|
Применение интерактивных методов обучения на современном уроке
Применение интерактивных методов обучения
на современном уроке.
Боднарь Г.В.
Одной из важных задач современной педагогики является формирование мотивации у обучающихся к получению знаний, развитию новых навыков, способам решения разнообразных задач. Стимулировать и реализовать познавательную деятельность позволяют интерактивные методы обучения. С их помощью обучающиеся становятся активными участниками образовательного процесса, что дает им возможность полностью погрузиться в изучаемый материал, поделиться своими мыслями и идеями с окружающими, с разных сторон рассмотреть какую-либо проблему.
Интерактивное обучение является специальной формой организации познавательной деятельности. Основной ее целью является создание комфортных условий обучения, при которых ученики осознают и чувствуют свою интеллектуальную состоятельность и успешность. Как показывает практика, данный момент делает процесс обучения более продуктивным.
Само понятие «интерактив» подразумевает активную, а не пассивную работу на уроке. Это слово происходит от сочетания двух английских: “inter” – взаимный и “act” – действие, действовать. Получается, что интерактивное обучение развивает способность взаимодействовать, учит учеников не просто впитывать знания, а анализировать и обрабатывать их. Диалоговое общение является основой методов взаимодействия.
Суть интерактивного обучения – вовлечь в процесс познания всех учащихся. Их основная задача состоит в понимании, осознании и переработке получаемых сведений, а также в возможности высказать свои мысли и демонстрировать знания в изучаемой области. Таким образом, во время образовательного процесса, ученики имеют возможность обменяться знаниями, способами деятельности, идеями друг с другом и внести свой индивидуальный вклад.
Важная особенность интерактива – доброжелательная, располагающая обстановка. Только в таком окружении ребята будут охотно и честно делиться своими соображениями по какому-либо поводу. Немаловажным моментом является и взаимная поддержка. Соблюдение данных условий позволит не только получить и закрепить знания, но и переведет познавательную деятельность на более высокие формы сотрудничества.
Обобщая все выше сказанное, можно выделить основные особенности интерактивного обучения:
-
диалоговое общение как средство взаимодействия, взаимопонимания, совместного решения задач и изучение нового материала;
отсутствие доминирования учеников и мнений друг над другом;
множество разнообразных рабочих форм деятельности: индивидуальная, групповая, парная, исследовательская, игровая, творческая и пр.
В процессе интерактивного обучения, ученики, помимо освоения новых тем, учатся:
критически мыслить;
анализировать и делать выводы;
давать оценку альтернативным мнениям;
принимать решения;
грамотно общаться и дискутировать.
Роль учителя на интерактивном уроке
Интерактивные методы проведения урока награждают новой ролью не только обучающихся, но и учителя. В сложившихся обстоятельствах он становится своеобразным регулировщиком учебно-воспитательного процесса и его организатором. А сам образовательный процесс из субъектно – объектного превращается в субъектно – субъектный.
Основными задачами учителя при использовании интерактивных методов обучения являются:
предварительная подготовка заданий;
формирование круга тем и вопросов для обсуждения;
-
контроль времени и следования предварительно составленному плану;
консультирование в процессе обсуждения;
разъяснение непонятной терминологии;
помощь в затруднительных ситуациях.
Чтобы взаимодействие при интерактивном обучении было эффективным, учитель должен соблюдать определенные принципы. Основные из них: демонстрация доверия к ученикам; помощь в формулировании целей и задач; проявление эмпатии (сопереживания) к группе и ее участникам. Также учителю необходимо помнить, что он, являясь источником жизненного опыта и научных знаний, должен быть открыт для каждого ученика, нуждающегося в помощи и поддержке.
Правила применения интерактивных методов обучения на современном уроке
Чтобы интерактивный урок был в равной степени полезен всем участникам образовательного процесса, при его организации учитель должен придерживаться нескольких правил.
Во-первых, все обучающиеся, пусть и в разной степени активности, должны быть вовлечены в работу. Добиться этого можно при помощи современных технологий и грамотного управления дискуссией.
Во-вторых, необходимо заранее продумать психологическую подготовку участников (класса, групп). Например, полезны будут различные разминки, поощрения за активность, предоставление возможностей для самореализации. Таким образом легко и быстро можно снять скованность, закрепощенность, боязнь собственного мнения, традиционность поведения.
В-третьих, помните, что интерактивные методы наиболее эффективны в не очень больших группах. Желательно, чтобы в процессе принимало участие не более 25-30 человек. Только в таком случае будет реализована суть интерактива – вовлечение в процесс каждого учащегося.
В-четвертых, следует заранее подготовить окружающую обстановку и методические/прикладные материалы. Комфортное расположение участников по отношению друг к другу позволит ребятам быстрее раскрепоститься и наладить как групповой, так и индивидуальный диалог.
В-пятых, необходимо выработать регламент и правила поведения во время интерактива. Участники обязаны быть терпимыми к каждой точке зрения, не должны перебивать и перекрикивать друг друга, использовать нецензурные выражения и т.д. Круг требований и ограничений необходимо обозначить в самом начале занятия.
В-шестых, учитель не должен настаивать на каком-либо делении класса на группы. Особенно – на начальном этапе. Принцип добровольности в данном случае поможет ученикам быстрее раскрепоститься, стать более активными и смелыми. Далее для деления можно использовать принцип случайного выбора.
Популярные формы интерактивных методов обучения
Сегодня существует немало хорошо проработанных методов интерактивного обучения. Наилучшим образом зарекомендовали себя:
парная и групповая работа;
метод ролевой игры;
общая дискуссия;
проектная деятельность;
творческие и игровые подходы: рисование, незаконченные предложения, словесные ассоциации.
Групповое взаимодействие будет наиболее эффективным при придании ему определенной формы. Наиболее популярные отражены в таблице ниже.
Форма
|
Особенности
|
«Большой круг»
|
Работа по данной форме состоит из 3-х этапов:
Рассадка группы по кругу. Формулирование проблемы учителем.
Выделение времени на самостоятельный анализ обозначенной проблемы и запись возможного решения.
Каждый участник озвучивает свое предложение (или несколько). Никто не критикует и не подвергает сомнению. Голосование и фиксирование результатов на доске.
Данная форма интерактива отлично подходит для разработки инструкций, законопроектов, нормативно-правовых актов и пр. Применяется для быстрого определения путей решения обсуждаемого вопроса.
|
«Аквариум»
|
Поставленная проблема обсуждается перед «общественностью»: в каждой малой группе выбирается докладчик, который ведет дискуссию/диалог с другими выборными лицами. Остальные выступают в роли зрителей.
Данная форма дает возможность увидеть дебаты со стороны, проанализировать высказанные аргументы, научиться отстаивать свою точку зрения и пр.
|
«Мозговой штурм»
|
Используется как способ поиска решения проблемы среди множества вариантов. Проводится с соблюдением некоторых правил:
формулировка проблемы должна быть очень четкой;
все высказанные варианты необходимо как-либо наглядно фиксировать (на доске, ватмане и т.д.);
должен быть ведущий;
предложения могут носить самый нереальный характер. Критика и комментарии запрещены;
ученики также фиксируют предложения в тетрадях/листах;
время активного «штурма» - не более 15 минут.
Вторая часть «мозгового штурма» включает поочередное обсуждение выдвинутых предложений. Они объединяются по общим признакам, распределяются от наиболее актуальных к менее.
|
В современной практической урочной деятельности набирает популярность еще одна форма интерактива под названием «Коллаж». Для ее использование учителю необходимо запастись разнообразными:
фломастерами;
иллюстрациями, вырезками, фотографиями по теме;
ножницами;
клеем;
листами ватмана и иными принадлежностями для самовыражения.
Разбитый на несколько групп класс получает задание: создать коллаж на определенную тему. Она может быть одна на всех либо содержать несколько подтем на выбор. Данная форма станет прекрасным вариантом для проведения практически любого урока: от вводного до повторительно-обобщающего.
После создания коллажа, отражающего суть проблемы и ее видение учениками, задача группы - публично представить работу. Участники должны быть готовы ответить на поступающие вопросы, объяснить непонятные моменты и сформулировать вывод.
Коллажирование на заданную тему в группе единомышленников развивает следующие способности:
образно размышлять;
делать собственные выводы и принимать решения;
защищать свою точку зрения;
выступать перед аудиторией;
критически подходить к оценке своей и чужих работ.
Какие виды уроков больше всего подходят для применения
интерактивных методов
Интерактивные методы обучения прекрасно впишутся как в уроки классического, так и в уроки нетрадиционного вида. Однако наибольшую эффективность интерактивы принесут в уроках следующего типа:
семинарах;
практикумах;
дискуссиях;
соревнованиях;
с дидактической, ролевой или деловой игрой.
Тип урока
|
Особенности
|
Семинар
|
Для урока-семинара характерны две особенности:
ученики самостоятельно изучают материал;
обсуждают изученное на уроке.
Тема семинара должна быть обозначена и объявлена заблаговременно. В обсуждении должны принимать участие все присутствующие в классе. Семинары способствуют навыкам публичного общения, самостоятельно освоения и анализу материала.
|
Практикум
|
Главная задача практикума: закрепить пройденный теоретический материал посредством его практического применения. Как правило, такие уроки проходят в групповой форме, где каждая группа выполняет поставленную перед ней индивидуальную задачу.
|
Дискуссия
|
Различают несколько видов уроков-дискуссий:
диалоговые;
групповые;
массовые.
Основой каждого из них является исследование и рассмотрение спорных моментов, проблем, различных подходов к аргументированию своего мнения и в решении задач.
Важным моментом в уроке-дискуссии является взаимоотношения участников. Необходимо с самого начала установить определенные правила, запрещающие перебивать выступающего, высмеивать, обращаться к кому-либо с превосходством и пр. Также каждый участник обязан отлично разбираться в теме и предмете спора.
|
Соревнование
|
Урок-соревнование основывается на участии нескольких групп-команд, которые демонстрируют свои знания, умения и навыки в рамках определенной темы. Чаще всего учителя используют следующие формы: поединок, бой, эстафета. Их поведение может опираться на известные передачи (например, «КВН», «Звездный час», «Брейн-ринг» и т.д.).
|
Дидактическая игра
|
Имеет четко поставленную цель обучения и соответствующий ей педагогический результат. Обладает устойчивой структурой, главными компонентами которой являются: замысел, правила, игровые действия, познавательное содержание, оборудование, результат игры.
Чаще всего дидактические игры используют на этапе проверки результатов обучения, формировании умений, выработке навыков.
|
Деловая игра
|
Происходит моделирование жизненных ситуаций и отношений, в рамках которых предлагается рассмотреть обозначенную проблему и сымитировать практическую реализацию ее решения.
Учебные деловые игры учат участников адаптировать полученные знания к реальной жизни и находить наиболее подходящие способы решения проблем.
|
Ролевая игра
|
Участники получают определенные роли, в рамках которых и должны вести дискуссии, обсуждения, делать какие-либо выводы и принимать решения. Чаще всего ролевая игра включает несколько этапов: подготовка, игровая ситуация, заключительный, разбор и анализ ситуации.
Ролевая игра позволяет ученикам рассмотреть проблему/тему с разных сторон, что позволяет делать разнообразные выводы.
|
Интерактивные методы обучения наиболее полно отвечают целям и задачам современного образовательного процесса. Они ведут к развитию самостоятельности, коммуникативных навыков и компетенций, креативного мышления. Благодаря интерактивным методам обучающиеся получают возможность увидеть свою значимость в общем процессе текущей деятельности, что во многом способствует формированию активной жизненной позиции.
Список литературы
Активная школа: теория, практика, перспективы. Под ред. А. Зеленцовой, К. Спенсли, С. Шехтера. Совет по международному образованию АСПРЯЛ/АКСЕЛС, Фонд «Сивитас». М., 2005.
Гутников А., Пронькин В. Шесть великих принципов. Оценивание на интерактивных занятиях. Граждановедение. №№23-24, 2003.
Интернет-источник: www.edu.rin.ru (Наука и Образование)
Мавлютова Е.А. Основы правовых знаний. Интерактивные методы преподавания права. Изд. «Учитель», 2009.
Степанищев А.Т. Методический справочник учителя истории. ГИЦ «Владос», М., 2003.
|
|
|