Признаки компетентности
|
Характеристики признаков (уровень выраженности)
|
1. Профессионально-педагогическая подготовленность.
|
Глубокое знание и понимание современного содержания школьного образования.
Умение на практике применять знания педагогики и психологии. Знание и владение приемами и средствами обучения и воспитания детей согласно современной парадигме образования.
|
Активное включение в образовательную систему в качестве профессионала. Осознанное применение полученных знаний на практике без поиска новых способов и средств осуществления процесса образования.
|
Не всегда осознанное применение полученных знаний на практике. Работа по ранее полученному образцу. Трудности в освоении современных педагогических технологий. Пробелы в знаниях индивидуальных и возрастных особенностей детей.
|
Низкая степень осознанности полученных педагогических знаний. Отсутствие умения и стремления применять полученные знания на практике.
|
2. Профессионально- педагогическая деятельность.
|
Самостоятельная постановка научно-обоснованных целей, разработка содержания образования согласно поставленным целям. Разработка и апробация педагогических технологий. Использование результатов диагностики при осуществлении индивидуального и дифференцированного подходов к образованию детей школьного возраста.
Оценивание результата деятельности по достижению оптимального уровня развития детей.
|
Содержание дошкольного образования отбирается с учетом особенностей развития учащихся. Творческое применение методов и приемов развивающего обучения. Оценивание эффективности своей деятельности по достижению целей, поставленных в образовательных программах.
|
Владение набором вариативных методик, применение в соответствии с имеющимися условиями. Неумение выстраивать содержание образования с учетом индивидуального и дифференцированного подхода к детям. Слабое владение современными педагогическими технологиями. Формальный подход к диагностике и применению ее результатов.
|
Пассивность в организации образовательного процесса. Отсутствие умения применять современные педагогические технологии. Не владение педагогической диагностикой.
|
3. Профессионально- педагогическая поисковая или исследовательская активность.
|
Наличие авторских материалов (программ, методических разработок). Включенность в инновационную педагогическую деятельность. Разработка передового педагогического опыта.
|
Наличие методических разработок по одному из направлений образовательной деятельности. Применение (адаптация) передового педагогического опыта.
|
Пассивность в инновационной педагогической деятельности.
|
Неприятие инноватики в образовании. Отсутствие корректированных учебных материалов.
|
4. Информационно-коммуникативная функция.
|
Создаются положительные эмоциональные условия для организации познавательной детской деятельности благодаря способности педагога передавать информацию, умение заинтересовать воспитанников.
|
Владение различными способами передачи познавательной информации.
|
Затруднения при передаче познавательной информации, неумение заинтересовать детей в данной информации.
|
Равнодушие при организации познавательной детской деятельности.
|
5. Регулятивно-коммуникативная функция.
|
Владение моделью личностно- ориентированного взаимодействия с ребенком.
|
Общение чаще происходит по инициативе педагога, не всегда учитывается желание ребенка.
|
Общение с позиции поучения, порицания. Чаще дисциплинарная модель общения.
|
Уход от общения с ребенком, раздраженное неприятие.
|
6. Гностический компонент профессионально- педагогической деятельности.
|
Высокая степень самокритичности при оценке достоинств и недостатков собственной профессиональной деятельности.
|
Достаточно критичный подход к оценке собственной деятельности.
|
Завышенная самооценка. Отсутствие объективности в самоанализе деятельности.
|
Отсутствие стремления анализировать собственную деятельность
|
7.Коммуникативный компонент профессионально- педагогической деятельности.
|
Высокий уровень эффективности регулирующей (корректирующей) работы по отношению к действиям и поступкам детей в процессе усвоения информации. Умение педагога регулировать процесс общения. Общение строится на личностно- ориентированной модели. Умение строить с детьми деловые и эмоционально- интимные контакты. Способность организовать обмен профессионально- значимой информацией.
|
Умение строить общение с различными участниками образовательного процесса, поддерживать деловые контакты с коллегами, эмоциональные и деловые контакты с детьми. Участие в обмене профессионально- значимой информацией.
|
Авторитарный стиль общения с коллегами и детьми. Отсутствие личностно- ориентированного взаимодействия. Малая эффективность деловых контактов с детьми.
|
Неумение педагога устанавливать контакты с деть- ми, коллегами и родителями. Низ- кий уровень взаимодействия с участниками образовательного процесса. Отсутствие деловых регулярных контактов.
|
8. Организаторский компонент профессионально- педагогической деятельности.
|
Умение организовать работу участников образовательного процесса (детей, коллег, родителей) в различных ситуациях. Глубокое понимание своих обязанностей, анализ и самоконтроль их исполнения, регулирование и коррекция нормативно - предусмотренной деятельности в зависимости от ситуации. Умение на высоком научном уровне организовать педагогическую деятельность, используя оптимальные пути решения образовательных задач (на основе планирования, самоанализа, самооценки, определения приоритетов).
|
Умение организовать детей и родителей. Знание своих обязанностей, аналитический подход к педагогической деятельности, умение организовать собственную педагогическую деятельность.
|
Слабый уровень организации детей и родителей. Знание своих обязанностей, но формальный подход к их исполнению. Отсутствие самооценки и самоконтроля в организации собственной деятельности.
|
Отсутствие организаторских способностей. Неглубокое знание своих обязанностей. Отсутствие самоанализа, самооценки, неумение выделить приоритеты в педагогической деятельности.
|
9. Конструктивно- проектировочный компонент профессионально- педагогической деятельности.
|
Умение проектировать образовательные мероприятия с учетом приоритетов в образовательном процессе. Высокая сформированность перспективного видения развития образовательной системы, своего места в ней на основе анализа закономерностей ее реального развития.
|
Умение проектировать образовательные мероприятия. Видение перспектив развития собственной педагогической деятельности.
|
Слабо выраженные проектировочные умения. Отсутствие перспективного видения развития образовательной системы и собственной педагогической деятельности.
|
Отсутствие проектировочных умений. Неумение работать на перспективу.
|
|
Если педагог обладает следующими признаками профессиональной компетентности, то уровень ее может быть следующим:
|
|
Оптимальным
|
Достаточным
|
Критическим
|
Недостаточным
|