|
Эффективность использования устных форм контроля знаний учащихся на уроках английского языка в начальной школе
МОУ Школа № 22
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ УСТНЫХ ФОРМ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Автор: Брамбалова А. Е.
2011
Содержание
Введение
1. Изучение иностранного языка в начальной школе и контроль знаний учащихся.
Психологические особенности детей младшего школьного возраста.
2. Контроль знаний учащихся на уроках английского языка.
3. Устные формы контроля знаний на уроках английского языка и особенности их применения.
4. Заключение.
Понятийный аппарат
Введение
В развитии любого общества и каждого отдельного человека велика и значительна роль языка. Особенно возрастает она в эпоху укрепления международных связей и авторитета страны. Все большее число людей изучают иностранный язык и широко используют эти навыки и умения в своей практической деятельности.
Рациональное управление учебным процессом по иностранному языку невозможно без четкой системы контроля за ходом становления речевых навыков и умений учащихся. В ходе контроля не только учитель получает представление об уровне обученности учащихся, но и каждый ученик получает возможность сознательно корректировать собственную речевую деятельность.
Являясь важным, неотъемлемым компонентом учебного процесса, контроль нацелен на объективное определение уровня овладения учащимися учебным материалом на каждом этапе становления навыков и умений учащихся.
В связи с психологическими особенностями детей младшего школьного возраста важно подобрать нужную форму контроля знаний. Для ребенка, в этот период времени учебная деятельность становится ведущей, также усиливается доверие к взрослым, главным образом к учителям, подчинение и подражание им. Поэтому неправильный выбор формы контроля знаний может вызвать негативное отношение ребенка к предмету, к учителю, и может привести к нежеланию учиться.
Устные формы контроля при обучении учащихся эффективны во всех аспектах, наиболее точно формируют представление учителя об уровне знаний, умений и навыков учащихся, а также положительно отражаются на психологических особенностях детей младшего школьного возраста.
1. Изучение иностранного языка в начальной школе и контроль знаний учащихся. Психологические особенности детей младшего школьного возраста
Младший школьный возраст – это возраст поступления ребёнка в школу, возраст перемен в психическом и физическом развитии ребенка. Поступивший в школу ребенок автоматически занимает совершенно новое место в системе отношений людей: у него появляются постоянные обязанности, связанные с учебной деятельностью.
Младший школьный возраст обещает ребенку новые достижения в новой сфере человеческой деятельности – учении. На основе учебной деятельности при благоприятных условиях обучения и достаточном уровне умственного развития ребенка возникают предпосылки к теоретическому сознанию и мышлению.
Таким образом, новая социальная ситуация ужесточает условия жизни ребенка и выступает для него как стрессогенная. У детей повышается психическая напряженность. Это отражается не только на физическом здоровье, но и на поведении ребенка.
Доверительность и открытость к внешним воздействиям, послушание и исполнительность создают хорошие условия для воспитания ребенка как личности, но требуют от взрослых и учителей большой ответственности, внимательного нравственного контроля за своими действиями и суждениями.
Важным моментом является также сознательная постановка многими детьми цели достижения успехов и волевая регуляция поведения, позволяющая ребенку добиваться ее. Сознательный контроль ребенком собственных действий в младшем школьном возрасте достигает такого уровня, когда дети уже могут управлять поведением на основе принятого решения, намерения, долгосрочной поставленной цели. Особенно отчетливо это выступает в тех случаях, когда дети играют или делают что-то своими руками.
Таким образом, возраст приходящийся на начало обучения в школе (1-4 классы), можно рассматривать как период возникновения и закрепления очень важной личностной характеристики ребенка, которая, становясь достаточно устойчивой, определяет его успехи в различных видах деятельности.
Параллельно с мотивацией достижения успехов и под ее влиянием в младшем школьном возрасте совершенствуются два других личностных качества ребенка: трудолюбие и самостоятельность. Трудолюбие возникает как следствие неоднократно повторяющихся успехов при приложении достаточных усилий и получении ребенком поощрений за это, особенно тогда, когда он проявил настойчивость на пути к достижению цели. Трудолюбие в начальный период школьного обучения развивается и укрепляется в учении и в труде.
Самостоятельность детей младшего школьного возраста сочетается с их зависимостью от взрослых, причем данный возраст может стать переломным, критическим для формирования этого качества личности. С одной стороны доверчивость, послушание и открытость, если они чрезмерно выражены, могут сделать ребенка зависимым, несамостоятельным, задержать развитие данного качества личности. С другой стороны, слишком ранний упор только на самостоятельность и независимость может породить непослушание, закрытость, осложнить для ребенка приобретение значимого жизненного опыта через доверие и подражание другим людям. Для того, чтобы ни та, ни другая из этих нежелательных тенденций не проявлялась, необходимо сделать так, чтобы воспитание самостоятельности и зависимости было взаимно уравновешенными.
При обучении детей от 7 до 11 лет каждый учитель должен учитывать ряд психологических особенностей данного возраста. В младшем школьном возрасте закрепляются и развиваются основные человеческие характеристики познавательных процессов: восприятие, внимание, память, воображение, мышление и речь.
Внимание остается непроизвольным, но появляются предпосылки произвольного. Переключаемость в этом возрасте даже выше, чем у взрослых. Это связано с молодостью организма и подвижностью процессов в центральной нервной системе ребенка. Младшие школьники могут с легкостью переходить от одного вида деятельности к другому. Внимание становится наиболее произвольным в те моменты, когда предмет или явление, непосредственно привлекшие внимание, интересны для ребенка.
В школьные годы продолжается развитие памяти. Память младших школьников достаточно хорошая, но это в первую очередь касается механического запоминания. Опосредованная же, логическая память, развивается медленно, так как в большинстве случаев ребенок, занятый учением, трудом, игрой и общением вполне обходится механической памятью.
Стремительно развивается речь в возрасте от 7 до 10 лет. Запас слов младших школьников значительно пополняется в связи с тем, что ребенок учится выражать свои чувства и мысли как устно, так и письменно, начинает много читать.
Внимание младшего школьника становится более устойчивым в том случае, если размышляя об увиденном, он одновременно выполняет действие (например, ребенок должен взять в руки предмет, нарисовать его или что-либо построить). Все виды деятельности, типичные для школьника младшего класса, должны быть по возможности включены в общую канву урока иностранного языка. И чем больше видов восприятия будет задействовано в обучении, тем выше окажется эффективность последнего.
Мышление детей этого возраста – конкретное и опирается оно на наглядные образы и представления.
Воображение можно тренировать, развивать в игре, обучая видеть в самых обычных вещах необычное. Это и есть творчество, а в языке – свободное говорение.
Психологические особенности младшего школьного возраста необходимо учитывать при обучении детей английскому языку, ведь изучение иностранного языка и овладение знаниями, умениями и навыками по этому предмету носит от части и психологический характер. Особенно важно опираться на психологические аспекты при проверке знаний учащихся, так как эмоциональное напряжение в этот момент чрезвычайно возрастает, что может впоследствии сказаться на познавательном интересе учащихся к предмету.
2. Контроль знаний учащихся на уроках английского языка
Контроль знаний, умений и навыков учащихся – один из важнейших элементов учебного процесса. От его правильной организации во многом зависят эффективность управления учебно-воспитательным процессом. Он нужен учителю для того, чтобы иметь точное представление о том, насколько учащиеся продвинулись в выполнении программы, как усвоили языковой материал, как овладели умениями устной речи, чтения, письма. Правильно организовать учет и контроль, объективно регистрирующиеся результаты учебно-воспитательной работы на каждом этапе помогают учителю выявить успехи и неудачи каждого ученика, дают ему возможность правильно планировать педагогический процесс, лучше и эффективнее готовиться к урокам.
Проблема контроля непосредственно связана с целями обучения, с одной стороны, и уровнем методической науки, с другой. Ведущей целью в обучении иностранным языкам на современном этапе является овладение коммуникативной компетенцией. Образовательная и воспитательная цели реализуются в рамках коммуникативной, в процессе обучения учащихся речевой деятельности. Поэтому объектом контроля будет, прежде всего, речевая деятельность. Однако ее осуществление невозможно без усвоения языкового материала. Поэтому он также является объектом контроля.
Ведущее место в этой проблеме занимает оценка. Основой для оценивания успеваемости учащегося являются итоги контроля. Учитываются при этом как качественные, так и количественные показатели работы учащихся. Количественные показатели фиксируют преимущественно в баллах, а качественные – в оценочных суждениях. Чрезвычайно важно, чтобы оценочная деятельность учителя осуществлялась им в интересах социально-психологического развития ученика. Для этого она должна быть адекватной, справедливой и объективной.
Контроль по своей сущности – явление агрессивное. И корни этой агрессивности находятся в намерениях учителя заставить школьника добросовестно учиться и в той власти, которую каждый учитель имеет над учащимися, вернее, в возможности проявить свою власть.
Под гнетом отметки ученик может испытывать постоянное чувство тревоги, страха, а у слабых натур это подавленное состояние может вызвать настоящие психические расстройства. Отражаясь неблагополучно на здоровье учащихся, неприятные чувства понижают работоспособность школьников. Постоянное опасение получить плохую отметку способствует появлению неуверенности в себе, формирует ощущение неспособности справиться с трудностями и нежелании действовать, подавляют стремление к самосовершенствованию.
Проверка и оценивание знаний на уроках английского языка должны быть систематическими, индивидуальными и объективными.
Очень важно и с психологической, и с педагогической точек зрения, чтобы у школьника отсутствовали отрицательные эмоции с самого начала изучения иностранного языка, связанные с овладением языковых материалов, формированием произносительной, лексической, грамматической сторонами речи, навыками и умениями в различных видах речевой деятельности, не вызывали у них негативных ощущений. Поэтому используя различные виды контроля на уроках английского языка, учитель должен знать специфику дидактических задач на различных этапах обучения.
Обычно выделяют следующие виды контроля: предварительный, текущий, периодический, итоговый.
Предварительный контроль необходим для получения сведений об исходном уровне познавательной деятельности учащихся, о понимании ими целей изучения иностранного языка, об индивидуальных особенностях, имеющих значение для овладения иноязычной речевой деятельностью в целях общения. Так же он позволяет определить исходный уровень знаний, умений и навыков учащихся, чтобы использовать его как фундамент, ориентироваться на допустимую сложность учебного материала.
Нужно отметить, что данный вид контроля не всегда используется учителями, хотя он имеет очень большое значение для успешной работы с разными категориями учащихся, также служит необходимой предпосылкой для успешного планирования и руководства учебным процессом.
Как известно из практики, для изучения иностранного языка очень важно, чтобы у учащихся не было значительных пробелов, так как ликвидировать самостоятельно они эти пробелы не смогут. Поэтому в этом случае учителю будет весьма проблематично двигаться с группой вперед.
Есть еще один не маловажный момент. Часто в класс прибывают новые ученики. Для того чтобы они полноценно включились в работу данной группы, учитель должен знать их сильные и слабые стороны. Отметки, которые им выставляли в предыдущей школе, не всегда соответствуют действительности, так как отсутствуют объективные способы контроля, единые для всех.
Поэтому при знакомстве с новой группой целесообразно проверить уровень сформированности вечевых умений.
На основании данных предварительного контроля учитель вносит коррективы в календарно-тематический план, определяет, каким разделам учебной программы следует уделить большее внимание.
Текущий контроль является одним из основных видов проверки становления знаний, умений и навыков учащихся. Он помогает учителю выяснить непосредственно в ходе урока, насколько понятно излагаются новые сведения, в какой степени объяснение доступно учащимся, как усваиваются элементы нового материал. При выполнении учащимися упражнений и заданий к учителю поступает информация, т.е. показатели качества действий обучаемых. Эти показатели дают основания для принятия оперативного решения по коррекции хода обучения.
Ведущая задача текущего контроля – регулярное управление учебной деятельностью учащихся и ее корректировка. Поскольку этот вид контроля будет осуществляться в процессе становления речевых умений, т.е. в разные моменты цепочки уроков, то основным объектом контроля будет степень сформированности языковых умений и навыков.
Текущий контроль в ходе урока необходим, прежде всего для проверки первичного усвоения вновь разучиваемых слов, словосочетаний, грамматических явлений, речевых единиц.
Текущий контроль охватывает и речевые умения.
Другими важными задачами от текущего контроля является стимуляция регулярной, напряженной и целенаправленной работы учащихся, активизация их познавательной деятельности, а также определение уровня овладения учащимися умениями самостоятельной работы, создание условий для их формирования.
Периодический контроль позволяет определить качество изучения учащимися учебного материала по определенным темам. Он предусматривает, как правило, проверку овладения учащимися определенными знаниями, умениями и навыками в результате изучения достаточно большого объема материала. Такой контроль проводится на специально запланированных уроках несколько раз в четверть или семестр.
Периодический контроль позволяет проверить прочность усвоения полученных знаний, так как он проводится через определенный период времени и не по отдельным дозам учебного материала. От учащихся требуется большая самостоятельная конструктивная деятельность.
Итоговый контроль – интегрирующий контроль, направленный на проверку конечных результатов обучения, выявления степени овладения учащимися системой знаний, умений и навыков, полученных в процессе изучения иностранного языка. При подготовке к нему происходят более углубленное обобщение и систематизация усвоенного материала, что позволяет поднять знания на новый уровень. При систематизации и обобщении знаний и умений у учащихся проявляется в большей степени развивающий эффект обучения, поскольку на этом этапе особенно интенсивно формируются интеллектуальные умения и навыки. Контроль данного вида определяет соответствие проверяемых знаний, умений и навыков в их взаимозависимости, тому или иному уровню, качеству, заданным параметрам, предусмотренным программой.
3. Устные формы контроля знаний на уроках английского языка и особенности их применения.
Под термином «форма контроля» подразумеваются разные виды предварительного, текущего, периодического и итогового контроля. В современной педагогической и методической литературе можно встретить следующие формы контроля: устный, письменный, тестирование. В практике преподавания всё чаще применяется устная проверка, и это надо приветствовать. Однако и понимание читаемого, хотя чтение является умением в области письменной речи, хорошо проверять устным путём. Это занимает меньше времени, чем письменная проверка. Устная форма способствует выработке быстрой реакции на вопрос, развитию памяти учащихся. В данной работе мы рассмотрим устную форм контроля - опрос.
Опрос – это хорошо известная, широко распространенная форма контроля, вариант текущей проверки, органически связанной с ходом урока. Она является наиболее распространенной и адекватной формой контроля знаний учащихся.
При устном опросе устанавливается непосредственный контакт между учителем и учеником, в процессе которого учитель получает широкие возможности для изучения индивидуальных особенностей усвоения учеником учебного материала. Также к положительным сторонам устной формы проверки можно отнести то, что она позволяет выявить наиболее важные для данного вида речевой деятельности качества: речевую реакцию, речевую автоматизацию, характер остановок, ситуативность речи.
Основу устного контроля составляет монологическое высказывание учащегося или вопросно-ответная форма – беседа, в которой учитель ставит вопросы и ожидает ответа учащегося. Это может быть и рассказ ученика по определенной теме, а также его объяснение или сообщение.
В методике различают различные виды опроса: фронтальный, индивидуальный, комбинированный, взаимный.
Индивидуальный опрос учащихся позволяет учителю получить более полные и точные данные об уровне усвоения, однако он имеет существенный недостаток: при индивидуальном опросе очень малый охват обучаемых; на уроке при индивидуальном опросе отвечает лишь один ученик, а остальные учащиеся остаются пассивными. Поэтому учителю следует, спрашивая одного ученика, давать установку остальным таким образом, чтобы этот процесс был обучающим, то есть обеспечивал мобилизацию и активность внимания всех учащихся. Учащиеся могут предложить свой план ответа или исправить те ошибки, которые были допущены при ответе их одноклассником. Нужно рекомендовать учащимся записывать свои замечания по ходу ответа. В этом случае можно будет оценить не только того, кто отвечал, но и того, кто принимал участие в обсуждении ответа.
Также можно использовать и такой прием, вызывающий интерес к проверке, как постановку вопросов учащемуся, отвечающему у доски. Если отвечающий учащийся испытывает определенные затруднения, то можно предложить остальным ученикам группы поставить ему вопросы в такой последовательности, чтобы ответы на них позволили полностью и логично раскрыть содержание, например, пересказа текста.
Для организации коллективной работы группы во время индивидуального опроса учитель может дать и такое задание, как приведение своих примеров по заданной теме. Но для этого обязательно нужно сделать установку на подобный вид работы.
Следует помнить, что даже небольшой по времени индивидуальный контроль, с одной стороны, приводит к относительной пассивности всего коллектива, а, с другой стороны, выступающий имеет возможность практиковаться на уроке в связной устной речи.
Вопросы для индивидуального опроса должны быть четкими, ясными, конкретными, охватывающими основной материал. Их содержание должно стимулировать учащихся логически мыслить, сравнивать, анализировать, доказывать, подбирать убедительные примеры, делать обоснованные выводы и этим способствовать объективному выявлению знаний.
Эта форма контроля является довольно распространенной в современной школе, причем на одном уроке один и тот же ученик может отвечать неоднократно. Как уж говорилось выше, при таком опросе может иметь место монологическое высказывание одного ученика по теме, по ситуации общения в связи с прочитанным или прослушанным текстом, заранее подготовленное сообщение и так далее. Индивидуальный опрос предполагает обстоятельные, связные ответы учащихся, поэтому он служит важным средством развития речи, памяти, мышления учащихся.
Таким образом, индивидуальный опрос – это наиболее подходящая форма контроля подготовленной и неподготовленной монологической (а иногда и диалогической) речи учащихся и уровне ее сформированности. В этом и есть основное достоинство индивидуального опроса как формы контроля.
Фронтальный опрос - это такой этап урока, на котором, как правило, учитель опрашивает учащихся всей группы. Такая регулярная
форма контроля может проводиться несколько раз в течение урока. Фронтальный опрос обычно сочетается с повторением пройденного, являясь средством закрепления знаний и умений.
Как форма контроля он имеет определенные достоинства и недостатки. К его положительным качествам можно отнести возможность охвата проверкой одновременно всех учащихся группы, интенсивная активизация их мышления, памяти, внимания, ускоренной речевой реакции, обучающий эффект, а также возможность оценивать (поставить отметки) за один и тот же отрезок времени всех или большинство учащихся группы. При фронтальном контроле все учащиеся находятся в напряжении, так как знают, что их в любую минуту могут вызвать, поэтому их внимание сосредоточено, а мысли сконцентрированы вокруг той работы, которая ведется в группе.
Для того чтобы вовлечь в работу всех учащихся, вопросы учителя должны допускать краткую форму ответа, быть лаконичными, логически связанными друг с другом, даны в такой последовательности, чтобы ответы учащихся в совокупности могли раскрыть содержание темы. С помощью фронтального опроса учитель имеет возможность проверить выполнение домашнего задания, готовность к усвоению нового материала, определить сформированность основных понятий, усвоение нового учебного материала, который только что был преподнесен на уроке.
Обычно фронтальный опрос проводится как устное вопросо-ответное упражнение, в котором вопросы учащимся ставит учитель. Таким образом, здесь имеет место обращенность речи учителя ко всем ученикам, активизируется речевое обращение всех и одновременно каждого обучаемого.
Учителю стоит не забывать, что при фронтальном опросе, он сначала задает вопрос, а затем уже называет фамилию или имя учащегося, которого бы он хотел вызвать, а не наоборот. Это гарантирует включение в работу внимания и мышления всех учащихся, которые во время постановки вопроса уже готовятся к ответу. Темп опроса должен быть достаточно высоким, что активизирует умственную деятельность, внимание, сосредоточенность, вырабатывает быструю речевую реакцию на иностранном языке, а это, в свою очередь, повышает обучающий эффект процесса контроля.
Также при фронтальном опросе хорошо использовать различные лексические, грамматические, орфографические игры, соревнования и так далее.
Однако фронтальному опросу присущи определенные недостатки. Фронтальный опрос дает поверхностное представление о знаниях учащихся, он является относительно неглубоким в силу определенной рассредоточенности внимания учителя на многочисленные объекты.
Также недостатки фронтального опроса сказываются в тех случаях, когда нужно проверить умения учащихся в монологической и диалогической устной речи. Если учащийся научился правильно и быстро, с хорошим произношением, составлять предложения по подстановочной таблице, задавать вопросы и отвечать на них, отдавать определенные распоряжения и безошибочно выполнять их – это еще не означает, что этот учащийся сможет сделать связное сообщение по теме или ему под силу вести беседу по заданной ситуации. Для того чтобы проверить эти умения, все же необходим индивидуальный контроль, при котором можно было бы вызвать одного ученика (в случае проверки умений монологического высказывания) или двух учеников (для ведения диалога) и прослушать их высказывания или беседу.
Как уже было сказано, индивидуальный опрос имеет определенные недостатки, которые особенно проявляются на младшей ступени обучения, так как для этого возраста характерна непродолжительность и неустойчивость произвольного внимания, но и фронтальный опрос тоже не лишен недостатков. Все можно нейтрализовать комбинированным опросом.
Комбинированный опрос – это опрос, сочетающий в себе индивидуальный и фронтальный формы опроса. Не более трети урока будет уделяться проверке умений монологической устной речи т. е. индивидуальному контролю, а остальная часть урока будет посвящена фронтальной работе. При использовании этой формы опроса, вопрос или задание адресуется не только одному ученику, которого планируется спросить индивидуально, но и всем учащимся группы. Например, учащимся предлагается прослушать ответ своего одноклассника, дополнить его, внести какие-то свои элементы в его ответ, поставить вопросы отвечающему, чтобы расширить его ответ или уточнить некоторые детали, а в некоторых случаях отвечающего можно прервать и предложить другому ученику продолжить его рассказ. Учитель должен так организовать работу класса, чтобы, проверяя умения одного или пары учащихся, привлечь к активному участию в уроке всех остальных учеников.
Взаимный опрос заключается в парной работе учащихся, которые одновременно тренируются и контролируют друг друга. Этот вид опроса получил распространение в последнее время.
Такая форма опроса особенно эффективна для развития диалогической речи. При взаимном контроле усиливается и воспитывающая функция, а также вносится определенное разнообразие в учебный процесс. Эта форма контроля может носить как скрытый, так и открытый характер. В первом случае учащимся даётся «откровенно» контрольная установка, например ответить на вопросы партнёра, используя определённый языковой материал. Учитель в это время ходит по классу, останавливается у каждой парты, чтобы послушать то, о чем говорят ученики и, если нужно, оказать своевременную помощь. Он таким образом контролирует работу всех учащихся.
В случае, когда учащиеся, получившие роли, репетируют их, затем выступают перед классом, контроль приобретает скрытый характер.
Общение «ученик – ученик» происходит намного более комфортно и естественно. Общающиеся, находясь в равном положении, чувствуют себя раскованно, каждый стремится реализовать своё коммуникативное намерение наилучшим образом. Часто возникает атмосфера соревнования, желание проявить себя с наилучшей стороны, что стимулирует речевую активность общающихся.
Особенностью контроля знаний учащихся на уроках английского языка в начальной школе является то, что устные формы контроля используются чаще письменных. Это связано с тем, что урок английского языка имеет коммуникативную направленность. А устный контроль больше способствует выработке быстрой реакции на вопросы и развивает связную речь, что играет ведущую роль при изучении иностранных языков.
При текущем контроле знаний в школе учителем широко используется наблюдение, то есть систематическое изучение учащихся в процессе обучения, обнаружение многих показателей, проявлений поведения, говорящих о сформированности умений и навыков и других результатов обучения. Учитель практически наблюдает учащихся всегда, во многих ситуациях. Ситуации текущей и периодической проверки знаний позволяют учителю получить достаточно полные данные об ученике: и уровень его знаний, умений по иностранному языку, и отношение к учебе, степень его познавательной активности, сознательности, и умения мыслить, решать самостоятельно различного рода задачи. Результаты наблюдений не фиксируются в официальных документах, но учитываются учителем для корректировки обучения, в общей итоговой оценке учащихся для своевременного выявления отставания или неуспеваемости.
Таким образом, исходя из психологических особенностей детей младшего школьного возраста, необходимо отметить, что контроль на уроках английского языка за частую вызывает у учащихся непреодолимый страх, даже если ребенок хорошо владеет материалом. От этого напрямую зависит заинтересованность ребенка в предмете, стремление овладеть иностранным языком.
В ходе работы я пришла к выводу, что не все устные формы контроля при обучении учащихся эффективны во всех аспектах, и наиболее точно формируют представление учителя об уровне знаний, умений и навыков учащихся, а также положительно отражаются на психологических особенностях детей младшего школьного возраста.
Опрос показал, что учащиеся иногда неуверенно себя чувствуют, сильно переживают во время индивидуальной формы контроля знаний, но эта форма контроля наиболее точно формирует представления учителя об уровне знаний, умений и навыков учащихся.
Фронтальный опрос также не заинтересовал детей. Ребята во время этого опроса были скованы, не всегда могли вовремя сориентироваться, но и учитель получил только поверхностную информацию об уровне знаний учащихся.
Комбинированный опрос был интересен многим учащимся, сочетая в себе индивидуальную и фронтальную форму работы. В ответе принимал участие весь класс, все были внимательны и заинтересованы. Отвечающий ученик также чувствовал поддержку со стороны одноклассников.
Работа в парах, на уроках английского языка, или взаимный опрос больше всего нравится учащимся, так как во время опроса они не ощущают что это контроль, и из-за этого снимается психологическое напряжение во время занятия. Минус этой формы контроля в том, что, как и говорилось выше, учитель не может оценить ответы всех учащихся, а только может оказать своевременную помощь паре учащихся или ответить на их вопросы.
Заключение.
Устные формы контроля при обучении учащихся эффективны во всех аспектах, наиболее точно формируют представление учителя об уровне знаний, умений и навыков учащихся, а также положительно отражаются на психологических особенностях детей младшего школьного возраста.
Но, тем не менее, хотя рассмотренные аспекты контроля и требуют определенного дополнительного исследования, каждый учитель должен знать требования, предъявляемые к методике контроля, и те параметры, по которым оценивается тот или иной вид речевой деятельности. Так же каждый учитель должен стремиться достаточно грамотно реализовать эти требования в учебном процессе, уметь создавать правильный микроклимат в классе, при проверке стараться проявлять объективность и доброжелательность, и, самое главное учитывать психическое состояние учащихся в процессе контроля. После проверки выполнения заданий учитель должен уметь объективно комментировать и оценивать ответы, управлять процессом контроля, нейтрализуя негативные эмоции и состояния.
Из психологии известно, что при проведении контроля положительные эмоции способны оказать благотворное влияние на протекание умственной деятельности. Учитель должен уметь адекватно пользоваться не только вербальными средствами для выражения своего отношения к оценке и соответствующими интонационными структурами, тембром своего голоса, определенными тонами, то есть учитель должен быть предельно спокойным и доброжелательным, тогда это спокойствие будет переходить на его учеников, и они будут относиться к очередному контролю как к повседневной проверке их знаний, умений и навыков.
Также следует обратить внимание на тот факт, что нормой в работе учителя при оценке учащихся в процессе их деятельности на уроке должно стать умело применения индивидуальных эталонов. Базовым умениям в осуществлении оценочной функции учащегося должна стать сформированная готовность к самооценке полученного результата, так как учение – это деятельность самоуправляемая, вне этой позиции оно не может быть организовано.
Понятийный аппарат
школа английский язык преподавание
Анализ – метод исследования путем рассмотрения отдельны сторон, свойств, составных частей.
Диалогическая речь – это одна из форм речи, при которой каждое высказывание прямо адресуется собеседнику, происходит речевое взаимодействие двух или более собеседников в условиях их непосредственного общения.
Знания – это отражение человеком объективной действительности в форме фактов, представлений, понятий и законов науки.
Контроль - совместная деятельность учителя и учащихся по установлению степени обученности школьников за определенный промежуток времени.
Метод – это способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся.
Монологическая речь – это речевое высказывание, в процессе которого говорящий передает устно в развернутой форме ту или иную информацию, выражая при этом свою оценку, чувства, соображения и так далее.
Наблюдение - систематическое изучение учащихся в процессе обучения, обнаружение многих показателей, проявлений поведения, говорящих о сформированности умений и навыков и других результатов обучения.
Навыки – компоненты практической деятельности, проявляющиеся при выполнении необходимых действий, доведенных до совершенства путем многократного повторения.
Овладение коммуникативной компетенцией – овладение различными видами речевой деятельности, социокультурными навыками и умениями, что обеспечивает использование иностранного языка как средства общения, образования и самообразования, инструмента сотрудничества и взаимодействия в современном обществе.
Прием – конкретное действие с учебным материалом.
Умения – готовность сознательно и самостоятельно выполнить практические и теоретические действия на основе усвоенных знаний, жизненного опыта и приобретенных навыков.
Формы контроля – это способы деятельности учителя и учащихся, в ходе которых выявляется усвоение учебного материала и овладение учащимися требуемыми знаниями, умениями, навыками.
|
|
|