|
Дискуссия как эффективный интерактивный метод формирования коммуникативной компетенции на уроках английского языка
Ваторопина Е.В.,
МБОУ СОШ № 67, г.Екатеринбург
Дискуссия как эффективный интерактивный метод формирования коммуникативной компетенции на уроках английского языка
Для развития коммуникативной компетенции обучающихся, формирования навыков публичного выступления, навыков диалогической и монологической речи целесообразно использовать интерактивные технологии при обучении английскому языку. Наиболее эффективными интерактивными технологиями, по нашему мнению, являются дебаты, дискуссии, круглые столы, конференции, ролевые игры.
Из своего педагогического опыта знаю, что для учащихся изложение собственных мыслей и идей публично, особенно на иностранном языке, - достаточно сложный процесс, как с лингвистической, так и с психологической точки зрения. Во время выступления они подчас не могут чётко сформулировать свою мысль, подобрать необходимые языковые средства, испытывают чувство неуверенности и волнения.
Во время дискуссии учитель перестает быть лишь лектором, выдающим слушателю определенный объем информации для запоминания, а играет роль помощника, собеседника. Ученик здесь выступает уже не в роли пассивного слушателя, а становится активным и полноправным участником диалога. Идет коллективное обсуждение какого-либо вопроса, проблемы, предложений, идей. Задача учителя – не давать ученикам какие-то задания для выполнения, а побуждать их к самостоятельному анализу ситуации, конструированию своих знаний, усвоению новых знаний путем выявления, обсуждения, закрепления их в процессе дискуссии. Активизируется творческая деятельность учащихся, тренируются и развиваются их умение мыслить критически и объективно.
Дискуссию можно провести почти по каждой теме, изучаемой в школе. Наиболее интересными и для меня, и для моих учеников считаю дискуссии на темы по социальной проблематике. Так учащиеся с удовольствием обсуждают проблемы молодежи, субкультуру, роль СМИ в жизни общества, виды путешествий, свои увлечения, будущую профессию, взаимоотношения с друзьями или в семье, проблемы экологии, школьную жизнь и др. Тема дискуссии обычно доводится мною до сведения учащихся заранее (но интересны и «спонтанные дискуссии» – когда тема дискуссии узкая). Дискуссии предшествует большая самостоятельная работа учащихся по сбору, обработке и анализу информации, полученной из различных источников.
Тема «Конфликты» изучается в 9 классе. В качестве завершающего урока по теме я провожу дискуссию-конференцию «Youth and Conflicts». Для обсуждения могут быть взяты следующие вопросы:
What are the most common causes of conflicts?
How often do you have conflicts?
Whom do you often have conflicts with?
How do you resolve conflicts?
Is it possible to avoid conflicts?
Explain why a peaceful resolution to a conflict is important.
Give advice on what people should do if they have a conflict.
Как показала практика, учащимся есть что сказать на эту тему. Она им интересна и близка. Практически у всех есть опыт конфликтных ситуаций и мнение по данной проблеме, которыми они могут и хотят поделиться. Ребята приводят примеры из своей жизни: общение с одноклассниками и друзьями, разногласия в семье, конфликты в школе и др. В процессе дискуссии ее участники следуют следующим правилам: «Я критикую не людей, а идеи», «Я прислушиваюсь к мнению каждого», «Главное – не победа в споре, а выработка конструктивного решения проблемы», «Я говорю сам и хочу, чтобы другие высказались по проблеме», «Если аргументы и доводы участников дискуссии убедительны, я могу изменить свою точку зрения».
В начале дискуссии я применяю методику «Мозговой штурм».
Youth and Conflicts
to agree
to discuss
to choose
to disagree
to understand
to argue
to share
to hear
to lead to
to relate
to solve
to unite
to prevent
to avoid
to ignore
to confuse
to criticize
to support
to hear
to differ from
|
to respect each other
to listen to each other
to talk to each other
to deserve somebody’s love
to observe the laws of co-existence
to get on well
to suggest an idea
to allow
to discriminate
to prohibit
to suffer from
reserved
polite, calm, kind
friendly
optimistic
tolerant
aggressive
nervous
|
values
rights
relations
opinion
idea
situation
conflict resolution
by peaceful means
in a peaceful way
reunion
fair
unfair
argument
violent
confident
attentively
similar
calmly
friendship
freedom
|
Важную роль для развития навыков диалогической речи играет Dialogue Vocabulary.
In my opinion …
I think …
To my mind …
What do you think about it?
It’s a good idea to …
I feel strongly against it.
I’m absolutely positive that …
I don’t care about …
Do you mean that …?
I’m not sure that …
I’m sure you’ll agree that …
In addition to that …
|
For example …
For instance …
First … Second …. Third …
The first … The second … The third …
First … Next … Then … After that … Finally …
Connecting words:
Consequently … Therefore … However … Because of …
Although … In addition … Since … Also
Because …. … so … … but … … and …
|
На данной дискуссии-конференции я использовала результаты проектной работы учащихся – исследовательский проект девятиклассников «Conflicts in our life», который они защищали на школьной и районной научно-практической конференции. Авторы проекта рассказали о том, как относятся к данной проблеме другие учащиеся нашей школе. Результаты опроса, проведенного среди старшеклассников, и анализ его результатов были показаны в презентации работы. Рассказ авторов проекта вызвал большое количество вопросов. Состоялся обмен мнениями по проблеме, которая очень близка учащимся и волнует их.
Учащиеся приходят к определенному выводу – решению. Чтобы помочь им в этом, считаю целесообразным предложить следующее задание:
Fill in the table and make a conclusion.
What should people do to resolve conflicts?
To resolve conflicts people should …
|
To resolve conflicts people should not…
|
|
|
criticize differences
ask for advice from someone who is older than you
listen attentively to other people
punish unfairly
be optimistic
speak calmly
be confident and relaxed
ignore someone’s opinion
keep a sense of humour
bully people
tell people what makes you unhappy
avoid criticizing differences
cheer up people
avoid looking for a peaceful solution
observe other people’s rights
talk to people
bother someone
quarrel with people
Учащиеся высказываются о главных, на их взгляд, способах предотвращения или решения конфликтов.
При оценивании участников дискуссии следует учесть следующие критерии: аргументированное представление своей точки зрения, умение задавать проблемные вопросы, обобщать полученную и изученную информацию, делать выводы, а также – соблюдение речевого этикета и грамотность речи.
|
|
|