|
1. Вступительное слово
1.Вступительное слово: «Гендер» (род) - социальный пол, пол как продукт культуры.
Актуальность гендерного воспитания в современном обществе огромна и обосновывается рядом проблем:
1.Снижение уровня здоровья мальчиков и девочек.
2.Притупление или потеря чувства гендерной принадлежности.
3.Повышение неадекватности форм поведения среди молодежи.
Целью гендерного подхода в педагогике является воспитание девочек и мальчиков, одинаково способных к самореализации. Наиболее благоприятным возрастным периодом для начала гендерного воспитания является младший дошкольный возраст. Механизмом гендерного воспитания выступают личностно-ориентированные технологии, которые способствуют формированию полоролевых знаний и представлений; овладению способами полоролевого поведения; самосовершенствованию женской (мужской) индивидуальности; формированию представлений о культуре и народных традициях. Период дошкольного детства – это тот период, в процессе которого педагоги и родители должны понять ребенка и помочь ему раскрыть уникальные возможности, которые даны ему своим полом, если мы хотим воспитать мужчин и женщин, а не бесполых существ, растерявших преимущества своего пола.
2. Мастер- класс «Путешествие в страну мальчиков и девочек»: Задачи:
1.Помогаем педагогам систематизировать знания и представления о полоролевой идентификации детей.
2.Социально- коммуникативное развитие: формируем навыки владения технологиями, при помощи которых педагог помогает ребенку утвердиться в половой принадлежности, рассказывать о себе, как о представителе определённого пола, передавать словами жизненные впечатления.
Материалы и оборудование для проведения мастер- класса: фонограмма детской песни «Это вам не стол заказов!», кружочки- стикеры из самоклеящейся пленки синего и красного цвета по числу участников; для игры «Волшебный цветок»: большой цветик- семицветик со съёмными лепестками, серединка двойная, чтобы лепестки вставлялись в неё; для игры «Кто живет в твоем сердце?»: карточки- символы с понятиями (доброта, аккуратность, нежность, забота, помощь родителям, сила, смелость, трудолюбие, внимание); для игры «Предмет- женщина, предмет- мужчина»: кувшин, ваза, карандаш, шляпа, стакан; участники мастер- класса сидят группками по 5-6 человек за столами.
Ход мастер- класса:
Звучит фонограмма детской песенки «Это вам не стол заказов!»
Педагог мотивирует участников на игру: Замечательная песенка! Вам нравится? Вижу добрые улыбки. Предлагаю вам поиграть. Возьмите на выбор и приклейте на одежду красный или синий стикер- в какой роли вы сегодня хотели бы быть, мальчика или девочки.
Дидактическая игра « Волшебный цветок».
« За что нам нравятся мальчики (девочки)?» Цели: Воспитывает культуру взаимоотношений между мальчиками и девочками. Формирует у детей понятия о положительных чертах характера мальчиков и девочек. Участниками этой игры могут быть дети со второй младшей группы. Материал: цветок из разноцветного картона, лепестки съемные, вставляются в серединку. Ход игры: (пояснение педагога) Эту игру можно проводить индивидуально с ребенком, с подгруппой или всей группой детей.
Педагог- мастер рассказывает участникам о волшебной стране, в которой все дети дружили друг с другом, но злая фея поссорила всех ребят. Затем предлагает собрать «Цветок Дружбы», чтобы мальчики и девочки в этой волшебной стране помирились и научились понимать и ценить друг друга. Для этого нужно каждому по очереди взять лепесток и назвать хорошее качество девочки или мальчика. Дети (участники мастер- класса) перечисляют положительные качества, соединяя лепестки с серединкой. Когда цветок собран, педагог предлагает всем «мальчикам» и «девочкам» обнять друг друга, так как тактильный контакт закрепляет приобретенный опыт взаимопонимания. Педагог- мастер называет участникам другие варианты этой игры. Например, « Как я дома помогаю?»: Цели: Формировать представления о домашних обязанностях женщин и мужчин, девочек и мальчиков. Воспитывать желание оказывать помощь людям. Ход игры: Дети по очереди отрывают лепестки от цветочка, называют обязанности, которые выполняют в семье (поливают цветы, подметают пол, ухаживают за животными, «воспитывают» младших сестер и братьев, чинят игрушки и др. Можно разнообразить игру. Пусть дети перечислят обязанности, которые выполняют в семье их мамы, а потом папы. 3 Следующий вариант « Кто я в семье?»: Цели: Формирование представлений о родственных связях. Учим детей правильно употреблять такие слова, как сын, внук, брат, дочь, внучка, сестра ( в старшем возрасте – племянник, племянница, двоюродный брат и т.д.). Ход игры: С помощью наводящих вопросов взрослого дети должны дать ответ, кем они являются для своей мамы, папы, бабушки и т. д.
Символическая игра: «Кто живет в твоем сердце?»:
Задание:
Получив карточки- символы, схематически изображающие понятия «доброта», «красота», «честность», «смелость», «сила» нужно отобрать те, которые определяют поведение мальчика и девочки. В качестве символа - изображение мишки, выполняющего различные действия:
Символическая игра (адаптированные игровые методы P.M. Чумичёвой) «Предмет-мужчина, предмет-женщина».
Задание. Рассмотреть предмет (кувшин, карандаш, ваза, шляпа, стакан), представить, кем бы он стал, если его оживить (мужчиной или женщиной), и обыграть эти предметы, изображая их взаимодействие – словесно или жестами.
Игры способствующие овладению способами полоролевого поведения. Специально организованные проблемные ситуации.
Педагог: Очень важно с детьми анализировать ситуации, ежедневно возникающие в детском саду. Они формируют модель поведения для мальчиков и модель поведения для девочек. Предлагать ребенку моделировать ситуацию не только словесно. С помощью графических средств или демонстрационного материала он должен продумать и обозначить свои отношения и действия с теми людьми, кто находится с ним в одной ситуации:
1. Алеша и Дима, играя, не поделили машину. Что может произойти, если никто из мальчиков не захочет уступить? Как им можно решить конфликт по-мужски?
2. Мама просит Ульяну убрать игрушки за собой и положить их на место. Что будет, если девочка выполнит мамину просьбу? А если откажется?
Выводы по игровым технологиям в гендерном воспитании: Современные требования индивидуального подхода к формированию личности не могут игнорировать гендерные особенности ребёнка. Это биосоциокультурные характеристики. Современные приоритеты в воспитании мальчиков и девочек заключаются в изучении потенциала партнёрских взаимоотношений между мальчиками и девочками, в воспитании человеческого в женщине и мужчине, взаимопонимания и взаимодополнения.
Раздач а участникам брошюр «Игры с детьми дошкольного возраста по гендерному воспитанию».
|
|
|