Главная страница

Эффективные технологии в работе с детьми с эмоциональными и поведенческими нарушениями


Скачать 93.69 Kb.
Название Эффективные технологии в работе с детьми с эмоциональными и поведенческими нарушениями
Дата 05.03.2016
Размер 93.69 Kb.
Тип Конспект

Конспект семинара для педагогов

Тема: Эффективные технологии в работе с детьми с эмоциональными и поведенческими нарушениями

Цель: Обучить педагогов технологиям работы с детьми с эмоционально-поведенческими нарушениями (тревожными, агрессивными, гиперактивными)

Задачи:

  1. Актуализировать знания участников об индивидуально-психологических особенностях детей с эмоциональными и поведенческими особенностями

  2. Систематизировать представления участников об эффективных технологиях работы с детьми с эмоционально-поведенческими нарушениями (тревожными, агрессивными, гиперактивными)

  3. Закрепить формы и способы эффективного взаимодействия с каждой из обозначенных категорий детей в практической деятельности

  4. Обеспечить участников методическими материалами, необходимыми в практической деятельности

Примечание.

Занятие проводится в практико-ориентированном режиме. Основными компонентами данного занятия являются:

- эмоциональная вовлеченность участников;

- смена ролевой позиции: представленный опыт участники воспринимают как с позиции педагога, так и с позиции ребенка с эмоциональными и поведенческими особенностями.

Подобная форма проведения занятия позволит участникам гибко модифицировать полученный опыт при работе с детьми.

В программе

1. Организационный аспект

- вступительное слово ведущего

2. Теоретические аспекты

- характерные особенности детей с эмоциональными и поведенческими особенностями

- особенности взаимодействия с детьми эмоционально-поведенческими нарушениями (тревожными, агрессивными, гиперактивными)

3. Практические аспекты

- расширение арсенала методов и приемов работы педагога с детьми путем практического освоения технологий эффективного взаимодействия с детьми с эмоционально-поведенческими особенностями

Категория участников: педагоги

Формы работы:

  • информационные сообщения

  • слайдовая презентация

  • групповые дискуссии

практические упражнения в подгруппах

Необходимые ресурсы:

помещение для групповых форм работы (20 человек)

  • проектор

  • ноутбук

  • материалы, необходимые для выполнения практических упражнений

  • методические материалы, анкеты обратной связи (по количеству участников)

Планируемый результат:

- расширение репертуара взаимодействия педагогов

с детьми с эмоционально-поведенческими нарушениями (тревожными, агрессивными, гиперактивными)

Примерный ход проведения

Звучит фоновая музыка. Ведущий обращает внимание участников на фотографии, развешанные в аудитории.

Организационный этап.

Ведущий.

Конечно, есть такие дети, общаться с которыми — одно удовольствие: им все интересно, у них все получается, они вежливы, способны и очень милы. Но далеко не каждый ребенок подходит под эту категорию, и педагогу часто приходится использовать весь свой опыт, изобретательность, интуицию, чтобы найти подход к «другим» мальчикам и девочкам, посещающим группу детского сада. Причем каждый воспитатель знает, что методы, помогающие в работе с одним ребенком, могут быть недостаточно убедительными для другого и совершенно неприемлемыми для третьего.

Для того чтобы немного облегчить поиск оптимальных приемов воспитания, мы с вами поговорим о некоторых категориях детей, с которыми часто бывает трудно ладить. Это — гиперактивные, агрессивные и тревожные дети.

Основной этап

Ведущий. Несомненно, все дети разные. Анализируя работы и поступки детей, опытный наблюдатель с определенной степенью достоверности может реконструировать внутреннее содержание душевной жизни другого человека, в частности, выяснить некоторые особенности его поведения.

Комментарии. Ведущий организует выполнение практического упражнения «Портрет «особого» ребенка». Упражнение выполняется в подгруппах. Каждой из 3-х подгрупп выдается карточка «Портрет «особого» ребенка» (см. Приложение 1), на которой перечислены индивидуальные особенности каждой из обозначенной категории детей. Участники подгрупп совместно выбирают черты, свойственные какой-либо одной из рассматриваемых категорий. Затем каждая подгруппа зачитывает составленную характеристику, после чего проводится обсуждение.

Ведущий. Ценную информацию о внутреннем мире ребенка, о его чувствах и переживаниях мы можем получить, не только наблюдая, но и изучая продукты детского творчества. А так как почти все дети очень любят рисовать, то рисунки и являются одним из самых доступных способов "знакомства" с ребенком.

Звучит фоновая музыка. Демонстрируются рисунки детей.

Ведущий. Импульсивность, неумение долго заниматься одним делом, управлять своим поведением, своими движениями, свойственные гиперактивным детям, конечно же, отражаются в их произведениях. Рисунки редко бывают симметричными: если на бумаге изображено дерево, то ствол может быть искривлен, ветви "раскидистые", а листья четко не прорисованы, изображены "символически". Если изображены люди, то это "пляшущие человечки". Они никогда не статичны. Даже если ребенок не представляет еще, как рисовать фигуру в движении, это самое движение просматривается в каждой детали рисунка. Люди и животные на рисунках никогда не стоят на месте в неподвижной позе, они как будто размахивают руками, (лапами, хвостами), прыгают, вертят головой.

Попробуйте провести вертикальную линию вдоль туловища нарисованного гиперактивным ребенком человечка. Эта линия вряд ли будет перпендикулярной по отношению к линии земли, на которой стоит изображенный персонаж, не говоря уже о том, что и просто прямую линию провести невозможно.

Если гиперактивный ребенок захочет раскрасить свой рисунок, то скорей всего это будет сделано крайне небрежно: штриховка либо не будет доходить до контура, либо будет выходить за край изображения. Нажим, как правило, неравномерный, а детали рисунка — крупные, размашистые.

Звучит фоновая музыка. Демонстрируются рисунки детей.

Ведущий. Рисунки агрессивных детей отличаются большим количеством острых углов. Часто они изображают острые зубы, острые шипы, клыки;, когти и т. д.

Дети, которые в жизни привыкли добиваться своего с помощью кулаков, часто рисуют большие зачерненные, заштрихованные руки. Кстати, штриховка рук может свидетельствовать о мышечных зажимах в этой области. Те ребята, кто любит обзываться и кричать на других, привыкли вступать в многочисленные споры с окружающими, как правило, рисуют большой открытый рот с огромными, острыми зубами.

Обычно агрессивные дети предпочитают либо темные цвета (черный, коричневый и др.), либо очень яркие (красный, зеленый).

"Герои" рисунков агрессивных детей чаще всего люди действия. Они сражаются, кричат, догоняют кого-то, приказывают грозным тоном, ругаются, дерутся.

Звучит фоновая музыка. Демонстрируются рисунки детей.

Ведущий. Рисунки тревожных детей, как правило, имеют много зачерненных "пятен" или, напротив — слишком "прозрачны" и почти незаметны. Люди, изображенные тревожным ребенком, часто имеют большие темные (заштрихованные) глаза. Пословица "у страха глаза велики" точно отражает характер рисунков детей данной категории.

Тревожные дети, которые имеют низкую самооценку, изображают себя маленькими, почти невидимыми, обычно в нижней части листа.

Создавая свои "шедевры", они любят пользоваться ластиком, обводить и исправлять только что проведенные линии — их неуверенность во всем и боязнь сделать что-то не так проявляется и в художественном творчестве. Позы людей, как правило, статичны и однотипны: все замерли, все

ждут, все как будто прислушиваются и присматриваются, а нет ли сигналов о надвигающейся опасности?

Ведущий. Трудный возраст, трудный характер, трудный ребенок... Предпосылки «трудного характера» зачастую задаются нашими, взрослыми проблемами, нашими страхами, комплексами, отсутствием умения встать на позицию ребенка.

Как сказал известный американский писатель Рэндолл Джарелл - «Главная беда взрослых по отношению к детям заключается в том, что они забыли, что значит быть ребенком». Так что определение «трудные» по меньшей мере в равной степени может быть отнесено и к детям, и к взрослым.

А ведь попытаться увидеть окружающее глазами ребенка — уже сделать шаг к его пониманию и принятию его, на первый взгляд, бессмысленных поступков.

Да, да, к пониманию! Несмотря на то, ребенок разбил окно, пролил молоко или привязал к стулу соседского кота. Несмотря на то, что его поведение никогда не объяснить с помощью нашей, взрослой, логики. Только приняв точку зрения ребенка, мы, наконец, поймем, зачем он это сделал. А, разобравшись, может быть, станем воспринимать его поступки не как баловство и непослушание, а как попытки узнать мир, привлечь наше внимание, порадовать нас.

Сейчас мы с вами попытаемся увидеть окружающий мир глазами тревожного, агрессивного и гиперактивного ребенка.

Звучит фоновая музыка.

Комментарии. Ведущий организует выполнение практического упражнения «Письмо от имени ребенка». Участники каждой из трех подгрупп составляют обращение от имени одной из категории детей к воспитателям. По окончании работы зачитываются все три письма, и проходит их общее обсуждение.

Ведущий. Многим из нас кажется, будто наши трудности и проблемы с детьми уникальны; более того, нередко мы думаем, что конфликты с детьми случаются «только у нас». Однако опыт показывает: и в практике самых настоящих мэтров педагогики можно наблюдать такие ситуации, когда взрослый и ребенок не понимают друг друга. В этом нет ничего удивительного — ведь становясь педагогами, мы начинаем новую жизнь с чистого листа, и чужим опытом здесь не обойтись. Наш педагогический стаж исчисляется «возрастом» наших детей, мы растем и совершаем ошибки вместе с ними. Вместе с ними мы пускаемся в путешествие, в котором нужно быть готовым к разнообразным приключениям и опасностям. К сожалению, мы не можем обойти все препятствия... Но воспользоваться «подсказками» других людей и немного сориентироваться стоит.

Именно такими заметками, возможно, послужат алгоритмы работы с каждой из рассматриваемых категорий детей, которые составите вы сами, продолжая совместную работу в подгруппах.

Звучит фоновая музыка.

Комментарии. Ведущий организует выполнение практического упражнения «Один день из жизни ребенка». Каждой подгруппе предлагается бланк с описанием основных режимных моментов ребенка и характерными эмоционально-поведенческими проявлениями агрессивного, тревожного и гиперактивного ребенка, а также методические материалы по работе с каждой категорией детей

Используя предложенные методические материалы, а также «вспомогательные» средства, каждая подгруппа вырабатывает алгоритм работы с заданной категорией детей, который демонстрирует остальным участникам (разыгрывание ролей).

Ведущий. Конечно, индивидуальный подход к каждому ребенку — это замечательно! Но каким бы индивидуальным он ни был, мы, взрослые, "подходим" к ребенку со своими мерками. А что думают о себе, о других детях и о взрослых, те, кого мы с легкостью относим к разряду гиперактивных, агрессивных и тревожных детей? Мы думаем, что тот, кто прочтет следующие высказывания, откроет для себя много нового (правда, не всегда приятного), сможет лучше понять детей и в будущем избежать многих ошибок.

Участникам раздаются высказывания детей . Участники зачитывают высказывания детей. Обсуждение.

Заключительная часть

Ведущий. Трудно любить кусающегося, орущего, лягающегося и размазывающего слезы по щекам малыша. Трудно, но, оказывается, можно. Это возможно для понимающего педагога, спешащего навстречу маленькому человечку.

Спасибо за внимание.

Комментарии. В заключительной части семинара участникам предлагается заполнение анкет обратной связи.