Главная страница

Статья Формирование личностностной, метапредметной и предметной деятельности учащихся на уроках английского языка в начальной школе. Учитель английского языка гбоу сош №411 «Гармония» Кузьменкова А. К


Скачать 146.74 Kb.
Название Статья Формирование личностностной, метапредметной и предметной деятельности учащихся на уроках английского языка в начальной школе. Учитель английского языка гбоу сош №411 «Гармония» Кузьменкова А. К
Дата 06.03.2016
Размер 146.74 Kb.
Тип Статья




Статья
Формирование личностностной,  метапредметной и предметной деятельности учащихся на уроках английского языка в начальной школе.
Учитель английского языка ГБОУ СОШ №411 «Гармония» Кузьменкова А.К.



В образовательных стандартах второго поколения стандартизация распространялась на обязательный минимум содержания основных образовательных программ и требования к уровню подготовки выпускников. В стандартах второго поколения стандартизации подлежат ориентиры развития системы образования, рамочные требования к содержанию и организации образовательного процесса и общее описание ожидаемых индивидуальных достижений школьников, среди которых выделяются результаты достижений, подлежащие и не подлежащие итоговой оценке. В ФГОС нового поколения основным документом, конкретизирующем и уточняющем требования стандартов к образовательным результатам являются планируемые результаты освоения основных образовательных программ.

В соответствии с требования стандарта в структуре планируемых результатов отдельными разделами представлены личностные и метапредметные результаты, поскольку их достижение обеспечивается всей совокупностью учебных предметов. Достижение предметных результатов осуществляется за счёт освоения предмета «Иностранный язык», поэтому предметные результаты также сгруппированы отдельно и даются в наиболее развёрнутой форме.

В Примерной программе по иностранному языку сформулированы цели-ориентиры, определяющие целевые установки и основные ожидаемые результаты изучения иностранного языка:

  • изучение иностранного языка будет способствовать формированию коммуникативной культуры школьников, их общему речевому развитию, расширению кругозора, воспитанию чувств и эмоций;

  • в результате изучения иностранного языка младшие школьники приобретут элементарную коммуникативную компетенцию, т. е. способность и готовность общаться с носителями языка с учетом их речевых возможностей и потребностей в разных формах: устной (говорение и аудирование) и письменной (чтение и письмо);

  • у младших школьников расширится лингвистический кругозор, они освоят начальные лингвистические представления, доступные им и необходимые для овладения устной и письменной речью на иностранном языке на элементарном уровне;

  • в процессе участия в моделируемых ситуациях общения, ролевых играх, в ходе овладения языковым материалом у младших школьников будут развиваться речевые, интеллектуальные и познавательные способности, личностные качества, внимание, мышление, память и воображение;

  • наряду с овладением правилами речевого и неречевого поведения в процессе знакомства с жизнью своих сверстников стран изучаемого языка, с детским фольклором и доступными образцами детской художественной литературы младшие школьники приобретут ощущение причастности к универсальной детской культуре, дружелюбное отношение и толерантность к представителям других стран.


Требования к структуре основных общеобразовательных программ 


  • Основная общеобразовательная программа состоит из нескольких частей.

  • Пояснительная записка (характеристика целей образования для данной ступени общего образования).

  •  Базисный учебный план (БУП): инвариантная часть (состав учебных предметов и время, отводимое на их изучение по классам и годам обучения) и вариативная часть (внеурочная деятельность). 

  • Фундаментальное ядро содержания общего образования: система ведущих психолого-педагогических идей и теорий + универсальные учебные действия (обобщенные способы действий, позволяющие учащимся ориентироваться в различных предметных областях). 

Требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ 

  • Личностные результаты (личностные качества, ценностные ориентации и др.)

  • Метапредметные (надпредметные) результаты (освоение универсальных способов деятельности, используемых в школе и в жизни).

  • Предметные результаты (ЗУНы, формируемые при изучении предмета, опыт творческой деятельности и др.).

Требования к условиям реализации основных общеобразовательных программ 

  • Образовательные результаты будут достигнуты в условиях информационно-образовательной среды, которую составляют:

  •  педагогические кадры;

  •  материально-техническое обеспечение;

  •  финансово-экономическое обеспечение;

  •  информационное обеспечение.


Личностные результаты

Под личностными результатами освоения учебного предмета понимается система ценностных отношений обучающихся – к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу и его результатам, сформированные в образовательном процессе.

Личностные результаты освоения учебного предмета формируются на основе следующих требований Федерального государственного стандарта начального общего образования нового поколения:

1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Личностными результатами изучения иностранного языка в начальной школе являются:

  • общее представление о мире как о многоязычном и поликультурном сообществе;

  • осознание языка, в том числе иностранного, как основного средства общения между людьми;

  • знакомство с миром зарубежных сверстников с использованием средств изучаемого иностранного языка (через детский фольклор, некоторые образцы детской художественной литературы, традиции).


Метапредметные результаты

Под метапредметными результатами освоения учебного предмета понимаются способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов, которые включают в себя:

а) освоение учащимися универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных, коммуникативных), обеспечивающих овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться;

б) освоение учащимися межпредметных понятий.

Метапредметные результаты освоения учебного предмета формируются на основе следующих требований Федерального государственного стандарта начального общего образования второго поколения:

  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

  • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

  • формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

  • освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

  • использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

  • активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

  • использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме и анализировать изображения, звуки, измеряемые величины, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;

  • овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;

  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

  • готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

  • определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

  • готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества;

  • овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;

  • овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

  • умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.

Метапредметными результатами изучения иностранного языка в начальной школе являются:

  • развитие умения взаимодействовать с окружающими, выполняя разные роли в пределах речевых потребностей и возможностей младшего школьника;

  • развитие коммуникативных способностей школьника, умения выбирать адекватные языковые и речевые средства для успешного решения элементарной коммуникативной задачи;

  • расширение общего лингвистического кругозора младшего школьника;

  • развитие познавательной, эмоциональной и волевой сфер младшего школьника; формирование мотивации к изучению иностранного языка;

  • овладение умением координированной работы с разными компонентами учебно-методического комплекта (учебником, аудиодиском, рабочей тетрадью, справочными материалами и т.д.).

Предметные результаты

Предметные результаты освоения учебного предмета формируются на основе следующих требований Федерального государственного стандарта начального общего образования второго поколения:

  • приобретение начальных навыков общения в устной и письменной форме с носителями иностранного языка на основе своих речевых возможностей и потребностей; освоение правил речевого и неречевого поведения;

  • освоение начальных лингвистических представлений, необходимых для овладения на элементарном уровне устной и письменной речью на иностранном языке, расширение лингвистического кругозора;

  • сформированность дружелюбного отношения и толерантности к носителям другого языка на основе знакомства с жизнью своих сверстников в других странах, с детским фольклором и доступными образцами детской художественной литературы.

В соответствии с Примерной программой по иностранному языку, разработанной в рамках стандартов второго поколения, предметные результаты дифференцируются по 5 сферам: коммуникативной, познавательной, ценностно-ориентационной, эстетической и трудовой. Планируемые результаты соотносятся с четырьмя ведущими содержательными линиями и разделами предмета «Иностранный язык»: 1) коммуникативные умения в основных видах речевой деятельности (аудировании, говорении, чтении, письме); 2) языковые средства и навыки пользования ими; 3) социокультурная осведомлённость; 4) общеучебные и специальные учебные умения. Предметные планируемые результаты в коммуникативной сфере представлены двумя блоками, выделяемыми на следующих основаниях:

I блок «Выпускник научится» включает планируемые результаты, характеризующие учебные действия, необходимые для дальнейшего обучения и соответствующие опорной системе знаний, умений и компетенций. Достижение планируемых результатов данного блока служит предметом итоговой оценки выпускников начальной школы.

II блок «Выпускник получит возможность научиться» отражает планируемые результаты, характеризующие учебные действия в отношении знаний, умений, навыков, расширяющих и углубляющих опорную систему и выступающих как пропедевтика по развитию интересов и способностей учащихся в пределах зоны ближайшего развития. Достижения планируемых результатов, отнесённых к данному блоку, не является предметом итоговой оценки. Это не умаляет их роли в оценке образовательных учреждений с точки зрения качества предоставляемых образовательных услуг, гарантированных ФГОС, и значимости для формирования личностных и метапредметных результатов.

Упражнение №1/ №2 Кроссворд
Возраст: 1-2 класс

Материалы: Раздаточный материал. Бланки ответов.

Этапы: Повторить английский алфавит. Вставить пропущенные буквы. Заполнить пропуски.

Методический комментарий:

Письмо. Языковые средства и навыки оперирования ими. Графика, каллиграфия, орфография. Изучение новой лексики.

Развитие умений навыков письма, воспроизводить графически и каллиграфически корректно все буквы слов. Умение пользоваться английским алфавитом, знать последовательность букв в словах.

Восстановление слова в соответствии с решаемой учебной задачей.


2



Упражнение №3 Диалог Знакомство

Возраст: 2-3 класс

Материалы: Магнитофон-аудиозапись. Раздаточный материал.

Этапы:

Прослушать песенку Whats your name? Составить аналогичный диалог с партнёром. Записать в тетрадь. Раскрасить картинку. Разыграть диалог с партнёром.

Методический комментарий:

Основные коммуникативные умения. Коммуникативная задача- Говорение/ Диалогическая речь. Аудирование. Воспринимать на слух в аудиозаписи и понимать на слух основное содержание. Чтение. Развитие умения соотносить графический образ слова с его звуковым образом.

Развитие умения речевого взаимодействия, участие в элементарном этикетном диалоге с соблюдением элементарных норм речевого этикета.

Развитие умения использования в речи изученных лексических единиц Числительные, правильное произношение и написание букв алфавита.

Развитие навыков письма. Написание по образцу этикетного диалога.







***

  • Hi, I’m Jack. What’s your name?

  • Hi, I’m Nina.

  • How do you spell it?

  • N…I…N…A

  • How old are you, Nina?

  • I’m eight , and you?

  • I’m nine. Thanks.

  • Good bye!

  • Good bye!






Упражнение №4 Песенка

Возраст: 3-4 класс

Материалы: Магнитофон-аудиозапись. Раздаточный материал. Карточки со словами и картинки с изображением разных профессий.

Этапы: Прослушать песенку. Посмотреть на картинки, прослушать аудиозапись, повторить слова за диктором (названия профессий и глаголы). Определить название профессий. Догадаться о значении глаголов.

Прослушать песенку. Выполнить действия.
Выполнить подстановочное упражнение. Спеть песенку, выполняя действия. Раскрасить картинки.
Методический комментарий:
Развитие Коммуникативного умения Аудирование/ Чтение. Умение воспринимать на слух в аудиозаписи и понимать основное содержание текста. Правильное соотнесение графического образа с его звуковым образом. Прочитать слова. Восстановление текста в соответствии с решаемой учебной задачей. Выполнение действий по образцу. Грамматическая сторона речи. Развитие умения распознавать и употреблять в речи основные коммуникативные типы предложений. Распознавать и употреблять в речи глагол To Be, глаголы Present Simple, изученные существительные с артиклем a/an.





***
a Postman



ride


a Milkman


drive

а Fireman

run


a Policeman



walk





I’m a Policeman in the town

All day long

I walk around!

It’s my job, It’s what I do,

It’s my job, I like it too!.........

Fireman — run around

Postman — ride around

Milkman — drive around
***

I’m a Policeman in the town

All day long

I walk around!
It’s my job, It’s what I do,

It’s my job, I like it too!
I’m а Fireman in the town

All day long

I run around!
It’s my job, It’s what I do,

It’s my job, I like it too!
I’m a Postman in the town

All day long

I ride around!
It’s my job, It’s what I do,

It’s my job, I like it too!
I’m a Milkman in the town

All day long

I drive around!



Составить предложения по образцу:

1)

1. What do you do?

I’m a policeman. I walk around.

2. What do you do?

I’m a …... I …..around.

3. What do …….?

I’m a …... I …..around.

4. What …..…….?

I’m … …... I ………..

2)

  1. I’m a policeman. I walk around. I don’t walk around.

  2. I’m a …... I ……around. I don’t ….. around.

  3. I’m ……... I…….. I don’t ………...

  4. I’m ……... I…….. I don’t ………...


3)

1) What does a Fireman do? A Fireman runs around.

A Fireman doesn’t run around. Does a Fireman run around?

2) What does….do? A Postman ….s around. A Postman doesn’t ……. around.

Does a Postman ….. around?

3) What does….do? A Milkman (drive)… around. A …(not/ drive)… around.

Does a …..?

4) What does….do? A …….. around. A ……..around. ….?