Главная страница

Формирование и развитие социальной и творческой активности обучающихся через организацию взаимодействия и сотрудничества на уроках истории и обществознания


Скачать 126.99 Kb.
Название Формирование и развитие социальной и творческой активности обучающихся через организацию взаимодействия и сотрудничества на уроках истории и обществознания
Дата 22.02.2016
Размер 126.99 Kb.
Тип Документы

Формирование и развитие социальной и творческой активности обучающихся через организацию взаимодействия и сотрудничества

на уроках истории и обществознания.

Ты скажешь, эта жизнь – одно мгновенье.

Ее цени, в ней черпай вдохновенье.

Как проведешь ее, так и пройдет,

Не забывай: она твое творенье.

О.Хайям

Известный педагог эпохи Возрождения Витторио да Фальтре создал школу со звучным названием «Дом радости», который действительно стал домом умственных наслаждений. А можем ли мы сегодня открыть дверь в этот Дом радости? Где она эта школа - где нет педагогической суеты, где ученик учится сам и чувствует себя при этом не «двоечником», «троечником», «хорошистом» или «отличником», а Человеком…

Учитель - главный настройщик детской души, и настраивает он детскую душу так, чтобы она все больше и больше была открыта свету, чтобы больше вбирала в себя тепла, хранила себя в чистоте, делала мир вокруг себя добрее и красивее.

Учитель воспитывает и учит другого человека. Как он это делает? Как человек воспитывает другого человека? Объясняет, показывает, убеждает, растолковывает, заставляет делать… Что?! Где же берет учитель ответы на эти бесконечные «что?» и «о чем?»

Какова же моя педагогическая концепция? Помогает ли она найти ответы на вопрос чему я должна научить на уроке истории и как?

Как учитель, я обязана передавать предметные знания, но помимо этого я вижу свою задачу в том, чтобы помогать человеку, учиться быть Человеком.

Образовательные стандарты второго поколения ставят новые требования к результатам обучения и освоения содержания курса истории и обществознания. Важнейшая цель современного образования, одна из приоритетных задач общества и государства – воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России, образование, развитие и воспитание личности ученика, способного к определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего знания в учебной и социальной деятельности. 1

На сегодняшний день современное образование ставит перед нами задачу в ходе, которой необходимо развивать индивидуальность, мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в общественной жизни, адаптируемость ребенка, его способности самостоятельно решать жизненные социальные проблемы, уметь формулировать собственную точку зрения, т. е. формировать широкий круг компетентностей.

Но с другой стороны, наблюдается устойчивая тенденция построения выпускного (вступительного) экзамена, направленная на выявление системы фактических знаний учащихся. И если усилия учебного процесса направлять только на результаты ЕГЭ, то мы получим выпускника, напичканного знаниями, но не умеющего их использовать, ученика, «напоминающего фаршированную рыбу, которая не может плавать».

Перед учителем стоит вопрос - как же разрешить данную проблему? Чтобы этого не произошло, знания должны становится не целью, а средством формирования умений, которые могут использоваться и на других уроках, а главное - в жизни. Необходимо направить все усилия на развитие личности содержанием предмета, тем более что история представляет собирательную картину социального, нравственного, созидательного, коммуникативного опыта людей. Она служит богатейшим источником представлений о человеке. Через ответы на сущностные вопросы миропознания, миропонимания и мировоззрения: Кто я? Кто мы? Кто они? Что значит жить вместе в одном мире? Как связано прошлое и современное? – происходит восприятие основополагающих ценностей, социального опыта человечества и освоение знаний по истории цивилизаций.

За свою многолетнюю работу я столкнулась и с другими проблемами, среди которых наиболее важной, на мой взгляд, является проблема вовлечения всех учащихся в работу на уроке, воспитания стремления к самообразованию, саморазвитию. Восточная мудрость гласит: «Можно коня привести к воде, но нельзя заставить его пить». Практика показывает, что без целенаправленной организации совместной деятельности, как на уроке, так и вне его школа технологически не обеспечивает ни воспитания, ни развития личности, ни тех возрастающих требований к уровню общей культуры школьников.

Таким образом, целью своей педагогической деятельности считаю – создание условий для взаимодействия и сотрудничества на уроках истории и обществознания, способствующих формированию и развитию социальной и творческой активности учеников.

Для реализации цели я использую технологии сотрудничества, интерактивного обучения, основанного на деятельно-практическом способе обучения. Обучение в сотрудничестве - это совместное (поделенное, распределенное) расследование, в результате которого учащиеся работают вместе, коллективно конструируют, продуцируют новые знания, а, не открывают объективные реалии, потребляя знания в уже готовом виде.

Таким образом, процесс обучения я рассматриваю, прежде всего, как ситуацию взаимодействия, где основные дидактические отношения:

  • «ученик-учитель - диалоговое обучение». Учитель не транслирует знания, не передает информацию, а создает условия для взаимодействия и сотрудничества на уроке. Ученик активный участник учебного процесса. Учитель - дирижер, соратник.

  • «ученик - ученик – взаимодействие – кооперативный способ обучения». Работа в группах -     или "обучение в сотрудничестве" заключается в организации работы учащихся вместе: в парах или небольших группах над проблемой, в процессе которой выдвигаются новые идеи. Эти идеи и мнения обсуждаются, дискутируются.

Теоретическим основанием для разработки проблемы соотношения социальных взаимодействий и обучения послужили работы Л.С.Выготского, Дж. Г.Миде, Ж.Пиаже. Им принадлежит гипотеза о том, что социальные взаимодействия играют решающую роль в развитии мышления. Формирование мышления, внимания, памяти, воли и других качеств школьника невозможно лишь путем индивидуальной его деятельности; необходима и совместная деятельность ребенка со своими сверстниками и с взрослым – учителем, «через других мы становимся сами собой…». Становление человеческого «я» происходит в ситуации общения.

  • «ученик - изучаемый материал – деятельность – технология развития критического мышления». Мы и наши учащиеся стоят перед проблемой выбора информации. Необходимо не только умело овладеть информацией, но и критически ее оценить, осмыслить, применить. На уроках активно использую технологию чтение и письмо для развития критического мышления, что позволяет выработать умение графически оформить текстовый материал, творчески интерпретировать имеющуюся информацию умение распределить информацию по степени новизны и значимости; умение обобщить полученные знания. Общеизвестно, что ученик усваивает быстро и качественно лишь то, что тут же после получения новой информации применяет на деле или передает другим. Данная технология решает эту задачу. «Я слышу - я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я понимаю».

Важнейшим принципом дидактики считаю легкость и приятность учения. Давайте прислушаемся к тайному смыслу пословиц и поговорок об ученье. «Труд при учении скучен, да плод от учения вкусен», «Учись смолоду – слюбиться под старость», «Корень учения горек, а плоды его сладки», «Без муки нет науки». Известно, что в пословицах живет застывшая вековая народная мудрость. И все же, как быть с тем, что овладение знанием под принуждением малоэффективно? Общеизвестно, что из сознания улетучивается то, что не представляет интереса, не доставляет радости, тогда как интересное и радостное запоминается легко и надолго. Эстетические эмоции, вызываемые научным познанием, активизируют мыслительную деятельность познающего.

Эмоции влияют на нравственные качества личности растущего человека. Несовершенство методов и приемов эмоционального воздействия на уроках ведет к смещению личностных ценностей и происходит внутренний отход от школы.

Как бы ни совершенствовались средства обучения истории и методики ее преподавания, каких бы успехов ни добивались создатели компьютерных программ или образной наглядности, основой усвоения гуманитарных знаний, знаний о человеке и обществе все равно остается слово, произнесенное учителем и воспринятое учеником. Как много зависит от слова – умного, тактичного, обращенного к чувству ученика. Сухость и формализм, вот что убивает всякий интерес к учению, науке. Учитель может прекрасно подготовить урок, может быть прекрасным знатоком предмета, но если «не искрит» работа, не контактируется с классом, то и результат не принесет должной эффективности. Всякий учитель раскрывается не только как специалист, но и как человек. Педагог «открытый» по отношению к ребенку, непременно вызовет желание открыться и у самих ребят.

В данном случае я руководствуюсь мыслями Л.С.Выготского: «Ни одна форма поведения не является столь крепкой, как связанная с эмоциями. Поэтому, если вы хотите вызвать у ученика нужные вам формы поведения, всегда позаботьтесь о том, чтобы эти реакции оставляли эмоциональный след в ученике».

Для обеспечения такого учения опираюсь на философскую основу – гуманизм и следующие педагогические технологии: по концепции усвоения – развивающее обучение, по подходу к ребенку – личностно-ориентированное обучение и технологии сотрудничества. Это позволяет мне разрешить проблему между новыми задачами, стоящими перед школой и устаревшими подходами и технологиями обучения, которые рассматривают ученика как объект обучающего воздействия.

Базируясь на вышеназванных принципах, в своей работе я выбираю такие методы и средства, которые создают условия, как для формирования ключевых компетенций учащегося, так и повышения уровня усвоения им учебного материала.

Остановлюсь на тех, которые являются ведущими в моей педагогической деятельности в преподавании истории в старших классах.

  • Отсроченная отгадка – в начале урока ученикам дается загадка (удивительный факт), отгадка к которой будет открыта на уроке при работе с новым материалом.

  • Проблемные задания. Пример: история, 9 класс. Тема: «Формирование тоталитарного режима. Сталинизм».

Писатель И.Эренбург считал, что 30-е годы были выкрашены в розовый и черный цвета. Как вы это понимаете? Согласны ли вы с таким мнением?

  • Лови ошибку – работа с текстом на выявление исторических ошибок;

  • Решение познавательных задач, которые способствуют более глубокому осознанию учащимися важнейших теоретических проблем, совершенствованию навыков самостоятельной работы.

Пример: история , 11 класс. Тема: «Эпоха Сталина: судьба страны – трагедия народа». Урок может быть полностью построен на решении познавательных задач.

Фрагмент: организуется обсуждение письма, адресованного чешской девушкой Ганой Шмрговой в редакцию журнала «Новое время»: «Если бы кто-то задал мне вопрос: в какое время я хотела бы жить в вашей стране, я бы сказала: при Сталине. Почему? В это время жилось очень плохо материально, не было демократии, но большинство людей работало для того, чтобы поднять родину, чтобы попытаться жить лучше. Народ не только страдал, но и строил новое социалистическое общество. Верил этому, и это давало ему силы. В то время было для чего жить. А сегодня жить для чего?»

  • Изучение исторических фактов, событий по документам, мемуарам, произведениям художественной литературы.

Пример: 1.Прочитайте отрывок из исторического романа А.Н.толстого «Петр Первый», рассказывающий о восстании стрельцов в мае 1682 г. Подумайте, как и почему эти события повлияли на Петра? 2. Познакомьтесь с отрывком из сочинения историка В.О.Ключевского о царской власти в 17 в. Познакомьтесь с картиной С.Иванова «Царь». Соответствует ли она. На ваш взгляд, отрывку из книги В.О.Ключевского?

Сущность моего опыта заключается в создании условий для творческой самореализации учащихся через развитие их способностей, в переходе от пассивных форм обучения к деятельностному обучению с преобладанием коллективной работы. Для продуктивной реализации группового обучения использую существующие разнообразные приемы и специальные методики внутригрупповой работы: дискуссии, дебаты, диспут, мозговой штурм; семинары, лабораторные работы, ролевые, деловые и дидактические игры, викторины, групповой опрос (взаимоопрос в парах).

Мной был разработан алгоритма действий при использовании разных форм групповой работы:

  • Однородная групповая работа.

Пример: Обобщающий урок по теме «Петр I: «за» и «против». Группы получают подбор документов с вопросами. Документы «Мнения историков о Петре Великом и его реформах» (Н.М.Карамзина, С.М. Соловьева, В.О Ключевского, А.И.Герцена, А.С.Пушкина). Группы знакомятся с документами, анализируют их, сравнивают разные точки зрения, вырабатывают свои суждения. Группы могут дополнить друг друга или опровергнуть в ходе дискуссии.

  • Групповая работа на принципах дифференциации.

  • Каждый из членов группы получает персональное задание, которое должно работать на общий результат.

  • Работа в парах.

  • Группы получают разные, но работающие на общий результат задания. По этой схеме можно построить проблемно-ролевой урок.

11 класс. Тема «Февральская буржуазная революция 1917г.». Перед классом ставится вопрос: «Февральскую революцию называют «стихийным взрывом толпы». Какие политические силы, по вашему мнению, стояли за этим взрывом? Был ли он неизбежен?»

Более подробно познакомиться с обстановкой, понять смысл происходившего в стране, узнать, что делали современники тех далеких событий, дают возможность документы по этой теме. Учащиеся делятся на группы изучающие материалы о том, как оценивали положение в стране царь, его семья и ближайшее окружение царя; как оценивали ситуацию лидеры крупнейших буржуазных партий; члены Государственной Думы; позицию социал-демократов; настроения в армии, рабочих и крестьян. После изучения документов каждой группе необходимо дать характеристику обстановки в стране, как ее увидели герои ваших документов. Разыграть документы в лицах, живо передать смысл, чувства героев.

Разработанная система организации работы в группах и предложенные алгоритмы действий для разных форм групповой работы, могут быть использованы любым учителем – предметником. Мной была представлена статья «Об эффективности уроков с использованием групповых методов работы» - на Всероссийский конкурс педагогического мастерства «Мой лучший урок - 2007», получено приглашение на финальную часть конкурса.

Использование компьютерной техники и информационных технологий значительно повышает эффективность процесса обучения и позволяет оперировать большим объёмом информации, оптимизировать учебный процесс и конечно усиливать мотивацию учащихся к учебной деятельности. Наиболее удобным считаю использование на уроках истории мультимедийных технологий, в форме презентации, большое количество которых собрано в моем методическом «портфеле». В данном случае на уроке компьютер заменяет всю совокупность средств обучения, выполняя несколько ролей: запись на доске, наглядность, таблицы и схемы. В моем арсенале оборудованный кабинет истории, в котором имеется доступ Internet 3 Гб, что дает возможность использования интереснейшего видеоматериала по истории, например «Иллюстрированная история Российского государства». Сюжеты видеороликов могут выступать в качестве приема эпатажа на уроках, позволяют привлечь, заинтересовать в обсуждении проблемных, спорных вопросов учащихся. Использование интерактивной системы «Votum»- системы обучения, тестирования и голосования обеспечивает интерактивное общение в процессе контроля знаний, проведении вопросников, образовательных игр и другой деятельности. Во время проведения занятий, семинаров, голосований, ученикам раздаются пульты дистанционного управления, с помощью которых, они отвечают на вопросы тестов или могут взять слово при обсуждении. Учащиеся становятся более вовлеченными в образовательный процесс, а с другой стороны, преподаватель приобретает возможность мгновенно получать ответную реакцию учащихся.

Результатом моей педагогической работы можно считать то, что мои ученики являются активными участниками, призерами и победителями олимпиад, конкурсов, викторин различных уровней. За последние 2 года 13 учащихся принимали участие в районном этапе Всероссийской олимпиады:- 1 победитель.

В 2007 г. 25 учеников успешно показали свои знания во Всероссийской олимпиаде «Полиглот». В международном конкурсе «Золотое руно» в 2008 г.- 25 участников; 2009г.- 19 , в 2010 г. из 32 участников -2 победителя. 14 участников открытой олимпиады к 65–летию победы в Великой Отечественной войне при ВШЭ г.Н.Новгорода (1 победитель). Участие в Всероссийских предметных чемпионатах по истории 29 человек (за 2 года) и обществознанию 16 человек (2010 г.), в областных краеведческих олимпиадах и конкурсах: «Нижегородский край в XVI веке» (2008г. призер районного этапа); «Нижегородцы на службе Отечеству» (2009 г. победитель районного этапа).

Деятельно-практический способ обучения позволяет мне вывести учащихся на уровень исследовательской деятельности, в рамках которой учащийся самостоятельно ставит и решает проблему. Учащихся старших классов, написали под моим руководством работы по следующим темам: «Проблема чтения в современной России»(1 место в районной НПК 2010г.), «Сквернословие и человек», «Профессиональное самоопределение старшеклассников», «Гиперборея: миф или реальность?», «Судьба семьи в истории страны».

Количество учащихся, занимающихся исследовательской деятельностью, участников научных конференций:

2007 – 2008 гг. – 3

2008 – 2009 гг.- 5

2009- 2010 гг. - 7

Разработанная модифицированная программа дополнительного образования «Юные историки», позволяет организовать поисковую работу. Приобщаясь к культуре родного края, к традициям семьи, школьники реализуют проекты «Моя родословная», «Семейная реликвия», «Биография моего предка» «Судьба семьи в истории страны», которые пополняют фонд школьного музея.

Количество учащихся, занимающихся исследовательской деятельностью по программе «Юные историки»:

2007 – 2008 гг. – 18

2008 – 2009 гг.- 29

2009- 2010 гг. - 32
Обучая и воспитывая, я приобщаю школьников к материальным и духовным ценностям прошлых и современных поколений. Я посредник между ребенком и этими ценностями. Я не просто учитель, я, прежде всего - воспитатель! Я уверена, что воспитание означает знакомство ребят с лучшими наследиями человечества. Люди не могут жить без ценностей в мире грозных и ложных ориентиров. Очень хочется научить ребят радоваться жизни, любить, верить, прощать.

Я хочу, чтобы ребята понимали, что человек сам выбирает между добром и злом, что альтернативный выбор есть всегда! Люди в такой же мере влияют на обстоятельства, как обстоятельства на людей. Человек активный творец себя самого и своей судьбы!

Важнейшими факторами развития человека, его воспитания являются ценности того общества, в котором он родился. Только в сотрудничестве с другими, в процессе труда человек развивает свои способности, только в ходе истории он творит себя сам. Дать человеку максимально проявить себя – это, значит, возложить на человека ответственность – за себя, за людей, за тот мир, в котором живет.

Писатель В.Распутин назвал учителя « вечным двигателем души человеческой». Учитель должен и может «пробудить душу», воспитывать «чувства добрые»… Прививать высокую самооценку и позитивные установки, помочь ребятам осознать и оценить не только собственную уникальность, но и уникальность самого чуда жизни.


1 Примерные программы по учебным предметам. История. 5-9 классы: -проект. - М.: Просвещение, 2010.(Стандарты второго поколения). С.5