Главная страница

"Изменение по падежам имен существительных в единственном и во множественном числе"


Скачать 53.75 Kb.
Название "Изменение по падежам имен существительных в единственном и во множественном числе"
Дата 21.02.2016
Размер 53.75 Kb.
Тип Урок

Тема урока "Изменение по падежам имен существительных в единственном и во множественном числе"
Цель урока: сформулировать новые знания, умения и навыки по теме: «Изменение имен существительных по падежам в единственном и множественном числах».

Задачи:

обучающие:

- сформулировать умение изменять имена существительные по падежам в единственном и во множественном числах;

- сформулировать умение различать падежи по их признакам

развивающие:

- развивать умение анализировать, сравнивать материал

- развивать умение работать в паре (выслушивать мнение товарища, обсуждать проблему, приходить к единому мнению

воспитательные:

- воспитывать положительное отношение к учебе, оценивать свою работу и работу одноклассников

- формировать мотивы учебной деятельности, навыки контроля и самоконтроля

Тип урока: урок развития умений и навыков.

Формы работы: фронтальная, парная, индивидуальная
Ход урока:

1.Организационный момент Слайд1

- Итак, прозвенел звонок, начался урок.

- Садитесь. Откройте тетради. Запишите число (Второе декабря ). Классная работа.
- Урок русского языка мы, как всегда начинаем с минутки чистописания. Слайд 2

- Какое соединение гласных и согласных букв используется в этих сочетаниях? (нижнее) Запишите по 2 эти сочетания.

- Какие слова здесь записаны? (холода, водяной, прячется) Объясните, пожалуйста, почему именно эти слова мы запишем? (т.к. есть эти сочетания букв)

- Запишите слова, решив орфографические задачи. К каким частям речи относятся эти слова? Подпишите сверху.

- !!!Подумайте, какое задание нам нужно выполнить в этом предложении. (списать, вставить пропущенные буквы, поставить знаки препинания) Запишите предложение. Обозначьте орфограммы.

- А теперь поменяйтесь тетрадями. Проверяем, а (ребенок) комментирует написанное. Оцените работу соседа по сигнальным карточкам. (карточки) Слайд 3

- Почему так оценил? А ты?

2. Формулирование темы и цели урока. Постановка проблемного вопроса. Слайд 4

- А сейчас давайте запишем словарные слова в два столбика. Первый столбик будет писать и проговаривать написание слов …(ребенок), а второй - …

Профессия Черёмуха

Аккорд Иней

Дрожжи Сентябрь

Егерь Лагерь

Жужжать Огурец

- Молодцы, хорошо.

- Найдите, какое слово лишнее в 1-м столбике? (егерь) Почему?

- Что объединяет остальные слова 1-го столбика? (удвоенная согласная буква в корне)

- Найдите лишнее слово во 2-м столбике? (огурец). Почему? (надо запомнить букву безударного гласного о, а во всех остальных словах – буку е)

- Выделите карандашом в столбиках первые буквы слов. Какие слова получились? (падеж, число) Слайд 5

- Что объединяет эти два понятия? (это непостоянные признаки имён существительных)

- Сегодня на уроке они являются ключевыми словами.

- Дополните группу ключевых слов. Слайд 6

http://festival.1september.ru/articles/524264/img1.gif http://festival.1september.ru/articles/524264/img2.gif

- Сформулируйте тему и цель урока. (тема- Изменение имён существительных по падежам в ед. и мн.числе. цель- научиться изменять…) Слайд 7

- Может быть, кто-то подскажет, как называется такое изменение имен существительных? (СКЛОНЕНИЕ)

- Сегодня нам и предстоит разобраться в склонении имен существительных в единственном и множественном числе.
- Но, для начала повторим слова помощники и вопросы падежей. (Имен. -есть Кто?что? Род. – нет - Кого? Чего? Дат.-дать Кому? Чему?, Вин. -вижу Кого? Что? Твор. -доволен Кем? Чем? Предл.- думаю О ком? О чём?)

- У вас на столах лежат карточки. Выполните задание. Поработайте в парах. Помните правила работы в парах. Слайд 8. Давайте проверим. Диктуй, по цепочке …Слайд 9
- Все выполнили правильно? Молодцы.

3. Развитие учебно-языковых и речевых умений. Слайд10

- Откройте рабочие тетради на стр.30 задание 7.

(Найдите «лишнее» слово: 1) на собаке; 2) с собачкой; 3) перед собакой; 4) у собаки)

- Что объединяет все записанные слова? (падежные формы с предлогом)

- А какое слово лишнее? (Собачка) Почему? (однокоренное слово, а не форма слова собака)

- Можно ли у этих существительных определить падеж? (да)

- Что в этом помогает? (предлог)
- Теперь давайте выясним, действительно ли изменяются имена существительные во множественном числе по падежам.
- Выполним упражнение 126 стр. 100 (работа с учебником).

- Прочитайте задание про себя. Что надо сделать? (выписать имена существительные во мн.ч., выдел. основу, окончание, указать падеж)

- А знаете ли вы, что такое Мещёра? Слайд 11Читает ребёнок.

Слайд 12

И.п. Д.п. Д.п. П.п. И.п.

Леса, по лесам, по дорогам, в лесах, километры. (выделяют основу и окончание, указывают падеж)


- Сделайте вывод. (Имена существительные во множественном числе изменяются по падежам.)
- Прочитайте таблицу на стр.114 и скажите, правильно ли мы сделали вывод.

- Чем же отличаются падежные формы одного и того же слова в единственном и во множественном числе? (разные окончания)

- Какие окончания во множественном числе у существительных в Д.п., Т.п. и П.п.?

- Физминутка. Слайд 13

- Кто помог нам в проведении физкультминутки? (снеговики)

- Измените слова снеговик и снеговики по падежам. (У доски 2 ученика) Проверка. Слайд 14.

– А сейчас вам предстоит просклонять самостоятельно два слова: звезда, звёзды. Слайд 15.

- Но прежде объясните лексическое значение слова ЗВЕЗДА.( Небесное тело, Тот, кто прославился в какой-либо области деятельности, Геометрическая фигура, Морское беспозвоночное животное)

- Как называются такие слова? (многозначные) Сам. работа. Проверка.

- Как вы просклоняли эти слова. (чтение)

4. Закрепление.

- Спишите текст. В скобках запишите нужные вопросы. Определите падежи, выделите окончания. Проверка. Слайд 16.

5. Итог урока. Слайд 17

- Вспомните, какая была цель урока? Как изменяются существительные в единственном и множественном числе? (изменяются по падежам, в ед. и во мн. числе изменяют разные падежные окончания)

- Что нового узнали о падежах? (падеж есть в разных языках, падежи имеют другое, непривычное название, в разных языках разное количество падежей)

- Оцените свою работу на уроке. Почему так оценили?

6. Домашнее задание.

1) Р.т. т.5 з.4

2)