|
Формирование духовно-нравственных ценностей средствами изобразительного искусства
Формирование духовно-нравственных ценностей
средствами изобразительного искусства
Фомичева Г.В., учитель ИЗО МОУ – Лицей №2, г.Саратов.
«Всякое искреннее наслаждение изящным есть само по себе источник нравственной красоты»
К.Д.Ушинский
Каждому человеку на земле, но особенно отроку свойственно задаваться вопросами: «Что такое человек и человечество? В чем смысл жизни?» Это уже взрослые вопросы.
На эти вопросы в литературе творцы отвечают в форме стихотворных и прозаических произведений, в музыке в форме музыкальных сочинений. В собственно изобразительных искусствах на эти вопросы художники отвечают в форме станковых картин, графических серий, скульптурных памятников, монументальных росписей.
Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования. Образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества.
Уникальность и значимость образовательной области «Искусство», в том, что предметы, изобразительное искусство и музыка, направлены непосредственно на духовно-нравственное развитие ученика.
И вся деятельность учителя изобразительного искусства подчинена, прежде всего воспитанию духовно-нравственной, культурной и толерантной личности. На уроках изобразительного искусства дети учатся рисовать, лепить, писать красками, конструировать. Но не только. Еще есть умение видеть в окружающей жизни то, что не замечают, не видят другие. Умение вглядываться в жизнь - самое главное умение!
Цель учебного предмета «Изобразительное искусство» в общеобразовательной школе — формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т. е. зоркости души ребенка.
Талантливое художественное произведение побуждает нас думать, анализировать жизнь, строить догадки, что-то представлять, воображать, искать отзвук своим чувствам, переживанию, настроению, проникать в замысел автора, в мир его чувств, мыслей. Первые попытки приобщения к этому у обучающихся происходят на уроках изобразительного искусства по программе Б.Неменского. Начиная с 1-го класса и до 8-го, эта программа помогает в изучении курса истории искусства. Она построена на тех принципах, что самая квалифицированная научно-техническая подготовка без соответствующего нравственно-эстетического развития не может не привести к профессиональной узости, прагматизму и нравственному цинизму.
Тематическая цельность и последовательность развития курса помогают обеспечить прозрачные эмоциональные контакты с искусством на каждом этапе обучения. Ребенок поднимается год за годом, урок за уроком по ступенькам познания личных связей со всем миром художественно-эмоциональной культуры.
Основные виды учебной деятельности — практическая художественно-творческая деятельность ученика и восприятие красоты окружающего мира и произведений искусства.
Практическая художественно-творческая деятельность - ребенок выступает в роли художника и деятельность по восприятию искусства -ребенок выступает в роли зрителя, осваивая опыт художественной культуры- имеют творческий характер
Восприятие произведений искусства предполагает развитие специальных навыков, развитие чувств, а также овладение образным языком искусства. Только в единстве восприятия произведений искусства и собственной творческой практической работы происходит формирование образного художественного мышления детей.
Развитие художественно-образного мышления учащихся строится на единстве двух его основ: развитие наблюдательности, т.е. умения вглядываться в явления жизни, и развитие фантазии, т. е. способности на основе развитой наблюдательности строить художественный образ, выражая свое отношение к реальности.
Наблюдение и переживание окружающей реальности, а также способность к осознанию своих собственных переживаний, своего внутреннего мира являются важными условиями освоения детьми материала курса. Конечная цель — духовное развитие личности, т. е. формирование у ребенка способности самостоятельного видения мира, размышления о нем, выражения своего отношения на основе освоения опыта художественной культуры.
Восприятие произведений искусства и практические творческие задания, подчиненные общей задаче, создают условия для глубокого осознания и переживания каждой предложенной темы.
Приоритетная цель художественного образования в школе —духовно-нравственное развитие ребенка, т. е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.
Например, дети изучают великие, вечные темы искусства в 4-ом классе:
1.«Материнство».Дети рассматривают произведения изобразительного искусства: икону «Владимирская Богоматерь», «Сикстинскую мадонну» Рафаэля, «Мать и дитя» Пикассо и т. п. Задание: нарисовать маму с собой. Главное не сходство, а чувства.
2. «Мудрость старости». Перед детьми предстают автопортреты великих художников Леонардо да Винчи, Эль Греко, а нарисовать предлагается портрет близкого пожилого человека
3. «Сопереживание». Картины: «Старик и мальчик» Пикассо, «Возвращение блудного сына» Рембранта не оставляют равнодушными ни одного из ребят. И задание особое: найти и придумать сюжет о том кто страдает рядом, услышать его боль и выразить в рисунке.
В 7 классе - «Иллюстрации к Библии».
Самая высокая цель в искусстве это помочь людям понимать друг друга. Уметь чувствовать чужие радости и страдания, ощущать их как свои собственные – именно это делает человека по- настоящему Человеком.
Через изображения библейских сюжетов можно выразить самые сложные человеческие чувства.
1. «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи, рассуждая о которой, необходимо остановить свое внимание на жертвенной любви Бога к человеку и на проблеме предательства;
2. «Возвращение блудного сына» Рембрандта говорит о прощении раскаивающегося грешника, рядом – тема любви и веры в добро, главной здесь стала идея родительской доброты и человечности.
3. «Медный змей» Федора Бруни, повествует о спасении людей Богом.
Задание: выполнить иллюстрацию к библейскому сюжету.
Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. Прежде всего, ребенок постигает искусство своей Родины, а потом знакомиться с искусством других народов.
Этой задаче в программе отводится много тем, в каждом классе.
Знакомство с истоками родного искусства – это знакомство со своей Родиной. В предметах быта, в постройках, в том, как люди одеваются и украшают одежду, раскрывается представление о мире, о красоте человека.
В 2-ом классе:
1. «Сказочная птица. Изображение и фантазия». Зрительный ряд: Слайды реальных и фантастических птиц в русской деревянной и каменной резьбе. Зачитываются литературные отрывки: А.Пушкина «Сказка о золотом петушке», «Сказка о царе Салтане», П Ершова «Конек-Горбунок»
2. «Человек и его украшения». Слайды с произведениями художников Н.Рерих, Н.Аргунов «Портрет крестьянки», Д,Левицкий «Портрет дочери», иллюстрации детских книг И.Билибина, фотографии русской одежды, оружия, кружев.
Работают над заданием: украсить кокошник, украсить богатырские доспехи.
В 3-ем классе в 1-ой четверти дети знакомятся с Богородской игрушкой, матрешкой, дымковской и филимоновской игрушками, хохломой, гжелью, павлопасадским платком.
В 4-ом классе все 1-ое полугодие посвящено народному искусству и культуре нашей родины. 1-я четверть - «Истоки родного искусства», 2-ая четверть - «Древние города нашей земли»
По теме «Красота человека» в 4-ом классе - у каждого народа свое понимание женской и мужской красоты. Образ мужчины неотделим от его труда. В русской крестьянской культуре это образ пахаря. В нем соединены представления о силе и добре, умении ухаживать за своей землей и защищать ее. Так и говорят: «добрый молодец».
Работы А. Венецианова, В. Васнецова, А.Пластова.
А в женщине видели начало жизни, мать всей природы, всего мира. Ее понимали как заступницу, как хозяйку дома, ценили ее достоинство и душевную отзывчивость, теплоту.
У нас всегда большое значение придавали лицу как выражению души и характера. Заглянуть в лицо человека – значит заглянуть в душу.
В образе женской красоты выражались представления о празднике о счастье, о самом дорогом и светлом в жизни. Люди верили: красота – это добрая, оберегающая сила. Поэтому женщину стремились украшать, а красоте женского костюма уделялось столько внимания
Зрительный ряд: И.Аргунов «Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме», К.Коровин «Северная идиллия», Б.Кустодиев «Праздники в деревне»
Задание: создать портрет русской красавицы или доброго молодца.
В 5-ом классе также все 1-ое полугодие посвящено культуре и искусству нашей страны. 1-я четверть - «Древние корни народного искусства», 2-ая четверть - «Связь времен в народном искусстве»
В 7 классе в 3-ей четверти по теме Историческая картина», дети работают над проектами: «Картины о русской истории».
В 4-ой четверти – тема Великой Отечественной войны – главная тема. Отношение к Великой Отечественной войне наполнено не только чувством победы, но и чувством утрат.
В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры». Россия — часть многообразного и целостного мира. Ребенок шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты. Природа и жизнь являются базисом формируемого мироотношения.
1. «Каждый народ – художник» - так звучит тема 3-ей четверти в 4-ом классе. Дети изучают жилище, быт, традиции и искусство разных народов.
2. В 7-ом классе «Жизнь разных народов похожа и непохожа на нашу» - дети изучают роль искусства в наших знаниях и представлениях о жизни разных народов.
Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка — главный смысловой стержень курса.
Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления.
«Искусство в твоем доме», «Искусство на улицах твоего города», - в 3-ьем классе.
«Ты – сам мастер декоративно-прикладного искусства» - в 5-ом классе.
«Мой дом – моя семья.», « Жизнь моей улицы, моего города» - в 7-ом классе.
Одна из главных задач курса — развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания.
Пейзаж – это непосредственный отзвук души человека, зеркало его внутреннего мира. Подчас он решает крупные задачи, воплощает тончайшие духовные коллизии.
Пейзажист Ф.А Васильев безгранично верил, что искусство обладает огромной силой воспитательного воздействия на общество, что мораль и художественность неразделимы, утверждал , что без любви к природе невозможно полное счастье и долг пейзажиста – помочь людям обрести это счастье. Обогатить и возвысить его.
С 1-ого по 7-ой класс изучается жанр пейзажа.
И.Левитан. «Над вечным покоем».И Шишкин. «Полдень». В.Борисов- Мусатов «Куст орешника». И. Грабарь «Февральская лазурь». Ф Васильев «Мокрый луг» - это произведения которые дети должны знать обязательно.
«Человек с его духовным миром всегда является основным предметом искусства. Человек – это огромный мир, большой и сложный, и к наиболее глубокому, полному и яркому раскрытию его всегда стремились настоящие великие художники всех времен и народов». Н.В.Томский.
С 1-ого по 8 –ой класс ребята рисуют образ человека. Главная задача – это уметь находить красоту, гармонию, прекрасное во внутреннем и внешнем облике человека.
Люди всех народов стремятся к счастью и верят, что в будущем жизнь будет лучше. В искусстве всех народов есть светлая тема радости жизни, красоты молодости, тема счастья.
Глаза мальчика с портрета замечательного русского художника В. Тропинина смотрят в наш мир пытливо. Он задает ему вопросы. И ему же отвечать на них. Когда вырастет.
Пусть сегодня он, мечтая, смотрит в голубое небо и верит в огромную силу добра.
Пусть сам он будет добр к миру природы и миру людей!
Для становления человека в годы отрочества искусство имеет исключительное значение. Познавая, подросток должен чувствовать себя счастливым человеком, переживать полноту творческих сил. Это возможно, если сфера познания включает в себя все прекрасное. Познание искусства — широкое, многогранное понятие. Настоящее познание искусства начинается там, где человек постигает прекрасное для себя, для полноты своей духовной жизни, живет в мире искусства, ощущает жажду приобщения к прекрасному. Необходимо, чтобы ценности искусства стали духовной потребностью подростков, чтобы свободное время они стремились наполнить самым счастливым, самым жизнерадостным трудом души — постижением прекрасного.
Таким образом, особая роль искусства в эстетическом и духовно-нравственном воспитании заключается в способности произведений изобразительного искусства максимально приблизить к ребенку тот мир переживаний, радостей и тревог, нравственных ценностей и безнравственных поступков, при столкновении с которыми, руководимая опытным и любящим наставником, формируется личность ребенка. Происходит обретение норм и ценностей, становящихся фундаментом, внутренним стержнем внутри самой личности, способной выстраивать свою жизнь в этом мире, в соответствии с внутренним естественным нравственным законом, обнаруженном еще Кантом, а до него Святыми Отцами Церкви, и со своей совестью, являющейся личным судьей каждого человека.
«Искусство – самый прекрасный, самый строгий, самый радостный и благой символ извечного, не подвластного рассудку стремления человека к добру, к истине и совершенству»
Томас Манн.
Литература
1.Школа изобразительного искусства. В десяти томах. 1 том. Москва . «Изобразительное искусство». 1986.
2. Педагогика искусства. Б.М.Неменский. – м.: Просвещение, 2007.-255 с. –(Библиотека учителя)
3.Изобразительное искусство: ты изображаешь, украшаешь и строишь: учебник для 1 кл. Л.А.Неменская; под ред. Б.М.Неменского. – м.:Просвещение,2007.
4.Изобразительное искусство: искусство и ты: учебник для 2класса. Е.И.Коротеева; под ред. Б.М.Неменского.- м.: Просвещение. 2007.
5. Искусство вокруг нас. Учебник для 3 класса. Н.А.Горяева, Л.А.Неменская, А.С.Питерских и др.; под ред. Б.М.Неменского – М.: Просвещение, 2006.
6.Каждый народ - художник. Учебник для 4 класса. Л.А.Неменская. Просвещение, 2007.
7. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. Учебник для 5 класса. Н.А.Горяева, О.В.Островская. Просещение,2007.
8. Искусство в жизни человека. Учебник для 6 класса. Л.А.Неменская. Просвещение, 2008.
9.Психология. В.С.Кузин. Москва. «Высшая школа». 1982.
10.Искуссто. Живопись. Скульптура. Графика. Книга для учителей. Москва. «Просвещение». 1989.
|
|
|