|
«Проектная технология как один из способов развития творческих способностей учащихся»
«Проектная технология как один из способов развития творческих способностей учащихся»
Ложкина Ольга Евгеньевна
Г. Астрахань Трусовский район
Муниципальная казенная общеобразовательная школа-интернат «Основная общеобразовательная школа-интернат № 2»
[email protected]
Метод проектов активно используется в системе школьного образования и во внеурочной деятельности. За последние десять лет метод проектов как общепедагогическая технология стал предметом многих исследований. Информация по данному методу имеется в педагогической и методической литературе.
В работах Н. Ю. Пахомовой, Е. С. Полат, И. Д. Чечель, И.К. Баталиной. М.А. Барсуковой, С. Шишова раскрыт педагогический потенциал проектной деятельности школьников; Г.В. Нарыковой, Е.А.Гилевой, Ю.С. Егоровым, Е.В. Клоковым Н.Мансуровым охарактеризованы этапы учебного проекта, роль учителя на каждом из них; И.Д. Чечель, С. Лернер предложили различные подходы в оценивании проектной деятельности.
За основу своей статьи мне бы хотелось взять китайскую пословицу
Скажи мне, я забуду.
Покажи мне, я могу запомнить.
Позволь мне сделать это,
Это станет моим навсегда.
В концепции модернизации российского образования в числе важных целей указаны такие, как развитие у школьников самостоятельности и способности к самоорганизации; готовности к сотрудничеству, развитие способности к созидательной деятельности.
Проектная деятельность способствует:
Развитию творческих способностей, умения находить, анализировать, систематизировать, обобщать материал, делать выводы, составлять прогнозы
Формированию адекватной эмоциональной сферы личности через создание ситуации успеха и самореализации, самооценки и оценки коллектива
-
Воспитанию гуманитарного отношения к другим народам, объектам природы, памятникам истории и культуры страны и мира
Метод проектов, предоставляет ребёнку широкое поле для новой деятельности, позволяет раскрыть его творческий потенциал в интересной для него области знаний или увлечений. Использование компьютерных технологий дает возможность повысить интерес к любому гуманитарному предмету. «В современных информационных условиях проектное обучение ведёт к перестройке познавательной сферы личности, а выполнение проекта, в свою очередь, развивает разнообразные познавательные процессы, такие как критическое, творческое мышление и т.д., формирует интеллект ребёнка»(1 ст. 2)
Выполнение проектов с использованием компьютерных технологий – мультимедиа, технологии создания слайдфильмов – носит коллективный характер и формирует информационно - коммуникационные компетенции учащихся. Школьники объединяются в творческие группы и решают сообща круг задач, определенных проектом.
Грамотная постановка проблемы проекта, целей и задач позволяет распределить задания для сбора материал и его подготовки для размещения в проекте. Объединение усилий каждого ученика в одном общем проекте – результат коллективного труда – и его защита на уроке формирует навыки убедительно и обосновано представлять причины исследуемых процессов и прогнозировать результат, определять причинно – следственные связи на основе выявленных в ходе обработки информации фактов, закономерностей, явлений и процессов.
В своей работе я пока использую этот метод как классный руководитель при работе с классом. Второй год мы работаем над проектом «Народы Астраханского края», до этого проекта наш класс работал над проектом «Праздники русской земли» итогом которого стала защита виде презентации и празднования «Масленицы» в школе. На этом праздники дети показали какие заклички, песни, игры использовали на Руси во время данного праздника, также дети познакомили с элементами народных костюмов, традициями сжигать чучело «Масленицы» и от куда пошла эта традиция, и в довершении праздника всех гостей угостили блинами и чаем. Такая работа очень хорошо сплачивает ребят, учит взаимовыручке, ответственности за порученное дело. Вовремя подготовки к празднику учащиеся сами с помощью родителей готовили костюмы, искали материал, делали искизы к костюмам, находили элементы для их создания, а также во время праздника являлись главными действующими лицами, вовлекали в игры не только учащихся школы, но и взрослых, присутствующих на празднике. Всем это мероприятие очень понравилось, но больше всего самим детям, которые его организовывали. Они получили удовлетворение за свою работу.
Литература:
Вербицкая Г.И. «Проектные технологии в формировании ключевых компетенций на уроках географии» - журнал «География. Все для учителя» № 10 2013г. (2-3 ст)
http://www.openclass.ru/pages/186225 Мелкова Н.В. г.Ярославль
«Проектная технология как средство развития познавательных интересов учащихся» zezyulya-vera.narod.ru
Бобиенко О.М. «теоретический подход к проблеме ключевых компетенций //www.tisbi.ru/science/ veatnik/2003/issue2/
Нефедова Л.А., Ухова Н.М. «Развитие ключевых компетенций в проектном обучении//школьные технологии.-2006.-№ 4
|
|
|