Главная страница

«Формирование антинаркотического мировоззрения, как форма профилактики наркомании и наркопреступности среди детей и молодежи»


Скачать 0.53 Mb.
Название «Формирование антинаркотического мировоззрения, как форма профилактики наркомании и наркопреступности среди детей и молодежи»
страница 1/4
Дата 20.02.2016
Размер 0.53 Mb.
Тип Реферат
  1   2   3   4

«Всероссийская Олимпиада научных и студенческих работ в сфере профилактики наркомании и наркопреступности»


Конкурсная работа №
РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ЭТАП ВСЕРОССИЙСКОЙ ОЛИМПИАДЫ

НАУЧНЫХ И СТУДЕНЧЕСКИХ РАБОТ В СФЕРЕ

ПРОФИЛАКТИКИ НАРКОМАНИИ И НАРКОПРЕСТУПНОСТИ

Тема: «Формирование антинаркотического мировоззрения, как форма профилактики наркомании и наркопреступности среди детей и молодежи».
Автор: Капралова Вера Александровна
Место работы: МБОУ«Средняя общеобразовательная школа №15 с углубленным изучением отдельных предметов» Республика Татарстан, г. Нижнекамск
Должность: Социальный педагог
Адрес: Республика Татарстан, г. Нижнекамск
Телефоны:
e-mail:
Контактные координаты:

2014 год.

  • Начало формы

  • Конец формы

  • Начало формы

  • Конец формы




Содержание

  1. Введение.

  2. Профилактика наркомании.

    1. Факторы риска употребления наркотиков.
    2. Современная история профилактики наркомании.


    3. Суть профилактики наркомании, ее виды.

    4. Нормативно-правовая база профилактики наркомании и наркопреступности в образовании среди молодежи.

    5. Формы и методы профилактики наркомании в образовательных учреждениях.
  1. Формирование мировоззрения.

    1. Значение и толкование слова «мировоззрение». Формирование мировоззрения.


    2. Ценностный подход к формированию мировоззрения антинаркотической культуры личности.

    3. Психологические механизмы формирования антинаркотических убеждений и установок.

    4. Деятельность «Отряда профилактики правонарушений» и проекта «Самостоятельные дети» - как средство формирования антинаркотического мировоззрения учащихся.

  1. Заключение.

  2. Глоссарий.

  3. Информационные ресурсы.













«Истинная защита человека — это его идеалы,

находящиеся в живой связи с его жизнью

и растущие вместе с ним».

Рабиндранат Тагор




ВВЕДЕНИЕ

         Произошедшие за последнее десятилетие перемены в жизни нашего общества привели к изменениям в различных сферах человеческой деятельности. Ломка старых ценностных ориентиров, произошедшая под влиянием внутриполитических факторов, вызвала рост некоторых негативных явлений в обществе. В частности, произошел рост числа подростков, употребляющих алкогольные напитки, наркотические и токсические вещества, как следствие этого увеличилось число правонарушений, совершаемых подростками, находящимися в состояния алкогольного или наркотического опьянения.

 Психофизиологическая неустойчивость, подверженность детско-подросткового контингента стрессу на фоне  снижения уровня жизни, безработицы и других негативных проявлений в семьях приводит к поведенческим расстройствам, к протесту обществу, школе, родителям и, тем самым, приобщению к наркотикам.

К сожалению, в нашей стране здоровье далеко не каждый ставит на первое место среди человеческих ценностей. Однако правильное отношение к здоровью, умение сохранять его вопреки жизненным трудностям и неблагоприятным обстоятельствам совершенно необходимо. Понятие ценности здоровья, умение поддерживать хорошее настроение и высокую работоспособность, нетерпимое отношение к разрушающим здоровье привычкам надо воспитывать с детства.

Говоря о формировании здорового образа жизни молодого поколения вообще и о борьбе с вредными привычками в частности, нельзя не сказать о школе. Ведь именно в школе в течение многих лет молодежь не только учится, обретает навыки общения со взрослыми и сверстниками, но и практически на всю жизнь вырабатывает отношение ко многим жизненным ценностям. Таким образом, школа является важным этапом, когда можно и нужно воспитывать правильное отношение к здоровому образу жизни.

       В этих условиях важно формирование уверенности и позитивного отношения к себе, развитие навыков самовыражения личности. Подобный подход к профилактической работе  по проблемам наркомании позволяет выбрать осознанную жизненную позицию, Анализ статистических данных приводимых СМИ, показывает, что каждый пятый подросток

уже имеет опыт одурманивания и наблюдается картина постоянного роста употребления наркотиков в детской среде. И самое главное, что к наркотическому соблазну не существует какого-то определенного социального иммунитета, а опасность заражения оказывается одинаковой как для традиционной группы риска, так и для тех, кто не вызывает тревоги.  Действительно, навсегда запретить или уничтожить наркотики невозможно, но развитие в каждом человеке системы личного противостояния им — реальная и практически вполне выполнимая задача. Поэтому чтобы такого желания не возникло нужно успешно строить отношения с окружающим миром - решать проблемы, реализовывать возникающие потребности за счет собственных знаний и умений.

Трансформация российского общества, произошедшая за последние пятнадцать лет, отразилась не только на экономической, но и на общественной жизни. Демографическая ситуация, характеризующаяся увеличением смертности, заболеваемости, вызвала уменьшение доли детей и подростков в структуре населения. Подростки России переживают кризисную социально – психологическую ситуацию. Разрушены прежние, устаревшие стереотипы поведения, нормативные и ценностные ориентации. Подростки утрачивают ощущение смысла происходящего и не имеют требуемых жизненных навыков, которые позволяли бы сохранить свою индивидуальность и сформировать здоровый стиль жизни.

          В труде П.Д.Шабанова «Основы наркологии» раскрывается понятие «наркомания».

 Наркомания – группа заболеваний, которые проявляются влечением к постоянному приёму в возрастающих количествах наркотических средств вследствие стойкой психической и физической зависимости от них с развитием абстиненции при прекращении их приёма.

     Т.В.Сибгатуллина в своем исследовании даёт определение антинаркотического воспитания, его цели и задач:

Антинаркотическое воспитание - это процесс систематического, целенаправленного, комплексного психолого-педагогического взаимодействия субъектов образования, в ходе которого формируется антинаркотическая устойчивость личности воспитуемого, представляющая собой такое качество личности, которое позволяет ей противостоять наркогенному воздействию среды, и предупредить приобщение к психоактивным веществам.

Цель антинаркотического воспитания - формирование гармоничной личности, устойчивой к воздействиям наркогенных факторов среды.

 Задачи:

-   создание приоритета здорового образа жизни через осознание ценности здоровья;

- формирование менталитета духовно-нравственного, психического, физического и социального здоровья;

-   создание ситуации нетерпимого отношения ко всем видам психоактивных веществ;

-   формирование навыков конструктивного общения;

-   развитие способности к психосаморегуляции в стрессовых ситуациях;

-  организация доступа к необходимой информации о влиянии психоактивных веществ на нравственное, психическое, и физическое здоровье человека.

Актуальность выбранной темы объясняется существующими противоречиями между:

  1. Потребностью общества в профилактике наркомании в молодежной среде и низкой эффективностью существующих профилактических программ;

  2. Теоретической информированностью молодежи о вреде наркотиков и несформированностью антинаркотической позиции студентов, что способствует распространению. Наличием педагогических программ профилактики наркомании для подростков и отсутствием программ первичной профилактики для студентов вузов.

На основе выявленных противоречий была определена проблема исследования: «Какие педагогические условия должны выполняться, какие формы и методы работы следует применять с целью формирования у студентов антинаркотического мировоззрения?».

Цель исследования – обосновать педагогические условия, формы и методы формирования антинаркотического мировоззрения у учащихся, оценить влияние данных методов на эффективность антинаркотического мировоззрения учащихся.

Объект исследования – процесс антинаркотического воспитания в школе.

Предмет исследования – педагогические условия, формы и методы формирования антинаркотической позиции в школе.

Задачи работы:

  1. Изучение нормативно - правовых и методических материалов по вопросам воспитания и профилактики наркомании;

  2. Сбор и анализ статистических данных по тематике работы;

  3. Изучение опыта общественных организаций по профилактике наркомании в подростковой среде;

  4. Разработка практических рекомендаций по формированию антинаркотического мировоззрения молодежи в рамках воспитательного процесса в школе.

  5. Анализ, обобщение результатов, выводы.


Факторы риска употребления наркотиков

Наркоугрозы, существующие в современном российском обществе, оказывают целенаправленное воздействие на молодого человека, как потенциального потребителя продукции незаконного сверхприбыльного наркобизнеса. В мировой практике специалистами принято выделять следующие факторы риска употребления наркотиков:

Объективные факторы:

- Резкая смена социальных условий; отсутствие привычных критериев и ориентиров; быстрое изменение стиля жизни, идеологии и общественной системы ценностей.

- Рост количества неблагоприятных семей, для которых характерны неудовлетворенность, социальная изолированность, отсутствие работы.

- Место проживания семей: районы с вокзалами, общежитиями, часто меняющимися жильцами.

- Переводы подростков из школы в школу и частые переезды.

Субъективные факторы:

- Семейная предрасположенность. Дети, родившиеся в семьях с алкогольными «традициями».

- Семьи с недостатком воспитательных ресурсов (разрушенные или неполные семьи).

- Педагогически некомпетентные семьи, где имеют место искаженные виды воспитания, когда дети либо предоставлены самим себе, либо их жестоко наказывают, независимо от тяжести совершенного поступка.

- Неуспеваемость. Начиная с 5-6 класса, неудачи в учебе вызывают рост употребления алкоголем, наркотиками.

- Отсутствие желания продолжать обучение. Подростки, которым школа ненавистна и которые не стремятся к продолжению обучения, имеют больше шансов пристраститься к наркотикам.

- Общение с пьющими и употребляющими наркотики сверстниками.

- Положительное отношение к алкоголю и наркотикам.

Пресечь влияние этих факторов на подростково-молодежную среду возможно с помощью последовательного и системного воспитательного воздействия на личность. В основу мировоззрения антинаркотической культуры личности должна быть положена система жизненных ценностей, гарантирующих духовное и душевное здоровье и общепризнанных различными слоями общества.
Современная история профилактики наркомании

Первый этап профилактики наркомани относится к 50-70 годам, когда общество (прежде всего Соединенные Штаты Америки и Западная Европа) признало, что наркомания из проблемы отдельных личностей превратилась в трагедию больших масс молодежи. Тогда профилактика приема наркотиков сводилась к распространению представлений о риске, связанном с употреблением наркотических веществ, выработке у молодого человека страха, и таким образом, отрицательных установок по отношению к наркотикам. Страх и запреты - вот ключевые слова для понимания смысла этого этапа.

Второй этап приходится на 90-е годы и логика его разворачивания - в опоре на разум человека. Многочисленная информация о наркотиках, их воздействии на человека, статистические данные и суждения ученых становились основой новой профилактической компании, в надежде на то, что знание беды поможет человеку не поддаться ее влиянию.

Любому специалисту очевидно, что воспитывающая и обучающая технология может быть эффективной только в случае ее направленности на три ключевые сферы становления личности: когнитивную, аффективную и деятельно-практическую. Знания о наркотиках и даже негативное отношение к ним должны быть подкреплены опытом отказа от наркотического пути методом решения актуальных для человека проблем. В этом и состоит смысл современного этапа развития борьбы с распространением наркотиков.


  1   2   3   4