Юрьева Елена Семеновна. МБОУ С(К) – НШ-ДС № 3.
ПРОЕКТ
«Повара – производители вкусного товара»
Пояснительная записка.
В последнее время образование чутко реагирует на социальную ситуацию, появляются новые модели школ, детских садов, вводятся новые образовательные услуги, контакт педагогов с родителями становится более тесным и содержательным. Педагоги стремятся соответствовать требованиям внешней среды и, в свою очередь, активно менять её.
Современную жизнь можно оценивать по-разному, но то, что она весьма активна и непредсказуема, согласится каждый. Как сориентироваться ребёнку в этой непростой жизни? Как быть с той экономической информацией, которой дети овладевают самостоятельно на житейском, часто искаженном уровне. Информация о социальной действительности затрагивает не только ум, но и душу ребенка, оказывая огромное воздействие на его формирующуюся личность. Задача педагогов помочь нынешним дошкольникам жить в веке сложных социальных и экономических отношений. Это потребует от них умения правильно ориентироваться в различных ситуациях, самостоятельно, творчески действовать, а значит строить свою жизнь более организованно, разумно, интересно, чем предыдущие поколения.
Проблема экономического воспитания не нова. Ещё Я. А. Каменский в свою книгу «Материнская школа» включает «экономические познания», т.е. доступное детям понимание управления домашним хозяйством. Начинать необходимо тогда, когда дети узнают своих близких. Уже на четвертом и пятом году детей следует приучать к бережливости. Дети должны узнавать суть вещей для жизни, «постепенно открывать глаза на маленькие вещи, чтобы не остались слепыми в больших».
Огромную роль Я. А. Каменский отводит труду, чтобы дети с самого рождения привыкли «избегать ленивого досуга». Наряду с решением многих задач, Я.А. Каменский ставит цель широкого ознакомления детей с богатством окружающего вещного, предметного мира на уровне чувственного и действенного его познания. Экономическое и трудовое воспитание он видит только в связи с нравственным и рекомендует воспитывать с детства мудрость, трудолюбие, умеренность, справедливость, щедрость.
Вопросы экономического воспитания занимали одно из ведущих мест и в педагогической системе А.С. Макаренко. В своей работе «Семейное хозяйство» он пишет, что из каждого ребёнка должен вырасти не только хороший, честный человек, но и хороший, честный хозяин». Для этого ребёнок обязательно должен приобщаться к хозяйственным делам. А.С.Макаренко указывает, какими путями можно и необходимо воспитывать у детей бережливость, заботливость, ответственность: через знакомство с трудом родителей, формирование знаний о том, откуда берутся деньги, объяснения, что такое работа. Необходимо знакомить ребенка с семейным бюджетом, нуждами семьи, приучать разумно пользоваться вещами, не допускать, чтобы вещи руководили им.
Актуальность. В изменившихся условиях современной общественной жизни непрерывное экономическое образование и воспитание необходимо начинать с дошкольного возраста, – когда дети приобретают первичный опыт в элементарных экономических отношениях. Конечно, ребенок – дошкольник не освоит эту область самостоятельно, но, вместе с педагогами и родителями, путешествуя по этому новому и увлекательному миру, он приобретёт доступные ему знания и поймёт, какое место экономика занимает в окружающей его действительности, где и когда каждый человек соприкасается с ней.
Опыт показывает: многие предпосылки будущие экономической деятельности складываются очень рано, и, если не развивать их своевременно, могут проявиться негативные стороны в поведении детей – небрежность, неряшливость, безразличие к испорченным вещам.
Приобщение дошкольников к экономической деятельности, одна наиболее сложных и в то же время важных проблем настоящего времени. Только человек экономически грамотный способен адекватно оценивать себя, своё место в обществе с точки зрения материальных возможностей. Современный ребенок должен знать, что такое деньги, их ценность, назначение, должен понимать, что существуют экономические отношения в обществе и, что он тоже в свое время будет являться субъектом данного вида отношений. Экономическое воспитание дошкольников не только приближает ребенка к реальной жизни, но и формирует деловые качества личности.
Задел
В группе созданы условия для реализации проекта «Повара – производители вкусного товара». Он продолжает долгосрочный проект «Профессия повар в детском саду», который осуществляется в рамках административного заказа «Профессии родного города»
Новизна проекта. Идея проекта направлена на формирование экономической культуры. В изученной литературе по теме проекта выделяется большой круг деятельности в ДОУ по ознакомлению детей с профессией повара. Свежий подход нашего проекта: на базе знаний о действиях и труде повара подвести детей к закреплению элементарных экономических понятий: потребности, производитель, товар, ресурсы и др.
Цели проекта:
расширение рамок социализации воспитанников с ОВЗ через формирование у детей доступных экономических понятий в образовательных ситуациях общения, продуктивных видах деятельности (изготовление печенья, тортов, салатов, как из натуральных продуктов, так и из заместителей: соленого теста, пластилина, интерактивного песка);
воспитание с детских лет сознательного пользователя всем, что предоставляется детям для их счастливого детства;
создание педагогических условий активного формирования экономических представлений цепочек:
«Человек – потребности», «Спрос – предложение»
«Труд – продукт – товар»
«Производитель (повар) – ресурсы (продукты) – товар
Задачи:
организация и насыщения видов детской деятельности информацией об экономических представлениях;
расширять знания детей о профессиях: повар, шеф-повар, кассир, администратор зала;
создать развивающую среду для закрепления экономических понятий:
- «Потребности»: люди нуждаются в продуктах питания;
- «Труд»: повар трудится на кухне, готовит разные съедобные припасы, блюда или виды продукции;
- «Продукт» съедобные припасы становятся товаром
- «Товар» Продукт превращается в товар, когда его начинают продавать в столовой или магазине;
формировать умения пользоваться средствами общения со сверстниками и взрослыми в целях получения нужной информации.
развивать любознательность, интерес к данной профессии;
воспитывать уважение к труду.
Основные направления реализации проекта:
совместная деятельность воспитателя с детьми – беседа, наблюдение за работой повара, чтение художественной литературы, беседы с детьми, изготовление работ из пластилина, соленого теста, интерактивного песка, выполнение аппликаций.
совместная деятельность родителей и детей – совместная работа на домашней кухне.
непосредственно образовательная деятельность на тему «Профессия повар».
Предполагаемые итоги реализации программы.
Знание детьми информации о профессии повар.
Понимание детьми значимости данной профессии.
Умение организовать сюжетно – ролевые игры на основе имеющихся знаний.
Проявление признательности и уважения к труду взрослых.
План оснащения проекта.
№
|
Формы работы
|
Содержание
|
1
|
Создать
развивающую
среду:
|
пополнить уголок «Кулинария». Внести атрибуты: фартуки, колпаки, посуду, муляжи овощей, фруктов.
внести дидактические и настольные игры: «Профессии»; «У кого что?»; «Собери картинку из кубиков»; «Кто что делает»; «Чудесный мешочек».
пополнить библиотечку книгами Б. Заходер «Все работы хороши»; В. Маяковский «Кем быть?»; К. Чуковский «Федорино горе».
оформить альбом «Продукция повара».
|
2
|
Организовать непосредственно образовательную деятельность:
|
Социально – личностное развитие, знакомство с товаром производимым поваром.
Речевое развитие – рассматривание картины «Наши потребности и повар»
Продуктивная деятельность (аппликация), «Укрась тарелочку»; (лепка) Пицца.
|
3
|
Совместная деятельность воспитателя с детьми:
|
экскурсия на кухню – товар повара
беседа о поваре,
рассматривание картин , иллюстраций,
чтение художественной литературы,
дидактические и настольные игры,
сюжетно – ролевые игры: «Готовим борщ», «Приглашение в гости», «Готовим компот для куклы »,
Работа в центре Кулинарии « Салат», «Печенье»
разучивание стихотворений о поваре,
беседа о овощах ,
отгадывание загадок о посуде, овощах и фруктах.
рассказ детей «Как готовит моя мама».
|
4
|
Самостоятельная деятельность детей:
|
рассматривание картин, иллюстраций,
раскрашивание раскрасок «Овощи – фрукты», «Посуда», «Все работы хороши».
настольные и дидактические игры « Профессии», «Овощи – фрукты», «У кого что», «Собери картинку из кубиков», «Кто что делает?», «Чудесный мешочек».
сюжетно – ролевые игры: « готовим борщ», «приглашение в гости», «готовим компот кукле»
|
5
|
Взаимодействие с семьёй:
|
совместное изготовление атрибутов для сюжетно – ролевой игры «Повар»
пополнить Центра «Кулинария» посудой, овощами, фруктами;
шитье фартуков;
подборка стихов о профессии повар.
|
|