|
Малыши и карандаши
Малыши и карандаши
Младший дошкольный возраст это особый период в жизни каждого малыша. Каждый день, начиная с рождения, он общался с мамой и ещё с несколькими людьми, ограничивающимися семейным кругом; и вдруг его приводят в чужое помещение, где много таких же малышей, а сама уходит, оставляя его на попечение незнакомых «тётей». Поэтому мы, воспитатели ни на минутку не должны забывать о том, что именно от нас зависит, как ребёнок войдёт в мир детского учреждения. Комфортно ли ему будет в его стенах.
Нужно стараться задействовать все виды деятельности, что бы отвлечь ребенка от грустных мыслей. А изобразительная просто палочка-выручалочка в этом деле.
С первых дней адаптации можно увидеть, какое отношение у родителей к изобразительному искусству. Именно у родителей, а не у детей. Потому что если они не использовали возможность с первых месяцев показать ребёнку красоту окружающего мира, значит, они и сами её не познали. И, скорее всего вместо того, что бы беседовать с ребёнком, описывая ему предметы, природу с художественной точки зрения они просиживали часами за компьютерными играми или просмотром телепередач. А так как ребёнок в младенчестве сам не может реализовать потребность в восприятии эстетического, художественного образа, то у него происходит некоторая задержка в развитии интереса к предметам с художественной точки зрения.
Отсюда напрашивается вывод: чем раньше начинается воспитание прекрасного в ребёнке, тем лучше. Наблюдая за детьми в адаптационный период, можно с уверенностью сказать с каким ребёнком и насколько серьёзно велась эта работа.
Детей эмоционально реагирующих на художественное произведение можно в период привыкания отвлечь яркой, красивой игрушкой, картинкой или иллюстрированной книжкой.
И на оборот, дети не понимающие художественно-эстетическую ценность предметов и изображений совсем не реагируют на них и успокаиваются, иногда получив что-то съедобное или через тактильные контакты «поглаживание», «похлопывание».
А кода дети получают в пользование карандаш, кисточку, краски, мелки и другие средства, тут уже сразу видны и навыки, приобретённые ребёнком в домашних условиях.
Так как хочется, что бы все наши воспитанники получали удовольствие от рисования, первое время приходится работать небольшими группами и индивидуально, если есть такая возможность. Очень важно первое время не слишком много внимания уделять «правильности» изображения, оценивая работу чаще хвалить малыша.
Не даром в программе «Радуга» раздел «Изобразительная деятельность» представлена двумя самостоятельными подразделами: «Красота в жизни изобразительном искусстве» и «Обучение детей рисованию и лепке».
Если говорить о рисовании; то главная задача на первом этапе зародить у ребёнка желание выразить на бумаге своё эстетическое восприятие к предмету или природе. Смотря, какую тему мы берём. А что бы сформировать у детей младшего дошкольного возраста интерес к окружающему миру и к каждому предмету в отдельности воспитателю нужно правильно их преподнести. Важное значение при этом имеет эмоциональность для восприятия описываемого предмета детьми на слуховом уровне. Очень хорошо в этих случаях выручают потешки, песенки, прибаутки и короткие стихи.
Переходить от «каракуль» к изображению лучше рисуя предметы абстрактные, не имеющие чётких форм. Например, воду по потешке «Водичка-водичка». Показать детям как льётся она из крана, как отскакивают от раковины брызги. Предложить вымыть руки, не жалея эпитетов для «водички». Она и приятная на ощупь, тёплая, быстрая, блестящая, прозрачная и т.д. Иными словами постараться задействовать все сферы восприятия детей. А уж потом нарисовать её. Для боле наглядного примера воспитатель может сам нарисовать кран, а остальное дело рук самих малышей. Так же как и выбор цвета.
И кто сказал, что вода синего цвета? Это мы, взрослые со своими стереотипами решили, что именно так. А если посмотреть на неё в освещении солнечных лучей или просто глазами ребёнка. Какого цвета может быть «водичка»? Да любого, лишь бы ребёнку нравилась. Можно предложить детям проговаривать потешку вслед за воспитателем, ритмично нанося штрихи на бумагу, если это им не мешает. Хорошо после этого провести ещё ряд занятий с детьми учитывая характер воды.
Например, налив в таз воды и пустив в него бумажный кораблик, понаблюдать, как плещутся волны. Ещё предложить детям показать руками. А затем нарисовать кораблик и сказать, что без воды он не может плыть. Плавные линии лучше рисовать кисточкой, используя гуашь или краски. И вот уже плывут наши кораблики по волнам «сегодня тут, а завтра там».
Ну, а с «весёлыми» брызгами ещё проще. Кто из детей не любит брызгаться? Но чтобы не вводить в ужас родителей, которые будут забирать детей вечером, делать это нужно осторожно. Так же подставив таз медленно вылить с небольшой высоты чашку воды. Потом можно для эмоционального заряда слегка брызнуть им чистой, кипячёной водой в лицо, читая при этом какую-то задорную потешку или стишок. А уже потом рисуем на бумаге сапожки, остальное оставим на воображение детям. Брызги можно и пальцем рисовать, вот уж удовольствие-то получат малыши. Главное смотреть, чтобы они, эти брызги на бумаге остались, а не на столе или на друг друге. В младшей группе это не редкость. Но разве это беда? Главное наши дети растут, развиваются и видят окружающий мир во всех его красках!
|
|
|