КОНСПЕКТ УРОКА
ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ В 7 КЛАССЕ
Тема: «Искусство иллюстрации.
Иллюстрация к сказке Г.Х.Андерсена «Цветы маленькой Иды»
Оборудование урока:
Для учителя: проектор, документ-камера, детские книжки, иллюстрации художников, образцы детских работ, изображения цветов.
Для детей: акварель, гуашь, цветные карандаши, открытки цветов.
Музыкальный ряд: Вальсы, мазурки.
Тип урока:
По дидактической цели – формирование новых знаний.
По способу организации – проблемный.
Технология: развитие критического мышления (через чтение к изображению) и ИКТ
Словарь: художник-иллюстратор, иллюстрация, фронтиспис, заставка, полосная иллюстрация, полуполосная, разворотная, оборотная, рисунки на полях, концовка.
Форма организации коллективной композиции: совместно-индивидуальная
На доске: эпиграф, тема урока, словарные слова, детские книжки.
Ход урока:
«Чтобы жить, нужно солнце, свобода и маленький цветок»
Ганс Христиан Андерсен (эпиграф на доске)
I /Организационный момент: (10-20 секунд).
Задачи учителя:
Подготовить учащихся к работе на занятии и настроить на эффективную работу на уроке.
Метод: беседа.
Задачи учащегося:
Проверить свою готовность к уроку.
Метод: самопроверка, взаимопроверка.
Критерий достижения цели:
Полная готовность класса и оборудования, быстрое включение учащихся в деловой ритм.
2. Опрос: (7мин.)
Домашним заданием у вас было прочитать сказки Андерсена, обязательно сказку «Цветы маленькой Иды» и подумать, какой эпизод сказки вы хотели бы проиллюстрировать.
К доске приглашаю ребят. Они рассказывают сюжеты, понравившиеся им и, которые они бы хотели иллюстрировать (детали можно зачитать).
Задачи учителя: Установление выполнения домашнего задание всеми учащимися, выявление понравившихся эпизодов из сказки; Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели, учебно-познавательной деятельности, актуализация опорных знаний и умений по теме. Метод ( приём):
Фронтальная беседа, работа с текстом.
Задачи учащегося: выбрать сюжет для иллюстрирования.
Уметь осуществлять самопроверку и взаимопроверку правильности выполнение заданий, уметь оценивать себя.
3. Объяснение нового материала(20 мин). Задачи учителя: сформировать представление об основных элементах книги, познакомить учащихся с искусством иллюстрации. Через проблемный метод обучения воспитывать любовь и интерес к искусству
Задачи учащихся:
уметь отличать элементы книги, ознакомиться с понятиями, научиться выбирать сюжет и представить его образно.
Методы обучения:
Основной – проблемный.
Частные методы и методические приемы: фронтальная беседа, воспроизводящая беседа с использованием мультимедийной презентации.
Критерии определения уровня внимания и интереса учащихся к материалу:
Активные действия учащихся при работе выбора сюжета.
Посмотрите, сколько книг. Какие они разные - интересные, знакомые с раннего детства, те которые мы еще не прочли. Давайте, рассмотрим их ближе.
Постановка проблемы: Чем они отличаются? (размером, формой, оформлением). У меня в руках книга, но, мне кажется, что при просматривании ее, нет чего-то главного, чтобы вы сразу захотели прочитать.
Ребята скажите «Без чего книга не вызывает интереса».
Правильно «Без иллюстраций».
Прежде, чем мы начнем рисовать, давайте окунемся в мир книг, в мир иллюстраций и посмотрим презентацию «Книжная иллюстрация» (ПРИЛОЖЕНИЕ 1).
Итак, скажите мне, пожалуйста, что такое иллюстрация? Попробуйте определить тему и цель нашего урока.
(Цель нашего урока – нарисовать иллюстрацию к сказке Андерсена «Цветы маленькой Иды».) Работать будем два урока.
Первый – линейный рисунок, интересная композиция.
Второй урок – завершение работы в цвете.
Г.Х.Андерсен оставил нам богатое литературное наследие: два десятка пьес, пять романов, множество очерков и стихотворений. И всё-таки, главное, чем славен Г.Х.Андерсен, – это сказки.
– Сколько его сказок вы знаете? (Ответы). А их у него более 170! Волшебные, фантастические, и в то же время абсолютно реалистичные, они вмещают в себя мир чудаков и мудрецов, королей и нищих, учёных, крестьян, студентов, служивых, птиц, животных, растений…
В сказках Андерсена живут природа, любовь, добро, честь. Тихим, ровным голосом рассказчик повествует об обычных и необычных приключениях, защищает достоинство обиженных, мужественно вступая в борьбу со злом.
Все истории очень разные, иногда очень грустные, иногда смешные. Но при этом все истории остаются лиричными, поэтичными, напевными и с лукавинкой.
Так «Цветы маленькой Иды» рассказывают нам просто о маленькой девочке и ее букете. Она задалась вопросом – почему цветы вянут? Казалось бы, ответ прост. Но Андерсен придумал целую историю о том, как цветы танцуют на балу.
В первую очередь подумайте, что это будет за иллюстрация – фронтиспис, заставка, полосная и т.д.
Далее, вспомните законы композиции (центр композиции, герои крупно, на переднем плане, харАктерно). Итак, приступим к работе, взяв, в помощники себе открытки цветов, чудесную музыку, фантазию – без которой ничего интересного нельзя сотворить.
4. Самостоятельная работа. Критерии позволяющие определить степень усвоения учащимися нового учебного материала:
Активная и продуктивная деятельности учащихся по рисованию иллюстрации, не испытывают особых трудностей в композиции.
Мотивировать учащихся: слова похвалы, демонстрация интересных композиций.
5.Рефлексия: Закончи предложение (интервью)
Цель: подведение итогов урока, обсуждение того, что узнали, и того, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы.
Содержание: Ребята высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:
сегодня я узнал…
было интересно…
было трудно…
я выполнял задания…
Сценарий второго урока.
Второй урок мне хочется начать с отрывка из книги В.А.Солоухина «Трава».
"А знаете, растения разговаривают. Я сам был свидетелем этого. Да ладно бы разговаривают, а то ведь и кричат. И это только, кажется, что они безропотно встречают свои невзгоды и молча переносят боль. При мне ячменный побег буквально вопил, когда его корень окунули в горячую воду. Правда, "голос" растения уловил лишь специальный и очень чуткий электронный прибор, который рассказал о "неведомых миру слезах" на широкой бумажной ленте.
Перо прибора, словно обезумев, виляет по белой дорожке - ячменный побег в предсмертной агонии, хотя, если посмотреть, ничто не говорит о его плохом состоянии: листочек не сник и по-прежнему зелен. Но "организм" растения уже непоправимо болен: какая-то его, будто даже "мозговая" клетка уведомляет нас об этом своими сигналами, что фиксируется на ленте..»
- Надо ухаживать за ними еще лучше. Надо подходить к ним не между делом и в спешке, а с любовью, надо их ласкать и жалеть, надо подходить к ним в хорошем настроении.
Ребята, давайте посмотрим на свои работы свежим взглядом, обсудим плюсы и минусы работ по иллюстрированию (работы прошлых лет), полюбуемся работами художника-иллюстратора.
А сейчас подумайте, в каком колорите вы хотите выполнить свою работу. Помните о том, что иллюстрация должна быть яркой, красочной. Успехов вам.
Во время самостоятельной работы учащихся звучит классическая музыка: вальсы, мазурки и т.д.
Итогом урока будет выставка выполненных работ.
Рефлексия:
я понял, что…
я почувствовал, что…
я научился…
у меня получилось
я смог…
мне захотелось…
Используемая литература
«Снежная королева», иллюстрации художника Ерко Владислава, изд. А-БА-БА-ГА-ЛА-МА-ГА,2012,серия: Сказки в подарок; Галанов Б., Платье для Алисы, Москва, «Книга», 1990 г.;
Лебедев В,О., О рисунках для детей, Художники детской книги о себе и своем искусстве;
Панов В., Работа над иллюстрацией, Юный художник, №11, 1988 г.;
Российская газета, №4035 от 5 апреля 2005 год.
|