Главная страница

«Формирование коммуникативной культуры в процессе обучения и воспитания студентов. Рекомендации по профессионально педагогическому общению»


Скачать 50.95 Kb.
Название «Формирование коммуникативной культуры в процессе обучения и воспитания студентов. Рекомендации по профессионально педагогическому общению»
Дата 04.03.2016
Размер 50.95 Kb.
Тип Методические рекомендации

«Формирование коммуникативной культуры в процессе

обучения и воспитания студентов.

Рекомендации по профессионально - педагогическому общению»
Настоящие методические рекомендации разработаны В. А. Канн- Каликом во всероссийском центре по проблемам общения с целью совершенствования техники и культуры педагогического общения:

1. Стремитесь, чтобы в процессе вашего взаимодействия со студентами чаще звучали одобрение, похвала, поощрение. Это ведет к тому, что студент связывает с вашей личностью собственные положительные эмоциональные переживания.

Проследите за собой:

- всегда ли одобряете студентов за правильный ответ (речь идет не только об оценке, а о похвале, улыбке и т. д.);

- готовы ли вы похвалить не только хорошего студента, но и слабого, но старающегося;

- часто ли в ваших оценках встречаются слова: «молодец», «хорошо придумано», «я это одобряю», «удачное решение» и т. п.

- часто ли вы называете ребят по имени, оценивая ответ; помните есть огромная психологическая дистанция между оценками: «Верно, Петров» и «молодец, Володя»;

- часто ли показываете студентам, что верите в их возможности;

- не бывает ли в ваших оценках студентов психологических характеристик их безнадежности типа: «Ну, Иванов, как всегда, ничего не знает»;

2. Студенты должны знать, как вы к ним относитесь. Позитивное, доброжелательное отношение к студентам самым существенным образом влияет на восприятие ими нашего поведения, собственной деятельности каждого микроэлемента педагогического процесса.

3. Чаще улыбайтесь студентам. Улыбка при входе преподавателя в аудиторию говорит о том, что встреча со студентами приятна вам. Вообще улыбка преподавателя создает общий благоприятный психологический настрой: располагает их к общению, вызывает стремление к работе.

Понаблюдайте за собой:

- как часто вы улыбаетесь на занятии;

- способны ли вы вместе со студентами смеяться;

- не лежит ли на вашем лице постоянная печать озабоченности и усталости.

Помните, что студенты часто связывают ваш эмоциональный тонус с преподаваемым предметом, что нередко ведет к возникновению у студентов негативных психологических установок.

4. В процессе педагогического общения могут возникать разнообразные конфликты.

Необходимо помнить:

- конфликт может быть следствием педагогической неграмотности, и тогда он вреден, его надо срочно нейтрализовать;

- конфликт может быть результатом столкновения требований, установок, ценностных ориентаций, привычек и навыков. В этом случае нужно проанализировать причины конфликта- он может играть роль, движущей силы в педагогическом процессе (если, конечно, не перерастает в конфликт межличностный);

- помните, мы не имеем права профессионального обижаться на студентов, - и в этом тоже своеобразие педагогического общения.

5. Помните, что «голая» критика поведения, знаний, образа жизни студента бесполезна. Она не содержит в себе преобразующего, конструктивного начала и не передает студенту нашего личностного позитивного отношения к нему. Такая критика неизбежно ставит студента в позицию обороняющегося, а зачастую и ведет к формированию заниженной самооценки.

В общении со студентами элемент критики не должен быть доминирующим, иначе теряется дружественность как общий психологический конспект взаимодействия, без которого невозможны плодотворные деловые и межличностные отношения. Рекомендуется проанализировать себя по таким параметрам;

- не преобладает ли в вашем общении со студентами критика над другими оценками;

- каких требований больше в вашей системе общения: запрещающих («нельзя», «не следует», «прекратить» и т. д.), ориентирующих на то, что надо делать, нейтральных;

- сколько в среднем замечаний на одном занятии вы делаете;

- часто ли вы начинаете занятие, общение со студентами с критики;

- не злоупотребляете ли на занятии противопоставлениями слабых студентов сильными;

- реагируете на нарушения дисциплины только лишь порицаниями или используете шутку, юмор;

- не переходите ли в процессе педагогического общения на угрозы.

6. Стремитесь ощущать психологическую атмосферу в группе – без этого продуктивный учебно- воспитательный процесс невозможен. Например, занятие математики, объяснение нового материала. Петров с интересом слушает, т. к. любит математику. Сидорова слушает объяснение, но рассматривает Петрова (красив или нет). Капустин рассматривает в окне ворон, а Максимов повествует соседу о футболе. Плюс занятие последнее по расписанию, плюс другие факторы и так до бесконечности. Да, психологические ситуации реального занятия бесчисленны и чтобы «чувствовать» группу необходимо:

- уметь наблюдать за студентами;

- воспринимать выражение глаз студентов, их мимику;

- обращать внимание на все детали поведения студентов, их настроение;

- быть пластичным и оперативным в своих реакциях на поведение группы;

- учиться сопоставлять сегодняшнюю психологическую атмосферу в классе со вчерашней.

7. Учитесь видеть себя как бы со стороны, глазами студентов. Для этого необходимо:

- чаще анализировать собственную деятельность;

- стремиться поставить себя на место студента, с которым вы работаете;

- посещать занятия коллег и сравнивать себя с ними;

- честно признавать свои ошибки;

- не стесняться сказать, что чего- то в данный момент не знаете.

8. Организуя общение со студентами, важно знать некоторые специфические психологические характеристики девушек: они более эмоциональны, весьма ранимы. Они более чутко реагируют на бестактность, острее переживают неуважительное отношение; одновременно, в отличие от ребят, более успешно маскируют свое реальное отношение к педагогу.

9. Будьте инициативны в общении со студентами; помните, что инициатива в общении поможет вам успешно управлять познавательной деятельностью, организовывать сотрудничество.

Быть инициативным в общении- значит:

- уметь быстро и энергично организовать психологический контакт с людьми;

- целенаправленно управлять межличностным взаимодействием, формировать и поддерживать нужный уровень межличностных отношений;

- уметь в соответствии с возникающими педагогическими задачами перестраивать взаимодействие со студентами: формы, стиль, методы общения и т. д.;

- использовать разнообразные формы межличностного взаимодействия студентов между собой в качестве фактора оптимизации учебно- воспитательного процесса;

- преодолевать неактивность и отстраненность студентов в педагогическом процессе, способствовать через активное общение энергичному включению их в разнообразную деятельность.

10. Старайтесь преодолевать негативные установки по отношению к некоторым студентам- это не только мешает вашим взаимоотношениям с ними, но и отрицательно сказывается на общей атмосфере в коллективе. Также, порой неосознанные, негативные установки могут возникнуть в результате:

- неверно сложившихся взаимоотношений и вашего нежелания пересмотреть их;

- отрицательного стереотипа в отношении к данному студенту, сформированного у вас коллегами, работающими в данной группе;

- слабой успеваемостью студента;

- межличностного конфликта, который мог ранее произойти у вас с этим воспитанником;

- негативного отношения к данному студенту в студенческом коллективе;

- стремление студента выделиться на занятии;

- частых дискуссий по различным вопросам, в которые вступает с вами студент.

Это были перечислены основные психолого- педагогические требования к организации педагогического общения. Это не догма, а руководство к действию, которое поможет наиболее эффективно осуществлять самый главный фактор в учебно- воспитательном процессе- фактор человеческий.