Главная страница

Диалог с текстом. (Технология подготовки к государственной итоговой аттестации по русскому языку в новой форме)


Скачать 62.63 Kb.
Название Диалог с текстом. (Технология подготовки к государственной итоговой аттестации по русскому языку в новой форме)
Дата 04.03.2016
Размер 62.63 Kb.
Тип Документы

Диалог с текстом.

(Технология подготовки к государственной итоговой аттестации

по русскому языку в новой форме)

В процессе подготовки к государственной итоговой аттестации по русскому языку в новой форме перед учителем стоит задача научить учащихся разным видам работы с текстом. В качестве рабочего, тренировочного материала можно использовать тексты, данные в учебнике. Предлагаемый урок был проведён по материалам упражнения №136 в учебнике С.Г.Бархударова, С.Е.Крючкова, Л.Ю.Максимова, Л.А.Чешко (2003г.)

Цели урока:

  • отрабатывать умение определять тип, стиль речи, формулировать тему, идею текста;

  • формировать умение понимать текст, определять авторский замысел, объяснять те художественные приёмы и средства, при помощи которых автор достигает реализации своего замысла;

  • формировать положительную мотивацию к изучению русского языка.

  • проводить нравственное воспитание через осмысление глубинного содержания текста;

  • проверить лингвистическую (умение проводить элементарный лингвистический анализ языковых явлений), языковую (практическое владение языковыми нормами) и коммуникативную (владение разными видами речевой деятельности, умением воспринимать чужую речь и создавать собственные высказывания) компетенции учащихся на данном этапе освоения учебного материала.

Ход урока.

1.Вступительное слово учителя.

- Сегодня мы с вами постараемся показать наши знания и умения  в разных видах работы с текстами.

К уроку подготовлены «Рабочие листы» с текстом и «Лист самооценки» (для этапа рефлексии).

2. Разминка.

Орфоэпическая. Расставьте ударения, правильно прочитайте предложения. (Задание проецируется на экран).

Родители балуют своих детей, а потом мы удивляемся, что дети получаются избалованными.

Она покупает шарфы каждый сезон.

Нельзя ли забронировать на завтра билеты?

Я люблю сливовое варенье.

Дана экспертная оценка.

Ваше ходатайство об опеке отклонено.

Отчет за первый квартал.

Вот почему нам никто не звонит, сейчас же выйди из Сети!

- Запишите в рабочие листы фразы, которые вызвали у вас затруднение.

Словарная разминка. (Задание проецируется на экран).

- Несколько предложений, связанных между собой по смыслу (текст).

- Тип речи, при помощи которого разъясняется, отрицается или подтверждается какая-либо мысль (рассуждение).

- Стиль речи, цель которого воздействовать на читателей или слушателей через СМИ (публицистический).

- Основной вопрос (или круг вопросов), поставленный и решаемый автором в тексте (проблема).

- Основная, главная мысль, замысел, определяющий содержание чего-либо (идея).

- троп, слово или выражение, употребляемое в переносном значении, в основе которого лежит неназванное сравнение предмета с каким-либо другим на основании их общего признака (метафора).

- стилистическая фигура, состоящая в последовательно нарастающей группировке выражений, относящихся к одному предмету (градация).

3.Подготовка к работе с текстом. (Задание проецируется на экран).

  • Предложения можно назвать текстом? Почему? Свяжем предложения в текст. Расставьте предложения так, чтобы получился текст.

    1. Но это невозможно, потому что с появлением другого человека я делаюсь блестящим собеседником.

    2. Как бы ужаснулся мой читатель, если бы заглянул в эту мою пустоту.

    3. Следовательно, собственная пустота может быть причиной красноречия и некоторых моих собеседников.

    4. На душе в последние дни плохо и пусто. (4, 2, 1, 3)

А может быть, первым должно было быть предложение №2? Почему не может?

4.Работа с текстом.

Перед вами небольшой фрагмент из книги Василя Александровича Сухомлинского, украинского советского педагога, психолога, специалиста по практической педагогике, ученика такого известного педагога, как А.С.Макаренко. Книга называется «Сердце отдаю детям», в ней автор поднимает актуальные проблемы воспитания.

Чтение текста учителем.

1) Восхищение красотой земли, где жили деды и прадеды, где нам суждено прожить жизнь, повторить себя в детях, состариться и уйти в землю, родившую нас, – это важнейший эмоциональный источник любви к Родине. 2) В мире есть страны, где природа ярче наших полей и лугов, но родная красота должна стать для наших детей самой дорогой.

3) Но пусть эта красота войдет в сердце вместе с мыслью о том, что не было бы ни цветущего сада, ни пчелиной арфы, ни ласковой материнской песни, если бы не направил свой пылающий самолет на вражеские танки Николай Гастелло, если бы не пролили свою кровь от Волги до Эльбы тысячи и тысячи героев…

4) Родная земля становится бесконечно дорогой, когда радость бытия сливается с чувством долга перед людьми, отстоявшими красоту.

Беседа.

- Какова тема этого текста? (Родная земля).

- Определите основную мысль текста. В каком предложении она заключена? (4)

- Определите тип речи и стиль текста.

- Укажите стилевые черты.

- Укажите слова эмоционально-экспрессивные, те, которые дают настроение всему тексту.

- К какому пласту лексики они относятся?

- Найдите ключевое слово в этом тексте.

Компрессия (сжатие) текста.

- Определите микротемы текста. Сформулируйте их. Запишите.

  1. Восхищение красотой земли – это источник любви к родной земле.

  2. Красота не вошла бы в сердце, если бы тысячи героев не отдали за неё жизни.

  3. Родная земля тогда особенно дорога, когда испытываешь чувство долга перед её защитниками.

(Учащиеся записывают в рабочие листы свои варианты, озвучивают их, а затем учитель даёт свой вариант, предложения проецируются на экран).

Таким образом, вы сделали компрессию текста (его сжатие).

-Какие приёмы сжатия вы использовали?

Наблюдение над лексикой.

- Как выражена авторская позиция в тексе? Его отношение к теме? Запишите слова, которые отражают отношение автора к теме.

- Какова авторская позиция?

- Какую мысль утверждает автор текста?

- Составьте словарик, где будут представлены слова и словосочетания, отражающие чувства автора. Запишите.

Наблюдение над синтаксисом.

- Расставьте знаки препинания в предложениях текста. Объясните их постановку. (В рабочих лисах текст предложении без знаков препинания).

- Какакие синтаксические конструкции используются в тексе

- По рядам. Определите виды придаточных, тип подчинения, количество частей.

- Укажите предложения с причастными оборотами.

Наблюдение над средствами художественной выразительности и их ролью в тексте.

- Какие тропы и фигуры речи использует автор в тексте? С какой целью?

5.Творческая часть.

Составьте синквейн со словом “Родина”.

Синквейн.

1 – ключевое слово.

2 – два прилагательных, характеризующих данное понятие.

3 – три глагола, показывающих действие этого понятия.

4 – короткое предложение, показывающее свое отношение к проблеме, теме.

5 – одно слово (обычно сущ.) или другое слово, через которое вызываются ассоциации, чувства, связанные с понятием.

6.Краеведение.

- В тексте упоминается имя Николая Гастелло. Кто это?

- А именами каких героев или просто людей, отдавших жизни в годы Великой Отечественной войны, защищавших наш город, названы улицы? (Генерал Дьяконов, Вася Зверев, маршал Жуков, Лиза Чайкина, Василий Ставский, Александр Матросов, Константин Заслонов).

7. Рефлексия.

- Заполните «Лист самооценки».

Лист самооценки

Фамилия, имя_______________________________

Критерии оценки:

1 – совсем не присутствует в моей деятельности на уроке;

2 – редко присутствует;

3 – часто;

4 – всегда.

  • Я активно участвую в обсуждении________

  • Я предлагаю ценные идеи_______________

  • Я слушаю внимательно, обобщаю________

  • Я делал все самостоятельно______________

Сумма баллов _____________

Д/з. Сочинение – рассуждение (70 - 90 слов)

«Когда родная земля становится бесконечно дорога…»