1
Эссе «Мое педагогическое кредо»
В начале XXI века человечество вошло в новую стадию своего развития. Началось формирование единого мирового информационного пространство. Ученые и политики, предприниматели и педагоги, все чаще говорят о наступлении Информационной эры.
За последние годы произошли коренные изменения роли и места информационных технологий в жизни российского общества. Как показывает практика, без информационных технологий уже невозможно представить современного человека и современную школу. Для повышения эффективности обучения необходимо освоение школой
новых форм организации учебного процесса, при котором применение информационных технологий стало бы приоритетом.
Процесс обучения с использованием информационных и мультимедийных технологий предусматривает не только теоретическое и практическое усвоение материала. Чтобы учиться было действительно интересно и, что не маловажно, весело, нужно применять такие методические разработки, которые поощряли бы желание всех учеников быть активными в процессе познания. Процесс обучения может стать увлекательным как для учеников, так и для самого учителя.
Внедрение информационных технологий в образовательный процесс является одним из способов экономии времени, сил и средств. Учитель, владеющий компьютером, имеет уникальную возможность интенсифицировать процесс обучения, сделать его более наглядным и динамичным. Внедрение последних достижений в области мультимедийных технологии в образование позволяют во многом облегчить труд учителя,
повысить у учащихся мотивацию к обучению, эффективность и качество образования. Следует также учесть тот факт, что применение современных технологий на уроках повышает статус учителя, который идет в ногу не только со временем, но и с детьми.
Использование компьютера значительно облегчает процесс изучения через реализацию одного из принципов обучения - наглядность, которую Я. А. Коменский назвал «золотым правилом дидактики».
В условиях перехода российской школы к компетентностно -ориентированному образованию и профильному обучению, учитель не может оставаться посредником между учеником и учебником, а должен стать организатором творческого процесса и взаимодействия на уроке.
Внедрение компьютерных технологии на уроках позволяет:
-
повышать интерес учащихся,
развивать творческое мышление,
формировать целостное отношение к информационным знаниям и навыкам
информационной деятельности, к образованию и самообразованию.
Учащиеся начинают воспринимать компьютер в качестве универсального
инструмента для работы в любой области человеческой деятельности.
Использование компьютеров, возможности выхода в Интернет, учительское владение информационными технологиями обучения - это только инструментальная оснащенность процедуры получения информации для ее* последующего превращения в знание. Поэтому к информационным технологиям обращаюсь только в том случае, если они обеспечивают более высокий уровень образовательного процесса по сравнению с другими методами обучения.
При изучении нового материала использую презентации для лекций, во время проведения практикумов - обучающее тестирование.
Сами учащиеся, подготовив презентацию, проводят уроки, отличающиеся эмоциональностью, глубиной познания, логикой построения, умением задавать вопросы и отвечать на них. Освоение
программы проходит на более высоком уровне, с лучшими показателями усвоения знаний.
Для составления презентации урока создаю слайд-шоу. На слайдах размещаю необходимую информацию в соответствии с последовательностью
изучения материала на уроке. При представлении материала в графиках, картинках, таблицах, тезисах, виртуальных моделях включаются механизмы не только звуковой, но и зрительной и ассоциативной памяти. Помимо лекционных уроков, использую компьютер при закреплении знаний. Учащийся получает возможность работать в удобном ему темпе и обращать особое внимание на те вопросы темы, которые вызывают затруднения именно у него. А учитель проводит индивидуальную работу с теми учащимися, кто нуждается в помощи.
Работа в проблемной группе учителей гимназии привела к переходу от использования готовых программ по предмету к созданию собственных учебно-методических пособий в виде презентаций. При этом нам удалось определиться с целесообразностью использования презентации. Мы
отказались от создания статических презентаций, их успешно заменяют традиционные плакаты. Стало понятным, что слайд презентации должен содержать динамические фрагменты, облегчающие работу учителя и повышающие эффективность процесса усвоения новых знаний учащимися. Использование информационных технологий позволяет мне увеличить объем излагаемого на уроке материала без ущерба, для восприятия новых знаний учениками.
В своей практической работе я использую программу
Power Point из пакета Microsoft Office. Данный выбор объясняется, прежде всего, распространенностью данного пакета и его унифицированностью. Программа
Power Point дает возможность использовать ресурсы в таких формах представления как тексты, слайды, видео - и аудиофрагменты, диаграммы, таблицы, звуковые сигналы.
Применение компьютерного диафильма на уроке дает
возможность в нужной последовательности вводить, снимать, передвигать фрагменты кадров, представленных в виде слайдов. Так, на первом слайде появляется тема урока, на втором - пункт за пунктом отображается план изучения нового материала, на третьем - выдвигается проблемная задача урока,
последующих - раскрывается основное содержание урока, предоставленного на слайдах с кратким учебным текстом базовых знаний и изобразительного ряда — иллюстраций с картин известных художников, диаграмм. Далее предлагаю
ученикам назвать причины события или явления, а по ходу беседы или в качестве ее итога вывожу по пунктам или сразу текст соответствующего слайда. На следующем слайде при выяснении территориальных потерь ученики видят, как воины переходят границу, как полки выдвигаются для сражения, как передвигаются фигурки военных во время боевых действий.
При закреплении используется лента времени и иллюстрации: вызванному ученику надо совместить дату и соответствующее изображение на интерактивной доске. Затем класс решает кроссворд: на экране появляется вопрос, ученики дают на него ответ, вносят его в сетку кроссворда. Данная разработка трансформируется под любой тип урока. Поскольку эта программа позволяет снимать и добавлять слайды,
менять их содержание, применять дополнительные виды графики, вводить новые приемы учебной деятельности возможно ее применение в любом типе урока. При создании слайдов особое внимание обращаю на логику изложения материала.
На уроке истории необходим диалог, который вносил бы в ход урока определенное драматическое напряжение и отражал бы само понимание истории как череды событий, происходивших в пространстве и времени. Эту задачу помогает решить электронная интерактивная доска, предоставляя большой экран для работы с мультимедийными материалами. Этот экран, который могут видеть все присутствующие в классе, выводит взаимодействие учащихся с преподавателем на новый уровень. Перед классом, работая с доской, стоит один человек, а благодаря ее размерам участниками разворачивающегося процесса чувствуют себя все.
Использование интерактивной доски и компьютера не решает всех учебных задач. Они
помогают в
создании содержательных и наглядных
заданий, захватывающих внимание всех учеников. Учащиеся легче воспринимают и усваивают сложные вопросы в результате более ясной, эффективной и динамичной подачи материала, начинают работать творчески и становятся уверенными в себе.
Рядом с ними, конечно, должен быть современный учитель, профессионализм, которого в первую очередь, определяется способностью адекватно понимать духовно-эмоциональный мир ребенка, признавать его право на равенство в диалоге, свободу мысли и творчество. Использование новых современных технологий делает
урок увлекательным и динамичным и учитель, владеющий и апробирующий их на практике, будет работать более эффективно, чем коллеги идущие по традиционному пути обучения.