Конспект открытого занятия по музыке с использованием ИКТ
(22.02.2013 г.)
Тема : «Марш»
Тип занятия: урок ознакомления с новым материалом.
Цель: ознакомление детей с музыкальным жанром марш.
Задачи :
Познакомить с военно-строевыми, спортивными, походными, торжественными, сказочными маршами.
Познакомить с инструментами симфонического оркестра (внешний вид, тембровая окраска), с темами героев сказки С.С. Прокофьева «Петя и волк».
Учить различать характер музыки.
Воспитывать культуру слушания симфонической музыки.
Развить музыкальные способности детей через активную творческую деятельность
Методы:
1. Словесный метод (беседа с использованием средств визуальной и слуховой наглядности: рассматривание слайдов презентации по теме урока).
2. Метод контрастного сопоставления.
3. Метод импровизации (исполнение вокальных, двигательных импровизаций на темы героев сказки С.С.Прокофьева «Петя и волк»).
4. Метод стимулирования музыкально-творческой деятельности через создание эффекта удивления с помощью информационно-коммуникационных технологий.
Формы работы: индивидуальная, парная, фронтальная.
Виды деятельности на занятии:
1. Слушание музыки, анализ средств музыкальной выразительности.
2. Выполнение творческих заданий (вокальные, двигательные импровизации).
3. Работа с наглядными пособиями (презентация).
Оборудование к уроку: smart-доска, мультимедийное оборудование, компьютер, фортепиано или синтезатор, презентация в программе Power Point.
Материалы к уроку:
Сергей Прокофьев «Марш» из «Детского альбома»
Георгий Свиридов «Военный марш»
Сергей Прокофьев симфоническая сказка «Петя и волк»
А.Ермолов, А.Морозов песня «Паровоз букашка»
Ход урока.
Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня вы познакомитесь с музыкальным жанром марш. Мы выясним с вами, какие бывают марши и поговорим о том где мы можем услышать марши. Итак, темой сегодняшнего занятия марш.
Музыка, сопровождающая движения людей, известна с глубокой древности. Она была призвана объединять эти движения и потому всегда соответствовала их характеру – торжественному и неторопливому, или бодрому, энергичному. Так возникли марши. Теперь под их музыку проходят различные массовые шествия.
Торжественные марши звучат – во время народных праздников и парадов.
Военно-строевые, походные мы слышим– когда марширует войсковая часть или другая организационная колонна людей.
Спортивные марши звучат– на физкультурных парадах и соревнованиях.
Траурные марши исполняются– в скорбные дни похорон.
Поэтому марши бывают торжественные, военно-строевые, походные, спортивные, похоронные.
При всем разнообразии маршей им присуще общие черты: это четкий ритм шага, и марш всегда исполняется под счет: “раз-два”.
Послушаем фрагмент музыки марша: «Марш» из «Детского альбома» Сергея Прокофьева.
Учитель:Вспомните, кто написал эту музыку?
Дети: Сергей Прокофьев.
Учитель: Верно, это музыка знаменитого русского композитора Сергея Прокофьева. Этот марш необычный, он звучит тихо, осторожно.
По характеру марш шутливый, сказочный, чудной. В музыке слышатся неожиданные подпрыгивания, акценты, приседания. Под него могут шагать какие-нибудь смешные фантастические существа..
Мы с вами уже слушали этот марш и даже мысленно фантазировали под эту музыку. И дома я просила вас нарисовать ваши фантазии. И сейчас мы с вами ещё раз послушаем марш Сергея Прокофьева и увидим ваших смешных человечков.
Слушаем и смотрим презентацию ваших рисунков в Power Point
Учитель: Да это марш комический , марш-шутка.
А мы сейчас вспомним ещё один марш совсем другой по характеру.
Звучит фрагмент музыки: Георгий Свиридов «Военный марш»
Учитель: Кто написал эту музыку?
Дети: Георгий Свиридов.
Учитель: Верно. Эту музыку написал русский композитор Георгий Свиридов и называется эта музыка «Военный марш». По характеру марш торжественный, смелый, победный. Музыка горделивая, решительная, воинственная, смелая. Такую музыку мы называем военно-строевой марш. Такой марш мы можем услышать на военных парадах в исполнении духового оркестра. Давайте превратимся в военных и перенесёмся на Красную площадь, на репетицию парада.
Ритмическая композиция.
Сейчас мы вспомним ещё одно произведение, с которым мы познакомились на занятиях. Это симфоническая сказка «Петя и волк» Сергея Прокофьева. Почему она называется симфонической?
Дети: её исполняет симфонический оркестр.
Учитель: Правильно. Это музыкальное произведение для симфонического оркестра. Композитор, создавая сказку, хотел помочь детям «войти» в мир симфонической музыки.. Многим (даже взрослым людям!) симфоническая музыка кажется сложной и непонятной. Сергей Прокофьев был первым композитором, кто решил познакомить ребят с инструментами симфонического оркестра в увлекательной форме, в виде сказки.
Каждый персонаж сказки изображается каким-то похожим на него по характеру звучания музыкальным инструментом. У каждого героя свой голос или – тембр. А так же, у каждого героя есть и своя мелодия, которая звучит всегда, когда он появляется. У птички – своя, у кошки – своя. Такая мелодия – узнаваемый портрет – называется лейтмотивом. Давайте вспомним наших героев.
Презентация.
Слайд 1- звучит мелодия Пети.
Учитель: Главный герой: Петя веселый, радостный, озорной мальчик. Он идет, что-то напевает. Мелодия плавная, иногда «скачущая», как будто Петя подпрыгивает, может быть, танцует). Какие инструменты исполняют лейтмотив Пети?
Дети: скрипки, виолончели, альты, контрабасы.
Учитель: Вы правы. Лейтмотив Пети исполняют инструменты симфонического оркестра. Покажите движениями рук, как играют на скрипке, виолончели, контрабасе. (Дети встают, под музыку имитируют игру на инструментах).
Слайд 2 -звучит мелодия птички.
Учитель:Это – птичка. Какое настроение у птички?
Дети: Веселое, радостное, счастливое, беззаботное.
Учитель: Верно. мелодия звучит быстро, в высоком регистре. Можно представить, как она летает, порхает, машет крылышками.
Какой инструмент исполняет лейтмотив птички?
Дети: флейта.
Учитель: правильно. К какой группе инструментов относится флейта?
Дети: флейта – деревянный духовой инструмент.
Учитель: покажите игру на флейте.
Слайд 3 звучит лейтмотив утки.
Учитель: это - утка! Мелодия неторопливая, плавная; ритм равномерный; уточка идет неуклюже, переваливается с лапки на лапку, крякает. Какой инструмент исполняет лейтмотив Уточки?
Дети: гобой.
Учитель: Какой тембр у гобоя?
Дети: Тембр гобоя спокойный, тихий, крякающий, гнусавый, не очень высокий.
Учитель: К какой группе инструментов относится гобой?
Дети: Гобой относится к группе деревянных духовых инструментов
Слайд 4 звучит лейтмотив кошки.
Учитель:Это – Кошка. Мелодия звучит осторожно, тихо. В музыке слышны шаги кошки, как будто она крадется. Характер у кошки мягкий, хитренький, острожный.
Тему Кошки исполнял инструмент кларнет. Какой тембр у кларнета? -Низкий, бархатный, мягкий, спокойный. Кларнет – деревянный духовой инструмент.
Слайд 5 звучит лейтмотив дедушки.
Учитель: Это - Дедушка сердитый, строгий. Наверное, он сердится на Петю. В мелодии слышно как он ходит и ругает его. Дедушка недоволен поведением своего внука. Он обеспокоен, что Петя ушел за калитку и не закрыл ее за собой. «…Места опасные. А если из лесу придет волк? Что тогда?».
Инструмент, исполняющий лейтмотив Дедушки – фагот. Давайте определим, какой «голос» у фагота: низкий или высокий?
Дети: Густой, низкий.
Учитель: Музыка может не только похоже передавать тембр голоса, но и изображать движение, манеру походки. Персонажи сказки легко узнаются ещё и потому, что каждый образ композитор очень тонко характеризует через манеру двигаться: птичка порхает быстро, беззаботно и весело, утка двигается медленно, неуклюже, переваливаясь с боку на бок. Кошка двигается крадучись, осторожно, ловко.
Передавая манеру двигаться, композитор часто использует в своей сказке марш. Но характер этих маршей совершенно разный.
Игра: «Угадай, кто идёт?» (дети под музыку изображают движения героев)
Тема Пети –написана в жанре марша. Марш весёлый и легкий.
-
Тема дедушки это тоже марш, но тяжёлый, сердитый, суровый, медленный.
Тема утки это тоже марш – медленный марш: ритм равномерный; уточка идет неуклюже, переваливается с лапки на лапку.
Тема кошки – это тоже марш, изображающий шаги осторожной, крадущейся кошки.
Тема волка тоже немного похожа на марш. Она передаёт его грозные шаги.
Вот такая замечательная, поучительная сказка, которая знакомит нас с музыкальными инструментами симфонического оркестра и различными по характеру маршами.
Итог: Что же такое марш?
Марш – это музыка сопровождающая движения, своем четким единообразным ритмом она помогает идти.
В заключении нашего занятия мы вспомним ещё один марш, походный марш или марш-песню, с которой мы отправимся в поход по волшебной стране.
Дети исполняют песню А.Ермолова, А.Морозова «Паровоз букашка»
|