|
«Дифференциация звуков и букв [З]- [З’] [Ж] в слогах, словах и предложениях»
Тема занятия: « Дифференциация звуков и букв [З]- [З’] [Ж] в слогах, словах и предложениях»
Цель: формирование навыка дифференциации звуков в слогах, словах, предложениях
Задачи: закрепление навыка различать звуки на слух, при письме и чтении; развитие зрительного и слухового, кинестетического восприятия, внимания, воображения, мышления; воспитание навыков совместной деятельности, взаимопомощи.
Оборудование: демонстрационная схема для характеристики дифференцируемых звуков, карточки-символы комара и пчелы, индивидуальные зеркала, две коробки с крупой и буквами, «звуковые» полоски, фишки (буквы), карточки с частями слов для образования слов, тексты с ошибками, деформированные предложения, схемы слов.
Ход занятия.
Организационный момент.
Игра «Отыщи букву, определи крупу».
Найдите буквы в крупе, определите на ощупь с закрытыми глазами. Назовите звуки, которые обозначаются данными буквами.
Тема: Будем различать звуки З, ЗЬ, Ж.
Биоэнергопластика (совместные движения рук и языка). «Горка», «Чашечка», «Парус»
“Парус” - сомкнутая ладонь поднята вверх.
“Горка” - согнутая ладонь опущена.
“Чашечка” – «рёбра» ладоней и мизинцы прижаты друг к другу, имитируя положение “чашечки”.
Работа с таблицей. С помощью таблицы-схемы расскажите об артикуляции звуков (ответ у доски). (Приложение 2.)
Покажи нужную карточку-символ.
Звук [З] похож на писк комара, [Зۥ]- маленького комарика, [Ж]- жужжание пчелы.
Логопед называет слова:
завтра, жатва, пижама, друзья, возы, сажа, прыжок, завязать, зажигалка, звезда
Произнесение и договаривание чистоговорок.
За-за-за – в сарае … (коза) зы-зы-зы – рожки у … (козы) жа-жа-жа – иголки у … (ежа) жи-жи-жи – плавают… ( моржи) же-же-же – машина в … (гараже)
6. Блиц опрос.
Замени слово новым так, чтобы оно начиналось со звука [з] или [ж]
лягушка – жаба
зной – жара
ограда – забор
животное – зверь
грубый – жестокий
дом – здание
6. Игровое упражнение «Сыщики»
В этих строчках спрятаны слова. Выберите их и подчеркните (на доске две длинные полосы бумаги с набором букв).
абкузнечиклбдивжукаиблстрекозавкдижуравль
рмнкозафложирафтшкзебраоусмжук
(дети называют слова и подчеркивают их)
В каждой строчке найдите лишнее слово (журавль, жук).
-
Глазодвигательное упражнение «Глаз – путешественник» Развесить в разных частях доски картинки, в названии которых есть изучаемые звуки. Исходное положение – стоя. Не поворачивая головы, найти глазами тот или иной предмет, названный логопедом.
Физминутка
Складывание слов из половинок:
берется от 3 до 10 слов, каждое из них пишется на двух маленьких карточках. Чтобы первая его часть была написана на одной карточке, а вторая на другой. Ребенку предлагается быстро сложить карточки так, чтобы получились осмысленные слова. Для выполнения этого упражнения можно использовать как индивидуальную работу ребенка, так и работу по группам, работу в парах.
Зи на поло жила моро женое морозил ка
(Это упражнение развивает способность по отдельному фрагменту высказывать догадку обо всем слове в целом и сразу же подтверждать ее недостающим фрагментом. Кроме того, формируется установка на побуквенный анализ слова).
Составить из данных слов предложение.
Что нужно добавить в это предложение? – предлог «В».
10. Итог занятия
Подарок за отличную работу на занятии- логопедическая раскраска.
|
|
|