|
«День семьи в начальной школе» Семья – это первичная среда, где человек должен учиться творить добро
«День семьи в начальной школе»
Семья – это первичная среда, где человек
должен учиться творить добро.
В.А. Сухомлинский
Учитывая важную роль семьи в развитии государства и общества, свою статью хочу начать со слов, что с семьи начинается жизнь человека, здесь происходит формирование его как гражданина. Семья — источник любви, уважения, солидарности и привязанности, то, на чем строится любое цивилизованное общество, без чего не может существовать человек. Благополучие семьи — вот мерило развития и прогресса страны.
«Загляните в семейный альбом», так мы назвали наше мероприятие, посвященное Дню Семьи. Целью этого праздничного мероприятия было повышение роли семьи в воспитании и развитии подрастающего поколения, создание сплоченного коллектива детей, родителей и учителей нашей гимназии. Подобные встречи несут большой воспитательный заряд, дают возможность передать друг другу опыт хорошего воспитания. Ведь воспитываем ребенка мы не только, когда с ним разговариваем, обучаем, воспитание происходит в каждый момент жизни, даже когда отдыхаем. Семейные праздники в нашей гимназии – добрая традиция, когда родители являются примером для своих детей, а их усилия и старания формируют у детей уважительное отношение к семейным обязанностям, осознание национальных традиций.
Готовясь к празднику, мы ставили перед собой ряд задач:
оказать квалифицированную помощь родителям в воспитании их детей;
помочь взаимопониманию между детьми и родителями, единению и сплочению семьи;
вовлечь родителей в учебно-воспитательный процесс и активную жизнь гимназии.
Детям, как воздух, необходимы праздники. Праздник – это перерыв в повседневности, будничности. Праздник – это наилучший отдых, это гамма новых впечатлений.
В первую половину дня дети учатся, приобретают необходимые для жизни знания, но есть у ребят и дополнительные занятия в спортивных и танцевальных кружках, в музыкальных и спортивных школах, дети увлекаются вышиванием, шахматами и т.д. Расширяют свой кругозор, посещая театры, музеи, ходят в поход, проводят дома семейные концерты, театрализованные представления, сочиняют стихи. Дети увлеченно рассказывают о своих достижениях, приглашают на выступления и гордятся, когда учитель приходит посмотреть на них, поболеть за них, а ты при этом чувствуешь гордость за них. Именно они, эти юные дарования, сами того не подозревая, «подсказали» идею проведения такого семейного мероприятия, как выступление со своими родными и близкими – бабушками, дедушками, мамами, папами, сестрами и братьями.
Подготовка к празднику проходила несколько этапов.
На первом об идее проведения концерта я рассказала учителям начальных классов, и мы решили, что в каждом классе будет проведён опрос желающих выступить с семейным концертным номером. Сколько было эмоций при беседе с ребятами: ведь многие захотели выступить. Пришлось объяснить им, что выступление должно быть хорошо подготовленным, интересным, запоминающимся, было дано задание посоветоваться с родными. Учителей я расспросила о творческих увлечениях в семьях. Решили побеседовать с каждой семьей индивидуально. Учителя с огромным желанием включились в эту кропотливую, трудоемкую работу.
Следующим этапом была индивидуальная работа с родителями. Чтобы отношения были не формальными, а душевными и теплыми, создавала психологический комфорт через личные беседы, брала интервью у семей со своими семейными традициями.
В интересных и увлекательных беседах выяснилось, например, что семья Райзер устраивает домашние концерты в кругу друзей, когда бабушка с внуками играет на разных музыкальных инструментах. Семья Поликарповых увлекается поэзией (на празднике их дочь Катенька прочитала авторское стихотворение о всей своей семье и домашних животных). Семья Соловьевых участвует в домашних театральных постановках, а в семье Амирханян любимое занятие – пение.
Надо отметить, что были и затруднительные ситуации при подготовке к празднику. Некоторые семьи, очень творческие, по разным уважительным причинам не смогли выступить. Основная причина – это занятость на работе. Но они мечтают выступить на следующих мероприятиях.
Непростым оказался выбор ведущих концерта. Дело в том, что от ведущих требуется огромная отдача: постоянные репетиции, умение держаться на сцене, правильная речь и многое другое. Поэтому большинство родителей, когда им предлагалось стать ведущими концерта, отказывались, ссылаясь то работу, то на страх выйти на сцену перед огромной аудиторией. Наконец, согласились семья Ермаковых: Анастасия Александровна с дочерью Лерой и сыном Ромой, и семья Санниковых: Лариса Александровна с дочерью Дашей.
Параллельно шёл этап подготовки фото-слайдов для показа на экране. Мы решили, что нам понадобятся слайды с изображением святых Петра и Февронии, слайд с заставкой «Загляните в семейный альбом», семейные фотографии и фотографии класса на разных мероприятиях. Учителя подготовили слайды с фотографиями классов, а семьи фото-слайды со своими родными и близкими. Все подошли к подбору фотографий творчески: они были интересными и трогательными.
Спасибо директору гимназии Дмитрию Георгиевичу Ефимову за подборку фото-слайдов с изображением святых Петра и Февронии, города Мурома и памятников этим святым. Кропотливую работу с фото-слайдами провела Юлия Анатольевна Кудряшова, мама ученицы Лизы Никитиной. Все заготовленные к работе фото-слайды она грамотно и творчески собрала в мультимедийную презентацию. Помогал делать видео-монтаж и замечательное слайд-шоу и папа Лизы Никитиной Николай Михайлович Никитин.
Для участия в концерте выбрано было двадцать семей, которые представляли разные жанры. Наконец начались репетиции и создание программы концерта. Работа над программой требовала самоотдачи, терпения, но было главное – желание творить, познавать новое, интересное. Некоторым семьям требовалась помощь специалистов. Проводились занятий по постановке дикции, артикуляции, что, безусловно, необходимо для выразительности речи, было проведено несколько занятий актерского мастерства. С ведущими репетиции проходили и в выходные дни, за что отдельное им спасибо; они не считались со временем, работали по несколько часов подряд, отрабатывая каждый штрих, каждый нюанс.
Наблюдая за подготовкой к концерту, мы поняли, что, когда общение с родителями основано на доверии и взаимопонимании, успех обеспечен, когда удается наладить контакт с семьей, родители сами идут к учителю, активно включаются в работу, готовы принять активное участие как в организации, так и в проведении мероприятий.
В один из дней наметили генеральную репетицию, на которую должны были приехать все семьи. Не могу не сказать о том, сколько моральных и физических сил было затрачено на подготовку этой репетиции. Время назначено вечернее: понятно, как нелегко собрать всех в одно время. Поэтому мы прослушивали номера в два этапа: родителей с детьми после работы; бабушек и дедушек с внуками после музыкальных школ, спортивных секций и.т.д. Наши старшеклассники подготовили техническое оборудование, ведущие терпеливо ожидали выхода каждого номера, так как приходилось репетировать по несколько раз. Хочется отметить, что только коллектив единомышленников способен привести к успеху.
Теперь о самом концерте.
С восприятия и познания красоты музыки начинается воспитание эмоциональной культуры, воспитание чувств, музыка учит добру, создает атмосферу радости и подъема настроения. Поэтому к подбору репертуара фоновой музыки мы подошли профессионально. Когда гости заходили в зал, звучала приятная классическая музыка П.И. Чайковского. На фоне «Вальса снежных хлопьев» из балета «Щелкунчик» на экране появилась заставка «Загляните с семейный альбом». Для концерта были использованы возможности компьютерной и мультимедийной техники, которая помогла ярче реализовать все поставленные задачи.
На фоне музыки П.И. Чайковского на экране появились слайды с изображением легендарных Муромских святых Петра и Февронии. Это было очень трогательно, ведь эти святые несли свет Истины, Любви и Добра.
Ведущие поприветствовали все пришедшие на праздничный концерт семьи, сказав о них много добрых слов. Особенно порадовало то, что каждая семья сидела вместе. Ведь не секрет, что зачастую на праздниках дети сидят классами со своими учителями, а родители где-то сзади.
Песню А. Пахмутовой «Загляните в семейный альбом» исполнила учитель биологии Марина Николаевна Фурса, которая с огромным желанием откликнулась на предложение участвовать в концерте. Марина Николаевна принесла на концерт семейный альбом, рассказала о своей семье, детях, которых у нее трое и которыми она очень гордиться. Она подарила всем тепло и доброту.
В исполнении семейных дуэтов звучали стихи, забавные инсценировки. Особенно яркой была семья Харитоненко – папа Валерий Владимирович, мама Елена Михайловна и дочь Лиза. Они инсценировали стихотворение С.Я. Маршака «Вот какой рассеянный». Как это было артистично, сколько было смеха, каким неподражаемым был папа!
Исполнено было много песен вокальными дуэтами, школьными ансамблями девочек и мальчиков. Оригинален был подбор репертуара: мальчики спели мамам песню «Руки усталые», а девочки папам – песню «Папа все может».
Вокальные дуэты были разнообразны: дуэт сестер Поли и Наташи Бровкиных, дуэт сестры и брата Лены и Артема Ханько, ученицы под аккомпанемент их тети Людмилы Владимировны.
А сколько песен спели мамы со своими дочками. Какое было трогательное, нежное исполнение, сколько было чувств! Незабываем дуэт семьи Белокуровых: мамы Светланы Васильевны и дочки Варечки.
Очень ярким на празднике было выступление папы Соловьева Сергея Ивановича Заслуженного артиста России с сыном Сашенькой, прочитавшими «Игру» Даниила Хармса. Номер был впечатляющим, но особенно зрителей растрогало сообщение о том, что в их семье две сестренки и пять братьев.
Радостное событие произошло во время празднования Дня Семьи: у одной из участниц концерта – Катеньки Поликарповой, в этот день был день рожденье и ведущие концерта поздравили Катю прямо на сцене и подарили ей подарок.
Были на празднике и хореографические выступления. Особенно взволновал момент, когда из-за технических неполадок оборвалась музыка. Но дети не растерялись и продолжали танцевать под бурные аплодисменты. Надо было присутствовать в этот момент в зале, чтобы прочувствовать доброжелательное отношение зрителей. Вот оно – единение, вот он – коллектив единомышленников!
Концертную программу завершал дуэт сестер Кати и Яны Амирханян. Девочки исполнили песню, которая озарила всех солнечным настроением и нежностью.
Кульминацией праздничного концерта стал дуэт двух семей: семьи Никитиных (мамы Юлии Анатольевны с дочкой Лизой), и семьи Михайловых (мамы Юлии Михайловны с дочкой Варечкой). В их исполнении прозвучала песня М. Дунаевского «Ветер перемен».
На сцену вышли все участники праздничного концерта и подхватили эту песню дружным семейным хором. Гармония звучала не только в музыке, но и в человеческих отношениях.
После концерта семьи продолжили общение в классах, принимали участие в различных конкурсах, эстафетах, соревнованиях. Были организованы выставки семейных творческих работ, родители и дети рассказывали о семейных увлечениях, традициях, о родословной семьи.
Сама тематика праздника говорит о важности и актуальности этого мероприятия. Живой диалог родителей, учителей и детей интересен всем. Здесь нет равнодушных. Мы спорим, обсуждаем, рассказываем, поем, танцуем, читаем стихи все вместе. Мы единая семья, у нас общие интересы, проблемы, заботы, тревоги, радости. На таких встречах можно заметить те мелочи и нюансы в поведении детей, которые проливают свет на зарождающиеся черты их характера, почувствовать внутреннее состояние ребенка вне дома. Совместные праздники душевно обогащают ребенка, он получает эмоциональный заряд, испытывает чувство значимости. Подобные встречи надолго остаются в памяти, помогают сблизить и родителей, и детей, и учителей.
Было множество тёплых отзывов в этот день от гостей и семей разных классов, вот несколько фрагментов из благодарственных писем:
«Праздник был на славу! Дети и родители счастливы. Спасибо педагогическому составу, директору гимназии за наших детей, такие праздники учат детей любить семью, учителей, друзей!»
«Спасибо за прекрасный праздник! Нашей семье понравились все выступления. Очень душевная и теплая атмосфера. Спасибо!»
«Огромное спасибо начальной школе (огромной замечательной семье) за этот день. В пасмурный день светило солнце, огромное солнце!!!»
«Огромное спасибо за возвращение в «Детство», в состояние радости и любви, благополучия, семейного счастья и большого тепла, «Радуга» любви опять греет сердца!!!»
«Хотим поблагодарить школьных учителей, учителя музыки Нелли Алексеевну за замечательный концерт! Узнали, что наши дети – музыкально одаренные. Кооперация учителей, родителей и детей достойна восхищения!!!»
В заключении хочется сказать, что все вместе мы бываем не так часто, а цель у нас одна – счастливое будущее наших детей.
Воспитание – великое дело:
Им решается участь человека.
В.Г. Белинский
|
|
|