|
«Русские посиделки» во 2 «А» классе
Занятия на тему: «Русские посиделки» во 2 «А» классе.
Цель:
1) прививать любовь к русскому народному фольклору; учить отгадывать загадки, читать скороговорки, потешки, играть в народные игры, петь народные песни, плясать.
2) воспитание у детей уважения друг к другу, доброжелательности, взаимопомощи, воспитывать усидчивость, активность, интерес к занятиям, выдержку, формировать навык самоконтроля.
3) коррегировать негативные черты характера, как грубость, неуважение, несдерженость, нежелание выполнять заданное в связи с появившимися трудностями, коррекция логического мышления, воображения, устной речи.
Ход занятия.
Под мелодию «Коробейники» входят гости.
Скоморох.
Ото всех дверей, ото всех ворот
Приходи скорей, торопись народ!
Вас много интересного ждет:
Много песен, много шуток
И веселых прибауток.
Исполняется песня «К нам гости пришли».
К нам гости пришли
Дорогие пришли
Мы не зря кисель варили
Пироги пекли
С малиной пирог
И с капустой пирог
А который без начинки
Самый вкусный пирог
А сейчас вдвоем
Мы для вас споем
Вы похлопайте в ладоши
Мы плясать пойдем
Ты топни ногой
Да притопни другой
Я волчком кружиться стану
А ты так постой.
Хозяйка.
Здравствуйте ребята, здравствуйте гости дорогие. Сегодня у нас необычное занятие, а тему нашего занятия вы сейчас разгадайте сами. Но поможет вам в этом скоморох. А знаете ли вы, ребята, кто такой скоморох?
Ответы детей.
Хозяйка.
Вот и нас с вами сегодня в гостях скоморох. Значит, будут веселье, смех, игры, пляски для разных потех.
Скоморох.
Желающие поиграть! Подходите ко мне! Перед вами мозаика из букв. Загадки – нужно собрать из этой мозаики слово.
Дети собирают слово ПОСИДЕЛКИ.
Хозяйка.
Какое же слово получилось?
Дети читают
ПОСИДЕЛКИ.
Хозяйка.
Открывает ширму на доске, появляется тема занятия.
Правильно, вот и тема нашего занятия называется русские посиделки. А кто из вас знает, что такое посиделки?
Ответы детей.
Хозяйка.
Вот послушайте, ребята. В старые времена был такой обычай у русских людей: коротали вечерами вместе; устраивали посиделки. Как говорится в русской пословице «От скуки бери дело в руки.» Вот и проводили время за любимым рукоделием. Кто за прялкой сидит, кто узоры вышивает, одни из глины посуду лепят, другие из дерева ложки да плошки вытачивают.
Весело было! То песню затяну, то шуткой перебросятся, вот работа у них и скорилась. Значит, посиделки – это вечеринка в старой русской деревне. Кто мне скажет, что такое посиделки? Чем занимались на посиделках?
Ответы детей.
Хозяйка.
И мы собрались сегодня в горнице на посиделки, чтобы учиться петь и плясать под русские народные песни; читать скороговорки, пословицы, загадки отгадывать, в игры шумные играть, сказки слушать, да прянички кушать.
Скоморох.
Сел сверчок на шесток,
Таракан в уголок.
Сели – посидели,
Частушки запели.
Выходят ребята, поют частушки под фонограмму.
Лола и Агабат
Начинаем петь частушки,
Просим не смеяться,
Тут народу очень много,
Можем растеряться.
Лола
Ах, топну ногой,
Да притопну другой!
Устоять я не могу:
Характер такой!
Канат
Ты играй повеселей,
Балалайка три струны
Подпевайте, кто умеет,
Не стесняйтесь плясуны.
Аня
Захотелось мне матрешку
В полный рост нарисовать
Есть ли ножи у матрешки?
Не могу никак понять.
Витя
Ем я кашу и сметану
У меня силенка есть,
Все же драться я не стану,
Только ты ко мне не лезь.
Эльвира
Я плясала в три ноги,
Потеряла сапоги,
Оглянулась я назад,
Сапоги мои лежат!
Агабат
Мы пропели, что хотели,
Поплясали о души
Выходи на круг, кто смелый,
Пой позвонче и пляши!
Хозяйка
Словно мы позабавились да потешились!
А теперь отгадайте загадки.
В избе изба,
На избе труба,
Зашумело в избе,
Видит пламя народ
А тушить не идет.
(Печь)
Пляшет – скачет крошка,
А всего одна ножка
Как устанет – в угол встанет.
(Веник)
Стоит бычок
Подбоченивши бочок
Шипит и кипит,
Всем чай пить велит.
(Самовар)
Мохнатенька, усатенька,
Сядет –песенку поет.
(Кошка)
Лежит – молчит,
Подойдет – заворчит.
(Собака)
Хозяйка
Загадки вы, ребятушки, умеете отгадывать.
А знаете ли вы пословицы и поговорки русские?
Агабат
Первый говорит пословицу и выходит за двери, переодевается в медведя.
Любишь кататься, люби и саночки возить.
Аня
Долог день до вечера, коли делать нечего.
Лола
Труд человека кормит, а лень портит.
Эльвира
Умелые руки не знают скуки.
Витя
Землю красит солнце, а человек труд.
Канат
Сделал дело – гуляй смело.
Хозяйка
А как вы думаете, когда и в каком случае можно применить данную пословицу, что означает «Сделал дело – гуляй смело».
Ответы детей.
Хозяйка
А вот, что я вам скажу. Пословицу «Сделал дело – гуляй смело» или «Кончил дело, гуляй смело», говорят по окончании работы. То есть сначала нужно завершить, а затем уж развлекаться и отдыхать.
Ну-ка, кто мне еще разок скажет, что означает пословица «Сделал дело – гуляй смело»?
Ответы детей.
Марат
Делу время, а потехе час.
Хозяйка
Ух, ты какая интересная пословица. А вы знаете, что слово час в этой пословице, имеет устаревшее теперь значение – «время», и ее можно расшифровать с древнерусского как «Делу – свое время, а развлечениям – свое» или «Время для труда, время для забавы», или «День на труд, час на веселье». То есть основное время должно отдаваться делам, а забавам, веселью, отдыху – только досуг. Всему свое время, а потехе час» можно понимать как сначала работа, потом игра. Как вы понимаете пословицу «Делу время, а потехе час?».
Ответы детей.
Скоморох
А хотите слово услышать смешное?
Хотите позабавлю вас?
По поднебесью братцы, медведь летит!
Медведь летит, хвостом вертит!
Свинья на еле гнездо свила!
Гнездо свила, деток вывила!
Милых деточек, поросяточек!
Поросятки по сучкам висят…
По сучкам висят, полететь хотят!
Расступись, народ честной!
Идет медведюшко со мной!
(входит (медведь) АГАБАЙ, кланяется)
Много знает он потех,
Будут шутки, будет смех.
Хозяйка
На Руси всегда было много лесов. Взрослые да малые ребятушки любили ходить в лес по грибы да по ягоды. А там частенько можно было встретить медведя. Дети изображали встречу медведя с людьми в лесу. Так возникла игра «У медведя во бору». Давайте и мы поиграем с Михаилом Патапычем. Берите корзинки, лукошки, пойдёмте в лес.
Игра «У медведя во бору».
Определяется место берлоги медведя. Дети идут в лес за грибами, ягодами и напевают песенку.
-У медведя во бору
Грибы, ягоды беру!
Медведь постыл,
На печи застыл!
Медведь неожиданно быстро бежит за играющими старается кого-то поймать. Пойманый становится медведем.
Хозяйка
Ох, и разыгрались ребятушки наши!
Ох и раскричались!
Медведя испугались.
Игра «Малчанка».
Первенчики, Первенчики,
Летли голубчики
По свежей росе,
По чужой полосе.
Там чашки, орешки,
Медок, сахарок
Молчок!
- Ребята, а вы знаете какие – нибудь русские народные сказки?
Ответы детей.
Хозяйка
А знаете ли о том, что чаще всего русские народные сказки рождались во время вечерних посиделок. Собирали народ и рассказывали, да пересказывали друг другу разные истории из жизни деревенской. А через некоторое время превращались эти истории в сказки. Затем и говорят, что сказки эти народные, потому что народ их придумал.
А мы с вами заглянем в маленький деревенский домик и подсмотрим рождение одной из таких сказок.
Звучит фонограмма « Маленький домик
Русская печка
Пол деревянный
Лавка и . . . . . . .»
Ширма открывается, на сцене появляется бабушка сидящая за прялкой и внучка Матрёнушка.
Хозяйка
Стоял на самом краю деревни дом, старенький за убогий. Весь бок накренился, чуть совсем не завалился. Окошки в землю вросли, брёвна мохом поросли. А жили в нём бабушка, старенькая – престаренькая, глухая – преглухая, да девочка – сиротка Матрёнушка. Мать да отец у неё от болезни померли, осталось она на свете одна-оденёха. Жили вдвоём, сладко не пили, досыта не спали, а радости и вовсе не видали. Вот однажды под самый вечер, сидела бабка, кудель пряла. А Матрёнушка пальцем ледок на стене отогрела, да сквозь проталинку ту на улицу глядела.
Вдруг под печкой в темноте кто-то как заворочался, зашевелился.
Яна (испуганно)
Бабушка! Кто это?
Бабушка
Да где милая?
Яна
Да вон там, под печкой шевелится…
Бабушка
А… это, наверное, Кудеса – наш домовой.
Яна
Ой, бабушка, боюсь?
Бабушка
Да кого, девонька?
Яна
Домового этого. Кудесу.
Бабушка
А чего его сейчас боятся? Он сейчас тихий. Вот в феврале, у него именины. Вот тогда кудееет. То, слышь, кошкою обернётся, то собакою, а то и лягушкою зелёной. Вот тогда держись! То посудой загремит, то по полю поскачет, а то начнет колобки каменные катать. Забавляется да хозяев предостерегает.
Яна
А от чего хозяев-то предостерегает, бабушка?
Бабушка
Как от чего, чтоб с огнём поосторожней были. Иные хозяева от стужи целый день печку - топят, дров подбрасывают. А сами от тепла-то и задремлют. Так чтоб пожара не было, Кудес их предупреждает - посудой гремит, дескать, не спите, не зевайте, пламя из печи не выпускайте… И то сказать: сгорит дом – и домовой без жилья останется. А какой он домовой, кась без дома-то?
Хозяйка
Слушай девочка, а сама в окошко поглядывает - право, чудеса!
- Ну как, ребята, понравилась вам сказка?
Ребята
(Да)
Хозяйка
О чём сказка-то была?
Ребята
(О сиротке Матрёнушке, о домовом)
Хозяйка
Кто же такой домовой?
Ребята
(сверхъестественное существо, якобы обитающее в каждом доме)
Хозяйка
А почему его ещё кудесой зовут?
Ребята
(Потому что он кудесится, балуется, забавляется, играет: то поскачет, то колобки каменные катает).
Хозяйка
А для чего он всё это делает? Зачем кудесит?
Может он этим что-то сказать хочет? Может предостерегает от чего-то?
Ребята
(Домовой хозяев предостерегает от пожара)
Хозяйка
Правда есть у нас девицы-
На все руки мастерицы,
И петь, и плясать,
И на ложках играть?
Аня
Эй, подружки-хохотушки,
Развесёлые болтушки!
Эй, ребята-молодцы,
Озорные удальцы!
Выходите петь, плясать,
Длинный вечер скоротать.
Исполняется песня «Мы весёлые матрёшки».
Мы весёлые матрёшки
Ладушки, ладушки
На ногах у нас сапожки
Ладушки, ладушки
Сарафаны наши пёстры
Ладушки, ладушки
Мы похожи словно сёстры
Ладушки, ладушки
Завязали мы платочки
Ладушки, ладушки
Раскраснелись наши щёчки
Ладушки, ладушки.
Ребята
Длинным вечерком
Хорошо сидеть рядком
Мы и спели, и сплясали,
И загадки отгадали.
Хорошо в гостях у вас,
Только поздний нынче час.
Хозяйка
Вот мы и побывали на старинном празднике. Что же вы можете рассказать о волшебном мире обрядов и забав наших предков?
А давайте вместе рассказывать, я буду начинать, а вы заканчивать наш рассказ. А в помощь берите вот эти слова:
Скоморох, посиделки, домовой, кудеса.
(Хозяйка указывает на ряд слов изображённых на доске).
Зашёл к нам в гости бродячий музыкант, да как начал веселить, народ своими шутовскими выходками, своими забавами забавлять. Много смеха тут было. Вот только позабыла я как же его называют, этого человека?
Дети
(Скоморох)
Хозяйка
Ой, и то верно скоморох. А чего он к нам пришёл? Ах, голова мая содовая, мы же с вами вечеринку собрались, а скоморох в любой дом заходит, где устраивают вечеринку, где народу много собирается.
А как иначе одним словом назвать этот праздник?
Дети
(Посиделки)
Хозяйка
Правильно собрала я вас в своей горнице на посиделки. Пели, плясали, много шуток сочиняли. Вдруг под печкой кто-то как заворочается, зашевелится. Ой, боюсь, ребятушки, кто это?
Дети
(Домовой)
Хозяйка
А как иначе его называют?
Дети
Кудеса.
Хозяйка
А что означает слово кудеса, кудесить.
Дети
(Означает, забавляется, шумит, посудой греми, колобки каменные катает, по полу скачет).
Хозяйка
А теперь скажите мне ребята, что вам больше всего понравилось на посиделках? Что запомнилось?
Мы пели? Плясали? Загадки отгадывали? В игры шумные играли? Какую новую игру вы узнали? (У медведя во бору). Пословицы друг другу рассказывали? Какие вы пословицы запомнили? А что означает, когда говорят «Делу время, а потехе час?» (Всему своё время). А сказачки вы слушали? Про что сказка-то была?
Ответы детей.
А теперь настал черёд прянички кушать.
Ребята проходят к столу начинается чаепитие.
Приложение 2
Самоподготовка
Цель:
-
Воспитывать у детей усидчивость, активность, прививать интерес к школьным предметам, выдержку; формировать навык самоконтроля.
Учить умению контролировать своё поведение, совершенствовать себя как личность через общение.
Корректировать негативные черты характера как грубость, неуважение, несдержанность, нежелание выполнять заданное в связи с появившимися трудностями; коррекция логического мышления, воображения, устной речи; активизировать активный и пассивный словарный запас.
Ход занятия
Русский язык (стр 179, упр4).
Цель:
Уточнить представление учащихся о сезонных изменениях в природе, повышать грамотность школьников, развивать речь, внимание, мышление и память; расширять словарный запас детей, развивать наблюдательность; упражнять в составлении предложений.
Физкультминутка:
«Мы едем, едем, едем . . .» (под фонограмму).
Загадка
- Я, раскрываю почки,
В зелённые листочки
Деревья одеваю,
Посевы поливаю,
Движения полна
Зовут меня. . .
(Весна)
- Правильно вот и мы с вами сегодня поговорим о весне. Ребята, на доске представлены три картины. Выберете ту, где изображена весна. ( К доске выходит ученик и выбирает нужную картину).
- А почему ты выбрал(а) именно эту картину? (Потому что на ней изображена весна. Тает снег. Бегут ручьи. Дни становятся теплее. Появляется свежая молодая трава. На деревьях набухают почки, проклёвываются свежие листочки).
- Давайте прочитаем слова о весне
Указываю на слова
(Весна, солнце, тепло, цветы).
- Всем ясно значение слов
(Да)
- Используя эти слова составьте предложения.
Только составляя их используйте по одному слову. То есть у вас должно получиться четыре предложения.
(Наступила весна. Солнце греет жарко. На улице стало тепло. Появились первые цветы).
Следить за тем, чтобы предложения были полными и произносились детьми чётко.
- Молодцы, хорошие предложения вы составили, а можно сказать, что все эти предложения связаны по смыслу?
(Да)
- Так вот, предложения, которые между собой связаны по смыслу составляют рассказ. Значит мы с вами составили рассказ о весне. Чтобы правильно передать смысл рассказа нужно помнить правильно.
Откроем учебники и прочитаем это правило на странице 179.
( В конце каждого предложения при чтении или разговоре делай остановку).
Сначала читает один ученик, затем повторяют все хором.
- Соблюдая это правило сейчас мы выполним упражнение номер четыре. Давайте прочитаем задание, что нужно сделать?
(Прочитай выделяя голосом конец каждого предложения).
- Замечательно, Канат читает, а остальные считают сколько предложений в этом тексте. Не забываем, конец предложения выделяем голосом, после каждого предложения делай остановку.
(Три предложения).
- Давайте ещё раз прочитаем текст соблюдая правило.
Дети читают.
- О каком времени года говориться в тексте?
(О весне)
- О чём ещё говорится в тексте?
(О птицах, о том что прилетели скворцы, грачи).
- Ребята, а давайте изобразим полёт птиц руками. Повторяйте за мной. Скрестить пальцы правой и левой рук. Сжимать и разжимать пальцы обоих рук. В таком положении поднимать руки вверх, вниз, очертить в воздухе круг. « Полёт птицы по кругу». Направляем руки в сторону окна. Разъединим руки, нашем «Прощание», потому что наши пальцы вылетели в окно и сели на самое высокое и дальнее дерево. Поищите глазами где ваша птица. А теперь, зажмурьте глаза сильно, сильно. Открываем глаза.
А сейчас, я буду говорить предложения, а вы добавляете нужные слова, будьте внимательны.
Первое слово в предложении пишем . . . (с большой буквы).
В конце предложения ставим . . . (точку).
Открываем тетради от классной работы отсчитываем две строки, на третьей посередине записываем «Домашняя работа». Пишем чётко, аккуратно.
А теперь спишите текст из учебника в тетрадь, не забывая повторять правило. Какое правило?
(Первое Слово в предложении пишем с большой буквы.
Письменная работа
Физкультминутка
Нежный, маленький бутон
Туго-туго свёрнут он
Солнце луч ему протянет
И бутон цветочком станет.
Математика (стр 235, №38).
Цель:
Обобщить знания учащихся о предметах личной гигиены, формировать элементарные санитарно-гигиенические представления по уходу за телом, закрепить знания табличных случаев сложения в пределах 20 с переходам через десяток.
- Ребята, сегодня мы с вами совершим поход в магазин особых товаров. Товар который мы будем приобретать представлен на доске. Посмотрите внимательно на доску и скажите какой предмет лишний?
(Пылесос).
- Правильно, а почему? Да потому что пылесос относится к бытовой технике, а остальные товары – это предметы личной гигиены.
Указываю на надпись на доске «предметы личной гигиены».
- Эти вещи нам нужны, чтобы быть чистыми и опрятными.
А теперь выберите из различных предметов нужный и составьте предложение. Например: «Мочалка нужна человеку, чтобы содержать своё тело в чистоте».
(«Расчёска нужна человеку, чтобы причёсывать волосы». «Зубная щётка нужна человеку, чтобы содержать свои зубы в чистоте».
« Зубная паста нужна человеку, чтобы зубы были чистыми».
Мыло нужно человеку, чтобы были чистыми руки». «Шампунь нужен человеку, чтобы волосы были чистыми».
«Полотенце нужно человеку, чтобы вытирать руки и тело насухо»).
- И так, идём в магазин. Анечка будет продавцом. Вы интересуетесь стоимостью нужного предмета у продавца. Будьте внимательны, запомните как отвечает продавец.
(Сколько стоит мыло?
Цена мыла 5 рублей).
- Спасибо Анечка, присаживается. Ой, ребята случилась непредвиденное, продавец ушёл, а слонёнку нужно срочно узнать что сколько стоит. Давайте поможем слонёнку.
Ребята, сколько стоит мыло?
(Цена мыла 5 рублей).
- Агабат, сколько стоит расчёска?
(Цена расчёски 7 рублей) и т.д.
Отмечаю самых внимательных, тех, кто правильно отвечает слонёнку.
- Ребята, слонёнок решил, что он купит мочалку и мыло. Сколько, будет стоить вся покупка?
(10р+5р=15р).
Индивидуальная работа
- А сейчас каждый из вас купит нужные ему предметы личной гигиены. Каждый получает карточку для индивидуальной работы, где изображены два предмета из магазина. Это ваша покупаю Нужно узнать какова стоимость покупки. На карточке записываем решение и ответ. Цена каждого предмета указала на доске. Кто составит и решит задачу сдаёт мне карточку.
Работаем самостоятельно.
- «Чтобы быть здоровым и опрятным
По утрам мы делаем зарядку,
Моем уши, шею чистим нос
И расчёску держим для волос…
Волосы причешем утром гладко,
И тогда мы знаем – всё в порядке».
- Итак, какие же предметы помогают нам быть опрятными и чистыми?
(Предметы личной гигиены).
- Что такое предметы личной гигиены, для чего они нужны человеку?
(Чтобы содержать своё тело в порядке).
- Давайте ребята сейчас покажем как нужно соблюдать личную гигиену на примере наших лягушек.
Физкультминутка (про лягушек)
Чтение
Цель:
Развитие техники чтения.
Составление правильных ответов на вопрос.
Коррекция умения составлять полные предложения при ответе на заданный вопрос.
Развитие умения дифференцировать текст.
- Какую сказку вы читаете на уроке чтения.
(Лиса, заяц и петух).
- О чём эта сказка? Только коротко.
(Лиса выгнала зайчика из его домика, а сама стала жить в нём).
- Кто-нибудь посочувствовал зайчику, попытался помочь?
(Да, собаки и медведь, но они не смогли выгнать лису).
- Кто же помог зайчику?
(Петух).
- Что сделал петух?
(Выгнал лесу).
- Давайте почитаем о том, каким образом петух сумел выгнать лису. Только читать будем по ролям.
Кто нам нужен?
(Петух, зайчик, лиса, автор).
Чтение по рядам.
- Прочитайте, что говорил петух лисе?
(Несу косу на плечи, хочу лису посечи! Поди, лиса, вон!)
|
|
|