Главная страница

Применение интерактивных методов обучения на современном уроке


Скачать 103.62 Kb.
Название Применение интерактивных методов обучения на современном уроке
Дата 05.03.2016
Размер 103.62 Kb.
Тип Документы

Применение интерактивных методов обучения

на современном уроке.

Боднарь Г.В.

Одной из важных задач современной педагогики является формирование мотивации у обучающихся к получению знаний, развитию новых навыков, способам решения разнообразных задач. Стимулировать и реализовать познавательную деятельность позволяют интерактивные методы обучения. С их помощью обучающиеся становятся активными участниками образовательного процесса, что дает им возможность полностью погрузиться в изучаемый материал, поделиться своими мыслями и идеями с окружающими, с разных сторон рассмотреть какую-либо проблему.

Интерактивное обучение является специальной формой организации познавательной деятельности. Основной ее целью является создание комфортных условий обучения, при которых ученики осознают и чувствуют свою интеллектуальную состоятельность и успешность. Как показывает практика, данный момент делает процесс обучения более продуктивным.

Само понятие «интерактив» подразумевает активную, а не пассивную работу на уроке. Это слово происходит от сочетания двух английских: “inter” – взаимный и “act” – действие, действовать. Получается, что интерактивное обучение развивает способность взаимодействовать, учит учеников не просто впитывать знания, а анализировать и обрабатывать их. Диалоговое общение является основой методов взаимодействия.

Суть интерактивного обучения – вовлечь в процесс познания всех учащихся. Их основная задача состоит в понимании, осознании и переработке получаемых сведений, а также в возможности высказать свои мысли и демонстрировать знания в изучаемой области. Таким образом, во время образовательного процесса, ученики имеют возможность обменяться знаниями, способами деятельности, идеями друг с другом и внести свой индивидуальный вклад.

Важная особенность интерактива – доброжелательная, располагающая обстановка. Только в таком окружении ребята будут охотно и честно делиться своими соображениями по какому-либо поводу. Немаловажным моментом является и взаимная поддержка. Соблюдение данных условий позволит не только получить и закрепить знания, но и переведет познавательную деятельность на более высокие формы сотрудничества.

Обобщая все выше сказанное, можно выделить основные особенности интерактивного обучения:

  • диалоговое общение как средство взаимодействия, взаимопонимания, совместного решения задач и изучение нового материала;

  • отсутствие доминирования учеников и мнений друг над другом;

  • множество разнообразных рабочих форм деятельности: индивидуальная, групповая, парная, исследовательская, игровая, творческая и пр.

В процессе интерактивного обучения, ученики, помимо освоения новых тем, учатся:

  • критически мыслить;

  • анализировать и делать выводы;

  • давать оценку альтернативным мнениям;

  • принимать решения;

  • грамотно общаться и дискутировать.

Роль учителя на интерактивном уроке

Интерактивные методы проведения урока награждают новой ролью не только обучающихся, но и учителя. В сложившихся обстоятельствах он становится своеобразным регулировщиком учебно-воспитательного процесса и его организатором. А сам образовательный процесс из субъектно – объектного превращается в субъектно – субъектный.

Основными задачами учителя при использовании интерактивных методов обучения являются:

  1. предварительная подготовка заданий;

  2. формирование круга тем и вопросов для обсуждения;

  3. контроль времени и следования предварительно составленному плану;

  4. консультирование в процессе обсуждения;

  5. разъяснение непонятной терминологии;

  6. помощь в затруднительных ситуациях.

Чтобы взаимодействие при интерактивном обучении было эффективным, учитель должен соблюдать определенные принципы. Основные из них: демонстрация доверия к ученикам; помощь в формулировании целей и задач; проявление эмпатии (сопереживания) к группе и ее участникам. Также учителю необходимо помнить, что он, являясь источником жизненного опыта и научных знаний, должен быть открыт для каждого ученика, нуждающегося в помощи и поддержке.

Правила применения интерактивных методов обучения на современном уроке

Чтобы интерактивный урок был в равной степени полезен всем участникам образовательного процесса, при его организации учитель должен придерживаться нескольких правил.

Во-первых, все обучающиеся, пусть и в разной степени активности, должны быть вовлечены в работу. Добиться этого можно при помощи современных технологий и грамотного управления дискуссией.

Во-вторых, необходимо заранее продумать психологическую подготовку участников (класса, групп). Например, полезны будут различные разминки, поощрения за активность, предоставление возможностей для самореализации. Таким образом легко и быстро можно снять скованность, закрепощенность, боязнь собственного мнения, традиционность поведения.

В-третьих, помните, что интерактивные методы наиболее эффективны в не очень больших группах. Желательно, чтобы в процессе принимало участие не более 25-30 человек. Только в таком случае будет реализована суть интерактива – вовлечение в процесс каждого учащегося.

В-четвертых, следует заранее подготовить окружающую обстановку и методические/прикладные материалы. Комфортное расположение участников по отношению друг к другу позволит ребятам быстрее раскрепоститься и наладить как групповой, так и индивидуальный диалог.

В-пятых, необходимо выработать регламент и правила поведения во время интерактива. Участники обязаны быть терпимыми к каждой точке зрения, не должны перебивать и перекрикивать друг друга, использовать нецензурные выражения и т.д. Круг требований и ограничений необходимо обозначить в самом начале занятия.

В-шестых, учитель не должен настаивать на каком-либо делении класса на группы. Особенно – на начальном этапе. Принцип добровольности в данном случае поможет ученикам быстрее раскрепоститься, стать более активными и смелыми. Далее для деления можно использовать принцип случайного выбора.

Популярные формы интерактивных методов обучения

Сегодня существует немало хорошо проработанных методов интерактивного обучения. Наилучшим образом зарекомендовали себя:

  • парная и групповая работа;

  • метод ролевой игры;

  • общая дискуссия;

  • проектная деятельность;

  • творческие и игровые подходы: рисование, незаконченные предложения, словесные ассоциации.

Групповое взаимодействие будет наиболее эффективным при придании ему определенной формы. Наиболее популярные отражены в таблице ниже.

Форма

Особенности

«Большой круг»

Работа по данной форме состоит из 3-х этапов:

  1. Рассадка группы по кругу. Формулирование проблемы учителем.

  2. Выделение времени на самостоятельный анализ обозначенной проблемы и запись возможного решения.

  3. Каждый участник озвучивает свое предложение (или несколько). Никто не критикует и не подвергает сомнению. Голосование и фиксирование результатов на доске.

Данная форма интерактива отлично подходит для разработки инструкций, законопроектов, нормативно-правовых актов и пр. Применяется для быстрого определения путей решения обсуждаемого вопроса.

«Аквариум»

Поставленная проблема обсуждается перед «общественностью»: в каждой малой группе выбирается докладчик, который ведет дискуссию/диалог с другими выборными лицами. Остальные выступают в роли зрителей.

Данная форма дает возможность увидеть дебаты со стороны, проанализировать высказанные аргументы, научиться отстаивать свою точку зрения и пр.

«Мозговой штурм»

Используется как способ поиска решения проблемы среди множества вариантов. Проводится с соблюдением некоторых правил:

  • формулировка проблемы должна быть очень четкой;

  • все высказанные варианты необходимо как-либо наглядно фиксировать (на доске, ватмане и т.д.);

  • должен быть ведущий;

  • предложения могут носить самый нереальный характер. Критика и комментарии запрещены;

  • ученики также фиксируют предложения в тетрадях/листах;

  • время активного «штурма» - не более 15 минут.

Вторая часть «мозгового штурма» включает поочередное обсуждение выдвинутых предложений. Они объединяются по общим признакам, распределяются от наиболее актуальных к менее.



В современной практической урочной деятельности набирает популярность еще одна форма интерактива под названием «Коллаж». Для ее использование учителю необходимо запастись разнообразными:

  • фломастерами;

  • иллюстрациями, вырезками, фотографиями по теме;

  • ножницами;

  • клеем;

  • листами ватмана и иными принадлежностями для самовыражения.

Разбитый на несколько групп класс получает задание: создать коллаж на определенную тему. Она может быть одна на всех либо содержать несколько подтем на выбор. Данная форма станет прекрасным вариантом для проведения практически любого урока: от вводного до повторительно-обобщающего.

После создания коллажа, отражающего суть проблемы и ее видение учениками, задача группы - публично представить работу. Участники должны быть готовы ответить на поступающие вопросы, объяснить непонятные моменты и сформулировать вывод.

Коллажирование на заданную тему в группе единомышленников развивает следующие способности:

  • образно размышлять;

  • делать собственные выводы и принимать решения;

  • защищать свою точку зрения;

  • выступать перед аудиторией;

  • критически подходить к оценке своей и чужих работ.

Какие виды уроков больше всего подходят для применения

интерактивных методов

Интерактивные методы обучения прекрасно впишутся как в уроки классического, так и в уроки нетрадиционного вида. Однако наибольшую эффективность интерактивы принесут в уроках следующего типа:

  • семинарах;

  • практикумах;

  • дискуссиях;

  • соревнованиях;

  • с дидактической, ролевой или деловой игрой.

Тип урока

Особенности

Семинар

Для урока-семинара характерны две особенности:

  1. ученики самостоятельно изучают материал;

  2. обсуждают изученное на уроке.

Тема семинара должна быть обозначена и объявлена заблаговременно. В обсуждении должны принимать участие все присутствующие в классе. Семинары способствуют навыкам публичного общения, самостоятельно освоения и анализу материала.

Практикум

Главная задача практикума: закрепить пройденный теоретический материал посредством его практического применения. Как правило, такие уроки проходят в групповой форме, где каждая группа выполняет поставленную перед ней индивидуальную задачу.

Дискуссия

Различают несколько видов уроков-дискуссий:

  • диалоговые;

  • групповые;

  • массовые.

Основой каждого из них является исследование и рассмотрение спорных моментов, проблем, различных подходов к аргументированию своего мнения и в решении задач.

Важным моментом в уроке-дискуссии является взаимоотношения участников. Необходимо с самого начала установить определенные правила, запрещающие перебивать выступающего, высмеивать, обращаться к кому-либо с превосходством и пр. Также каждый участник обязан отлично разбираться в теме и предмете спора.


Соревнование

Урок-соревнование основывается на участии нескольких групп-команд, которые демонстрируют свои знания, умения и навыки в рамках определенной темы. Чаще всего учителя используют следующие формы: поединок, бой, эстафета. Их поведение может опираться на известные передачи (например, «КВН», «Звездный час», «Брейн-ринг» и т.д.).

Дидактическая игра

Имеет четко поставленную цель обучения и соответствующий ей педагогический результат. Обладает устойчивой структурой, главными компонентами которой являются: замысел, правила, игровые действия, познавательное содержание, оборудование, результат игры.

Чаще всего дидактические игры используют на этапе проверки результатов обучения, формировании умений, выработке навыков.

Деловая игра

Происходит моделирование жизненных ситуаций и отношений, в рамках которых предлагается рассмотреть обозначенную проблему и сымитировать практическую реализацию ее решения.

Учебные деловые игры учат участников адаптировать полученные знания к реальной жизни и находить наиболее подходящие способы решения проблем.

Ролевая игра

Участники получают определенные роли, в рамках которых и должны вести дискуссии, обсуждения, делать какие-либо выводы и принимать решения. Чаще всего ролевая игра включает несколько этапов: подготовка, игровая ситуация, заключительный, разбор и анализ ситуации.

Ролевая игра позволяет ученикам рассмотреть проблему/тему с разных сторон, что позволяет делать разнообразные выводы.

Интерактивные методы обучения наиболее полно отвечают целям и задачам современного образовательного процесса. Они ведут к развитию самостоятельности, коммуникативных навыков и компетенций, креативного мышления. Благодаря интерактивным методам обучающиеся получают возможность увидеть свою значимость в общем процессе текущей деятельности, что во многом способствует формированию активной жизненной позиции.

Список литературы

  1. Активная школа: теория, практика, перспективы. Под ред. А. Зеленцовой, К. Спенсли, С. Шехтера. Совет по международному образованию АСПРЯЛ/АКСЕЛС, Фонд «Сивитас». М., 2005.

  2. Гутников А., Пронькин В. Шесть великих принципов. Оценивание на интерактивных занятиях. Граждановедение. №№23-24, 2003.

  3. Интернет-источник: www.edu.rin.ru (Наука и Образование)

  4. Мавлютова Е.А. Основы правовых знаний. Интерактивные методы преподавания права. Изд. «Учитель», 2009.

  5. Степанищев А.Т. Методический справочник учителя истории. ГИЦ «Владос», М., 2003.