Главная страница

Образовательная программа предназначена для преподавания курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России»


Скачать 337.13 Kb.
Название Образовательная программа предназначена для преподавания курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России»
Дата 05.04.2016
Размер 337.13 Kb.
Тип Образовательная программа

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая образовательная программа предназначена для преподавания курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в 4-5 классах. При составлении рабочей образовательной программы учтены требования Федерального закона об образовании в Российской Федерации, Федерального государственного образовательного стандарта начального и основного общего образования второго поколения, Примерной (типовой) программы «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики» А.Я. Данилюка, а также авторской программы Г.М.Гогиберидзе, разработанной к учебнику «Основы духовно-нравственной культуры народов России» для 4-го и 5-го классов

Рабочая образовательная программа ориентирована на преподавание курса по рекомендованному Министерством образования РФ учебнику Г.М. Гогиберидзе «Основы духовно-нравственной культуры народов России»:

  • Г.М. Гогиберидзе. Основы духовно-нравственной культуры народов России. 4 класс - М.: Мнемозина, 2012

  • Г.М. Гогиберидзе. Основы духовно-нравственной культуры народов России. 5 класс - М.: Мнемозина, 2012

Основная цель изучения курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» состоит в воспитании ответственного и мыслящего гражданина, способного к самоидентификации и продуктивной деятельности в условиях многоконфессионального и полиэтнического российского общества. Данная школьная дисциплина призвана сформировать у ребёнка мотивацию к осознанному нравственному поведению, основанному на уважении культурных и религиозных традиций народов России. Кроме того, изучение курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» будет способствовать развитию межконфессиональной толерантности и потребности школьников в диалоге с представителями инонациональных культур и религий на основе умений определять приоритеты с учётом светской морали, нравственных норм и общечеловеческих духовных ценностей.

Преподавание курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» призвано способствовать решению следующих дидактических, воспитательных и развивающих задач:

  • воспитанию у учащихся чувства гордости за свою Родину и историю России;

  • формированию основ российской гражданской идентичности, ценностей многонационального российского общества; целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии народов, культур и религий; уважительного отношения к истории и культуре народов Российской Федерации;

  • овладению начальными навыками адаптации в многонациональном и многоконфессиональном обществе; сотрудничества с представителями инонациональных культур и религий в разных социальных ситуациях; толерантного поведения в многонациональной среде;

  • развитию чувства личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; а также доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопере­живания чувствам других людей.

В 4-м классе предусматривается овладение практическими основами светской этики, такими, как умения правильно вести себя в различных общественных местах; бороться с собственными недостатками и пороками; со вкусом подбирать одежду соответственно сезону и мероприятию; анализировать поступки людей с точки зрения светской этики, в том числе на примерах из жизни и из художественной литературы.

Главная воспитательная цель курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в 4 классе — сформировать у детей понимание, что Россия — это многоконфессиональная и многонациональная страна. В результате изучения этой школьной дисциплины четвероклассники должны знать:

  • что значит «многоконфессиональная страна»;

  • что такое культурное многообразие народов;

  • что такое светская этика, какие вопросы она изучает;

  • что такое мораль, какую роль она играет в обществе;

  • что такое гуманизм, патриотизм, честь и совесть;

  • что такое религия и что значит «свобода вероисповедания»;

  • какие религии являются традиционными для народов России.

В 5-м классе учащиеся должны в большем объёме овладеть теоретическими знаниями и практическими умениями жить, учиться, работать в многонациональном обществе на благо нашей общей родины — России. В учебнике представлены материалы, раскрывающие основные положения каждой из четырёх традиционных религий России: православия, ислама, буддизма, иудаизма. Предусматривается формирование таких умений школьников, как:

  • анализ информации о религиозных культурах, традиционных для народов России;

  • понимание значения религиозных и нравственных ценностей в жизни человека;

  • применение полученных знаний в социальной деятельности, в гражданской и общественной

  • жизни;

  • способность давать оценку деятельности церковных организаций, определять их роль и значение

  • в обществе.

В результате изучения данного курса учащиеся должны овладеть следующими знаниями:

  • о том, что такое РПЦ, в чём особенности внутреннего мира православного человека;

  • о том, в чём истинный смысл исламского вероучения, о чём говорится в Коране и Сунне;

  • о буддийской культуре и её роли в современной России;

  • об иудаизме, о главных иудейских праздниках и их значении.


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДМЕТА

«ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ»,

ЕГО МЕСТО В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Спецификой предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России» является его интегративный характер, поскольку данная область знаний аккумулирует в себе первоначальные представления из области истории, культурологии, религиоведения, обществоведения, других социально-гуманитарных наук. В рамках преподавания курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» закладываются фундаментальные основы культурологической грамотности, формирующие базу межпредметных связей изучаемых на ступени основного общего образования предметов «История», «Обществознание», «Литература».

В изучении данного курса предусматриваются деятельностный, компетентностный и системный подходы

Деятельностный подход подразумевает приобретение навыков совместной познавательной, творческой и коммуникативной деятельности (в группе, в классе, вместе с учителем, с родителями, родственниками в роли консультантов).

Компетентностный подход нацелен на формирование ключевых образовательных компетенций в сфере познавательной деятельности, приобретение знаний и навыков гражданской деятельности, а также выполнение задач самообразования, умение получать информацию из различного рода источни­ков (в словарях, в энциклопедиях, в Интернете, в процессе общения).

Системный подход подразумевает использование группы методов, с помощью которых учебный материал рассматривается как совокупность взаимодействующих компонентов. Необходимость системного подхода обусловлена укрупнением и усложнением изучаемых тем, интеграцией знаний из различных отраслей науки. В процессе анализа учебного и дополнительного материала определяются его интегральные характеристики (свойства), взаимосвязь с повседневной практикой.

На изучение курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в 2013-2014 учебном году в соответствии с учебным планом образовательного учреждения выделяется 70 учебных часов (35 часов в 4 классе и 35часов в 5 классе, из расчёта по 1 часу в неделю (0,5 часа из инвариантной и 0,5 часа из вариативной части учебного плана образовательного учреждения). Поскольку рабочая программа Г.М. Гогиберидзе рассчитана на изучение всего курса за 34 часа, в данной рабочей образовательной программе увеличено количество учебных часов, выделяемых на изучение каждой темы. Дополнительное учебное время используется для расширения возможностей включения школьников в практически ориентированные виды деятельности (проектной деятельности, развития навыков владения устной и письменной речью, осуществления монологического контекстного высказывания; смыслового чтения); изучения материала культурологической направленности в более широком объёме, нежели предлагает авторская программа. Материал, включённый в рабочую программу дополнительно, выделен курсивом.


ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОБУЧЕНИЯ И ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА «ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ»
К важнейшим личностным результатам изучения курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» относятся:

  • готовность и способность к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, самооценке, пониманию смысла своей жизни, индивидуально ответственному поведению; к реализации творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности на основе моральных норм и универсальной духовно-нравственной установки «становиться луч­ше»;

  • укрепление нравственности, основанной на свободе, воле и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности поступать согласно своей совести;

  • осознание необходимости определённого поведения, основанного на принятых в обществе представлениях о добре и зле, должном и недопустимом;

  • развитие совести как нравственного самосознания личности, способности формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя следования моральным нормам, давать нравственную самооценку своим и чужим поступкам;

  • принятие личностью базовых национальных ценностей, национальных духовных традиций;

  • готовность и способность выражать и отстаивать свою нравственную позицию, критически оценивать собственные намерения, мысли и поступки;

  • способность к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, принятию ответственности за их результаты, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата;

  • осознание ценности других людей, ценности человеческой жизни, нетерпимость к действиям, представляющим угрозу жизни, физическому и нравственному здоровью, духовной безопасности личности, умение им противодействовать;

  • свободолюбие как способность к сознательному личностному и гражданскому самоопределению в сочетании с моральной ответственностью личности перед семьёй, обществом, своей Родиной;

  • укрепление веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество перед прошлыми, настоящими и будущими поколениями.

В рамках когнитивного компонента курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России» призван обеспечить:

  • осознание себя гражданином России на основе принятия общих для народов нашей страны духовно-нравственных ценностей;

  • развитие чувства патриотизма и гражданской солидарности;

  • заботу о благосостоянии многонационального народа Российской Федерации, поддержание межэтнического мира и согласия;

  • понимание и поддержание таких нравственных устоев, как любовь, взаимопомощь, уважение к родителям, забота о младших и старших, ответственность за другого человека;

  • духовную, культурную и социальную преемственность поколений.

  • В рамках ценностного и эмоционального компонентов курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России» должен содействовать:

  • формированию мотивации к активному и ответственному участию в общественной жизни класса, школы, района, города, региона, страны;

  • консолидации представителей разных народов и религий — граждан Российской Федерации. Предметные результаты освоения курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» включают:

  • усвоение первоначальных сведений о началах православной религии, основах иудаизма, буддизма, ислама;

  • понимание общности этических и нравственных составляющих религий;

  • формирование целостного взгляда на общество как на союз разных народов, придерживающихся различных религиозных убеждений, основанный на диалоге, культурном взаимодействии, мирном сосуществовании, взаимопонимании;

  • овладение базовым понятийным аппаратом, необходимым для осуществления дальнейшего образования в области естественно-научных и социально-гуманитарных дисциплин;

  • понимание культурных и религиозных традиций своего народа, уважение к памятникам культуры независимо от национальной и религиозной принадлежности их создателей.

Среди метапредметных результатов изучения курса можно выделить:

  • в познавательной сфере — умение осуществлять информационный поиск в соответствии с поставленными целями и задачами;

  • в эстетической сфере — формирование умений соблюдения норм этикета, правил поведения в поликультурном многонациональном обществе;

  • в коммуникативной сфере — освоение норм социокультурного взаимодействия со взрослыми, сверстниками, в сообществах разного типа (семья, школа, учреждения культуры и др.).


ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
4-й класс (35 ч)
ВВЕДЕНИЕ. МНОГОНАЦИОНАЛЬНАЯ РОССИЯ - НАША ОБЩАЯ РОДИНА (2 ч)

  1. Что изучает область знания под названием «Основы духовно-нравственной культуры народов России». Что такое многонациональная и многоконфессиональная страна. Многообразие духовного и культурного богатства нашей Родины.

  2. Государственная символика Российской Федерации.


ТЕМА 1. СВЕТСКАЯ ЭТИКА (11 ч)

  1. Знакомство с понятиями «стиль поведения», «нравственный выбор», «этика». Нравственность и нравственный выбор. Зарождение этики в эпоху античности. Аристотель как основоположник представлений об этике. Светская и религиозная этика.

  2. Этика и этикет. Роль Петра I в формировании российского этикета.

  3. Основные правила этикета. Правила поведения на улице, в театре.

  4. Правила поведения в гостях, за столом.

  5. Какое значение вкладывал А. С. Макаренко в понятие «эстетически выразительныйобраз»?

  6. Определение понятий «честь», «совесть».

  7. Почему французский писатель Ромен Роллан считал, что «добро — не наука, оно — действие»? Что значит жить по законам чести и совести?

  8. Определение понятия «гуманизм». Взаимосвязь гуманизма и патриотизма.

  9. «Почему Цицерон считал, что «гуманизм — это высший уровень культурного и нравственного развития человеческих способностей»? Золотое правило нравственности».

  10. Достоинства и недостатки. Нравственный человек. Борьба с недостатками. Развитие достоинств.

  11. Добродетель как золотая середина между двумя крайностями. Доброжелательность как основа воспитания высоких нравственных качеств.


ТЕМА 2. РОССИЯ - СТРАНА СВОБОДНОГО ВЕРОИСПОВЕДАНИЯ (9 ч)

  1. Определение понятия «культура». Н. К. Рерих о культуре. Материальная и нематериальная культура. Мировое культурное наследие.

  2. Определение понятия «религия». Связь культуры и религии.

  3. Древнейшие религиозные верования. Какую роль играли верования в жизни первобытного человека?

  4. Формы первобытной религии (тотемизм, фетишизм, магия, анимизм, шаманизм). Элементы древнейших верований в мировых религиях.

  5. Определение понятия «язычество». Боги древних славян. От язычества к христианству.

  6. Важнейшие древнеславянские религиозные ритуалы, праздники и обряды. Связь религии с искусством.

  7. Религия и религиозное учение. Политеистические и монотеистические религии. Мировые и национальные религии.

  8. Светское государство. Свобода вероисповедания.

  9. Традиционные религии народов России.


ТЕМА 3. ХРИСТИАНСТВО (12 ч)

  1. Что такое христианство? Основы христианской религии. Иисус Христос. Святая Троица. Спасе­ние души как высшая цель христианства.

  2. Сотворение мира. Адам и Ева — первые люди.

  3. Пророки и божественные заветы. Библейские притчи.

  4. Иисус Христос — Богочеловек. Рождество Христово.

  5. Жизнь и общественное служение Иисуса Христа. Сострадание и любовь к людям. Пророчества.

  6. Казнь Иисуса на Голгофе через распятие на кресте.

  7. Воскресение. Пасха. Вознесение.

  8. Библия — священная книга христиан. Библия — книга жизни. Ветхий Завет. Новый Завет. Евангелие.

  9. Откровение. Повествование от создания мира до конца времён.

  10. Крещение Древней Руси, роль князя Владимира Красное Солнышко.

  11. Великие миссионеры Кирилл и Мефодий. Первая славянская азбука. Преображение жизни восточных славян, их быта и культуры.


ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ (2 часа)

Выполнение информационно-творческих проектов по выбору учащихся
5-й класс

(35 ч)

ТЕМА 1. ПРАВОСЛАВИЕ (6 ч)

  1. Понятие «церковь». Основные ветви христианства: православие, католицизм, протестантизм

Автокефальность Русской православной церкви.

  1. Устройство церкви. Понятия «настоятель», «приход», «монастырь», «свобода выбора», «внутренний мир человека».

  2. Христианский храм: внутреннее устройство. Знаменитые православные храмы России.

Правила поведения в храме.

  1. Христианские таинства.

  2. Основные христианские праздники

  3. Христианские заповеди. Содержание и нравственный смысл заповедей. Понятие греха, раскаяния. Основы веры.


ТЕМА 2. ИСЛАМ (9 ч)

  1. Что такое ислам. Мухаммед — пророк и посланник Аллаха.

  2. Пророк Мухаммед. Зарождение ислама. Первые общины мусульман. Хиджра — начало исламского летоисчисления.

  3. Коран и Сунна — священные книги мусульман. Коран — книга откровений.

  4. Сущность и значение Сунны. Пять столпов ислама. Сунниты и шииты.

  5. Нравственные принципы в исламе. Нравственный идеал и нравственные принципы мусульман. Джихад как борьба с собственными пороками, невежеством и неравенством.

  6. Исламская культура.

  7. Основные исламские праздники.

  8. Ислам в России (Северный Кавказ). Проникновение и распространение ислама на Северном Кавказе. Улемы. Народы Северного Кавказа, традиционно исповедующие ислам.

  9. Ислам в России (Волго-Уральский регион). Проникновение и распространение ислама на берегах Волги. Волжская Булгария. Касимовское царство. Казанское ханство.


ТЕМА 3. БУДДИЗМ (9 ч)

  1. Что такое буддизм? Будда — основатель мировой религии. Будда как историческая личность.

  2. Возникновение буддизма. Поиск божественного начала в самом себе. Четыре благородные истины.

  3. Глубинный (скрытый) смыл благородных истин. Нравственные принципы буддийского философско-религиозного учения.

  4. Трипитака — священный канон буддизма. Основы буддийского вероучения. Винайя-питака, Сутра-питака и Абхид-харма-питака. Ганджур.

  5. Буддизм в Юго-Восточной Азии.

  6. Чанъ-буддизм в Китае. Дзен-буддизм в Японии.

  7. Ламаизм. Лама. Дацан.

  8. Буддизм в России. Проникновение и распространение буддизма на берегах Амура. Бохайское царство. Роль императрицы Елизаветы в признании буддизма в России. Народы Российской Федерации, традиционно исповедующие буддизм.

  9. Буддистская культура в современной России. Традиционные буддийские праздники.


ТЕМА 4. ИУДАИЗМ (9 ч)

  1. Что такое иудаизм. Иудаизм — национальная религия. Происхождение названия еврейского народа. Моисей. Исход. Тора.

  2. Раввин. Нравственные принципы, лежащие в основе иудаизма. Основы иудейской веры, обряды.

  3. Священный храм в Иерусалиме. Синагога.

  4. Праздники иудеев и их значение. Шаббат. Роль и значение субботы для евреев.

  5. Обычаи, связанные с шаббатом. Хала. Киддуш. Хавдала, её символический смысл.

  6. Рош ха-Шана. Особенности празднования Нового года в иудаизме. Рош ха-Шана как День памяти. Роль и символическое значение звуков шофара.

  7. Йом кипур. Судный день. Пост как очищение от грехов. История о пророке Ионе.

  8. Праздники восхождения. Суккот — праздник нового урожая. Символическое значение шалаша в иудейском вероучении.

  9. Песах — семидневный праздник свободы. Символический смысл мацы. Шавуот — праздник дарования Торы.


ТЕМА 5. ОБОБЩЕНИЕ МАТЕРИАЛА КУРСА (2 ч)

Выполнение информационно-творческих проектов по выбору учащихся

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА

«ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ»

(4 КЛАСС)

С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


№ урока

Тема урока

Характеристика основных видов деятельности обучающихся


ВВЕДЕНИЕ. МНОГОНАЦИОНАЛЬНАЯ РОССИЯ - НАША ОБЩАЯ РОДИНА (2 ч)

1

Что изучает область знания под названием «Основы духовно-нравственной культуры народов России». Что такое многонациональная и многоконфессиональная страна. Многообразие духовного и культурного богатства нашей Родины.

  1. Уметь правильно использовать понятия «многонациональная страна», «национальные традиции народов России», «самобытность».

  2. Овладеть представлениями о народах, традиционно проживающих в России

№ урока

Тема урока

Характеристика основных видов деятельности обучающихся


2

Государственная символика Российской Федерации.

  1. Уметь объяснить значение понятия «герб», «флаг», «гимн»

  2. Называть и описывать элементы герба и флага России, раскрывая их символику.

  3. Составлять на основании текста гимна РФ рассказ о наших национальных ценностях.

ТЕМА 1. СВЕТСКАЯ ЭТИКА (11 ч)

3

Знакомство с понятиями «стиль поведения», «нравственный выбор», «этика». Нравственность и нравственный выбор. Зарождение этики в эпоху античности. Аристотель как основоположник представлений об этике. Светская и религиозная этика

  1. Уметь объяснить, чем отличается светская этика от религиозной этики.

  2. Уметь правильно использовать понятия «этика», «этические нормы », « нравственный выбор ».

  3. Характеризовать персонажей стихотворения К. Симонова «Сын артиллериста» с точки зрения их нравственного выбора

4

Этика и этикет. Роль Петра I в формировании российского этикета.

  1. Уметь объяснять понятие «этикет»

  2. Уметь объяснять отличие этикета от этики, значение этих норм в жизни человека и общества,

5

Основные правила этикета. Правила поведения на улице, в театре.

  1. Называть и описывать нормы этикета.

  2. Моделировать поведение с применением правил этикета

6

Правила поведения в гостях, за столом.

  1. Называть и описывать нормы этикета.

  2. Моделировать поведение с применением правил этикета

7

Какое значение вкладывал А. С. Макаренко в понятие «эстетически выразительный образ»?

  1. Уметь объяснять понятия «эстетика», «эстетически выразительный образ».

  2. Моделировать социальные ситуации, в которых необходимо создать «эстетически выразительный образ».

8

Определение понятий «честь», «совесть».

  1. Уметь объяснять понятия «честь», «совесть»

  2. Приводить примеры проявлений морального поведения.

9

Почему французский писатель Ромен Роллан считал, что «добро — не наука, оно — действие»? Что значит жить по законам чести и совести?

  1. Моделировать жизненные ситуации на основе нравственных и этических норм.

  2. Оценивать свои действия, поступки одноклассников и литературных героев с позиций чести и совести

10

Определение понятия «гуманизм». Взаимосвязь гуманизма и патриотизма.

  1. Уметь объяснять понятия «гуманизм», «патриотизм»

  2. Приводить примеры проявлений гуманизма, патриотизма.




11

«Почему Цицерон считал, что «гуманизм — это высший уровень культурного и нравственного развития человеческих способностей»? Золотое правило нравственности».

  1. Уметь объяснять значение понятия «золотое правило нравственности».

  2. Высказывать суждения о значимости гуманизма и «золотого правила нравственности»




12

Достоинства и недостатки. Нравственный человек. Борьба с недостатками. Развитие достоинств.

  1. Уметь объяснять понятия «досто­инство», «недостатки», «самосовер­шенствование».

  2. Приводить примеры борьбы с недостатками и развития достоинств.




13

Добродетель как золотая середина между двумя крайностями. Доброжелательность как основа воспитания высоких нравственных качеств.

  1. Уметь объяснять понятия «добродетель», «золотая середина».

  2. Формулировать монологическое высказывание в письменной форме «Достоинства и недостатки как человеческие качества (на при­мере литературных персонажей)»

ТЕМА 2. РОССИЯ - СТРАНА СВОБОДНОГО ВЕРОИСПОВЕДАНИЯ (9 ч)

14

Определение понятия «культура». Н. К. Рерих о культуре. Материальная и нематериальная культура. Мировое культурное наследие.

  1. Уметь объяснять понятия «материальная куль­тура», «духовная культура», «куль­турные ценности», «Всемирное на­следие ЮНЕСКО».

  2. Использовать дополнительные источники для сообщения об объектах на территории России, вошедших в список Всемирного на­следия ЮНЕСКО, национальных культурных ценностях.




№ урока

Тема урока

Характеристика основных видов деятельности обучающихся


15

Определение понятия «религия». Связь культуры и религии.

  1. Уметь объяснять понятия «религия».

  2. Высказывать суждения о связи между культурой и религией.

  3. Использовать дополнительные источники для сообщения о памят­никах культуры и религии своего региона.

16

Древнейшие религиозные верования. Какую роль играли верования в жизни первобытного человека?

  1. Высказывать суждения о предпосылках возникновения религиозных верований, об их роли в жизни первобытного человека.

  2. Делать вывод о роли религиозных верований в жизни первобытного человека.




17

Формы первобытной религии (тотемизм, фетишизм, магия, анимизм, шаманизм). Элементы древнейших верований в мировых религиях.

  1. Уметь объяснять понятия «тотемизм», «ша­манизм», «анимизм», «магия», «фе­тишизм».

  2. Высказывать суждения о проявлениях элементов древнейших верований в мировых религиях.




18

Определение понятия «язычество». Боги древних славян. От язычества к христианству.

  1. Уметь объяснять понятия «язычество»

  2. Называть и описывать проявления языческих представлений древних славян, основных богов.

  3. Высказывать суждения о связи языческих верований с обычаями и традициями, дошедшими до наших дней.

19

Важнейшие древнеславянские религиозные ритуалы, праздники и обряды. Связь религии с искусством.

  1. Уметь объяснять понятия «ритуал», «обряд»

  2. Называть и описывать важнейшие древнеславянские религиозные ритуалы, праздники и обряды

  3. Высказывать суждения о связи языческих праздников и обрядов с обычаями и традициями, дошедшими до наших дней, о проявлении славянского язычества в искусстве

20

Религия и религиозное учение. Политеистические и монотеистические религии. Мировые и национальные религии.

  1. Уметь объяснять понятия «религиозное учение», «многобожие», «еди­нобожие», «монотеизм», «политеизм», «мировая религия», «национальная религия».

  2. Приводить примеры религиозных учений различных видов.




21

Светское государство. Свобода вероисповедания.

  1. Уметь объяснять понятия «светское государство», «свобода вероисповедания».

  2. Называть и описывать проявления принципов свободы вероисповедания и светского государства в Российской Федерации.

  3. Высказывать суждения о значимости принципов свободы вероисповедания и светского государства

22

Традиционные религии народов России.

  1. Называть и описывать традиционные религии народов России.

  2. Высказывать суждения о значимости принципа свободы вероисповедания в многонациональном государстве.

ТЕМА 3. ХРИСТИАНСТВО (12 ч)

23

Что такое христианство? Основы христианской религии. Иисус Христос. Святая Троица. Спасе­ние души как высшая цель христианства.

  1. Уметь объяснять понятия «до Рождества Христова», «после Рож­дества Христова», «наша эра», «Святая Троица».

  2. Овладеть представлениями об этической сущности христианского вероучения.

  3. Делать вывод о высшей цели христианства.

24

Сотворение мира. Адам и Ева — первые люди.

  1. Уметь объяснять понятия «рай», «первородный грех»

  2. Передавать содержание мифов о сотворении мира, первых людях, всемирном потопе и Вавилонской башне.

25

Пророки и божественные заветы. Библейские притчи.

  1. Уметь объяснять понятия «пророк», «завет».

  2. Высказывать суждения о моральной значимости божественных заветов христианства.

  3. Анализировать этический смысл библейских притч.

26

Иисус Христос — Богочеловек. Рождество Христово.

  1. Уметь объяснять понятия «Спаси­тель мира», «Богочеловек», «мес­сия», «помазанник».

  2. Передавать содержание евангельских рассказов о Рождестве Христовом.

  3. Высказывать суждения о сущности традиций и обрядов, связанных с празднованием Рождества.

27

Жизнь и общественное служение Иисуса Христа. Сострадание и любовь к людям. Пророчества.

  1. Уметь объяснять понятия «апостол», «проповедь».

  2. Передавать содержание евангельских рассказов о жизни Иисуса.

  3. Высказывать суждения о том, какое значение вкладывают христиане в понятие «обществен­ное служение Иисуса Христа», о моральном идеале христианства.

28

Казнь Иисуса на Голгофе через распятие на кресте.

  1. Уметь объяснять понятия «фарисеи», «Синедрион», «прокуратор», «Голгофа», «распятие»

  2. Передавать содержание евангельских рассказов о казни Иисуса.




№ урока

Тема урока

Характеристика основных видов деятельности обучающихся


29

Воскресение. Пасха. Вознесение.

  1. Передавать содержание евангельских рассказов о воскрешении Иисуса и Вознесении.

  2. Высказывать суждения о сущности традиций и обрядов, связанных с празднованием Пасхи.

  3. Использовать дополнительные источники для сообщения о христианском служении апостолов.

30

Библия — священная книга христиан. Библия — книга жизни. Ветхий Завет. Новый Завет. Евангелие.

  1. Уметь объяснять понятия «Библия», «Новый Завет», « Евангелие».

  2. Овладение представлениями о содержании со­ставных частей Библии, её роли в жизни христианина.

31

Откровение. Повествование от создания мира до конца времён.

  1. Уметь объяснять понятия «От­кровение», «Страшный суд»

  2. Овладение представлениями о высшей значимости соблюдения христианами моральных заповедей для установления Царства Божьего.

32

Крещение Древней Руси, роль князя Владимира Красное Солнышко.

  1. Уметь объяснять понятия «Византия», «вероисповедание», «проповедник», «крещение»

  2. Передавать содержание летописной повести о Крещении Руси.

  3. Делать вывод о значении принятия христианства в истории Руси.

33

Великие миссионеры Кирилл и Мефодий. Первая славянская азбука. Преображение жизни восточных славян, их быта и культуры.

  1. Уметь объяснять понятия «письменность», «кириллица», «миссионер»

  2. Использовать дополнительные источники для сообщения о создании кириллицы, о празднике День славянской письменности.

ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ (2 часа)

34-35

Выполнение информационно-творческих проектов по выбору учащихся

  1. Формулировать проблему исследования.

  2. Использовать дополнительные источники для подготовки индивидуальных проектов.

  3. Формулировать монологическое высказывание в письменной форме по теме исследования.

  4. Оформлять результаты исследования по заданному образцу в различной форме.

  5. Представлять результаты исследования в форме выступления с применением аудиовизуальных технических средств.


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА

«ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ»

(5 КЛАСС)

С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


№ урока

Тема урока

Характеристика основных видов деятельности обучающихся


ТЕМА 1. ПРАВОСЛАВИЕ (6 ч)

1

Понятие «церковь». Основные ветви христианства: православие, католицизм, протестантизм. Автокефальность Русской православной церкви.

  1. Уметь объяснять понятия «цер­ковь », «православие », «католи­цизм», «протестантизм», «автокефальность»

  2. Актуализация знаний о религиозных верованиях и христианстве, полученных ранее при изучении курса ОДНКНР

2

Устройство церкви. Понятия «настоятель», «приход», «монастырь», «свобода выбора», «внутренний мир человека».

  1. Уметь объяснять понятия «настоятель», «приход», «монастырь», «свобода выбора».

  2. Использовать дополнительные источники для сообщения о жизни в монастыре, о подвиге монахов во имя веры.

  3. Овладеть представлениями о значении, которое вкладывают христиане в понятие «свобода выбора»

3

Христианский храм: внутреннее устройство. Знаменитые православные храмы России. Правила поведения в храме.

  1. Уметь объяснять понятия «крестово-купольный храм», «алтарь», «купол».

  2. Использовать дополнительные источники для сообщения о наиболее известных православных храмах России

  3. Формулировать на основании личного социального опыта правила поведения в храме.

4

Христианские таинства.

  1. Уметь объяснять понятия «таинства», «причащение», «исповедь», «миропомазание», «венчание», «соборование».

  2. Овладеть представлениями о значении христианских таинств.

5

Основные христианские праздники

  1. Уметь объяснять понятия «двунадесятые праздники», «престольные праздники».

№ урока

Тема урока

Характеристика основных видов деятельности обучающихся








  1. Высказывать суждения о сущности христианских праздников.

  2. Использовать дополнительные источники для сообщения о традициях празднования христианских праздников.

6

Христианские заповеди. Содержание и нравственный смысл заповедей. Понятие греха, раскаяния. Основы веры.

  1. Передавать содержание христианских заповедей.

  2. Высказывать суждения о нравственном смысле христианских заповедей.

  3. Анализировать моральные уроки христианских притч.



ТЕМА 2. ИСЛАМ (9 ч)

7

Что такое ислам. Мухаммед — пророк и посланник Аллаха.

  1. Уметь объяснять понятия «ислам», «мусульманин», «Аллах», «Аравия», «бедуин»

  2. Называть и описывать характерные черты ислама.

  3. Исследовать на карте территорию Аравийского полуострова

  4. Использовать дополнительные источники для сообщения о жизни и быте арабов.

8

Пророк Мухаммед. Зарождение ислама. Первые общины мусульман. Хиджра — начало исламского летоисчисления.

  1. Уметь объяснять понятия «Мекка», «Медина», «хиджра»

  2. Передавать содержание легенд о жизни Мухаммеда

  3. Высказывать суждения о связи ислама с христианством на основании легенды о вознесении Мухаммеда на небеса



9

Коран и Сунна — священные книги мусульман. Коран — книга откровений.

  1. Уметь объяснять понятия «Коран», «сура», «аят»

  2. Называть и описывать обычаи мусульман, связанные с обращением с Кораном.




10

Сущность и значение Сунны. Пять столпов ислама. Сунниты и шииты.

  1. Уметь объяснять понятия «Сунна», «хадис», «сунниты», «шииты», «шахада», «намаз», «хадж», «ураза», «садака».

  2. Использовать дополнительные источники для сообщения о религиозных обычаях мусульман.

11

Нравственные принципы в исламе. Нравственный идеал и нравственные принципы мусульман. Джихад как борьба с собственными пороками, невежеством и неравенством.

  1. Уметь объяснять понятия «джихад»

  2. Высказывать суждения о нравственном смысле джихада.

  3. Анализировать моральные уроки мусульманских притч.



12

Исламская культура.

  1. Уметь объяснять понятия «мечеть», «минарет», «арабеска», «каллиграфия»

  2. Использовать дополнительные источники для сообщения о произведениях и жанрах исламской духовной культуры.

  3. Делать вывод об особенностях исламской духовной культуры, их отражении в архи­тектуре, живописи.

13

Основные исламские праздники.

  1. Уметь объяснять понятия «Ураза-байрам», «Курбан-байрам»

  2. Использовать дополнительные источники для сообщения о традициях празднования мусульманских праздников у народов России.

14

Ислам в России (Северный Кавказ). Проникновение и распространение ислама на Северном Кавказе. Улемы. Народы Северного Кавказа, традиционно исповедующие ислам.

  1. Уметь объяснять понятия «алимы», «имам»

  2. Исследовать на карте территорию Северного Кавказа, расселение народов, традиционно исповедующих ислам

  3. Высказывать суждения о роли личности Шамиля на Северном Кавказе

  1. Анализировать моральные принципы горцев на основе «Баллвды о чести».




15

Ислам в России (Волго-Уральский регион). Проникновение и распространение ислама на берегах Волги. Волжская Булгария. Касимовское царство. Казанское ханство.

  1. Уметь объяснять понятия «Золотая Орда», «Волжская Булгария», «Казанское ханство», «Астраханское ханство», «Совет муфтиев России», «мектеб», «медресе».

  2. Исследовать на карте территорию Поволжья и Сибири, расселение народов, традиционно исповедующих ислам

  3. Использовать дополнительные источники для сообщения о правилах поведения в мечети.

ТЕМА 3. БУДДИЗМ (9 ч)

16

Что такое буддизм? Будда — основатель мировой религии. Будда как историческая личность.

  1. Уметь объяснять понятия «Будда», «перевоплощение», «Майтрейя», «Шамбала».

  2. Называть и описывать характерные черты буддизма.

  3. Исследовать на карте территорию Индии.




№ урока

Тема урока

Характеристика основных видов деятельности обучающихся


17

Возникновение буддизма. Поиск божественного начала в самом себе. Четыре благородные истины.

  1. Уметь объяснять понятие «поиск божественного начала в самом себе».

  2. Передавать содержание легенд о жизни Будды Сиддхартхи Гаутамы.

  3. Высказывать суждение об особенностях буддийского вероучения.




18

Нравственные принципы буддийского философско-религиозного учения. Глубинный (скрытый) смыл благородных истин.

  1. Высказывать суждения о нравственном смысле четырёх благородных истин

  2. Анализировать моральные уроки буддийских притч.



19

Трипитака — священный канон буддизма. Основы буддийского вероучения. Винайя-питака, Сутра-питака и Абхидхарма-питака. Ганджур.

  1. Уметь объяснять понятия «Трипитака», «Винайя-питака», «Сутра-питака», «Абхидхарма-питака». «лама», «Ганджур», «дацан», «санскрит»

  2. Использовать дополнительные источники для сообщения о жизни буддийских монахов

  3. Анализировать моральные уроки притчи «Будьте светом для самих себя.




20

Буддизм в Юго-Восточной Азии.

  1. Использовать дополнительные источники для сообщения о памятниках буддийского искусства в Индии и Юго-Восточной Азии.

  2. Исследовать на карте территорию Юго-Восточной Азии, расселение народов, традиционно исповедующих ислам

21

Чань-буддизм в Китае. Дзен-буддизм в Японии.

  1. Использовать дополнительные источники для сообщения о влиянии буддизма на культуру Китая и Японии.

  2. Исследовать на карте территорию Китая и Японии.

22

Ламаизм. Лама. Дацан.

  1. Уметь объяснять понятия «далай-лама»

  2. Использовать дополнительные источники для сообщения об особенностях буддийского вероучения в Тибете.

  3. Исследовать на карте территорию Тибета

23

Буддизм в России. Проникновение и распространение буддизма на берегах Амура. Бохайское царство. Роль императрицы Елизаветы в признании буддизма в России. Народы Российской Федерации, традиционно исповедующие буддизм.

  1. Исследовать на карте территорию расселения народов, традиционно исповедующих буддизм

  2. Использовать дополнительные источники для сообщения о буддийских святынях на территории России




24

Буддистская культура в современной России. Традиционные буддийские праздники.

  1. Уметь объяснять понятия «Весак», «Круговращение Майтрейи»

  2. Использовать дополнительные источники для сообщения о традициях празднования буддийских праздников у народов России.

ТЕМА 4. ИУДАИЗМ (9 ч)

25

Что такое иудаизм. Иудаизм — национальная религия. Происхождение названия еврейского народа. Моисей. Исход. Тора.

  1. Уметь объяснять понятия «иврит», «семиты», «национальная религия», «Тора»

  2. Актуализация знаний о религиозных верованиях и истории еврейского народа, полученных ранее на уроках по курсу всеобщей истории.




26

Раввин. Нравственные принципы, лежащие в основе иудаизма. Основы иудейской веры, обряды.

  1. Уметь объяснять понятия «раввин», «хазары»

  2. Сравнивать иудаизм с мировыми религиями.

  3. Высказывать суждения о связи иудаизма с христианством и исламом.

  4. Использовать дополнительные источники для сообщения о вкладе представителей еврейского народа в историю России.

27

Священный храм в Иерусалиме. Синагога.

  1. Уметь объяснять понятия «синагога», «менора», «Звезда Давида».

  2. Использовать дополнительные источники для сообщения об устройстве синагоги, о правилах поведения в синагоге, о Стене Плача как святыне еврейского народа.

28

Праздники иудеев и их значение. Шаббат. Роль и значение субботы для евреев.

  1. Уметь объяснять понятия «шаббат».

  2. Овладеть представлениями о значении шаббата в жизни евреев.

  3. Высказывать суждения о подлинной свободе человеческого бытия.

29

Обычаи, связанные с шаббатом. Хала. Киддуш. Хавдала, её символический

  1. Уметь объяснять понятия «Леха доди», «Киддуш», «Хавдала», «хала».

  2. Анализ еврейской притчи «Воз­любленная суббота». Приготовле­ние халы (или рассказ о хале)

№ урока

Тема урока

Характеристика основных видов деятельности обучающихся





смысл.




30

Рош ха-Шана. Особенности празднования Нового года в иудаизме. Рош ха-Шана как День памяти. Роль и символическое значение звуков шофара.

  1. Уметь объяснять понятия «Рош ха-Шана», «шофар»

  2. Высказывать суждения о символическом значении звуков шофара в новогодние праздники.

  3. Использовать дополнительные источники для сообщения о традициях празднования Нового года у разных народов.



31

Йом кипур. Судный день. Пост как очищение от грехов. История о пророке Ионе.

  1. Уметь объяснять понятия «Йом кипур», «Ямим нораим»

  2. Высказывать суждения о символическом значении Судного дня и очистительного поста.

  3. Анализировать моральные уроки притчи о пророке Ионе.

32

Праздники восхождения. Суккот — праздник нового урожая. Символическое значение шалаша в иудейском вероучении.

  1. Уметь объяснять понятия «Суккот», «праздники восхождения»

  2. Высказывать суждения о символическом значении праздника Суккот и шалаша.



34

Песах — семидневный праздник свободы. Символический смысл мацы. Шавуот — праздник дарования Торы.

  1. Уметь объяснять понятия «Песах», «седер», «маца», «Шавуот»

  2. Высказывать суждения о символическом значении праздников Песах, Шавуот и мацы.




ТЕМА 5. ОБОБЩЕНИЕ МАТЕРИАЛА КУРСА (2 ч)

35-36

Выполнение информационно-творческих проектов по выбору учащихся

  1. Формулировать проблему исследования.

  2. Использовать дополнительные источники для подготовки индивидуальных проектов.

  3. Формулировать монологическое высказывание в письменной форме по теме исследования.

  4. Оформлять результаты исследования по заданному образцу в различной форме.

  5. Представлять результаты исследования в форме выступления с применением аудиовизуальных технических средств.

учебно-методическое обеспечения образовательного процесса


  1. Программа и тематическое планирование для общеобразовательных учреждений. Основы духовно-нравственной культуры народов России /авт.-сост. Г.М.Гогиберидзе. – М.: Мнемозина, 2012




  1. Гогиберидзе Г.М. Основы духовно-нравственной культуры народов России. 5 класс. – М.: Мнемозина, 2012