|
Дифференциация звуков [з]-[ж] (групповое занятие, 1 класс)
Конспект логопедического занятия представлен как образец работы в разных зонах специально оборудованного логопедического кабинета для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (сколиозом)
Тема: Дифференциация звуков [з]-[ж] (групповое занятие, 1 класс).
Задачи:
Коррекционно-обучающая-
Учить различать на слух звуки [з], [ж]
Коррекционно-развивающая-
Уточнение и сравнение артикуляции звуков; развитие фонематического слуха, мелкой моторики, грамматического строя речи; развитие зрительного восприятия.
Коррекционно-воспитательная- воспитание культуры речи.
Оборудование: зеркала, картинка мимозы, индивидуальные карточки, дидактический материал.
Ход занятия.
Структура занятия
|
Предполагаемые действия и
ответы детей
|
Учащиеся работают в 1 зоне
|
|
1. Организационный момент
- Здравствуйте ребята. Займите рабочие места.
Ответьте на вопросы:
Какой сегодня месяц?
Какой сегодня день недели?
Какое сегодня число?
|
Дети встают за конторки.
Сегодня март месяц.
Сегодня день недели среда.
Сегодня 1 число.
|
2. Артикуляционная гимнастика
-Возьмите зеркала, делаем следующее упражнения:
заборчик, улыбка, хоботок,
заборчик, блинчик, вкусное варенье,
почистили верхние зубки, теперь нижние, чашечка.
|
Выполняют упражнения
|
3. Введение в тему.
- Ребята, буквы спрятались, узнайте их.
- Прочитайте эти буквы.
- Ребята, какие звуки обозначаются этими буквами?
(Мягкий звук з, называется, но в работу не включается)
|
Разгадывают заштрихованные буквы З и Ж. Прочитывают.
Называют соответствующие звуки.
|
4. Артикуляционная и акустическая характеристика звуков
- Дайте характеристику звуку [з], какой он?
- Как расположены: губы, язык?
- Проверьте работу голосовых связок.
Аналогичная характеристика даётся звуку [ж].
- Давайте послушаем, закройте уши руками и произнесите
звуки [з], [ж]. Что заметили?
- Сделайте вывод. Что общего у звуков [з], [ж]?
- Чем эти звуки отличаются?
- Поэтому важно научиться различать эти звуки.
|
Учащиеся испытывающие трудности в построении ответов могут обратиться в IV зону за подсказкой.
Согласный, звонкий, твёрдый
[з]- в улыбке, у нижних зубов,
[ж]- рупором, чашечкой.
Согласные, звонкие, твёрдые
Местом образования преграды
|
5. Развитие фонематического слуха
а) Ребята, послушайте внимательно слоги и повторите за мной:
За-жа жа-за-жа
Зи-жи жи-зи-жи
Зу-жу жу-зу-жу
Жоз аз-аж
Зож уз-уж
|
Произносят слоговые дорожки
|
б).Слуховой диктант слов.
Хлопнуть, если услышите «з», топнуть, если услышите «ж».
признак, прижать, жалость, мороженое, морозить, поджарил, скользит, пробуждение, поземка, резьба, режим, кружевной, гвоздика ,
|
Дети топают и хлопают.
|
6. Пальчиковая гимнастика «Дождик» Приготовили свои ладошки. Кто скажет, какие осадки выпадают весной? Правильно дождик. Давайте поиграем в дождик. По левой руке бьём одним пальцем, теперь двумя, тремя, и т. д.
|
Дождик.]
Дети хлопают в ладоши.
|
Переход во 2 и 3 зоны
|
|
7. Работа в тетрадях
- Записать под диктовку слова в два столбца (по наличию «з» или «ж»):
пожар, забор, звонкий, зубрил, сажа, змеи, жатва, дежурный,
вызывал, выжму, друзья, дружный, прыжок, озимь, ожил, кружить, грузить.
- Проверяем. Читаем по цепочке.
|
Дети записывают слова в два столбика в тетради, поочерёдно работают у доски, затем проверяют.
|
8. Ребята, а вы любите разгадывать загадки? Давайте проверим. Что это за цветок?
Желтые огоньки
На веточке сидят
И на нас глядят.
(Мимоза.)
- Составляем звуковую схему.
-Записываем отгадку в тетрадь и на доске.
- Проверяем у доски.
- Сколько слогов в слове?
- Назовите первый слог.
- Назовите 1 звук, последний слог, предпоследний звук.
|
Да. Давайте.
Мимоза. Демонстрация картинки.
В слове мимоза 3 слога, потому что 3 гласных.
-ми
[м], -за, [з
|
9. Прочитать и записать, вставляя пропущенные согласные буквы: з, ж:
_иму мы _дали,
_иму мы _вали.
Ну_на _имой шуба,
Ну_ны _имой сани
Ё_ик пол_ёт в овра_ек.
Тя_ело нагру_ены во_ы.
_вонкое пение стри_ей слышно из далека.
Наше _вено называют дру_ным.
Песню раннюю _апел в ла_ури _аворонок.
|
Раздаются карточки, дети выполняют задание.
|
Учащиеся переходят в 4 зону
10. Динамическая пауза. Игра с мячом.
Изменить слова по образцу, отмечая чередования з—ж:
Образец: возить - я вожу.
Резать - _________...
скользить — ___________..
мазать —.__________
грузить —.____________..
сказать —.____________
заказать —._______________..
отказать —.____________..
|
Поймав мяч, ребёнок изменяет слово, называет и отправляет мяч ведущему.
|
11. Игра «Собери предложения»
-Ребята, нужно собрать предложения из слов, которые «разбросаны» на столе.
зажигают Зимой рано огни:
не было дорог Раньше железных.
костёр разожгли Мы
- Молодцы, хорошо справились с заданием.
- Покажите схему этого предложения.
|
Зимой рано зажигают огни.
Раньше не было железных дорог.
Мы разожгли костёр.
Дети показывают схемы.
|
12. Подведение итогов. Рефлексия.
-Молодцы ребята, вы сегодня хорошо поработали.
- Покажите зелёную карточку кто научился различать звуки [з], [ж], красную – кому трудно.
- Вспомните, какие звуки учились различать?
- Что у этих звуков общего?
- Чем они различаются?
- Спасибо за работу, до свидания.
|
Проводят самооценку.
Называют звуки: «з» «ж».
Согласные, звонкие, твердые.
Местом образования преграды.
|
Учитель-логопед МАОУ СОШ № 154
Илюшина О.Л.
|
|
|