|
«Формирование коммуникативной культуры в процессе обучения и воспитания студентов. Рекомендации по профессионально педагогическому общению»
«Формирование коммуникативной культуры в процессе
обучения и воспитания студентов.
Рекомендации по профессионально - педагогическому общению»
Настоящие методические рекомендации разработаны В. А. Канн- Каликом во всероссийском центре по проблемам общения с целью совершенствования техники и культуры педагогического общения:
1. Стремитесь, чтобы в процессе вашего взаимодействия со студентами чаще звучали одобрение, похвала, поощрение. Это ведет к тому, что студент связывает с вашей личностью собственные положительные эмоциональные переживания.
Проследите за собой:
- всегда ли одобряете студентов за правильный ответ (речь идет не только об оценке, а о похвале, улыбке и т. д.);
- готовы ли вы похвалить не только хорошего студента, но и слабого, но старающегося;
- часто ли в ваших оценках встречаются слова: «молодец», «хорошо придумано», «я это одобряю», «удачное решение» и т. п.
- часто ли вы называете ребят по имени, оценивая ответ; помните есть огромная психологическая дистанция между оценками: «Верно, Петров» и «молодец, Володя»;
- часто ли показываете студентам, что верите в их возможности;
- не бывает ли в ваших оценках студентов психологических характеристик их безнадежности типа: «Ну, Иванов, как всегда, ничего не знает»;
2. Студенты должны знать, как вы к ним относитесь. Позитивное, доброжелательное отношение к студентам самым существенным образом влияет на восприятие ими нашего поведения, собственной деятельности каждого микроэлемента педагогического процесса.
3. Чаще улыбайтесь студентам. Улыбка при входе преподавателя в аудиторию говорит о том, что встреча со студентами приятна вам. Вообще улыбка преподавателя создает общий благоприятный психологический настрой: располагает их к общению, вызывает стремление к работе.
Понаблюдайте за собой:
- как часто вы улыбаетесь на занятии;
- способны ли вы вместе со студентами смеяться;
- не лежит ли на вашем лице постоянная печать озабоченности и усталости.
Помните, что студенты часто связывают ваш эмоциональный тонус с преподаваемым предметом, что нередко ведет к возникновению у студентов негативных психологических установок.
4. В процессе педагогического общения могут возникать разнообразные конфликты.
Необходимо помнить:
- конфликт может быть следствием педагогической неграмотности, и тогда он вреден, его надо срочно нейтрализовать;
- конфликт может быть результатом столкновения требований, установок, ценностных ориентаций, привычек и навыков. В этом случае нужно проанализировать причины конфликта- он может играть роль, движущей силы в педагогическом процессе (если, конечно, не перерастает в конфликт межличностный);
- помните, мы не имеем права профессионального обижаться на студентов, - и в этом тоже своеобразие педагогического общения.
5. Помните, что «голая» критика поведения, знаний, образа жизни студента бесполезна. Она не содержит в себе преобразующего, конструктивного начала и не передает студенту нашего личностного позитивного отношения к нему. Такая критика неизбежно ставит студента в позицию обороняющегося, а зачастую и ведет к формированию заниженной самооценки.
В общении со студентами элемент критики не должен быть доминирующим, иначе теряется дружественность как общий психологический конспект взаимодействия, без которого невозможны плодотворные деловые и межличностные отношения. Рекомендуется проанализировать себя по таким параметрам;
- не преобладает ли в вашем общении со студентами критика над другими оценками;
- каких требований больше в вашей системе общения: запрещающих («нельзя», «не следует», «прекратить» и т. д.), ориентирующих на то, что надо делать, нейтральных;
- сколько в среднем замечаний на одном занятии вы делаете;
- часто ли вы начинаете занятие, общение со студентами с критики;
- не злоупотребляете ли на занятии противопоставлениями слабых студентов сильными;
- реагируете на нарушения дисциплины только лишь порицаниями или используете шутку, юмор;
- не переходите ли в процессе педагогического общения на угрозы.
6. Стремитесь ощущать психологическую атмосферу в группе – без этого продуктивный учебно- воспитательный процесс невозможен. Например, занятие математики, объяснение нового материала. Петров с интересом слушает, т. к. любит математику. Сидорова слушает объяснение, но рассматривает Петрова (красив или нет). Капустин рассматривает в окне ворон, а Максимов повествует соседу о футболе. Плюс занятие последнее по расписанию, плюс другие факторы и так до бесконечности. Да, психологические ситуации реального занятия бесчисленны и чтобы «чувствовать» группу необходимо:
- уметь наблюдать за студентами;
- воспринимать выражение глаз студентов, их мимику;
- обращать внимание на все детали поведения студентов, их настроение;
- быть пластичным и оперативным в своих реакциях на поведение группы;
- учиться сопоставлять сегодняшнюю психологическую атмосферу в классе со вчерашней.
7. Учитесь видеть себя как бы со стороны, глазами студентов. Для этого необходимо:
- чаще анализировать собственную деятельность;
- стремиться поставить себя на место студента, с которым вы работаете;
- посещать занятия коллег и сравнивать себя с ними;
- честно признавать свои ошибки;
- не стесняться сказать, что чего- то в данный момент не знаете.
8. Организуя общение со студентами, важно знать некоторые специфические психологические характеристики девушек: они более эмоциональны, весьма ранимы. Они более чутко реагируют на бестактность, острее переживают неуважительное отношение; одновременно, в отличие от ребят, более успешно маскируют свое реальное отношение к педагогу.
9. Будьте инициативны в общении со студентами; помните, что инициатива в общении поможет вам успешно управлять познавательной деятельностью, организовывать сотрудничество.
Быть инициативным в общении- значит:
- уметь быстро и энергично организовать психологический контакт с людьми;
- целенаправленно управлять межличностным взаимодействием, формировать и поддерживать нужный уровень межличностных отношений;
- уметь в соответствии с возникающими педагогическими задачами перестраивать взаимодействие со студентами: формы, стиль, методы общения и т. д.;
- использовать разнообразные формы межличностного взаимодействия студентов между собой в качестве фактора оптимизации учебно- воспитательного процесса;
- преодолевать неактивность и отстраненность студентов в педагогическом процессе, способствовать через активное общение энергичному включению их в разнообразную деятельность.
10. Старайтесь преодолевать негативные установки по отношению к некоторым студентам- это не только мешает вашим взаимоотношениям с ними, но и отрицательно сказывается на общей атмосфере в коллективе. Также, порой неосознанные, негативные установки могут возникнуть в результате:
- неверно сложившихся взаимоотношений и вашего нежелания пересмотреть их;
- отрицательного стереотипа в отношении к данному студенту, сформированного у вас коллегами, работающими в данной группе;
- слабой успеваемостью студента;
- межличностного конфликта, который мог ранее произойти у вас с этим воспитанником;
- негативного отношения к данному студенту в студенческом коллективе;
- стремление студента выделиться на занятии;
- частых дискуссий по различным вопросам, в которые вступает с вами студент.
Это были перечислены основные психолого- педагогические требования к организации педагогического общения. Это не догма, а руководство к действию, которое поможет наиболее эффективно осуществлять самый главный фактор в учебно- воспитательном процессе- фактор человеческий.
|
|
|