|
Как помочь ребёнку стать успешным в овладении грамотой
Как помочь ребёнку стать успешным в овладении грамотой
Каждый год в августе тысячи маленьких россиян собираются в школу, надеясь на успехи в овладении русской грамотой, об этом же мечтают и их родители. Однако по прошествии нескольких месяцев обнаруживается довольно часто, по моим тридцатилетним наблюдениям, разочарование у маленького школьника, у его родителей и у учителя. Ребёнок испытывает значительные затруднения в овладении русским письмом, что выражается в пропусках букв, их перестановке, замене. Причин этому может быть множество. Не ставлю задачей их все называть. На мой взгляд, одной из причин неуспехов часто является недостаточное внимание учителя к развитию фонематического слуха у учащихся, т.е. умения слышать, различать, устанавливать количество и последовательность звуков в произносимом слове. Для успешной организации обучения самого маленького школьника необходимо иметь в виду следующие обстоятельства: особенности русского письма, возрастные особенности развития психических познавательных процессов младших школьников, особенности современного метода (способа) обучения грамоте.
Русское письмо – фонемное, или, как его традиционно называют, звуко – буквенное, т.е. произносимые нами звуки кодируются специальными значками - буквами, изобретёнными для славян «солунскими братьями», «первоучителями словенскими» равноапостольными Кириллом и Мефодием. Понятно, что если ребёнок не слышит произносимые звуки, то и не может обозначить их значками – буквами, отсюда – архиважная задача – научить малыша слышать звуки речи.
Учитывая возрастные особенности развития психических познавательных процессов первоклассников, надо сказать, что внимание первоклассников отличается неустойчивостью, колебанием во время урока, ребёнок не умеет его концентрировать или распределять. Отличительная особенность памяти – преобладание наглядных образов над словесными – словесный материал запоминается учеником механически, без осмысления. Восприятие младшего школьника характеризуется нерасчленённостью: ребёнок воспринимает предмет в целом, не расчленяя его. В слове первоклассник воспринимает смысл, а не его состав. Ребёнок смешивает языковые понятия «слово», «слог», «звук», «буква» и др. Кроме того, первоклассник мыслит конкретными образами, его мышление характеризуется как наглядно – образное, абстрактное мышление у него практически отсутствует.
Современный метод (способ) обучения грамоте – первоначальному (элементарному) чтению и письму – называется звуковым аналитико – синтетическим. Из названия метода обучения грамоте следует, что за основу при обучении грамоте взят именно звук, что соответствует сути русского письма. По мыслительным операциям, преобладающим при обучении грамоте, метод является аналитико – синтетическим: именно неразвитость абстрактного мышления у младшего школьника диктует необходимость его развития уже в период обучения элементарному чтению и письму. Под анализом понимают «мысленное расчленение целого на части или выделение отдельных свойств предмета», тогда как «синтез – мысленное соединение частей предметов в целое, а также мысленное сочетание отдельных их свойств». Анализ современных букварей показывает, что методисты - составители книг для обучения грамоте - учитывают вышеназванные особенности и отражают их в подборе материала, особенно ярко это прослеживается в «Букваре» Д.Б. Эльконина: в учебнике этого автора самый длинный подготовительный период, как раз и имеющий целью развитие фонематического слуха у первоклассника.
Важным является и то обстоятельство, что первоклассники только пришли из дошкольных образовательных учреждений, где ведущим видом деятельности была игра. Об этом не стоит забывать. Поэтому и учитель и родители должны использовать игровой метод при обучении самых маленьких школьников. Простейшие игры, доступные детям и способствующие развитию фонематического слуха, – «цепочки слов». Эти игры не обременят учителя и родителей заботой о подготовке материала для проведения игр. В «цепочках» конечный согласный данного учителем слова должен быть начальным звуком следующего слова, например: «тюльпан – народ – двор». Эта «цепочка слов» составлена неверно, т. к. на конце слова «народ» происходит оглушение парного согласного звука, следовательно, вторым надо назвать слово, начинающееся звуком т. «Цепочка слов» «кот - тигр – ромб» тоже составлена неверно: слово «кот» заканчивается твёрдым звуком, второе названное слово «тигр» начинается мягким звуком, следовательно, ученик, составивший её, не различает парные по твёрдости/ мягкости согласные звуки, являющиеся в русском языке смыслоразличительными (ср. станут – стянут). Учитывая комплексность уроков обучения грамоте, следует сказать, что, выполняя упражнения в звуковом синтезе, необходимо заботиться и о расширении представлений об окружающей действительности и о развитии речи и мышления обучающихся, поэтому нужно давать такие задания:
- Скажите слова – названия животных, начинающиеся мягким согласным. - Лиса, тигр, кит, тюлень, волк. (Слово «волк» - «лишнее»: оно начинается твёрдым звуком.)
- Скажите слова - названия диких птиц, начинающиеся твёрдым согласным звуком.
- Ворона, воробей, аист. (Слово «аист» названо неверно: оно начинается гласным звуком). Важными для развития логического мышления, обогащения словаря детей словами – названиями предметов, действий, признаков являются упражнения с родо - видовыми понятиями:
- Скажите слова – названия предметов мебели, посуды, цветов, деревьев, диких и домашних животных, птиц и т.п.
- Из иллюстраций с изображениями куклы, машинки, юлы, топора уберите «лишнюю». Свой выбор объясните. Назовите ещё инструменты. Звуковой синтез проявляется в следующих заданиях:
- Говорим слова – названия предметов посуды, начинающиеся мягким согласным звуком. Например: миска, чашка, вилка и т.п.
- Собираем букет, состоящий из цветов, в названии которых первый звук твёрдый согласный. Например: ромашка, розы, циния, мак и т.п.
Подобные упражнения способствуют развитию фонематического слуха, обогащению словаря детей словами разных тематических групп, упражняют детей в проведении звукового анализа, синтеза, а также расширяют представления учащихся об окружающей их действительности.
Звук – это материя языка, мы произносим звуки и слышим их, но это затрудняет обучающихся грамоте малышей. Помочь школьнику материализовать звуки речи призваны использующиеся на уроках обучения грамоте схемы слов, слогов, звуков. Дело это довольно хлопотное для учителей: надо довольно громко, отчётливо, из урока в урок, произносить речевые единицы, что требует определённого напряжения сил, голоса. Работа со схемами – моделями речевых единиц не совсем лёгкое занятие и для обучающихся грамоте. Детям не так просто запомнить все условности и быстро найти модель названной учителем языковой единицы, что порождает некую сумятицу, но возрастные особенности развития психических познавательных процессов у младших школьников просто требуют обязательного использования схем – моделей на каждом уроке. По требованию учителя, уже на первых уроках дети фиксируют фишками звуки произнесённого учителем слова, произнося его сами, последовательно называют звуки слова. Такую же работу рекомендуем и родителям: предлагать детям обозначать фишками, яблоками, кружками звуки произнесённого ребёнком слова, а затем называть звуки слова последовательно.
Из вышесказанного следуют выводы:
- не спешить с введением букв как значков соответствующих звуков до той поры, пока ребёнок не научится слышать, последовательно называть звуки произнесённого слова и определять их количество;
- учитывая особенности мышления первоклассников, необходимо постоянно использовать наглядные образы, помогающие ребёнку материализовать звуки слова: схемы – модели звуков (гласных, согласных, твёрдых, мягких, глухих, звонких), слогов, слов;
- зная особенности развития психических познавательных процессов младших школьников, шире использовать игру как метод обучения;
- постоянно использовать приёмы звукового анализа и синтеза на уроках и в работе с детьми дома:
- деление слов на слоги, выделение и характеристика звуков в словах, нахождение места нужного звука в произнесённых учителем словах;
- составление слов из произнесённых учителем звуков, составление схемы и «чтение» слова по схеме, подбор слов с названным учителем звуком;
- проведение сравнительного звукового анализа: какими звуками различаются слова «том» и «дом», «дом» и «дым», «лук» и «люк», «сел» и «съел» и т.п.
Таким образом, можно констатировать факт: постоянное внимание обучающих и обучающихся к звукам слова, формирование у первоклассников умения слышать звуки, устанавливать их количество и последовательность в слове поможет младшим школьникам быть успешными в овладении русской грамотой на радость себе, учителю и родителям.
Чиляева Анна Ивановна – преподаватель русского языка и методики преподавания русского языка ГБОУ СПО «Брянский профессионально – педагогический колледж»
|
|
|