Главная страница

Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста: «почему дети ругаются?»


Скачать 78.5 Kb.
Название Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста: «почему дети ругаются?»
Дата 27.02.2016
Размер 78.5 Kb.
Тип Документы

Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста:

«ПОЧЕМУ ДЕТИ РУГАЮТСЯ?»



Подготовила:

воспитатель

2 кв.категории

Блинова С.А.

Откуда в лексиконе малышей появляются нецензурные или просто скверные слова? Мы искренне негодуем и возмущаемся, услышав от своего невинного ребенка «пару ласковых», сразу хочется его наказать или как-то пресечь поток брани. Безусловно, если ребенок ругается, это неприятно, плохо и неестественно, но сначала нужно разобраться, откуда взялись эти выражения.



РЕБЕНОК ДЕЛИТСЯ НОВЫМИ ЗНАНИЯМИ

  • Не секрет, что словарный запас ребенка пополняется каждый день. Бессмысленно ругать малыша за то, что он запоминает новые фразы и слова. Наоборот, ребенок привык, что мы поощряем его, хвалим за это. Если в один прекрасный день в ответ на новое слово родители накинутся на него с руганью или даже отшлепают, ребенок будет шокирован, он не поймет, за что ему так попало. Скорее всего, он насторожиться и сделает вывод, что нужно аккуратно делиться с родителями новыми знаниями, ведь неизвестно, чем это может закончиться – похвалой или подзатыльником. Это первые ростки детской скрытности.

  • Не делайте такой ошибки! Сдержите себя и поговорите с малышом спокойно, чтобы не напугать и не сбить с толку. Объясните, что слово или слова, которые он произнес только что – некрасивые, их употребляют плохо воспитанные и глупые люди, а ведь он очень умный и воспитанный ребенок. А вместо этих некультурных слов можно говорить другие, хорошие слова. И предложите ему несколько других – приличных – слов, которые имеют тот же смысл. В большинстве случаев после такого разговора плохие слова малыш в дальнейшем произносить не будет.




ВЗРОСЛЫЕ НЕ МОГУТ СДЕРЖАТЬСЯ

  • Случается, что в семье взрослые без стеснения используют грубые слова. Но намного чаще дети обращают внимание на ненормативную лексику тогда, когда она применяется говорящим в эмоциональном порыве.

  • Ребенок осознает, что при помощи таких слов взрослый выражает свои эмоции. Причем ребенку интересны не сами ругательства, а то, что они выражают в данный момент – злость, восторг, ужас, негодование и т.д. Задача родителей – убедить ребенка в том, что данные эмоции можно выражать и при помощи приличных слов, избегая мата и некрасивых выражений.







  • Можно даже поиграть в игру: кто больше придумает фраз для выражения конкретной эмоции, например, гнева или радости. Перечисляйте по очереди с ребенком варианты: «Я ужасно зол!», «Я в ярости!», «Я в восторге!», «Меня переполняет ярость!».


ПОЗНАНИЕ САМОГО СЕБЯ

  • Еще одной причиной, почему ругаются дети, является начало познания ребенком своего тела. Обычно этот процесс происходит в 6-8 лет, дети начинают особенно интересоваться строением и функционированием своего тела. Их также привлекает физиологическое устройство противоположного пола. Именно в этот период, дети активно подсматривают за взрослыми, особенно противоположного пола, чтобы понять, как устроен другой человек.






  • Если ребенок будет лишен возможности удовлетворить свой интерес посредством объяснений родителей или специальных книг, обучающих программ, где в доступной и доброжелательной форме излагается физиологическое строение организма, он пойдет искать ответы во дворе. А там медицинские термины не в ходу, скорее всего, ребенок услышит ненормативную лексику. То же самое может произойти, если родители, пусть даже на бессознательном уровне, учат ребенка, что тело и его познание – это что-то стыдное, необязательное и не стоит внимания.

ИЗУЧЕНИЕ РЕАКЦИИ ВЗРОСЛЫХ

  • Систематическое шокирование родителей путем демонстрации своих новейших лексических «приобретений» можно уже расценивать в качестве проступка. Отличительной чертой таких действий является полное осознание ребенком запретов на произнесение ругательных слов. Ребенок ругается, чтобы прощупать, как отреагирует взрослые. Чего он хочет этим добиться? Точно, не наказания. Это прежде всего призыв – обратите на меня внимание, я уже повзрослел, у меня есть личные интересы, я нуждаюсь в вашем участии, поговорите со мной, отвлекитесь от своих проблем.

  • Самая лучшая реакция – это спокойный и немедленный запрет, без крика. Скажите, что не желаете слышать такие гладкие слова, что вы родные люди и следует подбирать выражения для общения с близкими. Следующий этап – выслушать ребенка, разобраться, что его волнует.







  • Часто подростки ругаются матом, чтобы продемонстрировать свою независимость и взрослость. Это бравада и показуха. Когда они так общаются друг с другом, не ругайте своих детей, достаточно сделать замечание, что это режет слух и некрасиво со стороны. Со временем подросток «вырастет» из этого лексикона. В данном возрасте особенно важно помочь ребенку найти другие способы самоутверждения и самовыражения.


БЕЗ РУГАТЕЛЬСТВ МОЖНО ОБОЙТИСЬ




  • Через употребление ругательств рано или поздно проходят все дети, от этого не уйти. Родители не должны думать, что ребенок сразу переходит в разряд матерщинников или хулиганов. Если в доме ругательства практически никогда не звучат, ребенок сам прекрасно поймет, что подобные фразы в нормальном обществе при взрослых, учителях, родителях употреблять нельзя. Если в семье нецензурная брань существует наравне с обычными словами, то как ребенка ни ругай, он будет материться в любой ситуации.

  • К запретному, как известно, тянет особенно сильно. Поэтому суровое наказание или всплеск гнева в ответ на ругательство ребенка, ярко закрепит в его сознании значимость грязных слов и заставит его применять их все чаще.

  • Так что, если ругаются дети, то лучшей реакцией будет ее отсутствие. Спокойно заявив, что неприличные слова в семье под запретом, переключайте внимание ребенка на другие дела. Тогда к ненормативным словам он будет относиться ровно, без восторга. Да, нецензурные слова существуют, но ведь можно обойтись в разговоре и без них.

ПОЧЕМУ ДЕТИ ИСПОЛЬЗУЮТ МАТ?

  • Дети, используя мат, обходятся всего лишь десятком слов, употребляя их в анекдотах, в настенной письменности или в игре. При этом каждый возраст имеет свои причины и мотивацию для употребления этих выражений.

  • Так, дети 2-5 лет используют жаргон неосознанно, поскольку речевое подражание свойственно младшему возрасту наравне с другими видами деятельности.

  • В возрасте 5-7 лет основной движущей силой является бунт против того «как надо». При этом мат дети употребляют осознанно, прекрасно понимая, что этого делать нельзя.

  • В период с 8 до 12 лет дети понимают, где можно, а где нельзя ругаться. Жаргон используется среди ровесников для самоутверждения, из желания влиться в коллектив и стремления казаться взрослее. Школьники, матерясь, копируют манеру поведения старшеклассников, таким образом, приобщаясь к миру взрослых, чувствуя себя увереннее и думая, что так можно заставить себя уважать и бояться.

  • К 12-14 годам подростки, как правило, употребляют жаргон в основном для выхода эмоций или в анекдотах. Но к этому возрасту мат уже перестает удовлетворять культурные потребности ребенка.



  • Для подростков мир еще слишком враждебен, и они, как могут, пытаются от него защититься. За бранью подростки пытаются скрыть свои слабости и казаться сильнее и неприступнее. С точки зрения психологии агрессия является необходимым звеном духовной эволюции, поэтому прохождение данного этапа развития является хорошим знаком того, что ребенок развивается нормально. Детям, не выплеснувшим подростковую агрессию и не прошедшим данный этап развития, это грозит проблемами в будущем. Из них вырастают тираны и диктаторы. Так что гораздо лучше, если ребенок выплеснет агрессию в этом возрасте, будет расти и развиваться дальше, узнавая, что можно, а что нельзя, и мат постепенно изживет себя.

ЧЕГО ДЕЛАТЬ НЕЛЬЗЯ




  • Нельзя запрещать ребенку ругаться матом теми самыми словами, которые вы ему запрещаете. Будьте последовательны: если вы говорите ребенку, что нельзя ругаться матом, это значит, что всем нельзя, а не только ему. Иначе придется ответить на вопрос : «Почему тебе можно, а мне нельзя?»

  • Нельзя стыдить ребенка, тем более на людях. Это может нанести ему тяжелую психологическую травму.

  • Не надо обобщать. Если вы хотите отчитать ребенка, то отчитывайте за что-то конкретное. Ведь то, что он сказал плохое слово, еще не делает его плохим человеком.

  • Нельзя запретить ругаться, ничего не объясняя. Запрет только порождает ответную реакцию и не приводит к положительному результату.

ЧТО ДЕЛАТЬ?


  • Постарайтесь не использовать матерные слова в присутствии ребенка с самого его рождения.

  • Если бранное слово все-таки слетело с уст малыша, то в первый раз постарайтесь сделать вид, что вы ничего не слышали, и понаблюдайте, как будет реагировать ребенок. Если ребенок уже понимает смысл сказанного, то он будет ждать от вас какой-то реакции, и не дождавшись, повторит провокацию или решит, что слово обычное, потеряет к нему интерес и забудет. Если же ребенок не ожидает никакой реакции, то, видимо, слово это он просто где-то услышал, и если не акцентировать на нем внимание, то оно так же легко и отцепиться.

  • Если ребенок сказал нецензурное слово при посторонних, главное – сохранить спокойствие. Конечно, трудно сдержаться, ведь вам и стыдно, и хочется оправдаться. Сделайте вид, что ничего страшного не произошло, это лишь досадная случайность, улыбнитесь и смените тему разговора. А потом, когда остынете, поговорите с ребенком.

  • Если ребенок сам попросил вас объяснить значение слова, постарайтесь спокойно и доступно рассказать ему, что это слово ругательное, расскажите о его значении, и о том, что его говорят, когда хотят кого-то обидеть, поэтому говорить его нельзя.





  • Если мат все-таки появился в детской речи, поговорите с ребенком, спросите его, что значат эти слова, пусть объяснит значение. Возможно, он и сам не знает, что говорит. Здесь можно пойти на хитрость и попытаться преобразовать нецензурное слово до близкого по звучанию и значению обычного слова, как бы поправляя ребенка. Если такой возможности нет, объясните ребенку, что оно значит, и скажите, что такие слова очень обидные и говорить их нельзя.

  • Если ребенок кричит, злится и проявляет агрессию, родители должны показать, что они понимают и принимают его чувства. Нельзя просто запретить выражать свой гнев. Необходимо научить ребенка реагировать, проявлять негативные эмоции без грубых слов.

  • Если мат уже закрепился в речи ребенка, то можно дать ему почитать что-то наподобие словаря ненормативной лексики. Ведь если что-то доступно и не наказуемо, то быстро надоедает.

  • Если ребенка приобщили к мату сверстники, воздержитесь от оскорблений как в адрес ребенка, так и его друзей. Это только усугубит противостояние. Лучше тактично и убедительно объяснить ребенку, что мат – это не только неприлично, но и некрасиво и является показателем его развития. Если ребенок мотивирует свою речь тем, что «все остальные тоже ругаются», попробуйте объяснить ребенку, что нецензурная лексика – это такая же зависимость, как курение и алкоголь, и как никотин разрушает легкие, так и мат обедняет словарный запас и это вовсе не показатель взрослости, а обычная пагубная привычка.

  • Сложнее, если ребенок ровняется на кого-то. Желание материться пропадает само, когда ребенку встречается более культурный и не менее авторитетный образец для подражания.

  • Если же ребенок не принимает объяснений, продолжает ругаться матом и делает это непроизвольно, то лучше обратиться к специалисту.