|
Из опыта организации работы по формированию толерантности у детей дошкольного возраста Гайнулина Анна Игоревна, воспитатель мкдоу №7 «Брусничка»
Из опыта организации работы по формированию толерантности у детей дошкольного возраста
Гайнулина Анна Игоревна, воспитатель
МКДОУ № 7 «Брусничка»
г.Шелехов
Актуальность нравственного воспитания подрастающего поколения очевидна. Современное многонациональное общество нередко демонстрирует примеры нетерпимости и агрессивности в отношении людей другой культуры, другого вероисповедания, других физических возможностей.
Значимость роли педагогического коллектива дошкольного учреждения в формировании толерантности состоит в том, что психологически дети данного возраста восприимчивы к тому, что им говорят и демонстрируют на поведенческом уровне взрослые, которые их окружают. Следовательно, задача воспитателей состоит в воспитании толерантности у своих воспитанников, а также в пропаганде среди родителей терпимого отношения к окружающим. Решение данных задач достигается путем организации планомерной, целенаправленной работы.
Согласно статистическим отчетам, Иркутскую область населяют представители 148 национальностей. В образовательных учреждениях нашего региона рядом обучаются и развиваются русские и буряты, татары и чуваши, дети из ближнего зарубежья. Как научить их и их родителей принимать и понимать друг друга?
Изучение методической литературы, предложений и рекомендаций коллег позволило выбрать приемлемые формы взаимодействия с воспитанниками и их родителями, способствующие развитию у детей кругозора, познаний, умения дружно играть, уважительно относиться к людям, которые живут и трудятся на нашей земле.
Совместно с родителями воспитанников средней группы создается подборка картинок с изображением кукол в национальных костюмах народов России. К каждому изображению прилагается информация о традициях, играх и игрушках народов, изложенная в доступной для детского восприятия форме. Наличие ИКТ позволяет проецировать данные картинки на большой экран, что способствует целостному восприятию и возможности рассмотреть детали костюмов и внешнего облика людей разных национальностей. После просмотра педагоги и родители организуют совместную игровую и продуктивную деятельность по подгруппам, в ходе которой продолжается беседа о традициях и нравах русских, бурят, народов, населяющих север нашей страны.
С мальчиками проводится игра, популярная среди народов Севера, «Перетягивание палки» [2], цель которой развитие силы, выдержки, укрепление мышц туловища. Правила игры следующие: два игрока садятся на пол друг против друга, упираясь ступнями. В руки они берут палку. При этом одна рука находится в середине палки, другая с краю. По сигналу игроки начинают тянуть друг друга, стараясь поднять соперника па ноги. Выигрывает тот игрок, которому удается поднять противника на ноги. Выигравший имеет право продолжить игру со следующим игроком.
Совместно с девочками изготавливают тряпичную куклу «Барыня» [3;4]. Для этой работы родители заблаговременно приносят лоскуты ткани 20х50см белого цвета; плотную ткань 20х20 см для туловища; верёвочки 3 шт. по 10см; цветной длинный лоскут светлого цвета для головы; лоскуты для юбки, передника, косынки. Данная деятельность позволяет воспитывать в детях уважение к народным традициям, желание изготавливать тряпичные куклы, аккуратность при изготовлении кукол.
Участие в бурятской народной игре «Иголка, нитка, узелок» [1] позволяет взрослым и детям пережить общие положительные эмоции, что не только оптимизирует личное психоэмоциональное состояние, но и улучшает моральный климат коллектива. Правила игры: играющие становятся в круг, держась за руки. Считалкой выбирают иголку, нитку и узелок. Все они друг за другом то забегают в круг, то выбегают из него. Если же нитка или узелок оторвались (отстали или неправильно выбежали за иголкой из круга или вбежали в круг), то эта группа считается проигравшей. Выбираются другие игроки. Выигрывает та тройка, которая двигалась быстро, ловко, правильно, не отставая друг от друга. Иголка, нитка, узелок держатся за руки. Их надо не задерживая впускать и выпускать из круга и сразу же закрывать круг.
Эффективным видится популярный в настоящее время способ взаимодействия всех участников образовательного процесса - организация и проведение акций, направленных на участие в благотворительной деятельности. Такие мероприятия обогащают культурно-нравственную сферу личности, способствуют эффективной социализации не только получателей адресной помощи, но и тех, кто такую помощь оказывает.
Организация работы по формированию и развитию толерантности к людям, отличающимся по цвету кожи, по речи, по физическим возможностям, невозможна вне связи семьи и образовательного учреждения. Привычки, заложенные в семье, переносятся в общество. Следовательно, целесообразно активно привлекать родителей к сотрудничеству. Увлеченность педагога способствует повышению привлекательности для детей и взрослых различных форм участия в благотворительных мероприятиях, укрепляет взаимодействие между всеми участниками образовательного процесса ДОУ, развивает их культурно-нравственный потенциал, оптимизирует морально-психологический климат в коллективе группы.
Список литературы
Батуева А. Проект «Народные игры бурят» /http://nsportal.ru/ap/khudozhestvenno-prikladnoe-tvorchestvo/library/narodnye-igry-buryat/
Калашникова О. Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей подготовительной группы «Игры и игрушки народов Ямала» /http://www.maaam.ru/detskijsad/igry-i-igrushki-narodov-jamala.html/
Кистень Н. А. Изготавливаем народную тряпичную куклу /http://www.gdou49.ru/roditelyam/
Славянские куклы - обереги. /http://www.liveinternet.ru/users/2310027/post266128183/
|
|
|