|
Формирование словоизменения глаголов у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Общее недоразвитие речи
Формирование словоизменения глаголов у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Общее недоразвитие речи - различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к её звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте.
У дошкольников с общим недоразвитием речи имеются нарушения грамматического строя речи.
Одним из направлений логопедической работы по развитию грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речи является формирование словоизменения глаголов.
Словоизменению глагола, его согласованию с существительным уделяется особенно большое внимание, так как глагол в предложении чаще всего выступает в качестве предиката (сказуемого). Для формирования у детей грамматически правильного предложения необходимо прежде всего верно обозначить связь подлежащего и сказуемого, чаще всего выраженных существительным и глаголом.
Формирование системы словоизменения глагола проводится с учетом семантики, фонетических особенностей формообразования, последовательности появления глагольных форм в онтогенезе. Известно, что настоящее время, обозначающее непосредственно происходящие, воспринимаемые в данный момент ребенком события, усваивается, легче и раньше, чем прошедшее, а тем более будущее время.
В связи с этим рекомендуется следующая последовательность в работе по формированию словоизменения глагола.
1) Согласование глаголов 3-го лица настоящего времени и существительных в числе:
а) дифференциация глаголов 3-го лица единственного и множественного числа с ударным окончанием, без чередования звуков в основе
Речевой материал: идет - идут, стоит - стоят, говорит - говорят, молчит - молчат, поет - поют, звенит - звенят, стучит - стучат, гремит - гремят и др.);
б) с безударным окончанием без, чередования звуков в основе (плачет - плачут, чистит - чистят, прыгает - прыгают, бросает - бросают);
в) с чередованием звуков в основе (течет - текут, бежит - бегут, печет - пекут, стережет - стерегут, стрижет - стригут и др.).
2) Дифференциация глаголов настоящего времени 1, 2,3 - го лица:
а) дифференциация в единственном числе;
б) дифференциация во множественном числе;
в) дифференциация 1, 2,3 - го лица единственного и множественного числа.
3) Согласование глаголов прошедшего времени с существительными в роде и числе:
а) согласование глагола и существительного в мужском роде;
б) согласование глагола и существительного в женском роде;
в) согласование глаголов и существительных среднего рода;
г) дифференциация глаголов мужского, женского и среднего рода.
Литература
Лалаева Р. И., Серебрякова Н. В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя) - Спб.: СОЮЗ, 1999. - 160 с.
Логопедия / под ред. Л. С. Волковой. - М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2007.
|
|
|