Главная страница

Орлова Наталья Олеговна, Почётный работник, учитель высшей квалификационной категории мбоу «сош №11» Содержательный аспект текстового материала на уроках русского языка при подготовке к написанию творческого задания егэ


Скачать 38.3 Kb.
Название Орлова Наталья Олеговна, Почётный работник, учитель высшей квалификационной категории мбоу «сош №11» Содержательный аспект текстового материала на уроках русского языка при подготовке к написанию творческого задания егэ
Дата 06.03.2016
Размер 38.3 Kb.
Тип Документы


Орлова Наталья Олеговна, Почётный работник, учитель

высшей квалификационной категории МБОУ «СОШ №11»

Содержательный аспект текстового материала на уроках русского языка при подготовке к написанию творческого задания ЕГЭ

Чтобы удивиться, нужно мгновение, а

чтобы сделать удивительную вещь, нужны

годы терпения и упорного труда.

Древняя мудрость

Изучение русского языка в школе сводится к усвоению орфографических и пунктуационных правил, запоминанию теоретических положений, сфера практического применения зачастую остаётся неясной для значительного числа выпускников. Между тем школьники должны усвоить на уроках словесности, что работать с текстом интересно. Возможность понимать друг друга самым непосредственным образом зависит от нашей способности понимать тексты, воспринимать их философскую основу и жизненную мудрость. Задача словесника – не только научить старшеклассников анализировать текст, но воспитать современного молодого человека. Поэтому тексты, над пониманием которых работаем на уроке, должны иметь духовно-нравственный смысл, философскую идею, а задания к ним направлены на то, чтобы ребята учились чувствовать эмоциональное и духовное значение слова, чтобы они вкладывали в написание каждого слова своё внутреннее сопереживание, и при этом развивались их творческие фантазии и духовные способности.

Это притчи, размышления. Именно в них есть подтекстовая информация, которую надо увидеть в отдельных словах, фрагментах, предложениях. Есть идея и мораль. Наша способность думать, осознавать себя и свои переживания, раскрывать свои убеждения и отношения даёт возможность выстраивать иерархию ценностей, определять их значимость в конкретной жизненной ситуации. Проанализировав такой текст, школьник может находить в его содержании что-то своё, учиться понимать смысл и отражать результаты исследования в своей работе, соотнеся проблематику исходного текста с другими литературными произведениями, это - творческая работа на ЕГЭ.

В процессе образования развивается и интеллект учащегося. Очень
важно, чтобы тексты помогали понять и осознать, какие сокровища души являются самыми важными для жизни; затрагивали сокровенные уголки души; развивали такие духовные качества, как благородство, любовь, доброта, милосердие, служение людям, трудолюбие, щедрость и т.д.

Отбор текстов определяется их метафоричностью, широкой ассоциативностью, способности к интерпретации, толкованию. Поэтому каждый текст (классика, притчи и истории, интервью из газет и работы самих учащихся, воспоминания и эпизоды из художественной литературы) – это находки, радостные открытия, отклик на проблемы, возможность удивляться разнообразию интерпретаций.

Комплексный анализ – это соединение в одной работе контроля и обучения. В старшей школе учащиеся углубляются в текст, прикасаясь к эстетической стороне языка (в том числе и стилистической, и изобразительно-выразительной).

Лингвистический подход является базой интерпретации текста. Значит, и словесник, и ученики должны себе ясно представлять, что восприятие текста – процесс творческий, который зависит от читателя, от его читательского искусства, умения вступать в диалог с автором, в процесс общения с текстом.

Систематическое обучение анализу текста формирует у старшеклассников привычку к медленному, внимательному, вдумчивому чтению.

Давая анализ языку текста, следует выделить следующие его особенности:

  • единство коммуникативной и эстетической функций;

  • многостильность;

  • широкое использование изобразительно-выразительных средств;

  • проявление творческой индивидуальности автора;

  • эмоциональность, экспрессивность.

Текст – это связующее звено между писателем и читателем. Текст рассчитан на адекватное восприятие заключённой в нём эстетической информации. Автор и читатель взаимодополняют друг друга, постоянно находятся в диалоге.

Если у выпускника сформировано умение анализировать текст, в итоге он сможет интерпретировать его и создать свой – а это есть задание части «С» на ЕГЭ. Итак, систематическое обучение анализу текста формирует у школьников привычку медленного, внимательного, вдумчивого чтения. Автор и читатель дополняют друг друга, постоянно находясь в диалоге, составляют целостное единство. Урок приносит нечто поучительное, из чего можно сделать вывод для будущего.

Важно в конце урока подчеркнуть главную мысль, заложенную в нём. Так ёмко, точно и ясно, как говорят о разных темах цитаты и пословицы, притчи и размышления, не скажет никакой человеческий язык. Нужно учиться пользоваться мудростью накопленной веками.

В процессе обучения школьники не только прикасаются к сокровищам мудрости, но обязательно должны проживать это состояние
души и в своём творчестве, создавая интерпретированный текст, и в своей жизни. «У меня есть мысль, и я её думаю», - говорил А.Платонов.

Библиографический список:

  1. Алексеева Т.В. Как научиться писать сочинение на «отлично» - Санкт-Петербург, Паритет, 2003

  2. Галицких Е.О. Духовное развитие личности: Программа и модели занятия спецсеминара. – Киров, 1997

  3. Корчак Януш. Как любить ребёнка: Книга о воспитании. – М, 2001

  4. Шанский Н.М. Лингвистические детективы. – М, Дрофа, 2008

Orlova Nataliya ,an honorary worker of education,

a teacher of the highest qualification category

State secondary school 11

The Content aspect of textual material at the lessons of the Russian language for preparation of writing creative tasks during Unified State Exams

To be surprised, you need a moment,

to make a wonderful thing

takes years of patience and hard work.

An ancient wisdom

The learning of the Russian language at school mainly includes the learning of spelling and punctuation rules, memorizing some theoretical theses, but the sphere of a practical usage of the rules is often obscure for a considerable number of graduates. Meanwhile, at the lessons of literature students must learn the pleasure of working with a text. The possibility to understand each other depends on our ability to understand different texts, to grasp their philosophical basis and their life wisdom. The goal of a teacher is not only to teach students to analyse a text, but to educate a modern young man.