Главная страница

Исследование для определения уровня межличностных отношений подростков, определения степени влияния Сергеева Димы на одноклассников


Скачать 126.15 Kb.
Название Исследование для определения уровня межличностных отношений подростков, определения степени влияния Сергеева Димы на одноклассников
Дата 12.02.2016
Размер 126.15 Kb.
Тип Исследование

Ко мне, как к социальному педагогу, обратилась классный руководитель 7 «Д» класса Петрова Н.Н. Данный преподаватель работает с этим коллективом первый год, с прежним классным руководителем у детей был очень хороший контакт, но педагог ушла в декрет. Дети были очень расстроены и обижены на учителя.

Причина обращения Петровой Н.Н.: неблагоприятный психологический климат в классе, частые конфликты между детьми, доходящие до драк, ухудшение поведения, повышенная конфликтность на уроках по отношению к преподавателям, снижение успеваемости учащихся.

На учете в «группе риска» состоит один учащийся данного класса – Сергеев Дмитрий (неадекватное поведение, регулярное нарушения правил поведения в школе). Классный руководитель предполагает, что данные проблемы в классе связаны с влиянием Сергеева Д. на одноклассников, т.к. он имеет авторитет в коллективе.

Было решено провести социометрическое исследование для определения уровня межличностных отношений подростков, определения степени влияния Сергеева Димы на одноклассников.
1. ВЫЯВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО СТАТУСА. ПОСТРОЕНИЕ СОЦИОМЕТРИЧЕСКОЙ МАТРИЦЫ
Социально - психологические исследования были проведены в 7 «Д» классе (классный руководитель – Петрова Н.Н. - стаж педагогической работы - более 15 лет). В классе 25 учащихся, из них 13 мальчиков и 12 девочек.

Для исследования использовалась методика Дж. Морено «Социометрия», цель которой - диагностика эмоциональных связей. Исследование направлено на решение следующих задач:

1. Измерение степени сплоченности-разобщенности в классе;

2. Выявление соотносительного авторитета членов групп по признакам симпатии-антипатии (лидеры, звезды, отвергнутые);

3. Обнаружение внутригрупповых сплоченных образований во главе с неформальными лидерами.

Результат исследования: получение среза динамики внутригрупповых отношений для последующего переструктурирования групп, повышения их сплоченности и эффективности деятельности.

Порядок исследования: подготовлены критерии, измеряющие отношения учащихся по поводу совместной деятельности, ради выполнения которой создана группа (учебная деятельность), а также критерии для измерения эмоционально-личностных взаимоотношений, не связанных с совместной деятельностью (выбор товарища для досуга). Для опроса предложены следующие вопросы:

1. Если ваш класс будут расформировывать, с кем бы ты хотел продолжить совместно учиться в новом коллективе?

2. Кого бы ты из класса пригласил на свой День Рождения?

3. С кем из своего класса ты пошел бы в многодневный туристический поход?

Перед началом опроса с учащимися был проведен инструктаж, в ходе которого было дано объяснение цели исследования, важности его результатов для класса, порядка выполнения задания (на каждый вопрос - 3 ответа). Была подчеркнута необходимость быть искренними. Педагоги при этом гарантировали тайну индивидуальных ответов.

В процессе исследования мы стремились установить атмосферу доверия в отношениях с учащимися. Опрос был проведен индивидуально с каждым учащимся. Были созданы все условия для того, чтобы опрашиваемые не общались между собой. В ходе опроса мы постоянно напоминали об обязательности ответов на все вопросы, не торопили испытуемых с ответами.

На основании ответов учащихся мной была составлена сводная социоматрица (приложение 1) на основании анализа результатов, полученных в программе SociometryPro (приложение 2, 3, 4). Теоретически возможное количество выборов - 225; количество полученных выборов (социометрический статус группы) - 225.

На основании подсчетов определились статусные группы учащихся (приложение 5):

· «звезды» - 3 чел (18 -15 выборов) - Миловидова Даша, Труфанов Роман, Факторович Полина,

· «предпочитаемые» - 14 чел. (14 - 8 выборов),

· «пренебрегаемые» - 7 чел. (7 - 4 выборов),

· «изолированные» - 1 чел. (3 - 0 выборов) - Палагин Вадим.

Нас интересовало не только количество выборов, но и их взаимность. Взаимных выборов - 59. Анализируя мотивы взаимных выборов учащихся, можно сделать вывод о том, что общественные мотивы (совместная учеба, участие в коллективном походе) и личные (приглашение на День рождения) равнозначны для учащихся, что доказывает в какой-то мере сплоченность группы, стремление учеников к общению, к сотрудничеству и в школе и вне нее. Примечательно и то, что парные выборы сделаны не только учащимися одного пола. Проявление интереса к представителям другого пола характерно исследуемому возрасту (1 взаимный выбор) - Сергеев Дмитрий - Верблюденко Ксения.

Учитывая приведенные данные, я определила:

1. «Уровень благополучия взаимоотношений», равный соотношению количества учащихся, находящихся в благоприятном положении, к тем, кто находится в менее благоприятном положении, т.е. имеет минимальное количество выборов.

УБВ = 17/12 или составляет 70,6 %.

Поскольку числитель полученной дроби преобладает над знаменателем, следовательно, «уровень благополучия взаимоотношений» в классе достаточно высокий.

2. В классе есть один «отверженный» ребенок, поэтому «индекс изоляции», определяющийся соотношением изолированных учащихся к общему числу членов коллектива, равен 0,04.

ИИ = 1\25 = 0,04 или составляет 4%.

3. «Индекс групповой сплоченности» определился соотношением суммы взаимных выборов к общему числу возможных выборов.

ИГС = 59/225 = 0,3.

«Индекс групповой сплоченности» несколько ниже нормы (0,6-0,7), его можно оценить только как удовлетворительный. Это объясняется особенностями данного коллектива: из 25 учащихся в этот класс в течение последних трех лет пришли 6 человек, из них трое учатся три года, один ученик – два года, и двое учеников - только первый год; следовательно, времени для сплочения коллектива было недостаточно. Вместе с тем, большинство учащихся (15 человек) обучаются в данном коллективе с первого класса и видимо принимают новичков с настороженностью, боясь потерять свое лидерство. Но судя по мотивам выбора, стремление к сотрудничеству во всех сферах жизни у ребят на лицо.

Общие показатели статусной структуры в коллективе:


Показатели

УБВ

ИИ

ИГС

7 «В» класс

70,6%

4%

26%


В процессе исследования мы проанализировали статусное положение членов актива класса, сопоставили его с выбором учащихся.



№ п/п

Фамилия, Имя

члена актива

Общественное

поручение

Кол-во

выборов

Статус

1

Андреева Катя

Редколлегия

6

Пренебрегаемые

2

Нестерова Маша

Ученическое самоуправление

6

Пренебрегаемые

3

Лавренова Настя

Редколлегия

4

Пренебрегаемые

4

Копылова Кристина

Ответственная

по питанию

11

Предпочитаемые

5

Оркина Галя

Зам. ответств.

за журнал

9

Предпочитаемые

6

Железнова Наташа

Комиссия по контролю питания

9

Предпочитаемые

7

Факторович Полина

Ответственная за журнал

16

Звезды


Приведенные данные показывают не совсем правильный выбор классным руководителем учащихся в актив класса, так как есть ученики, пользующиеся большим авторитетом у одноклассников. Исключение составляет Факторович Полина, получившая 16 выборов.

Вызывает беспокойство тот факт, что в активе нет мальчиков, а ведь достойные кандидаты в классе есть: Иванов С.(12 выборов.), Труфанов Р. (16 выборов), Юсупов М. (11 выборов.). Данное обстоятельство может вызвать у мальчиков в дальнейшем стойкое нежелание заниматься общественной работой, провоцирует конфликтные ситуации между активом и остальными учащимися. Вместе с тем, следует отметить, что Сергеев Д., (10 выборов) также может участвовать в общественной работе, т.к. действительно имеет авторитет среди одноклассников, но никаких поручений от классного руководителя не получил. В прошлом году этот ученик активно работал в ученическом самоуправлении.

Непростая ситуация складывается для «новичка» Палагина Вадима. Он учится в данном классе первый год, и, судя по количеству выборов (3), пока не установил контакт с одноклассниками. Мальчик держится высокомерно, бывает агрессивен, «держит дистанцию».

В то же время по результатам проведенного исследования видно, что для второго «новичка» Верблюденко Ксении (5 выборов) адаптация в новом коллективе проходит успешно. Девочка ведет себя миролюбиво, общительна, охотно идет на контакт.
2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОБОБЩЕННОГО ПОКАЗАТЕЛЯ СОЦИАЛЬНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ РЕБЕНКА
По итогам анализа проведенного социометрического исследования в 7 «Д» классе в «группу риска» был включен Палагин Вадим.

Для определения путей индивидуальной работы с учащимися «группы риска» и принятия профилактических мер, социальным педагогом на основе собранной информации о ребенке была заполнена анкета «Определение обобщенного показателя социального благополучия ребенка».

«Определение обобщенного показателя социального благополучия ребенка»
1. Состав семьи:

А) мать, отец, бабушка, дедушка – 5;

Б) только мать и отец –4;

В) одна мать, один отец – 3;

Г) одна мать, один отец – 2;

Д) Нет родителей: бабушка, дедушка, другие родственники-1.

Школьная успеваемость:

А) хорошая – 5;

Б) удовлетворительная –4;

В) неудовлетворительная –3;

Г) оставил школу, работает – 2;

Д) оставил школу, не работает – 1.

Здоровье ребенка:

А) практически здоров – 5;

Б) часто болеет в пределах нормального развития – 4;

В) имеет хронические заболевания – 3;

Г) отставания в умственном развитии –2;

Д) имеет врожденные патологии, нервно-психические болезни – 1.

4.Санитарно-жилищные условия жизни семьи:

А) благоустроенная отдельная квартира – 5;

Б) отдельная квартира с родителями супругов – 4;

В) более одной комнаты в коммунальной квартире с удобствами – 3;

Г) комната в коммунальной квартире с удобствами – 2;

Д) комната в общежитии, в бараке без удобств – 1.

Доход семьи:

А) могут практически не с чем себе не отказывать – 5;

Б) денег в основном хватает, но для покупки товаров длительного пользования берет кредит или долг – 4;

В) на повседневные расходы денег хватает, но покупка одежды вызывает трудности – 3;

Г) живут от зарплаты до зарплаты – 2;

Д) денег до зарплаты не хватает – 1.

Уровень социального благополучия семьи:

А) атмосфера взаимной поддержки, доброжелательства – 5;

Б) здоровый образ жизни без эмоциональной окраски: без ссор и без большой привязанности, живут «по привычке» - 4;

В) в семье ссоры, скандалы, один из родителей склонен к выпивке – 3;

Г) судимость родителей, пьянство, рукоприкладство, выраженная форма умственной отсталости одного или обоих родителей - 2;

Д) состоят на учете с диагнозом алкоголизм, наркомания, асоциальное поведение – 1.

Поведение ребенка в школе:

А) хорошее – 5;

Б) удовлетворительное – 4;

В) неудовлетворительное -3;

Г) неоднократно был замечен в асоциальном поведении – 2;

Д) состоит на учете в ОДН –1.

Внешкольное общение с ребенком:

А) на основе постоянных совместных занятий в кружках, секциях, на основе общих позитивных интересов – 5;

Б) несистемное досуговое общение по интересам, разовые встречи для совместного проведения свободного времени – 4;

В) общение на основе пустого времяпровождения, отсутствие позитивных целей – 3;

Г)) асоциальные группы с ориентацией на выпивку, мелкое хулиганство, драки токсические вещества – 2;

Д) криминогенные группы, состоящие на ОДН, с направленностью интересов на мелкие кражи, угоны транспортных средств, наркотики – 1.

Жизненные цели ребенка:

А) четко определенные – 5;

Б) позитивная ориентация в формулировании жизненных целей, но представление о путях и средствах их достижения расплывчаты, неопределенны - 4;

В) отсутствие определенных целей и планов на будущее или наличие нереальных планов – 3;

Г) ориентация на цели носят, скорее, негативную окраску, примитивны, бездуховны, референтная группа – сверстники с асоциальной направленностью интересов –2;

Д) явно негативные, асоциальные ориентации на жизненные цели, отсутствие установки на общественно полезный труд. Интересы ограничены, отмечаются правонарушения, состоит на учете ОДН – 1.

Эмоциональное отношение родителей с детьми:

А) постоянная поддержка, разумная требовательность к детям, демократизм отношений, атмосфера доверия – 5;

Б) слепая любовь – 4;

В) для родителей первична собственная жизнь, но отношение к детям доброжелательное, заинтересованное – 3;

Г) равнодушие, отсутствие заботы о детях, безнадзорность, дети, как дополнительное бремя, дополнительные проблемы – 2;

Д) напряженно-конфликтные отношения родителей с детьми, различные формы насилия, применяемые к детям – 1.

Инструкция по определению обобщенного показателя социального благополучия ребенка.
Общая сумма баллов – 150.

При анализе характеристик конкретного ребенка набор баллов:

Ниже 30 – предполагает принадлежность конкретного ребенка к группе повышенного риска (чем меньше баллов, тем выше риск);

От 31 до 40 - социальное благополучие ребенка определяется в пределах средней нормы;

Более 40 – высокий уровень социального благополучия ребенка (чем больше баллов, тем выше уровень благополучия).

Социальным педагогом были заполнены анкеты на Сергеева Д. ( 38 баллов) и Палагина В. ( 21 балл). Полученные результаты подтверждают итоги социометрического исследования. Уровень социального благополучия Сергеева Д. находится в пределах средней нормы, тогда как уровень социального благополучия Палагина В. подтверждает его принадлежность к группе повышенного риска. Следовательно, внесение данного ученика в списки «группы риска» было своевременно и оправдано.

III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Социометрия, проведенная в 7 классе «Д» выявила, что в исследуемой группе большинство детей имеет более или менее благоприятный статус. Средний уровень благополучия взаимоотношений означает благополучие большинства детей группы в системе межличностных отношений, их удовлетворенность в общении, признании сверстниками.

В основе мотива выбора у девочек или мальчиков детей своего пола находятся

дружеские отношения, а также проявляется интерес к совместной деятельности с выбираемым ребенком. В данной группе положение, как девочек, так и мальчиков благоприятно в равной степени. Выявлен такой характер связи как взаимная симпатия. Мотивация выборов в большинстве случаев определяется желанием детей общаться, иметь общее дело.

Среди популярных членов группы можно выделить: Миловидову Дашу, Труфанова Романа, Факторович Полину.

Нельзя оставлять без внимания и непопулярных детей (Палагин В., Лавренова Н., Верблюденко К.). Тогда как сравнительно малое количество выборов Верблюденко К. можно оправдать недавним приходом ее в этот класс, то на Лавренову Н. классному руководителю следует обратить особое внимание, т.к. эта девочка учится в данном коллективе семь лет. Следует выявить и развить у «непопулярных» детей положительные качества, поднять заниженную самооценку, уровень притязаний, чтобы улучшить их положение в системе межличностных отношений. Также необходимо учителю пересмотреть свое личное отношение к этим детям.

После проведения социометрических исследований в 7 «В» классе были выявлены причины непонимания между учениками и классным руководителем. Дети выражали свое недовольство распределением общественных обязанностей, проведенным учителем без участия детей. Сергеев Д., состоящий на школьном учете «группы риска» к конфликтной ситуации в классе непосредственного отношения не имел. Палагин В. был своевременно поставлен на контроль в «группе риска», т.к. по результатам анкетирования социальным педагогом была выявлена неблагополучная обстановка в семье ученика.

Дети «группы риска», представляют собой одну из наименее защищённых групп детей, которые в силу определённых обстоятельств своей жизни более других подвержены негативным внешним воздействиям со стороны общества. Воздействие неблагоприятных факторов может вызвать негативные психические, физические и иные изменения в организме ребёнка, которые могут привести к тяжелейшим последствиям, различным отклонениям (девиациям) в поведении.

Факторов возникновения и развития девиантного поведения много, среди которых развод родителей, их занятость своими личными переживаниями, смерть любимого человека, рождение нового ребёнка и переключение на него внимания родителей, различные формы насилия над ребёнком в семье и др. Значительное влияние на ребёнка группы риска может оказать социальный педагог.

Социальная работа с детьми «группы риска» должна носить комплексный характер. Она должна разворачиваться во всех формах социальной, педагогической и психологической помощи. Социальная работа с детьми в «группе риска» должна строиться с учётом причин дезадаптации и девиации, их психологических особенностей и основываться на уважении ребёнка, принятии его таким, какой он есть.

Важнейшим условием успешности работы с детьми группы риска является включение таких детей в систему новых отношений, которые должны строиться на основе коллективной и общественно-полезной деятельности, а также при обязательной поддержке семьи.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ



  1. Медведева Г.П. Этика социальной работы. – М.: Гуманит. изд. Центр Владос, 2002

  2. Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. – М.: ТЦ Сфера, 2002

  3. О работе социального педагога. Методическое письмо // Социальная работа. – 1994. – № 1(4).

  4. Селиванова О.А., Фалько В.В. Взаимодействие социального педагога с детьми «группы риска» // Педагогика. – 2006. – № 6.

  5. Социальная педагогика / Под общ. ред. М.А. Галагузовой. – М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2000

  6. Методики социально-психологической диагностики личности и группы. Под общ. ред. А. Грецова. – М., ИЦ Академия, 1990

  7. Корнилова Т., Григоренко Е., Смирнов С. Подростки группы риска. – Санкт-Петербург, ИД Питер, 2006

  8. Баранова Л.Д. Социальный педагог в школе/ Из опыта работы. – Волгоград: Учитель, 2009

  9. Ресурсы INTERNET