|
Л. А. Самсонова Образование – то, что остается после того, когда забывается все, чему учили
Развивающее обучение на уроках истории и обществознания
Л.А.Самсонова
Образование – то, что остается после того, когда забывается все, чему учили. А. Эйнштейн
Эти слова являются актуальными на современном этапе развития общества, когда основной акцент в образовании делается на развитии компетентностей и компетенции, на воспитании инициативных, творческих, смелых в принятии решений, людей.
Для того чтобы воспитать такую личность, необходимо развивать у учащихся способность к самостоятельному мышлению.
А это возможно при использовании на уроках обществознания технологий развивающего обучения.
В развивающем обучении акцент переносится с изучения учебного материала на учебную деятельность ученика по развитию теоретического мышления и на всестороннее развитие личности учащегося. При этом знания все равно передаются ученикам, но с применением дедуктивного подхода. Оно основано на формировании механизмов мышления, а не на эксплуатации памяти. Учащиеся должны овладеть теми мыслительными операциями, с помощью которых происходит усвоение знаний и оперирование ими.
Это обучение пришло на смену объяснительно-иллюстративному способу. Учащийся из объекта педагогического воздействия превращается в субъекта познавательной деятельности. Учебный процесс строится таким образом, чтобы в ходе его учащийся как бы «переживал» весь познавательный цикл полностью, осваивал его в единстве эмпирического и теоретического познания.
В развивающем обучении педагогические воздействия опережают, стимулируют, направляют и ускоряют развитие наследственных данных личности.
Технологии развивающего обучения имеют специальные методы, которые включают детей в коллективный поиск : метод проектов, исследование, кейс-технологии, проблемные ситуации и т. д.
Уделим внимание некоторым методам развивающего обучения.
Например, кейс-технологии (обучение на основе реальных ситуаций) , которые российская система образования в 80-х гг..XX в. заимствовала из США, а, именно, Гарвардской школы бизнеса.
Технология работы с кейсом в учебном процессе включает в себя следующие этапы:
-
индивидуальная самостоятельная работы обучаемых с материалами кейса (идентификация проблемы, формулирование ключевых альтернатив, предложение решения или рекомендуемого действия);
работа в малых группах по согласованию видения ключевой проблемы и ее решений;
презентация и экспертиза результатов малых групп на общей дискуссии (в рамках учебной группы).
Метод case study развивает следующие навыки: аналитические, практические, творческие, коммуникативные, социальные и самоанализ.
Структура процесса обучения по КТ
Школьникам предлагается случай ( реальный, вымышленный)
- он должен быть проблемным
- имеющий прецеденты,
- должен допускать альтернативные варианты решения
- кейсы могут быть как вербальные, так и использующие таблицы , диаграммы , символы, фотографии, рисунки , карикатуры , сценарии ролевых и деловых игр и т . д .
Разновидности кейс-технологии:
1. Анализ ситуационной задачи:
Учащимся предлагается текст, с готовой информацией. Ее необходимо проанализировать и найти самостоятельно информацию для решения задачи.
Например, при решении правовых задач перед учащимися лежит описание ситуации (кейс), пакет документов и вопросы, которые помогут найти реальный выход из создавшейся ситуации.
Задача
Семнадцатилетний ученик ПТУ Романов намеревался устроиться на работу в период летних каникул на завод «Азот». Но в отделе кадров ему в этом отказали, ссылаясь на несовершеннолетие и отсутствие разрешения родителей на трудоустройство.
Правомерный ли отказ? С какого возраста и при каких условиях граждане могут быть субъектом трудового права?
Задача 2
Работник завода «Аргон» Потапов обратился к председателю профсоюзного комитета завода с просьбой осуществить представительство и защиту его интересов в районном суде по поводу трудового спора.
Но председатель профсоюзного комитета отказал ему в этом, ссылаясь на то, что Потапов не является членом профсоюзной организации.
Правомерный ли такой отказ? Каким нормативным актом регулируются эти вопросы?
2. Ситуационно-ролевых игры
В форме инсценированной деятельности учащиеся создают историческую, правовую, социально-психологическую ситуацию и затем дают возможность оценить поступки и поведение участников игры, способствуют формированию умения персонифицированной интерпретации прошлого.
Например, урок-суд над Лжедмитрием эпохи Смутного времени. Или политические дебаты по поводу развития государства между Сталиным, Хрущевым и Брежневым. В центре внимания должны быть возможности хода событий. Что было возможным при том или ином стечении обстоятельств? Какие действия мог бы предпринять тот или иной исторический деятель для достижения данной цели, или от каких действий воздержаться? Отражала ли цель действительные интересы представителей им социальной группы? Были ли возможны альтернативные действия?.Урок-экскурсия, когда учащиеся погружаются в определенный исторический период с помощью презентаций, видеофильмов и выступают как участники этого периода или события, например, декабристы 1825 года. Здесь учащиеся перевоплощаются в людей из прошлого, применяют на себе роль взрослых людей, через понимания мыслей, чувств и поступков моделируют историческую реальность. При изучении Конституции в основной школе можно использовать ролевую игру, когда участники обыгрывают ситуации нарушения прав, а учащиеся должны определить и сформулировать эти права и обязанности человека по Конституции РФ.
Учащиеся при этом овладевают следующими компетентностями: ораторские умения, искусство доказательной полемики, способность отстаивать свою точку зрения, возможность встать на место конкретного исторического лица, а также навыками источниковедческой работы.
3. Проектирование
Основная задача-– создать новый объект.
Например, проект по обществознанию "Безработица как социальная проблема молодёжи
Урок был построен по алгоритму и включал несколько этапов.
- организационный, где основная нагрузка ложится на учителя, который должен организовать проектную деятельность, научить последовательности действий, сформировать группы, уточнить конкретные задания для индивидуальной, групповой и коллективной работы, согласовать ответственных и старших группы, оговорить риски и проблемы.
-
«бурные дебаты». В классе были сформированы 4 группы. Каждая представляла свою точку зрения на проблему, что имело непосредственный выход учащихся на работу с социумом, так как учащиеся , собирая информацию, проводили социологический опрос родителей, учителей, сверстников, выпускников. Группы применяли ИКТ, показывая и комментируя рекламные ролики, составляя презентации.
- итоги. Коллективный конечный продукт был получен. Каждая группа подготовила свой информационный буклет: «Пути решения проблемы безработицы среди молодежи».
В ходе данной проектной деятельности формируются следующие компетенции: опыт работы с большим объемом информации, проведение презентации; умение оценивать ситуацию и принимать решения, работать в коллективе, структурировать полученную информацию, планировать работу индивидуально и в команде.
Итак, методика кейс-технологии эффективно сочетается с различными методами развивающего обучения, дополняет многие известные педагогические технологии (личностно- ориентированного образования, проблемную технологию, интерактивную технологию и другие) . Например, методы моделирования, описания, мысленного эксперимента, проблемного метода, метода игры, «мозгового штурма», дискуссии интегрированы при организации работы по кейс- технологии.
Использование данной технологии развивает и активизирует учащихся. На уроках они не просто «изучают» исторические факты и явления, как нечто не связанное с ними и с современной жизнью, а становятся полноправными участниками истории и даже её творцами.
Таким образом, процесс обучения, благодаря использованию технологий развивающего обучения, приобретает характер сотрудничества обучающего и обучающегося. Учащиеся увлекаются самим содержанием обучения и учиться становится им просто интересно!
|
|
|