|
«правила нашей жизни»
«ПРАВИЛА НАШЕЙ ЖИЗНИ»
Учащиеся данной возрастной группы уже имеют опыт, достаточный для понимания роли норм социального регулирования в жизни общества. Они уже много раз оказывались в конфликтных ситуациях или могли их наблюдать. Скорее всего, дети уже могут точно распознать неморальные проявления и определить механизмы воздействия на нарушителей норм морали. Однако их представления о системе правовых норм только складываются, ведь у них мало возможностей получать необходимую правовую информацию, если в учебном плане нет специальных правовых курсов. Сказывается также общая недооценка права как важнейшей гуманитарной ценности, существующая, к сожалению, в современном российском обществе. Правовой нигилизм может стать серьезной проблемой для ваших воспитанников и привести их к противоправному поведению.
Чтобы этого не случилось, классный руководитель обязательно должен предусмотреть в своей работе самые разные формы, насыщенные правовой информацией. Но этого недостаточно. Формирование правовой культуры должно стать одной из основных целей воспитательной работы. Одна из составляющих такой культуры — устойчивое правомерное поведение личности. На создание образцов такого поведения и направлен этот воспитательный час. Его эффект усиливается за счет использования личностно-значимого опыта ребенка.
Школьные правила поведения — это одно из первых знакомств детей с нормами права. Но часто они остаются для них плохой выдумкой директора
школы, потому что выполнять их не всегда приятно. Между тем закон должен пройти не только через ум, но и быть принят сердцем. Надеемся, что воспитательный час поможет вашим детям понять роль школьных правил.
Актуальные вопросы для обсуждения с детьми:
для чего нужны правила?
как формируются правила поведения?
какое поведение называется противоправным?
каковы последствия противоправного поведения?
почему некоторые люди не соблюдают правила?
Основные понятия:
Норма поведения - образец, стандарт, эталон поведения.
Социальные нормы — правила поведения, регулирующие общественные отношения (виды: моральные, правовые, религиозные, эстетические и др.).
Правовая норма — заданный образец поведения, обязательный для исполнения; поддерживается силой принуждения государства, в случае нарушения наступает ответственность. Содержится в нормативно-правовых актах, принимаемых государственными органами.
Нормативно-правовые акты — источники права, официальные документы, принятые государством (законы, указы, постановления, распоряжения и др.).
Право — 1. Возможность совершать какие-либо Действия.
2. Совокупность правовых норм. (Следует иметь в виду, что существует достаточно много определений этого понятия. Дополнительную информацию можно получить из следующих источников: Мушинский В. О. Основы правоведения. М., 1993; Мельникова Э. Б. Толковый юридический словарь школьника. М., 2000; Российская юридическая энциклопедия. М., 2000.) Правовое поведение — поведение человека, имеющее существенное значение для общества и регулируемое правовыми нормами. Бывает правовым и противоправным.
Подготовительный этап:
-
Классному руководителю необходима свободно разбираться в материале юридического характера. Поскольку это достаточно сложно, советуем заняться самообразованием или обратиться за разъяснениями к учителю обществознания, права или профессиональному юристу.
Можно провести беседу с учителем, который преподавал у учащихся в начальной школе, по поводу работы с правилами поведения. Это поможет установить преемственность.
Необходимо ознакомиться с Уставом школы, локальными актами, в которых закреплены правила поведения и принести их на классный час.
Для проведения активной части классного часа («Путешествие по школе») следует предупредить руководителей различных служб и подразделений о проводимом мероприятии и возможных вопросах детей. При необходимости разработать маршруты движения для разных групп.
Можно договориться с директором школы о небольшой беседе в его кабинете. Это будет иметь особое значение, так как многие дети, возможно, окажутся там впервые, да и директор для них — особо авторитетный человек.
Подготовить листы формата А-5 и маркеры для записи выработанных правил поведения.
Алгоритм действий:
Дети распределяются по группам.
Введение в проблему можно начать с небольшой беседы о свободе.
— Представьте, что вы услышите по школьному радио объявление о том, что с сегодняшнего дня вводится полная свобода действий. Что может произойти?
Учащиеся с легкостью моделируют предложенную ситуацию. Обычно они говорят о вредных последствиях, связанных с нарушениями правил поведения: на уроках может быть шумно, кто-то вообще перестанет ходить на уроки, дети не будут надевать школьную форму, могут быть даже случаи воровства, драк и т. д. Для развития навыков самооценки очень полезно предложить ребятам представить собственное поведение в данной ситуации.
Главный вывод этого этапа:
— Свобода — очень непростое состояние. Оно связано с ограничениями, которые добровольно принимаются людьми. Эти ограничения необходимы, так как интересы и потребности людей очень разные. В свободном обществе такие ограничения заложены в законах. В законах записаны правила поведения, обязательные для исполнения. Поскольку законы в таком обществе построены на правах человека, большая часть общества не воспринимает их как нечто вредное и ненужное. Люди понимают, что законы необходимы, чтобы регулировать отношения в обществе.
3. Школа — это тоже государство. Необходимо узнать, какие законы действуют в нем, чтобы предотвратить вредные последствия противоправного поведения.
Этот этап носит активный характер. Ребятам
предлагается по группам пройти по школе и выделить места, где требуется особенное поведение. Если дети недавно обучаются в основной школе, целесообразно подготовить специальные задания, которые позволят также узнать сотрудников и специфику разных служб. В этом случае готовятся маршрутные листы и вопросы к ним. Проводится инструктаж, дети расходятся по школе. Пример задания:
Маршрутный лист № 1
Школьная столовая
Через 20 минут вам необходимо будет рассказать всему классу о выполнении задании. Сосредоточьте свои усилия на обсуждении в группе, почему вы предлагаете именно такое правило. На листе бумаги сделайте короткие записи по заданию №3а. Определите, кто будет рассказывать о работе группы.
Задание М 1
Узнать наиболее короткий путь от нашего кабинета до школьной столовой.
Задание № 2
Сколько человек работает в столовой? Как зовут заведующую? Как узнать, какое меню в столовой?
Задание № 3
а) Какие правила поведения следует установить в школьной столовой?
б) Какие из них могут действовать на территории всей школы? Почему?
Такие же маршрутные листы готовятся для других наиболее важных мест школы, в число которых могут входить актовый зал, гардероб, лестницы, библиотека, кабинет труда, спортивный зал, туалеты, холл, музей, школьный двор.
I Ребята вносят свои предложения и записывают маркерами на приготовленные листы правила поведения. Следует договориться о времени на выполнение этого этапа, чтобы все одновременно вернулись в класс. Не следует отводить слишком много времени.
4. Этот этап наиболее важен, так как на нем проводится обсуждение назначения правил. По возвращении детей в класс листы с правилами поведения вывешиваются на доску. Лидеры обосновывают выбор правил, по мере необходимости участники группы подключаются к обсуждению.
Главная задача этого этапа — добиться понимания практического значения правил для ребенка. После обсуждения правил поведения в специальных местах школы из общей массы выбираются те, которые действуют на территории всей школы, т. е. носят общий характер.
Ряд этих правил связан с реализацией личных потребностей детей. На этом следует сделать акцент. Например, мыть руки перед едой необходимо, чтобы возбудители болезни не попали в организм; иметь сменную обувь, чтобы в воздухе не было много пыли и т.п. Некоторые правила связаны с общественными интересами: не шуметь в холле школы, не курить на территории школы, не мусорить, не наносить вред имуществу и т.д. Однако все правила, в конечном счете, защищают личность, потому что направлены на поддержание порядка, равновесия, на предотвращение вредных последствий.
На чистом листе бумаги после общего обсуждения составляется список из 10 наиболее важных правил.
-
Классный час продолжается в кабинете директора. Директор объясняет детям назначение Устава школы, его структуру. Затем выделяется глава о правилах поведения. Ее содержание сравнивается со списком, который составлен ребятами. Дети интуитивно чувствуют «дух прав человека». Если Устав отвечает современным требованиям, он будет во многом совпадать с выработанными правилами. В этом случае дети получат хорошее представление о нормативно-правовом акте, регламентирующем жизнь школы.
Если вы не уверены в качестве школьного Устава или в готовности директора к данной форме работы, лучше отказаться от такой организации заключительного этапа. Однако и в этом случае не стоит упускать возможность увеличения уровня свободы в школе. Можно выпустить стенную газету или сделать специальные таблички и развесить их по школе, чтобы и другие школьники задумались о назначении правил. Можно выступить на педагогическом совете со своими выводами и предложениями. Можно стать инициатором создания детского совета. В конце концов, можно просто проинформировать администрацию о том, что дети разработали собственный свод правил. Скорее всего, она вас правильно поймет. Ведь Уставы школ проходят перерегистрацию каждые пять лет, органы управления образования тщательно следят за их соответствием законам, действующим в системе образования. И если Устав нельзя показать школьникам, учителям и родителям, это означает только одно — с конца прошлого века он не обновлялся! Прочитав детские правила, администрация вспомнит, что все правовые акты в школе должны соответствовать «Конвенции о правах ребенка» и скоро — будьте уверены — коллектив получит Устав школы XXI века.
|
|
|