – к сказкам, к ситуациям требующим напряжённого внимания, к цепи событий, разворачивающихся всё более стремительно и подводящих ребёнка к глубоким представлениям о честности, смелости, дружбе, коварстве.

Стараясь пробудить лучшие чувства, уберечь от душевного равнодушия, чёрствости, эгоизма, народ в сказках показывал борьбу сил добра и зла, ярко характеризуя их. («Волк и семеро козлят»). Наделяя сказочным могуществом силы зла, подчёркивая, как трудно преодолеть его, народ старался закалить душевные силы ребёнка, и вселить уверенность, что как бы велико не было зло, добро всегда победит, но для борьбы с несправедливостью, подлостью нужно много мужества, стойкости, выносливости.

Сказки глубоко захватывают чувства, волю, воображение ребёнка. Непосредственность восприятия, вера в то, что всё происходило в действительности, вызывают волнение, эмоциональную приподнятость, усиливают остроту впечатлений, развивают детское воображение. Дети мысленно участвуют в каждом этапе борьбы со злом, искренне переживают незаслуженную обиду, отстаивают справедливость. Эта внутренняя активность, «жизнь вместе с героем», как бы поднимают все душевные силы ребёнка: чувства, волю, воображение – на новую ступень и дают возможность интуитивно, чувствами познать то, что разумом он ещё не мог бы осмыслить. Сила эстетического переживания, волнения ребёнка показывают, что произведение искусства захватило его, и он внутренне включился в происходящие события. Только такой внутренний процесс по - настоящему плодотворен.

Народ создаёт сказки не только героического характера. Осмеиваются злобность, заносчивость, трусость глупость. В иных сказках наряду с осмеянием человеческих пороков внимание детей привлекается к природным явлениям, к особенностям внешнего вида птиц и зверей. Такие сказки приучают к образному восприятию самой действительности, воспитывают видение богатства, многообразия окружающего мира, интерес к нему.

Начатый с первых лет разговор о близких людях, о природе родного края постепенно закладывает основы для формирования чувств патриотизма, любви к родному краю. Детям становится доступным и более серьёзный разговор о труде взрослых и о той помощи, которую они могут оказать. В песенках говорится о посильной помощи в домашних делах, о разнообразных видах детского труда: «Ваня-Ванечка», «Я по лесу, по зелёному бреду», «Иголка-иголка», «Иван, Иван, вырывай бурьян», «Был мальчонка пастушком», «Уж мы холили коней», и др. Песенок о труде взрослых: «Я младёшенька», «Ермил, Ермил», «Идёт Кузьма из кузницы». Ставятся перед детьми и довольно сложные моральные проблемы. Народ высмеивает лень и недобросовестность и в сказках и в потешках: «Колосок», «Умой меня», «Тяп-ляп». В сказках впервые поднимается и такой вопрос, как право на самозащиту. В народных сказках противника уничтожают или во имя спасения жизни или как возмездие. Народ показывает, что хитрость плоха, если она направлена во зло другому, совершается ради корысти. Но если идёт борьба за справедливость – хитрость необходима. Сказки гуманны, но нет прощения тому, кто творит зло. Вот почему Жихарка, жестоко расправившийся с лисой, прав. Тот же, кто полностью искупил вину, может быть прощён: «Гуси-лебеди». Добро же всегда побеждает и порождает добро: «Каждый своё получил».

Народ показывает ребёнку, что сила в единстве. Даже зайцы сильны, когда они вместе, и домашние животные от волков могут отбиться, коли действуют сообща: «Почему у зайца губа рассечена», «Зимовье зверей».

Стремясь пробудить у детей любознательность, догадливость, умение наблюдать, народ в сказках показывает причинность природных явлений иносказательно, порой в виде шутки: «Почему у месяца нет платья», «Снег и заяц», «Самый красивый наряд на свете». У детей возникает много «почему» и потребность эту надо всячески поддерживать.

Чёткость образов в сказках, занимательность сюжетов, эмоциональность рассказа, точность, выразительность языка делают воздействие сказок сильным, но многое зависит и от того, как они будут прочитаны, насколько наше проникновение в текст окажется глубоким и рассказчик правильно передаст и моральную направленность, и остроту ситуаций, и образы персонажей, и своё отношение к описываемым событиям. Дети чутко реагируют на интонации, мимику, жесты. Больше всего удаётся взволновать детей, захватить их воображение – рассказывая так, словно сам был участником событий или наблюдал их.

Сказку надо рассказывать неоднократно. При первом прослушивании впечатления часто бывают неточными. Напряжённо следя лишь за сюжетом, дети многое упускают. Во время повторных прослушиваний первые впечатления углубляются, сила эмоциональных переживаний нарастает, т.к. ребёнок всё более вникает в закономерность развития событий, яснее становятся для него образы сказочных персонажей, их взаимоотношения, поступки. Больше вслушивается малыш и в звучание самой речи, запоминает отдельные, понравившиеся выражения, своеобразные повороты речи. Сам процесс восприятия произведения искусства несёт радость. Наиболее ярко это проявляется у совсем маленьких детей, которых радует звучание песенки, потешки, сказки, содержание которых ему ещё мало понятно. В дальнейшем ребёнок часто утрачивает эту непосредственность восприятия. Главным становится содержание произведения, и, до тех пор, пока ребёнок не поймёт во всех подробностях, как, каким образом, с помощью чего удаётся одержать победу над силами зла, он не замечает средств выразительности. Зато повторные прослушивания возвращают ему возможность снова радоваться звучанию уже хорошо знакомой сказки.

Воздействие произведения искусства тем сильнее, чем острее пережил ребёнок события сказки, чем больше были захвачены его воображение, чувства. По-настоящему раскроется сказка лишь тогда, когда сам ребёнок пройдёт весь путь от смутных, неясных впечатлений до полного понимания происходящего, когда сказка взволнует его самого.

Произведения народного творчества – это школа развития чувств детей. В наше время особенно важно начать с детских лет воспитывать эмоциональное восприятие произведений искусства, способствовать самостоятельно думать над ним. Это пробуждает в ребёнке творческое начало, формирует эстетическое восприятие мира. Многое зависит от выразительности чтения, от систематичности, продуманности работы, от умения взрослого пробудить творческое восприятие текста.