|
"Изменение по падежам имен существительных в единственном и во множественном числе"
Тема урока "Изменение по падежам имен существительных в единственном и во множественном числе"
Цель урока: сформулировать новые знания, умения и навыки по теме: «Изменение имен существительных по падежам в единственном и множественном числах».
Задачи:
обучающие:
- сформулировать умение изменять имена существительные по падежам в единственном и во множественном числах;
- сформулировать умение различать падежи по их признакам
развивающие:
- развивать умение анализировать, сравнивать материал
- развивать умение работать в паре (выслушивать мнение товарища, обсуждать проблему, приходить к единому мнению
воспитательные:
- воспитывать положительное отношение к учебе, оценивать свою работу и работу одноклассников
- формировать мотивы учебной деятельности, навыки контроля и самоконтроля
Тип урока: урок развития умений и навыков.
Формы работы: фронтальная, парная, индивидуальная
Ход урока:
1.Организационный момент Слайд1
- Итак, прозвенел звонок, начался урок.
- Садитесь. Откройте тетради. Запишите число (Второе декабря ). Классная работа. - Урок русского языка мы, как всегда начинаем с минутки чистописания. Слайд 2
- Какое соединение гласных и согласных букв используется в этих сочетаниях? (нижнее) Запишите по 2 эти сочетания.
- Какие слова здесь записаны? (холода, водяной, прячется) Объясните, пожалуйста, почему именно эти слова мы запишем? (т.к. есть эти сочетания букв)
- Запишите слова, решив орфографические задачи. К каким частям речи относятся эти слова? Подпишите сверху.
- !!!Подумайте, какое задание нам нужно выполнить в этом предложении. (списать, вставить пропущенные буквы, поставить знаки препинания) Запишите предложение. Обозначьте орфограммы.
- А теперь поменяйтесь тетрадями. Проверяем, а (ребенок) комментирует написанное. Оцените работу соседа по сигнальным карточкам. (карточки) Слайд 3
- Почему так оценил? А ты?
2. Формулирование темы и цели урока. Постановка проблемного вопроса. Слайд 4
- А сейчас давайте запишем словарные слова в два столбика. Первый столбик будет писать и проговаривать написание слов …(ребенок), а второй - …
Профессия Черёмуха
Аккорд Иней
Дрожжи Сентябрь
Егерь Лагерь
Жужжать Огурец
- Молодцы, хорошо.
- Найдите, какое слово лишнее в 1-м столбике? (егерь) Почему?
- Что объединяет остальные слова 1-го столбика? (удвоенная согласная буква в корне)
- Найдите лишнее слово во 2-м столбике? (огурец). Почему? (надо запомнить букву безударного гласного о, а во всех остальных словах – буку е)
- Выделите карандашом в столбиках первые буквы слов. Какие слова получились? (падеж, число) Слайд 5
- Что объединяет эти два понятия? (это непостоянные признаки имён существительных)
- Сегодня на уроке они являются ключевыми словами.
- Дополните группу ключевых слов. Слайд 6
- Сформулируйте тему и цель урока. (тема- Изменение имён существительных по падежам в ед. и мн.числе. цель- научиться изменять…) Слайд 7
- Может быть, кто-то подскажет, как называется такое изменение имен существительных? (СКЛОНЕНИЕ)
- Сегодня нам и предстоит разобраться в склонении имен существительных в единственном и множественном числе.
- Но, для начала повторим слова помощники и вопросы падежей. (Имен. -есть – Кто?что? Род. – нет - Кого? Чего? Дат.-дать – Кому? Чему?, Вин. -вижу – Кого? Что? Твор. -доволен – Кем? Чем? Предл.- думаю – О ком? О чём?)
- У вас на столах лежат карточки. Выполните задание. Поработайте в парах. Помните правила работы в парах. Слайд 8. Давайте проверим. Диктуй, по цепочке …Слайд 9
- Все выполнили правильно? Молодцы.
3. Развитие учебно-языковых и речевых умений. Слайд10
- Откройте рабочие тетради на стр.30 задание 7.
(Найдите «лишнее» слово: 1) на собаке; 2) с собачкой; 3) перед собакой; 4) у собаки)
- Что объединяет все записанные слова? (падежные формы с предлогом)
- А какое слово лишнее? (Собачка) Почему? (однокоренное слово, а не форма слова собака)
- Можно ли у этих существительных определить падеж? (да)
- Что в этом помогает? (предлог)
- Теперь давайте выясним, действительно ли изменяются имена существительные во множественном числе по падежам.
- Выполним упражнение 126 стр. 100 (работа с учебником).
- Прочитайте задание про себя. Что надо сделать? (выписать имена существительные во мн.ч., выдел. основу, окончание, указать падеж)
- А знаете ли вы, что такое Мещёра? Слайд 11Читает ребёнок.
Слайд 12
И.п. Д.п. Д.п. П.п. И.п.
Леса, по лесам, по дорогам, в лесах, километры. (выделяют основу и окончание, указывают падеж)
- Сделайте вывод. (Имена существительные во множественном числе изменяются по падежам.)
- Прочитайте таблицу на стр.114 и скажите, правильно ли мы сделали вывод.
- Чем же отличаются падежные формы одного и того же слова в единственном и во множественном числе? (разные окончания)
- Какие окончания во множественном числе у существительных в Д.п., Т.п. и П.п.?
- Физминутка. Слайд 13
- Кто помог нам в проведении физкультминутки? (снеговики)
- Измените слова снеговик и снеговики по падежам. (У доски 2 ученика) Проверка. Слайд 14.
– А сейчас вам предстоит просклонять самостоятельно два слова: звезда, звёзды. Слайд 15.
- Но прежде объясните лексическое значение слова ЗВЕЗДА.( Небесное тело, Тот, кто прославился в какой-либо области деятельности, Геометрическая фигура, Морское беспозвоночное животное)
- Как называются такие слова? (многозначные) Сам. работа. Проверка.
- Как вы просклоняли эти слова. (чтение)
4. Закрепление.
- Спишите текст. В скобках запишите нужные вопросы. Определите падежи, выделите окончания. Проверка. Слайд 16.
5. Итог урока. Слайд 17
- Вспомните, какая была цель урока? Как изменяются существительные в единственном и множественном числе? (изменяются по падежам, в ед. и во мн. числе изменяют разные падежные окончания)
- Что нового узнали о падежах? (падеж есть в разных языках, падежи имеют другое, непривычное название, в разных языках разное количество падежей)
- Оцените свою работу на уроке. Почему так оценили?
6. Домашнее задание.
1) Р.т. т.5 з.4
2)
|
|
|