Главная страница

«Формирование основ безопасности жизнедеятельности дошкольников через сюжетно-ролевые игры»


Скачать 67.73 Kb.
Название «Формирование основ безопасности жизнедеятельности дошкольников через сюжетно-ролевые игры»
Дата 04.03.2016
Размер 67.73 Kb.
Тип Документы

«Формирование основ безопасности жизнедеятельности дошкольников через сюжетно-ролевые игры».

Справка по итогам тематического контроля
(Дата)
В соответствии с планом работы МДОУ (дата проведения контроля по приказу) в группах проведена тематическая проверка по теме «Формирование основ безопасности жизнедеятельности дошкольников через сюжетно-ролевые игры».
Воспитатели: Ф.И.О.

Цель: выяснить состояние работы по формированию основ безопасности в дошкольном учреждении.

С этой целью в группах был проведён анализ диагностических карт, обследование отдельных детей по стандартам, беседы с детьми, игровой деятельности, собеседование с воспитателями, просмотрена предметно-развивающая среда, состояние календарных и перспективных планов, организация и проведение занятий по разделам; «Ознакомление с окружающим», «Изобразительное искусство», проведение прогулки, изучена совместная и самостоятельная деятельность детей, содержание планов, работа с родителями.

В результате проверки выявлено следующее:

Диагностика уровня знаний и умений ОБЖ ведется в соответствии с требованиями и сроками. Диагностические карты на момент проверки были аккуратно заполнены на начало учебного года и находятся в рабочих папках воспитателей.

Обследование отдельных детей, анализ бесед, самостоятельной

деятельности детей показал: что дети группы№2 , знают

правила дорожного движения, правила поведения в природе, быту с чужими людьми. Однако не все дети знают домашний адрес, как вести себя при пожаре.

Обследование детей группы №1 показало, что знания детей по ОБЖ находится примерно на одном уровне (среднем). Воспитанники инициативны в разговоре, отвечают на все вопросы.

Занятия составлены по тематическому принципу: тема детям предлагается на занятиях по окружающему миру, затем продолжают на занятиях по лепке, рисованию, художественной литературе.

Педагоги групп №1 дают детям знания на занятиях, а потом закрепляют, расширяют и углубляют их в беседах («Как вести себя на улице, «Как я буду заботится о своем здоровье, «Я знаю, что можно, что нельзя» и др.), на занятиях «Ребенок и окружающий мир, в процессе чтения художественной литературы, в сюжетно-ролевой игре.

На занятиях «Ребенок и окружающий мир» в группе №2 в качестве демонстрационного материала используются плакаты «Правила безопасности для дошкольника», «Разговор о правильном питании», «Чистота – залог здоровья», «О пользе витаминов» и др, используют просмотр видеофильмов «Уроки тетушки Совы».

На занятиях по ознакомлению с художественной литературой воспитатели., приобщают детей к ознакомлению основ безопасности через произведения с разным содержанием: это детские энциклопедии, серия книг «Я познаю мир», «Азбука здоровья в картинках» К. Люцис; «Учимся вежливости»; «Уроки Айболита» Г. Зайцев, Е. Хоринский «Спичка-невеличка», И. Тверабукин «Андрейкино дежурство», Б. Житков «Пожар в море», Л. Толстой «Пожар», «Пожарные собаки»; С. Маршак «Рассказ о неизвестном герое», «Пожар»; С.Я. Маршак «Кошкин дом», «Колобок», «Приключения Буратино», К. Чуковский «Телефон», «Айболит», Н. Носов «Телефон» и др.

На занятиях по изобразительной деятельности у воспитателя Плахиной Л.С. дети сознательно отражают окружающую действительность в рисунке, лепке, конструировании.Дети лепят из платилина машины, пешеходов, светофор, рисуют дома, переходы, дорожные знаки. Педагог., провела с детьми выстаку рисунков «Как я играю»

Из-за погодных условий сюжетно-ролевые игры на прогулках не были просмотрены.

Педагоги группы №1 привлекают детей к участию в совместных играх по сюжетам на темы из окружающей жизни (жизнь семьи, детского сада, поездки на транспорте, а также литературных произведений «Колобок, «Айболит» К.Чуковского. В сюжетно-ролевых играх «Водитель», «Поездка в автобусе», «Мы-пешеходы» и др. дети не только только закрепляют правила дорожного движения, учатся культуре поведения в общественных местах, применяют увиденное в жизни и знания, полученные на занятиях воплощают в сюжет игры.

При посещении группы №1 просмотрели игру «Дочки-матери». Игра проводилась во второй половина дня. Была создана предметная среда соответствующая возрасту детей данной группы (кухня, коляски для кукол), использовались игровые атрибуты (посуда, куклы, овощи) и предметы-заместители (кастрюли, тарелки - конструктор). В начале игры воспитатель Ключикова О.В. привлекла к выполнению главной роли ребенка, грамотно и четко руководила игрой, используя словесные и наглядные методы. В игре педагог закрепляла знания детей об овощах и их пользе для здоровья, о личной гигиене ребенка.

Воспитатель провела игру «Семья», целью, которой было закрепление знаний безопасности в быту, через объединение двух сюжетов в игре. Дети были разделены на две небольшие подгруппы: первая подгруппа - семья на кухне, другая - скорая помощь. В начале игры воспитатель главную роль взяла на себя, создала проблемную ситуацию (порез пальца ножом при приготовлении еды). Вера Геннадьевна умело вступает в ролевое взаимодействие, активизирует ролевой диалог, замыкает детей на ролевом взаимодействии друг с другом.

В группе №2 сюжетно-ролевая игра «Пожар в квартире», наблюдалась во второй половине дня. Перед игрой дети намечают общий план действий, объединяются в малые подгруппы, роли распределяют по жребию. Воспитанники старались отобразить в игре действительность, то есть труд работников МЧС. Воспитатель(Ф.И.О) во время игры формировала представление об опасных для человека ситуациях, способах поведения в них. Воспитатель не регламентирует игру детей, вовлечение происходит по желанию детей.

У воспитателя(Ф.И.О.) просмотрели игру «Аэродром», «Пешеходный переход». Целью игры «Аэропорт» является обучение детей безопасному поведению в самолете, развитие диалогической речи. В руководстве игрой воспитатель(Ф.И.О.) пользуется преимущественно косвенными приемами, способствуя развитию игры как формы организации жизни детского общества, возникновению и укреплению устойчивых детских игровых объединений, формированию положительных межличностных отношений детей, а также воспитанию значимых мотивов образования игровых объединений. Наблюдая за детскими играми, воспитатель обращает внимание на то, чтобы очень активные дети не подавляли инициативы своих товарищей, помогает робким, застенчивым входить в игру, способствует активному применению правил и норм поведения в совместной деятельности.

Организация предметно-игровой среды в группах отвечает концепции построения развивающей среды для организации жизни детей и взрослых в системе дошкольного образования (Построение развивающей среды в дошкольном учреждении В.А.Петровского, Л.М.Смывина, Л.П.Стрелкова. М.,1993). Принципы построения развивающей среды соответствуют личностно-ориентированной модели взаимодействия взрослого с ребенком, изложенной в данной концепции.

Развивающая среда в группах насыщенна разнообразными игровыми материалами, имеется три типа игрового оборудования: игрушки-персонажи предметы оперирования, «маркеры игрового пространства». Подбор оборудования и материалов соответствует возрастным особенностям дошкольника. Однако, в группе №1 отсутствует ширма, фигуры людей; в группе №2 фантастические персонажи, автомобили специального назначения.

Развивающая среда периодически обновляется для того, чтобы поддержать постоянный интерес к ней: пройденным материалом, атрибутами, пособиями, сделанными при совместном участии детей, педагогов, родителей.

Оформлены уголки безопасности, где дети знакомятся с различными службами: «01», «02», «03»,»04»; учатся правильно себя вести в природе, в быту, на водоеме; знакомятся с предметами быта, учатся правильно пользоваться ими.

Изготовлены разнообразные учебные пособия по ознакомлению детей с основами безопасности: альбомы «Опасные предметы дома», «Профессия пожарных», «Служба «01», «02», «03», «Опасные ситуации в жизни детей» (ребенок и другие люди, ребенок дома, здоровье ребенка), «Берегись автомобиля», «Береги свой дом от пожара», «Если ты заблудился в лесу», «Природные и погодные явления».

Планирование ведется согласно учебному плану ДОУ, в соответствии с «Программой воспитания и обучения в детском саду» М.А.Васильевой, соответствует программным требованиям, возрастным особенностям детей. На момент проверки вся документация находилась на рабочем месте, в заполненном состоянии.

Однако, в календарных планах группы №2 не запланированы целевые прогулки. Воспитателями (Ф.И.О. воспитателей) не планируется индивидуальная работа по формированию основ безопасности.

Воспитатели групп планомерно ведут работу с родителями по форме безопасности детей. Это прослеживается на оформленных информационных стендах для родителей в группе №1 в группе №2 информация отсутствует: не оформлена выставка познавательной литературы по формированию основ безопасности жизнедеятельности детей.

В рамках реализации работы в этом направлении в группах прошли родительские собрания «Безопасность» (группа №2), «Дети и дорога» (группа №1). В группе №2 через долгосрочный детско-родительский проект «Умный взгляд на мусор», через педагогические проекты «Познай себя», «Чудесное лукошко» (№1)

Рекомендации:

  1. Старшему воспитателю (Ф.И.О.) провести повторный контроль с

15.12.20___ по 17.12.20____ г.

  1. Воспитателям

  2. а) обогатить предметно-развивающую среду ширмой, фигурами людей

фантастическими персонажами, автомобилями специального назначения.

Срок – до 14 декабря

б) предусмотреть планирование целевых прогулок, индивидуальной работы

с детьми.

Срок – постоянно

3. Воспитателям оформить выставку

познавательной литературы по формированию основ безопасности

жизнедеятельности детей.

Заведующий

Старший воспитатель
Ознакомлены:__________________________________________________
____________________________________________________