Настрой на урок: Дети садятся за парты, держась за руки; учитель произносит слова шёпотом, учащиеся повторяют их хором вслух.
Мы – умные!
Мы – дружные!
Мы – внимательные!
Мы – старательные!
Мы отлично учимся!
Всё у нас получится
2. Актуализация знаний учащихся.
1. - Вам – кукла
- Вам – Ванька-встанька
- Вам – матрешка
- Вам - мишка
ЗАДАНИЕ: Посмотрите на игрушку, прикоснитесь руками, погладьте…..
Возьмите от игрушки те чувства, ощущения, ассоциации, которые вызывает в вас она, эта игрушка. Поделитесь ими со мной, одноклассниками (каждый ученик высказывается)
Спасибо за приятные слова, эмоции. За доверие.
- ЧЕМ ЖЕ ТАК ПРИВЛЕКАТЕЛЬНЫ ИГРУШКИ? В ЧЕМ ИХ СМЫСЛ
ЗАДАНИЕ: Обсудите этот вопрос в группах, решения зафиксируйте в тетрадь.
2. - А какие были куклы в далеком прошлом, и как к ним относились их хозяйки? (
презентация " История создания куклы".)
3. - Какое место занимает кукла в жизни человека?
Послушайте сообщение об этом.
- Давным-давно, в языческие времена, люди верили во множество богов: они охраняли дом и скот, поддерживали огонь, помогали собрать хороший урожай. И
если боги не выполняли людские просьбы, наши предки думали, что им некогда, они не справляются со всеми просьбами. И делали вывод, что богов не хватает. Поэтому люди стали делать их из глины, камня, дерева. Когда на русскую землю пришло христианство, то старые боги достались детям, идолы стали куклами. Но и в таком виде они сохранили свою волшебную силу.
На Руси кукол делали и для игры, и для совершения разных обрядов. Кукол делали без лица, чтобы те не стали похожими на людей и в них не мог вселиться злой дух и навредить ребенку. Малышу сооружали
куклу-пеленашку, которую укладывали в колыбель, чтобы сбить с толку злых духов. Только после крещения ребенка куклу убирали. Ее хранили в доме вместе с крестильной рубахой малыша.
Если без видимой причины начинал плакать младенец, мать делала
куклу-бессонницу. Укладывая куклу, говорили: «Сонница-бессонница, не играй с моим дитятком, а играй с этой куклой». Она отвлекала на себя злые силы.
В русской свадебной традиции во главе свадебного поезда, везущего молодую пару в дом жениха после венчания в церкви, под дугой упряжи подвешивали пару кукол: Невесту и Жениха, чтобы они отводили недобрые взгляды на себя. Красовалась неразлучная пара на почетном месте – в красном углу под иконами. С рождением в
семье ребенка пара свадебных кукол раздвигалась, давая место куклёнку.
Были в русских деревнях куклы-сестрички
: крупеничка, зернушка, горошинка. Куклу-мешочек наполняли отборной крупой. На маленький мешочек с зерном надевали юбку, повязывали платочек. Такая кукла должна была способствовать хорошему урожаю. Она стояла на почетном месте, рядом с иконами. Но детям разрешалось в них играть.
Еще на Руси любили делать куколок из соломы. Если их поставить на стол и постукивать пальцами по нему, то они «пустятся в пляс».
Почему младенца или куклу называют лялькой? Оказывается, Ляля, или Леля, - это имя дочери славянской богини природы Лады. Оно и стало обозначать любого малыша или куклу.
Слово учителя.
Все эти куклы не похожи на современных нарядных красавиц-кукол. У них нет лица и ног, очень редко сделаны руки и волосы, но в течение столетий они играли очень важную роль: охраняли и развлекали детей, готовили их к ролям будущих матерей и отцов. И, несмотря на свою кажущуюся простоту и примитивность, они очень милые и добрые.
3.Стадия Вызова
Послушайте песню Витаса «Кукла».
Скажите, какие чувства возникли у вас по ходу звучания песни? (жалости, сострадания, желание помочь..)
1. Скажите ,что значит жить по законам добра и человечности, быть человечным?
Составьте кластер. ( слайды №3,4)
2.СЛОВАРНАЯ РАБОТА.
Объясните лексическое значение слов:
МИЛОСЕРДИЕ, СОСТРАДАНИЕ, (Слайд№5)
Именно эти качества всегда ценились человечеством.
О добре, человечности, милосердии очень много есть пословиц и высказываний известных людей.
Какие пословицы и поговорки о добре вы знаете?
3. Работа в парах. Игра «Собери пословицу».
(См. на слайде № 6,7)
Ответы запишите в таблицу
А
|
Б
|
В
|
Г
|
Д
|
Е
|
Ж
|
З
|
И
|
К
|
Л
|
М
|
3
|
2
|
4
|
10
|
5
|
8
|
11
|
7
|
12
|
9
|
6
|
1
|
4. Стадия осмысления. РАБОТА С ТЕКСТАМИ, ВЕДУЩИМИ К НОВЫМ ОТКРЫТИЯМ, ВОЗНИКНОВЕНИЮ РАЗРЫВА между старым и новым пониманием.
Вы прочитали рассказ Е. Носова «Кукла».
Этот рассказ сначала был назван «Акимыч», а потом «Кукла». Почему автор решил изменить название рассказа? (брошенная, истерзанная кукла, случайно увиденная Акимычем, стала
толчком к серьезному размышлению о человеке, его достоинствах и недостатках). (Слайд №8)
1.Целеполагание.
Попытаемся обозначить цели работы над рассказом. Что каждый из вас захотел бы взять для себя из этого рассказа, чему научиться?
2.Работа над темой урока. (Презентация Е.Носов)
1) Слово о писателе (краткая биографическая справка в сообщении ученика).
2) Словарная работа
- Объясните с помощью словаря значение слова «святотатство»
(Святотатство – (книжн.) Поругание, оскорбление чего-нибудь заветного, святого).
3. Рассказ начинается с описания природы.
- Что изменилось в природе за несколько лет? (учащиеся находят художественные средства, используемые в описании природы.)
- Кто такой Акимыч? Чем он занимается? (когда-то работал на перевозе, заядлый рыбак, фронтовик. Сейчас садовник, сторож, сидеть без дела не может)
- Куда же держит путь Акимыч?
5. Работа в группах. (Слайд 9)
Учитель зачитывает отрывок описания речной луговины. (Учащиеся разделены на 2 группы. Одни находят звуковую характеристику, другие - цветовую характеристику.
После исследования, учащиеся делают вывод, что показано светлое, доброе начало в природе.
- В природе все прекрасно, а в мире людей? (зачитать описание куклы)
- Знакома ли вам такая картина? Как вы относитесь к такой картине?
- Как Акимыч относится к этому событию? А как отнеслись к случившемуся люди?
(Акимыч потрясен жестокостью людей, безразличием, он не может смотреть на такие бесчеловечные поступки)
- Найти слова, характеризуют состояние Акимыча. (..Вот гляди: Так мне нехорошо видеть это: Сердце комом сожмемся. Колотит всего..)
- Почему у Акимыча такое отношение к кукле? (Растерзанные куклы напоминают об ужасах войны, о тяжело раненых, оставшихся без рук и без ног)
К сожалению, сейчас так много жестокости, что мы не замечаем, привыкаем к ней, как к повседневности.
5.Работа в группах.
1.Составление кластера( слайд №10,11)
КАКИМ ЧУВСТВОМ ПЕРЕПОЛНЕНО СЕРДЦЕ АКИМЫЧА?
2.Задание:
У вас на партах листы, где перечислены пороки человеческой личности. Выберите самый страшный порок, на ваш взгляд, который вызывает проявление и всех других.
жестокость
|
безответственность
|
злость
|
зависть
|
легкомыслие
|
трусость
|
равнодушие
|
жадность
|
предательство
|
лицемерие
|
( после работы – записать все выбранные слова на доске).
А теперь посмотрите еще раз на перечисленные качества – какое самое страшное? (равнодушие).
К чему может привести равнодушие? (проявление зла, жестокости, и, в конце, к преступлению).
Конец рассказа печальный – это не прихоть автора, а развитие самой жизни, где жестокость сочетается с лаской, черствость – с щедростью души.
- Какие страшные слова произносит Акимыч:
«Многие притерпелись друг к другу и не видят, как сами худое творят. А от них дети того набираются».
- Против каких явлений жизни, по мнению автора, нужно протестовать?
(Равнодушия, зла, жестокости. Протест писателя против равнодушия и безразличного отношения ко всему, что окружает).
- Итак, мы поговорили только об одном рассказе Е.Носова. Пусть мудрость этого рассказа станет и вашей мудростью, поможет вам стать лучше, сделать правильно свой выбор.
- Какое преступление произошло? (Описано преступление против личности, нанесение телесных повреждений, так как кукла олицетворяет человека, она его
маленькое неживое подобие, циничное надругательство).
- А кто мог совершать это деяние? (Человек, который бродил без дела, или компания без конкретных занятий).
- Что их объединяет? (Нежелание учиться, страсть к в/фильмам, которые побуждают к агрессивным действиям, дракам, насилию).
- Естественно то, что произошло с куклой? (В какой-то мере да, потому что сейчас много фильмов, где показывают насилие, убийства. Многие подростки пытаются подражать, собираются в группы для проведения свободного времени).
- В тексте мы читаем: «Кукла валялась под школьным забором…» Наверное, были очевидцы этих действий. Какую ответственность несут те, кто видел, что происходило, и не остановил? (Это бездействие. Уголовным Кодексом предусмотрено наказание – лишение свободы. Но самое главное - это очень жестокие люди).
- Почему люди остались безучастными к преступлению? (Такое время, стало очень много равнодушных людей, главное – свои заботы, не хотят видеть боль других, равнодушные, ссылаются на сложную жизнь).
- Почему такое преступление стало возможным? (Проходившие мимо люди побоялись остановить группу ребят, потому что ребята могли поступить с ними также, позволяли творить зло).
- Кукла валялась под забором школы истерзанная, одинокая, никому не нужная, хотя еще недавно кто-то с ней играл. Почему никто не убрал ее?
(Люди редко задумываются над своими поступками. Все, кто проходил мимо, оказались неспособными увидеть чужую боль, пусть неживого существа. Раз прошли мимо, то эти
люди сами могут поиздеваться над животными, сломать дерево, испортить парту в школе, обидеть младших).
- Почему такое стало возможным? (Из-за безнаказанности. У людей, которые совершили преступление и не получили наказание, развивается чувство безнаказанности. У тех, кто проходил, своя формула жизни: «Моя хата с краю». Это очень равнодушные люди к чужому горю.)
- Давайте поразмышляем. Сегодня истерзана кукла, и все прошло безнаказанно, а завтра… (Не помогут больному, старому, пройдут мимо человека, которому стало плохо на улице). (Слайд №12)
Задание:
1 минуту подумайте, может, кто-то из вас был в такой ситуации? И, если возникнет желание, можете рассказать нам.
- Акимыч несет куклу закапывать. Почему он это делает? (с.278)
«Он сутуло, сгорблено перешагнул кювет и там, на пустыре, за поворотом школьной ограды, возле большого лопуха с листьями, похожими на слоновые уши, принялся копать яму, предварительно наметив её продолговатые контуры. Ростом кукла была не более метра, но Акимыч рыл старательно и глубоко, как настоящую могилку, зарывшись по самый пояс. Обровняв стенку, он все так же молча и отрешено сходил к стожку на выгоне, принес охапку сена и выстлал им днище ямы. Потом поправил на кукле трусишки, сложил её руки вдоль туловища и так опустил в сырую глубину ямы. Сверху прикрыл остатками сена и лишь после этого снова взялся за лопату.
И вдруг он шумно вздохнул,.. и проговорил с болью:
- Всего не закопать…»
- Не хочет, чтобы люди видели зло, которое совершили другие. Но он сам говорит: «Всего не закопать …» Как вы понимаете слова Акимыча?
- Мы должны быть готовы отвечать за свои поступки, зло не уходит совсем, надо противостоять злу, уметь сострадать, чувствовать чужую боль.
- А может, зло не стоит закапывать, а, наоборот, вытащить его на свет, осудить его. Нечто закопанное может опять прорасти и дать свои всходы, а если мы будем осуждать его,
учиться противостоять ему, сострадать чужому горю, то оно не будет множиться.
- И наш урок я хочу закончить словами польского писателя Бруно Ясенского: (Слайд №13)
«Не бойся врага своего, в худшем случае он может убить. Не бойся друга своего, в худшем случае он может предать. Бойся равнодушных, они не убивают и не предают, но только с их молчаливого согласия существуют на земле предательство и убийство».
6.РЕФЛЕКСИЯ.
Слово учителя. 1) Завершая занятие, вспомните свои чувства, ощущения, мысли и выполните ЗАДАНИЕ:
дайте каждый нашему занятию название (тему), запишите в тетради.
Сообщите свое название.
Я свое: ВСЕГО НЕ ЗАКОПАТЬ,,,, НО ВСЁ ЖЕ, ВСЁ ЖЕ,,,
У всех у вас возникли самые разные мысли и чувства по поводу рассказа и поднятых в нем проблем. Какой же вывод мы сделаем? «Если ты слеп, если душа твоя глуха», какой же ты человек?
Я уверена в том, что все вы усвоили главный урок Евгения Носова: не будь равнодушным, не проходи безучастно мимо зла и жестокости.
ДАВАЙТЕ СОЗДАДИМ ДЕРЕВО ДОБРА, (Слайд№14, 15)
ПЛОДЫ КАКИХ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ВЫ РАЗМЕСТИТЕ НА НЁМ?
(Слайд №16)
Человеческая доброта и милосердие , умение радоваться и переживать за других людей создают основу человеческого счастья. Не бойтесь делать добро - вам станет от этого радостно и мирно, не бойтесь отдавать частичку своего сердца, милосердия. Быть человеком на земле, быть добрым сыном земли, любить все живое, помогать всему, что живет на земле, - таков урок этого произведения.
Слайд № 18
-
Какие мысли возникли у вас после нашего разговора? Напишите четверостишие, мини-сочинение, синквейн…Какими чувствами наполнено ваше сердце?
ПРЕЗЕНТАЦИЯ ТВОРЧЕСКИХ РАБОТ.
Пусть Ваши маленькие сердечки с добрыми чувствами сольются в одно большое сердце, наполненное любовью и добром к людям.
7. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.
1.РИСУНКИ К РАССКАЗУ
2.ХАРАКТЕРИСТИКА АКИМЫЧА
3.НАПИШИТЕ «ПИСЬМО ЛЮДЯМ ОТ ИМЕНИ ИГРУШКИ»