Главная страница

Чуйкиной Ольги Александровны Тема опыта: «Гендерный подход в воспитании дошкольников в доу» Идея опыта


Скачать 0.56 Mb.
Название Чуйкиной Ольги Александровны Тема опыта: «Гендерный подход в воспитании дошкольников в доу» Идея опыта
страница 1/3
Дата 16.02.2016
Размер 0.56 Mb.
Тип Документы
  1   2   3


Базовая модель

обобщенного педагогического опыта

воспитателя

Муниципального казённого дошкольного образовательного учреждения

«Болоховский детский сад №1 «Колокольчик»

администрации муниципального образования

Киреевский район
Чуйкиной Ольги Александровны


Тема опыта:

« Гендерный подход в воспитании дошкольников в ДОУ»

Идея опыта:

Создание условий для естественного развития ребенка дошкольного возраста в детском саду и в семье с учетом гендерной идентичности.

Список ИПМ

ИПМ-1 Сведения об авторе и характеристика МКДОУ

ИПМ-2 Условия формирования опыта

Актуальность и направленность

ИПМ-3 Теоретическая база опыта. Новизна . Адресная направленность.

Область применения и трудоемкость опыта.

ИПМ-4 Технология опыта

4.1. Основные направления работы по половому воспитанию детей.

4.1.1. Этапы формирования полового самосознания детей.

4.2. Организация занятия как средство работы по гендерному воспитанию детей дошкольного возраста в ДОУ.

4.3. Использование фольклора для позитивной гендерной социализации детей дошкольного возраста.

4.4. Развивающая предметно-пространственная среда в ДОУ

и её влияние на гендерное воспитание дошкольников.
4.5. Особенности гендерной социализации в игровой деятельности дошкольников.

4.6. Гендерный подход в обучении детей рисованию.

ИПМ-5 Взаимодействие детского сада и семьи по организации работы по гендерному воспитанию детей дошкольного возраста.

5.1. Роль семьи в гендерной социализации дошкольников.

5.2. Формирование у родителей гендерной компетенции.
ИПМ-6 Результативность опыта.

ИПМ-1

Сведения об авторе и характеристика МКДОУ

Чуйкина Ольга Александровна - воспитатель Муниципального казённого дошкольного образовательного учреждения «Болоховский детский сад №1 «Колокольчик» администрации муниципального образования Киреевский район

Образование - высшее

Окончила в 2005 году ГОУ «Тульский педагогический колледж № 2» по специальности «Дошкольное образование», получила квалификацию воспитатель детей дошкольного возраста, руководитель изобразительной деятельности.

Окончила в 2008 году Тульский государственный педагогический университет имени Л. Н. Толстого по специальности « Дошкольная педагогика и психология» , получила квалификацию преподаватель дошкольной педагогики и психологии

Диплом получила по европейскому стандарту.

Стаж педагогической работы – 13 лет.

Категория – первая.

Работаю с первой младшей группы по подготовительную группу.

Сделала 2 выпуска в школу.
Характеристика дошкольного учреждения: МКДОУ «Болоховский д/с «Колокольчик» работает с 1964 года.

В саду функционирует 6 групп.

Режим работы пятидневный, 10.5 часовой (7.30 – 18.00).

ИПМ-2

Условия формирования опыта.

Актуальность и направленность.

Беспорно, период дошкольного детства – это тот период, в процессе которого педагогии, родители должны понять ребенка и помочь ему раскрыть те уникальные возможности, которые даны ему своим полом, если мы хотим воспитать мужчин и женщин. Формирование гендерной устойчивости обусловлено социокультурными нормами и зависит в первую очередь от отношения родителей к ребёнку, характера родительских установок и привязанности как матери к ребёнку, так и ребёнка к матери, а также от воспитания его в дошкольном образовательном учреждении.

Наблюдая за воспитанниками нашего детского сада, я отметила, что многие девочки лишены скромности, нежности, терпения, не умеют мирно разрешать конфликтные ситуации. Мальчики же, наоборот, не умеют постоять за себя, слабы физически, лишены выносливости и эмоциональной устойчивости, у них отсутствует культура поведения по отношению к девочкам, не умеют договариваться между собой.

Основная цель гендерного воспитания - формировать ценностное отношение личности ребенка к себе как носителю гендерной информации, к представителям разных полов, выполняющих разные социальные функции в зависимости от внешних условий.

Ведущей идеей гендерного воспитания является: создание полоразвивающего и социокультурного пространства ДОУ, как среды, способствующей овладению детьми полоролевым опытом, ценностями, смыслами и способами полоролевого поведения на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

Задачи гендерного воспитания:

1. Организация предметно – развивающего пространства в группах, способствующего формированию гендерной идентичности и гендерной социализации дошкольников.

2. Выявление особенностей гендерных представлений детей дошкольного возраста и гендерного поведения в непосредственно образовательной деятельности.

3. Внедрение интегрированного подхода в гендерное воспитание дошкольников.

4. Информационно-просветительская деятельность ОУ с родителями по гендерному воспитанию детей дошкольного возраста

В группе создана предметно – развивающая среда с учетом гендерной идентификации ребенка. Такая среда воспитания и развития предполагает приобщение ребенка к принятой в обществе системе социальных ролей и взаимоотношений через освоение гендерных ролей, норм, ценностей, идеалов и морали современного общества.
Актуальность.

Проблема гендерного воспитания детей в настоящее время начала приобретать особую актуальность, и все больше педагогов и психологов стали задумываться о необходимости дифференцированного подхода к воспитанию девочек и мальчиков с дошкольного возраста. Возрастание роли гендерных исследований в педагогике получило и законодательное обоснование. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ориентируют нас, педагогов дошкольных учреждений на гендерный подход в воспитании детей. Отсюда перед дошкольным учреждением и родителями стоит задача перейти от «бесполой» педагогики к формированию у дошкольников адекватной полу модели поведения, начал мужественности и женственности, способствовать благоприятному протеканию процесса полоролевой социализации Что же такое гендерное воспитание? В современной науке используются два термина:

Пол - (от латинского «secare» - разделять, делиться) - первоначально относится ни к чему иному, как к разделению человеческой расы на две группы: женщин и мужчин. Человек является существом либо женского, либо мужского пола.

Ге́ндер - (от лат. genus - «род») — социальный пол, определяющий поведение человека в обществе и то, как это поведение воспринимается.

Под «гендером» понимается социальный пол человека, формируемый в процессе воспитания личности и включающий в себя психологические, социальные и культурные отличия между мужчинами (мальчиками) и женщинами (девочками), а существующие свойства и отношения называются гендерными.

Гендерный подход в образовании – это индивидуальный подход к проявлению ребёнком своей идентичности, что даёт в дальнейшем человеку большую свободу выбора и самореализации, помогает быть достаточно гибким и уметь использовать разные возможности поведения.

Гендерный подход ориентирован на идею равенства независимо от половой принадлежности, что даёт мужчинам и женщинам по – новому оценивать свои возможности и притязания, определять перспективы жизнедеятельности, активизировать личные ресурсы.

Гендерное воспитание – это формирование у детей представлений о настоящих мужчинах и женщинах, а это необходимо для нормальной и эффективной социализации личности. Под влиянием воспитателей и родителей дошкольник должен усвоить половую роль, или гендерную модель поведения, которой придерживается человек, чтобы его определяли как женщину или мужчину.

Образовательные задачи гендерного воспитания и разнополого воспитания в детском саду:

  • воспитывать у дошкольников необратимый интерес и положительное отношение к своему гендеру. Закладывать основы осознавания своих особенностей, и то, как они воспринимаются окружающими, советовать строить личное поведение с учетом возможных реакций других людей;

  • воспитывать у дошкольников интерес и хорошее отношение к окружающим людям;

  • развивать у дошкольника представление о себе и других людях как лиц физических и социальных со своими достоинствами и недостатками, типичными и индивидуальными особенностями;

  • развивать чуткость и эмпатию, умение чувствовать и распознавать состояние и настроение окружающих людей, вести себя в соответствии с ними, уметь управлять своими эмоциями и поведением;

  • обогащать знания о своей семье, роде, семейных реликвиях, традициях, знакомить с основными функциями семьи как психологической группы и социального института;

  • закладывать основы будущих социальных и гендерных ролей, объяснять особенности их исполнения, воспитывать положительное отношение к разным социальным гендерным ролям, к необходимости их существования;

  • углублять знания детей о содержании понятий «мальчик», «девочка», о делении всех людей на мужчин и женщин. 

Гендерное воспитание призвано не только  помочь детям осознать себя представителем того или иного пола.

Актуальность гендерного воспитания состоит в том, чтобы сформировалось у ребёнка устойчивое понятие своего пола: «Я – девочка, я – мальчик, и так будет всегда».

Актуальность гендерного воспитания  на данный момент огромна, т.к. направление программы гендерного воспитания учитывает и то, что современное общество категорически против того, чтобы мужчины и женщины располагали лишь  набором преимуществ по своему половому признаку. Гендерное воспитание в ДОУ призывает к тому, что нам всем хочется, чтобы и мальчики демонстрировали не только несгибаемую волю и  мускулы. Мы также желаем, чтобы мальчики и мужчины по ситуации проявляли бы доброту, были бы мягкими, чуткими, умели демонстрировать заботу по отношению к другим людям, уважали  родных и близких. А женщины умели бы проявить себя, выстроить карьеру, но при этом не потерять свою женственность. Поэтому гендерный подход в воспитании мальчиков и девочек сейчас очень актуален.


Перспективность.

В дальнейшем планирую продолжить использование гендерного подхода в воспитании дошкольников работе в различных видах детской деятельности.

ИМП – 3

Теоретическая база опыта.

Новизна, адресная направленность.

Область применения и трудоёмкость опыта.
Теоретическая база.

Вопросы, связанные с проблемой гендерного воспитания детей, в последнее время входят в число наиболее обсуждаемых, важных и интересных. Изучению гендерных аспектов посвящены исследования как отечественных (В. В. Абраменкова, Т. Н. Доронова, С. В. Каманина Е. Н. Каменская, А. В. Либин, И. И. Лунин, А. М. Щетинина, Л. В. Штылева, Т. И. Юферова и др.), так и зарубежных психологов (Ш. Берн, Р. Бэрон, Д. Ричардсон, В. Е. Каган и др.). Необходимо отметить, что гендерные исследования в российской педагогической науке до сих пор не имеют целостной научной концепции. Но все исследователи сходятся во мнении о необходимости гендерного воспитания, начиная с дошкольного возраста. Гендер – в психологии: социально-биологическая характеристика, с помощью которой дают определение понятиям «мужчина» и «женщина». Однако термин «гендер» подчеркивает, что многие различия между мужчинами и женщинами обуславливаются культурой и общественными установками, тогда как слово «пол» подразумевает, что все различия являются прямым следствием биологического пола. Гендер включает в себя и другие понятия:

  • гендерная идентичность – идентификация себя как представителя определенного пола, результатом которой является освоение определенных форм поведения мужчин или женщин, а также формирование личных качеств в соответствии с полом.

  • гендерная роль - набор ожидаемых образцов (норм) поведения для мужчин и женщин, диктуемых данным обществом. Гендерные роли передаются ребенку через наблюдение за типичными формами поведения мужчин и женщин. Взрослея, ребенок идентифицирует (определяет) себя как представителя либо мужского, либо женского пола и в своих представлениях и поведении отождествляет себя с людьми определенного пола.

  • гендерная норма - образец поведения, принимаемый и действующий в обществе.

  • понятия маскулинности и феминности. Т.В.Бендас дает следующее толкование понятий маскулинность и фемининность [1, 38]. Маскулинность (лат. masculinus - мужской) – набор личностных и поведенческих черт, соответствующих стереотипу «настоящего мужчины»: мужественность, уверенность в себе, властность и т.д.. Фемининность (лат. femina – женщина) – набор личностных и поведенческих черт, соответствующих стереотипу «настоящей женщины»: мягкость, заботливость, нежность, слабость, беззащитность и т.д.

В нашем обществе до недавнего времени существовала патриархальная форма полоролевого воспитания, где мужчина осуществлял роль «воина, добытчика, защитника» семьи, а женщина была хранительницей домашнего очага и занималась воспитанием детей. В таком видении каждый ребёнок занимал своё место в зависимости от половой принадлежности и воспитывался исходя из данного понятия: девочка – мать, воспитательница и жена, мальчик – работник, муж, отец. Современное общество вносит свои изменения в отношения между мужчиной и женщиной, во взгляды на семью и брак, в воспитание детей. Стираются грани между мужским и женским началом. Жесткое разделение гендерных ролей (маскулинность – для мужчин, феминность – для женщин) уступило место явлению андрогинности - явлению, фиксирующему проявление одновременно (не обязательно в равной степени) и женских, и мужских качеств. При этом в условиях современного общества, с его меняющимися реалиями, андрогинность – не отрицание маскулинности или феминности, а сочетание этих качеств в предлагаемых условиях социума. Внедрение категории «гендер» в педагогическую науку имеет принципиальное значение, поскольку игнорирование половой принадлежности ребенка в учебно- воспитательном процессе приводит к нивелированию мужской и женской уникальности, неповторимости внутреннего мира каждой девочки, девушки, каждого мальчика, юноши, неадекватной самооценке, отсутствию культуры взаимоотношений полов. В условиях меняющегося общества, главным для формирования правильных личностных установок человека является целенаправленное гендерное воспитание.

Для того, чтобы плодотворно и результативно проводить работу по данной теме, а также перейти к накоплению педагогического опыта, я использовала следующую литературу:

  1. Каган В.Е. Воспитателю о сексологии. – М.: Просвещение, 2000. – 365 с.

  2. Колесов Д.В. Беседы о половом воспитании. – М.: Просвещение, 1986

  3. Соколова В.Н., Юзефович Г.Я. Отцы и дети в меняющемся мире. – М.: Просвещение, 1991. – 224 с.

  4. Шелухина И.П. Мальчики и девочки. – М.: Творческий Центр, 2006. – 96 с.

  5. Волчкова В.Н., Степахова Н.В. Система воспиатния индивидуальности дошкольников. – Воронеж: Учитель, 2007. – 128 с.

  6. Иванова Т.В. Мальчики и девочки: дифференцированный подход к воспитанию детей (старшая и подготовительная группа). – Волгоград: Корифей, 2008. – 96 с.

  7. Гунич С.М. Дочки-матери или азы полоролевого воспитания детей дошкольного возраста. – Мозырь: Белый ветер, 2009. – 76 с.

  8. Щетинина А.М., Иванова О.И. Полоролевое развитие детей 5 – 7 лет. – М.: Творческий Центр, 2010. – 128 с.

  9. Татаринцева Н.Е. Полоролевое воспитание дошкольников: практические материалы. – М.: Центр педагогического образования, 2012. – 176 с.

  10. Татаринцева Н.Е. Полоролевое воспитание дошкольников на основе народных традиций. – М.: Центр педагогического образования, 2012. – 96 с.


Новизна  заключается в том, что совместная деятельность педагога с детьми осуществляется по следующему принципу:

Принцип интеграции: интеграция на уровне содержания и задач психолого-педагогической работы; интеграция посредством организации и оптимизации образовательного процесса; интеграция детской деятельности.

Интеграция – одно из важнейших и перспективных методологических направлений становления современного образования. Собственно «интеграция» означает объединение нескольких учебных предметов в один, в котором научные понятия связаны общим смыслом и методами преподавания. Таким образом, интеграция является одной из наиболее благоприятных форм развития детей дошкольного возраста.
Адресная направленность.

Значение полового воспитания в жизни человека очень велико. Не случайно, по утверждению исследователей этой проблемы, человечество никогда не позволяло себе забывать о важности подготовки мальчиков и девочек к взрослой жизни. Данный опыт предназначен для работы с детьми, как в непосредственной образовательной деятельности, так и свободной. Работа проводится в процессе разных видов деятельности (на занятиях, индивидуально, использование дидактических игр и упражнений, в разные периоды дня).

Работа воспитателя не представляется без тесной связи с семьей, поэтому родителям отводится ведущая роль в половом воспитании детей. Работая во взаимосвязи с родителями, я провожу консультации, семинары - практикумы, совместные праздники, вечера – развлечения, беседы. Для этого постоянно накапливаю материал в помощь родителям. Родители имеют возможность пользоваться методической литературой, обращаться за помощью к воспитателям.

Огромную помощь в моей работе мне оказывают коллеги, в свою очередь я охотно делюсь своим опытом, материалом.

Таким образом, я адресую свою работу не только детям, но и родителям, и педагогам.
Область применения:
Модель педагогического процесса должна быть выстроена таким образом, что при обучении и воспитании мальчиков и девочек в разных видах деятельности педагог мог использовать дифференцированный подход. При организации и проведении НОД педагогом учитываются психологические особенности мальчиков и девочек: девочкам даются типовые и шаблонные задания, мальчикам – ориентированные на поисковую деятельность, при анализе занятий оцениваются их знания, а не поведение.

Механизмом гендерного воспитания детей дошкольного возраста выступают личностно-ориентированные технологии:

1. Средства

2. Методы

3.Формы

Средства

• игры

• народные сказки

• пословицы

• колыбельные песни

Методы:

• игры

• познавательно-развивающие этические беседы

• проблемные ситуации

• схемы-действия

Форма

• игровая деятельность

• экспериментальная

• проблемно - поисковая
Трудоёмкость.

Обучение детей – это увлекательное занятие, но и трудоемкое. Проведение таких занятий требует предварительной подготовки в отборе наглядного материала, игр. Работа в данном направлении требует обновления содержания, необходимо самому педагогу находиться в постоянном творческом поиске, постоянно требуется подборка методической литературы, наглядного материала, изготовление дидактических игр.

ИПМ-4

Технология опыта

4.1. Основные направления работы по половому воспитанию детей.

4.1.1. Этапы формирования полового самосознания детей.
В дошкольном возрасте идет интенсивный процесс становления самосознания ребенка, важным компонентом которого является осознание себя как представителя определенного пола.

От рождения до 3-х лет. В этот период происходит становление полового самосознания малыша. Ребенок начинает осознавать себя представителем человеческого рода и одновременно неповторимой уникальной личностью. Учится управлять своим телом. Стремится оценить свои возможности, понять чувства и эмоции. Происходит первичная половая идентификация. Учится ориентироваться в том, кто мальчик, кто девочка. Начинает сравнивать себя с другими людьми. Проявляет внимание к различным частям своего тела. Может играть со своими половыми органами, с интересом наблюдать за раздетыми людьми. Задает вопросы о различиях между полами, спрашивает, откуда берутся дети. В речи использует местоимение «он», «она». Редко допускает ошибки в употреблении родовых окончаний глаголов (ходил - ходила), от отличия в половой принадлежности связывает с такими признаками, как одежда, прическа. Нередко считает, что пол можно изменить - побыть мальчиком, потом девочкой или наоборот. Играет в игры, которым обучают взрослые. В играх мальчики более активны, девочки пассивны.

Действия взрослых. Важно создать условия для становления личности ребенка, его мужественности-женственности (полная гармоничная семья, в которой отношения между родителями строятся на основе взаимного уважения мужского и женского начала). В отношениях к мальчикам и девочкам проявлять ласку, нежность, любовь, внимание к физическим и эмоциональным потребностям детей, В общении с детьми эмоционально реагировать на их действия, давать ребенку имя обдуманно. Относится к ребенку адекватно его половой идентификации (отношения между членами семьи должны быть адекватны их половой идентификации). Одевать детей в одежду, делать прическу в соответствии сих полом. Подчеркивать принадлежность к определенному кругу. Воспитывать гигиенические навыки. Мальчиков лучше обучать с помощью зрительного анализатора, девочек - с помощью слухового анализатора.

Ребенок от 3-х до 4-х. В этом возрасте ребенок различает пол окружающих его людей, но продолжает ассоциировать его с такими случайными признаками как одежда и прическа. Делает попытки без помощи взрослых разделять роли в играх в соответствии с полом участников игры. Мальчики начинают проявлять инициативу, активность, соревновательность. Начинают складываться интересы и ценностные ориентации и предпочтения определенных видов деятельности и способов поведения, характерных для мальчиков и девочек, появляются первые представления о социальных ролях папы и мамы (сюжетно ролевая игра «Семья»). Появляется интерес к своему телу.

Действия взрослых. Необходимо развивать положительное отношение и уважение к имени ребенка, учить гордиться своим именем. Рассказывать о происхождении имени (кто еще из семьи имел еще такое имя, что оно значит). Вместе с ребенком произносить его по-разному: ласково, сокращенно, полностью - с фамилией и отчеством. Развивать модели ролевого, мужского или женского, поведения. Поощрять поведение детей, соответствующие их половой идентификации, при необходимости тактично корректировать проявление неадекватного поведения. Показывать образцы правильного полоролевого поведения. Направить свои усилия на формирование у детей наиболее полных представлений о себе, о своем теле, имени, возрасте, половой принадлежности.

Развивать положительное отношение ребенка к себе. В доступной форме дать детям знания об общем и различном у мужчин и женщин. Рост, сила, прическа, одежда, манера поведения, тон речи, род занятий, различия в телосложении, прежде всего, те, которые доступны взору ребенка (нет необходимости углубляться в анатомические особенности).

Дети от 4х до 6-ти лет. У детей происходит формирование отношений между мальчиком и девочкой. Дети способны распределять роли в играх по половому принципу (исключения допускаются в том случае, когда не хватает мальчиков для «мужских» или девочек для «женских», это случается и тогда, когда девочки или мальчики, играя в одиночку вынуждены сами выполнять обе роли). Имитируют в игровой деятельности женские и профессиональные мужские качества и умения. Игры девочек происходят в ограниченном пространстве, мальчики осваивают всю близь лежащую территорию - и горизонтальную, и вертикальную. Начинают интересоваться вопросами об устройстве и работе организма. К 5-ти годам выраженный интерес к анатомическим различиям полов исчезает. Начинают понимать, что когда-то они были другими-маленькими и скоро снова изменятся, вырастут и станут большими, а затем и взрослыми, т.е. начинается процесс личностного времени. Появляются вопросы о детстве родителей. К 5-ти 6-ти годам дети твердо знают свою половую принадлежность и осознают ее необратимость и неизменность. Начинается этап ролевых или сексуальных игр. Дети играют в то, что они увидели, при этом подражают отношениям родителей. Могут появиться увлечения, пылкая влюбленность, причем предметом любви может любой взрослый человек из окружения ребенка. Начинается разделение детей в общении: мальчики дружат только с мальчиками, девочки дружат только с девочками. Мальчики активно (подсознательно) ищут пример для подражания.

Действия взрослых. Вырабатывать у мальчиков и девочек уважительное и доброжелательноё отношение друг к другу, формировать правильное отношение между мальчиками и девочками на личном примере. Создавать игровые ситуации, необходимые для закрепления полоролевого поведения. Показывать характерные отличия профессиональных качеств и умений людей разных профессий. Беседуя с детьми об отличиях мальчиков и девочек, подводить их к мысли о том, что главной отличительной характеристикой является поведение. Поощрять в девочках женственные черты, в мальчиках - мужественные. Беседовать с детьми об устройстве и работе организма (как человек дышит, слышит, видит, чем он отличается от кукол и других игрушек). Показывать фотографии, на которых дети запечатлены маленькими. Беседовать о том, чем взрослые отличаются от детей, какими будут дети, когда вырастут. Помнить о том, что особое значение имеет контакт ребенка с матерью, ее материнская любовь. Она закладывает основы доброжелательных отношений ребенка с окружающим миром, дает ему ощущение безопасности уверенности. Отвечать на детские вопросы, связанные с различием полов, рождением ребенка (доступно в соответствии с возрастом ребенка). Понимать, что сексуальные игры детей являются закономерными: они служат для удовлетворения представлений о половых различиях и для правильного становления половой роли. Реакция родителей должна быть обязательной, но правильной, спокойной и недопустимы возмущения и наказания, строгий запрет.

Период дошкольного детства - это тот период, в процессе которого педагогии, родители должны понять ребенка и помочь ему раскрыть те уникальные возможности, которые даны ему своим полом, если мы хотим воспитать мужчин и женщин, а не бесполых существ, растерявших преимущества.
  1   2   3