Главная страница

Чуйкиной Ольги Александровны Тема опыта: «Гендерный подход в воспитании дошкольников в доу» Идея опыта


Скачать 0.56 Mb.
Название Чуйкиной Ольги Александровны Тема опыта: «Гендерный подход в воспитании дошкольников в доу» Идея опыта
страница 2/3
Дата 16.02.2016
Размер 0.56 Mb.
Тип Документы
1   2   3
4.2. Организация занятия как средство работы по гендерному воспитанию детей дошкольного возраста в ДОУ.

На основе анализа психолого-педагогической литературы по проблеме развития полоролевой сферы личности детей, состояния полового воспитания можно сказать о том, что для детей дошкольного возраста необходима специально организованная педагогическая работа.

В связи с этим были определены принципы отбора содержания занятий:

  1. Принцип идейности содержания занятий определяет решение задач полоролевой идентификации в контексте воспитания гражданина.

  2. Принцип реалистичности содержания имеет в виду построение полоролевой идентификации на основе реалистического понимания полоролевой дифференциации, половых различий и человеческой сексуальности.

  3. Принцип оптимизации задач диктует необходимость гибкого и оперативного соотношения целей полоролевого воспитания на разных этапах.

  4. Принцип комплексности описывает планирование и оценку конкретных мер полоролевого воспитания как элементов собственно воспитания, социализации и просвещения.

  5. Принцип адресности подразумевает обращение к конкретному ребенку с учетом уровня физического и психического развития, социального и культурного уровня, ценностных ориентаций.

  6. Принцип непрерывности (преемственности) характеризует проведение полоролевого воспитания, как непрерывного, последовательного и преемственного процесса, который начинается с раннего возраста и каждый этап которого является базой для последующего этапа.

  7. Принцип повторения определяет многократное и различными методическими средствами преподнесение образцов и сведений, которое может обеспечить полное и глубокое их усвоение.

  8. Принцип понятности и ясности ориентирован на учет реальных возможностей понимания и осмысления преподносимого материала детьми.

  9. Принцип правдивости исключает ложь из арсенала средств воспитателей: всегда правда и только правда, но не вся правда.

  10. Принцип доверия предполагает доверие к ребенку как к партнеру, серьезное отношение к его переживаниям, интересам и проблемам с желанием помочь и понять. Он исключает и «презумпцию виновности» ребенка в проявлениях его пола.

В результате проведенных занятий достигаются предполагаемые результаты:

  1. Обретение детьми навыков взаимоотношений со сверстниками обоих полов на уровне взаимопонимания и доверия.

  2. Развитие понятий у детей своей половой принадлежности (мужских и женских полоролевых качеств).

  3. Сформировать у детей позитивного восприятия, как своего пола, так и общего образа «Я».

Занятия по полоролевому воспитанию включает в себя три части – вводную, основную и заключительную.

Вводная часть занятия включает ритуал приветствия и планирование игр и упражнений, которым будет посвящено занятие. Каждое занятие всегда начинается педагогом с приветствия, выполняющего важные функции установления (на начальных занятиях) или подтверждения (на последующих занятиях) эмоционально-позитивного контакта педагог — ребенок и формирования у детей направленности на сверстника и интереса к нему. Приветствие адресовано каждому участнику игрового занятия, без исключения, выделяя тем самым его значимость. Инициатива приветствия на начальном этапе игровых занятий принадлежит педагогу. Педагог первым здоровается с детьми, не дожидаясь их приветствия, как это обычно принято. Здороваясь с ребенком, педагог обязательно называет его по имени и передает ему — вербально или невербально — радость и удовлетворение от встречи. Это слова «Я рада видеть тебя сегодня здесь», «Я рад видеть тебя», улыбка, теплая и ободряющая, перцептивный визуальный («глаза - в -глаза») или тактильный контакт (прикоснуться к руке, рукопожатие).

Обычно в начале игрового занятия дети рассаживаются в круг вместе с педагогом на стульях или на полу, на ковре. Важным является, что помимо индивидуальных, личностно-ориентированных приветствий, на занятиях звучит и приветствие всей группе, объединяющее детей в единое целое, что способствует формированию чувства принадлежности к группе. Планирование видов деятельности, игр и упражнений, также осуществляется во вводной части занятия. Варианты совместного планирования и выработки группового решения оказывают значительное воздействие на личность ребенка.

Основная часть занятия занимает большую часть времени (до 3/4) и по своему содержанию представляет реализацию соответствующего этапа коррекционно-развивающей программы. Даная часть занятия направлена на решение задач программы путем организации игровой деятельности. Она включает как групповые формы работы, так и самостоятельную деятельность детей, творческие задания.

Возможны три тактики поведения педагога, определяющих жесткость сценария занятия. Выбор того или иного варианта определяется конкретным этапом реализации коррекционной программы и характером задач, решаемых на данном занятии.

Первый вариант – это предоставление всем членам группы свободы выбора. Обычно такой свободный выбор предоставляют на начальных этапах работы, когда решаются диагностические задачи. Свободная импровизация детей предоставляет широкие возможности для углубления и расширения диагностических данных, благодаря наблюдению за поведением детей.

Второй вариант – директивен – инициатива и выбор сценария занятия закреплен за педагогом. Такой вариант тактики реализует его на конструктивно-формирующем этапе работы. При информировании группы о порядке, содержании и последовательности игр и упражнений на занятии, педагог оставляет за собой право решать, сообщать ли детям сразу о полной программе занятия или ограничиться указанием на ближайшее упражнение. Положительной стороной данного варианта является возможность более гибкой модификацией сценария занятия и варьирования игр и упражнений педагогом.

При информировании детей о планах на игровое занятие, когда это было возможно, в доступной форме сообщалось детям о цели каждой игры, о ее значении для приобретения каких-либо качеств, способностей и умений. Форма сообщения была адекватна возрасту, понятна ребенку и включалась в игровой контекст. Например, предлагая детям поиграть в игру «Паровозики», педагог объяснял, что в жизни часто людям бывает нужно что-то делать сообща, вместе, только тогда можно достигнуть цели, например, вагоны едут все вместе за паровозиком и развозят пассажиров, и предлагает детям поиграть в паровозик и вагоны так, чтобы поезд вместе со всеми вагонами быстро доехал до места назначения, вагоны не расцепились, не заблудились и все пассажиры вовремя добрались до дома.

Третий вариант тактики поведения педагога – это совместное с детьми планирование. Здесь возможны два случая. В первом – решение о выборе упражнения принимается в результате общего группового обсуждения, когда все члены группы, включая педагога, по очереди высказывают свои предложения и обсуждают их. Такая форма группового принятия решения практикуется на завершающих этапах работы. Во втором случае устанавливается очередность участников для высказывания идей и предложений по поводу занятия, которые безоговорочно принимаются группой.

Варианты совместного планирования и выработки группового решения оказали значительное воздействие на личность ребенка.

Заключительная часть занятия — это своеобразное подведение итогов, рефлексия того, что было на занятии и обеспечение условий для плавного перехода из «мира свободы, фантазии и игры» в «мир реальности и обязанностей».

Для подведения итогов в конце каждого занятия дети снова рассаживаются в круг и обмениваются впечатлениями и мнениями. Такому обсуждению помогают вопросы типа: «Во что мы сегодня играли?», «Как мы сегодня играли?», «Что понравилось, и что не понравилось, почему?». Педагог задавал и такие вопросы: «Хочешь ли ты кого-нибудь поблагодарить за помощь? За хорошую игру? За выдумку?» и пр. или «Кому хочешь сказать «спасибо» за сегодняшний день?», «Почему?», или «Кто хочет сказать хорошее слово?» и т.д.

Завершающим штрихом, подводящим черту под игровым занятием, становится ритуал прощания. Обычно в качестве такого ритуала используется тихая спокойная музыка или действие объединяющего типа. Например, участники группы встают в круг, кладут руки друг другу на плечи и, покачиваясь, слушают музыку. Весьма эффективной стала хорошо организованная процедура прощания с педагогом. Педагог располагается у выхода так, чтобы участники игрового сеанса не могли покинуть комнату, не пройдя мимо него. Эта позиция должна обеспечить хороший визуальный перцептивный контакт «глаза – в - глаза» без специальных усилий с чьей-либо стороны.

Необходимо строить акт коммуникации так, чтобы предоставить ребенку определенную свободу выбора, а не навязывать свой способ взаимодействия. Слова, произносимые педагогом в процессе прощания, являются выражением позитивных чувств взрослого, связанных с поведением и игрой ребенка на занятии («Я рад, что ты пришел сегодня на занятия», «Я рада была видеть тебя сегодня», «Мне понравилось, как ты играл сегодня в жмурки», «Мне было приятно, как ты поделился сегодня игрушками с Машей, и она была очень рада этому» и т.д.). Они также носят характер выражения надежды на продолжение контактов с ребенком («Я хочу, чтобы ты пришел на занятие в следующий раз», «Я буду ждать тебя на следующем занятии», «До встречи на следующем занятии»), а также могут быть описанием чувств и переживании ребенка на протяжении игрового занятия («Я понимаю, что ты хотел бы остаться и поиграть еще», «Я видела, что ты огорчился, когда не смог никого поймать в игре в салочки», «Я понимаю, что тебе жалко оставлять здесь этот рисунок» и пр.).

Ритуал прощания играет важную роль в формировании новой позитивной системы отношений «ребенок — взрослый» — отношений доверия и взаимопонимания. Описанный ритуал прощания используются педагогом и как постоянный компонент каждого занятия, и в определенные моменты динамики развития чувств и отношений ребенка с целью их структурирования и дальнейшего обобщения.

Цель педагогической работы состоит в утверждении нового позитивного опыта межличностных полоролевых отношений и достижений ребенка и распространении его за пределы игровой комнаты в семью, детский сад, в практику реальных взаимоотношений ребенка. Очевидно, что успех такого переноса определяется не только приростом личностной и социальной компетентности самого ребенка, но и готовностью его социального окружения принять новый жизненный опыт ребенка и новую практику общения и взаимодействия с ним, т.е. изменить в чем-то и свою позицию, точку зрения, самих себя. В силу этого конечный результат в значительной мере определяется готовностью родителей к саморазвитию и самоизменению, т.е. эффективностью организации работы с родителями. Основная нагрузка заключительной работы падает, таким образом, на обеспечение условий для переноса и закрепления достижений ребенка в реальной деятельности и отношениях.

Тактика поведения педагога, соответственно, различается в зависимости от того, на кого направлены усилия, и представляет собой сочетание недирективности в отношении детской группы и директивное в отношении организации условий переноса воспитательного эффекта. На завершающих занятиях детям представляется максимум инициативы и самостоятельности, поощряется их импровизация и творчество.

Подобно тому, как нужно было подготовить ребенка к началу занятий, педагог подготавливает его к их завершению. Для этого заранее, за два занятия до окончания сообщили об этом детям и предложили им подготовиться к «выпускному» занятию — приготовить рисунки для своих сверстников — партнеров по группе или для тех детей, которые придут после них на игровые занятия. В последний день устраивается праздник, на котором мы предоставили детям возможность поиграть в самые любимые игры, а далее следует ритуал прощания. Дети расселись в круг, и педагог благодарил всех детей за их воображение, фантазию, выдумку, интересные игры и предложили всем детям, если они захотят, высказаться. После того, как все дети получили возможность сказать прощальные слова и подарить рисунки, занятие завершается словами педагога о том, что у всех детей, если они захотят, еще будет возможность вернуться в игровую комнату и снова встретиться и с педагогом и со сверстниками. Кроме того, педагог подарил детям на память то, что будет напоминать им о времени, проведенном в игровой комнате — значки, рисунки и др.

4.3. Использование фольклора для позитивной гендерной социализации детей дошкольного возраста

На протяжении нескольких последних лет значительно возрос интерес к изучению различий и сходства между полами. Философ К.Юнг выступал за развитие всесторонне развитой личности, при этом принцип ее целостности должен быть совместим с индивидуальностью. В процессе полового воспитания это приобретает особое значение.

Тому есть несколько причин. Во-первых, несомненное влияние всех аспектов этой проблемы на социально-политические процессы в обществе. Во-вторых, наметившаяся в последнее время тенденция к стиранию веками существовавшей грани между полами. Полоролевая типизация - это процесс, по средствам которого индивид усваивает образцы поведения мужчины и женщины. Сначала он учится различать образцы поведения, соответствующие каждому полу. Затем, распространяет этот частный опыт на новые ситуации, и, наконец, выполняет соответствующие правила.

Какими же мужчинами и женщинами вырастут наши дети?

Наступит момент, когда они тоже станут родителями. Все положительное, что пронесут они через всю жизнь, закладывается уже в детстве.

Цель в настоящее время для нас состоит в том, чтобы помочь ребенку на старте образовательной жизни сформировать осмысленное отношение к своей социальной роли, развить инициативность, способы успешного полоролевого поведения, максимально реализовать себя.

Ведущим средством и методом воздействия для формирования у воспитанников ДОУ половой идентичности и самоидентичности можно выбрать фольклор. Фольклор обладает всеми предпосылками для успешного и эффективного воспитания полоролевой социализации дошкольников. В фольклорной игре, в обрядовом действии восприятие идет через все ведущие анализаторы. Ребенок поет, ритмично двигается, слышит других поющих, видит их. Участвуя в совместной деятельности, он осваивает новый ее вид, в котором нет оценок. Ребенок занимается самоценной творческой деятельностью, которую педагог организует как целенаправленное психологическое воздействие.

В ходе фольклора ребенок не только участвует в творческой деятельности, но и получает информацию о способах разрешения проблем, о социально приемлемых способах выражения чувств, получает информацию о нормах межполового общения, о способах невербального общения, техника преодоления страха, способах освобождения от давящего чувства вины, тревоги.

В ходе творческого воссоздания формул игр, танцев, фрагментов обрядов дети примеряют к себе различные роли. Каждая из таких ролей предполагает особый стиль поведения и взаимодействия. Дети не просто приобретают навыки социального взаимодействия, но и в ходе импровизаций получают возможность репетирования этих навыков и закрепления их.

Особенностями фольклора являются вариативность, импровизационность воссоздание формулы, что позволяет достаточное число раз репетировать различные формы поведения без опасения превратить процесс в механическое повторение.

В систему работы по полоролевой социализации включены основные разделы детского фольклора, классифицируемые Т. С. Виноградовым.

Сказки и былины играют огромную роль в социализации современного ребенка, в формировании его представлений о семейных отношениях, о типично женских и типично мужских эталонах поведения в культуре, о полоролевых стереотипах. Благодаря механизму идентификации со сказочными персонажами ребенок-дошкольник усваивает идеальный тип отношений, представленный в описании жизни сказочных героев. Например: такие русские народные сказки, как «Морозко», «Крошечка-Хаврошечка», «Рукодельница и Ленивица» формируют у детей собирательный, обобщенный положительный образ девочки доброй, работящей, отзывчивой к чужому горю, внимательной и самоотверженной.

Сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Василиса Прекрасная», «Царевна-лягушка» развивают представления детей о качествах женственности, способствуют правильному пониманию девочками их будущих женских семейных ролей.

В сказках «Иван—царевич», «Жихарка», героев отличает скромность, трудолюбие, верность, доброта, готовность прийти на помощь и бескорыстие. Основная идея былин героического цикла — защита родной земли создает почву для воспитания у мальчиков мужественности, отваги, патриотизма, чувства любви к Родине. Для мальчиков и девочек оказываются достаточно притягательными моральные эталоны мужественности и женственности, зафиксированные в сказочных и былинных персонажах.

Сказки и былины представляют детям следующие жизненные полоролевые ситуации:

  • терпение, трудолюбие, заботливость девочки - вознаграждается;

  • силой, смелостью, служением родной земле мальчик, юноша, мужчина может заслужить любовь и уважение людей;

  • уважение супругов друг к другу обеспечивает лад в семье, счастье в доме;

  • любовь к детям, забота о них позволяет воспитать достойную смену, способную встать на защиту семьи и Родины.

Проявление ума и смекалки, как мальчиками (мужчинами), так и девочками (женщинами) обеспечивает выход из сложных жизненных ситуаций и т.д.

С помощью народных игр усваиваются нормы и правила поведения в обществе, мужские и женские умения и навыки, закрепляются представления о добре и зле, мудрости и глупости, трусости и храбрости, честности и справедливости.

Так, анализ текстовых фольклорных игр показал, что девочка (девушка) в них обычно определяется девочка как:

  • красивая (красная);

  • приветливая (приветная);

  • разумная.

Называется «лебедушкой», «павой», «галкой», «уточкой», что определяет общую пластику движений как плавную, округлую, мягкую.

Мальчик определяется как:

  • сильный;

  • смелый;

  • разумный;

  • защитник (или завоеватель).

Называется «соколом», «орлом», («охотником», «зайцем»), что определяет его пластику как более активную, резкую, наступательную.

Особое место в полоролевом воспитании занимают пестушки, потешки и колыбельные песни, которые являются средством формирования базовой половой идентичности мальчиков и девочек.

Колыбельные песни передавались из поколения в поколение, в народе ими дорожили. Едва дочка начнет забавляться со своими куклами, а мать ее учит правильно качать, баюкать, усыплять. Этот урок не простая забава матери с ребенком, он не пропадет даром.

Мать своим врожденным чутьем понимала, что для дитя нужны именно песни: умиротворяющие, светлые и монотонные. В них отражается все, что есть в душе матери лучшего, возвышенного.

Колыбельные — это русло начального воспитания мальчика и девочки. Знакомство с колыбельными песнями и использование их в игровой деятельности, несомненно, способствует воспитанию у детей специфических черт характера. Ведь, как точно об этом подметил А.М.Горький «Ребенок до десятилетнего возраста требует забав и требования его биологически законны. Он хочет играть, он играет всем и познает окружающий мир, прежде всего и легче всего в игре, игрой».

Посиделки — это явление, представляющее собой совместное проведение досугового времени, в течение которого присутствующие общаются друг с другом, в том числе посредством игр, пения и танцев.

Они помогают детям воспроизвести и закрепить нормы поведения, взаимодействие между полами. Дети практически примеряют на себя различные роли.

Пословицы и поговорки отражают народное воззрения на воспитание. Короткие, но глубокие по своему содержанию, они оказывают непосредственное влияние на нравственное становление личности ребенка. Кратко и образно выражают народные мысли о воспитании мужских и женских качеств, культуры взаимоотношений полов.

«Семья вместе - душа на месте».

«Где любовь да совет, там горя нет».

«Не та хозяйка, которая говорит, а та, которая щи варит».

«Смелый боец и в ученье, и в бою молодец».

«Лучше есть хлеб с водою, чем жить со злою женою».

«Девичье терпенье - жемчужно ожерелье».

Таким образом, использование фольклора в полоролевом воспитании детей дошкольного возраста способствует полноценному развитию личности ребенка, подготовки его к выполнению соответствующих его полу социальных ролей в будущем. Трогательность пестушек, колыбельных песен, потешок, народная мудрость пословиц и поговорок, увлекательность загадок, веселый юмор дразнилок и считалок расширяют представления ребенка, обогащают его знания о действительности, вводят его в особый мир чувств, переживаний, эмоциональных открытий, помогают воспитывать в детях нравственные качества и формируют полоролевую социализацию детей дошкольного возраста.
4.4. Развивающая предметно-пространственная среда в ДОУ

и её влияние на гендерное воспитание дошкольников.
Каждый раз, когда мы наблюдаем за ребенком, обращаем внимание на то, какое место в развитии ребенка занимает игра. Годовалый малыш забавляется с погремушкой или кубиками; 2-х летний ребенок с интересом и удовольствием может заниматься новыми предметами, а вот в жизнь и игру детей с 4-х лет входят игры социально значимые и их отношения к игре уже меняются. Дети более осознанно принимают участие в сюжетно — ролевых играх, сами могут разворачивать сюжет игры и поддерживать интерес, образуя в игре, коллектив и самостоятельно выстраивают взаимодействия с детьми.

Если внимательно понаблюдать — дети стараются подражать окружающим в их социальной среде, изображая поведения взрослых, меняя интонацию в игре, при общении друг с другом. Конечно, разумеется, что игра игре рознь, но всегда надо помнить, когда создаем игровую ситуацию или развивающую среду для детей, что субъектом игры всегда является сам ребенок. Иначе говоря, игра это работа ребенка над самим собой. В игре он старается проявить себя, раскрыться. При выборе в сюжетно — ролевой игре ребенок максимально старается подобрать всё необходимое для той или иной игровой ситуации.

Важно не то, что ребенок при этом готовится к будущей взрослой деятельности, в своем воображении овладевает профессией, пока еще для него не доступной, а то, что игру ребенка можно сравнить с «машиной времени»: она дает ему удивительную возможность пожить той жизнью, которая ему предстоит через много — много лет.

Дети имитируют не только труд и семейные отношения взрослых, но также обряды и ритуалы, которые им удается посмотреть.

В повседневной игре ребенок является участником той социальной действительности, которая его окружает с его родными и близкими. Например: девочки играя в куклы, полностью стараются воспроизвести поведение своих мам и бабушек; мальчики — стараются быть похожими на пап и дедушек, быть такими же сильными и смелыми. Поэтому при выборе своей роли в игре ребенок старается передать характер, проявить творчество, полностью раскрыть свой природный талант.

Игра есть деятельность, которая заполняет досуг ребенка. «Игра», «творчество», «развитие» - недаром эти слова так часто употребляются рядом. Период свободной, творческой работы над собой мы и называем детством — а эту работу — игрой.

Получая информацию из бесед воспитателя с детьми о профессиях, посещая музеи, театры; целевые прогулки по магазинам, в аптеку, на почту с родителями - дети становятся более информированными о современной социальной и культурной окружающей его действительности. Разве современный ребенок, освобожденный цивилизацией от необходимости трудиться? Таким образом, все чаще педагоги в игровой форме знакомят детей дошкольного возраста с экономикой. Это хорошо прослеживается в сюжетно — ролевых играх «Магазин», «Почта», «Транспорт» - где дети производят продажу и оплату, первое знакомство с товарно-денежными отношениями.

Создавая развивающую среду для детей, необходимо уделять внимание созданию игровых центров, учитывать разницу детей по половым признакам, подбирать атрибутику к сюжетно — ролевым играм.

Так в группе детей, начиная с 3 — 4 дет, в игровой форме необходимо проводить беседы на тему «Кто ты — девочка или мальчик?». Именно в этом возрасте детей больше всего интересует вопрос: «Почему мы все разные и не похожи друг на друга? Одни носят платья и бантики — девочки и мальчики - ходят в брючках и шортиках?». Это, конечно же, не главное отличие, на которые дети обращают внимание, появляются вопросы о половом различии. Такая необходимость в раннем половом развитии дошкольников нашло подтверждение у педагогов и психологов. Известно: дошкольный возраст - период, когда закладываются и формируются наиболее глубокие слои психики личности. Самым интимным образом в эти слои вплетается полоролевая дифференциация. В реальной жизни ребенок, развиваясь, осознает себя как представитель определенного пола. На консультациях, проводимых с родителями о половом воспитании, необходимо уделять особое внимание этому вопросу.

Дети обращают внимание и на разницу в играх. Поэтому развивающей среде такое пристальное отводится внимание и тщательный подход в её организации для игровой деятельности детей.

Механизмом полоролевого воспитания выступают личностно — ориентированные технологии: средства, методы, формы. Средствами являются народные игры, сказки, пословицы, колыбельные песни и т.д. В совокупности они способствуют овладению полоролевым опытом, ценностями, смыслом, способом поведения. Иными словами — развитие нравственно-волевых качеств, которые характерны как для мальчиков, так и для девочек.

Методами выступают: познавательно — развивающие этические беседы, специально организованные проблемные ситуации; игровые и реальные диалоги; игры (театральные, драматизации, сюжетно — ролевые; схемы), состязательные игры (конкурсы, викторины). Формы организации — деятельность игровая, интеллектуально — познавательная, рефлексивная, экспериментальная.

Пространственно - предметная развивающая среда — одно из условий полоролевого воспитания ребенка. Пространственно — предметная среда стимулирует ребенка на отражение в жизнедеятельности своего (мужского, женского) образа.

При её построении учитываются:

    • принцип эмоциогенности — то, что дает ребенку индивидуальной комфортности;

    • принцип свободы и самостоятельности — то, что позволяет самостоятельно определять отношение к среде, а так же комбинировать её по своему усмотрению;

    • гуманитарный принцип, отражающий в содержании среды мир человека, его связи и отношения с окружающим социальным миром.

Вводятся схематические изображения, сопровождающие игровые центры (могут быть использованы персонажи любимых мультфильмов или другие герои сказок):

    • схемы — действия, отражающие культурные эталоны поведения представителей мужского и женского пола;

    • карточки — символы, выражающие доброту, красоту, смелость и т.д., те ценности, которые определяют и направляют поведение.

Моделирование жизненно значимых ситуаций, каждая из которых должна включать в себя проблему и ряд действий. Задача ребенка: определиться и руководствоваться ими в среде сверстников. Таким образом, обуславливают развитие способов взаимодействия, характерных для мужского и женского типов поведения; развивают нравственные качества, характерные для мальчиков и девочек. Например: мальчики всегда стараются выбирать сюжетно — ролевые игры, учитывая профессии «Милиционер», «Водитель», «Пожарный», «Строитель», где можно конкретно проявить и показать мужской характер. Для девочек подходят более спокойные игры — «Парикмахер», «Продавец», «Врач». Но есть и такие игры, которые объединяют детей: «Семья», «Больница», театрализация.

Можно сделать вывод, что технологиями, способствующими овладению способами мужского и женского поведения, являются следующие:

• Игры — занятия с куклами;

• Подвижные игры;

• Сюжетно — ролевые. Моделирование ситуации.

«Я и моя семья», дети поочередно берут роли членов семьи и свою собственную; проектируют возможную ситуацию (дома или на улице) и способ поведения.

Технологии, развивающие нравственные качества, характерные для мальчиков и девочек:

• Совместная трудовая деятельность. Получив задание, дети распределяют трудовые обязанности.

• Символические игры. Используются карточки - символы, схематически изображающие понятия «доброты», «красоты», «смелости» и т.д., отобрать те, которые обозначают ценности, определяющие и направляющие поведение мальчика и девочки.

• Метод диалога с самим собой. Вопросы и тему предлагает педагог. Например: «Когда мне грустно...», «Если бы я был...», «Когда я был маленьким...» и др. Такой метод способствует развитию логического мышления, фантазии у ребенка и развивает речь, ребенок старается правильно выстраивать предложения, составлять рассказ.

Из наблюдений за детьми, хочется обратить внимание на то, что в современном ребенке не всегда сочетается выбор игры по половым признакам. Дети все разные, социальное окружение и отношения в семье между близкими людьми в повседневной жизни у них тоже разные. Так, например, в игре «Семья» - конечно же, роль папы отводится мальчику, а мама — девочка, но все же коляску может катать мальчик и помогать на кухне, стоять у плиты и готовить кушать. А девочки с удовольствием принимают участие в играх с машинками. И поэтому конкретно различать детей и определять их участи в игровой деятельности по половым различиям нельзя, но создавая развивающую среду для самореализации ребенка это учитывать необходимо.

Для пополнения информации у детей в нашей группе (дети 4 -5 лет) действует с ясельного возраста «Родительская гостиная», в которой принимают активное участие дети и их родители. Проводятся совместные игровые развлечения: «Поиграй со мной мама», где в свободной форме родители и дети выбирают себе игровой центр, разворачивают игровой сюжет, подбирают необходимую атрибутику для игры. Проводятся целевые экскурсии по детскому саду: кабинет заведующего, медсестры, кастелянши. Во время которых, дети, так же знакомятся с профессиями. Дети охотно задают вопросы о профессиях и сами стараются составлять рассказы, рассматривая иллюстрации. Особое значение уделяется патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста: создание папки «Моя семья», «Мой любимый город», выпускалась праздничная газета «Мой папа солдат».

Хотелось бы ввести новое развлечение «Встреча с интересными людьми», на которое бы приглашались родители и рассказывали о своей профессии.

Воспитывая детей дошкольного возраста надо помнить что, абстрактного ребенка нет. Есть конкретная личность — мальчик или девочка. Личность, которая «рождается на наших глазах». Исходя из этого, начало полоролевого воспитания следует отнести к дошкольному возрасту. В противном случае неизбежны отклонения. К чему они могут привести? К эмоциональному неблагополучию среди сверстников. А в дальнейшем — стать препятствием к выполнению семейных и общественных функций. Положительная информация для ребенка и его развития должна быть грамотно подобрана. Только грамотный педагог может воспитать положительную личность.
4.5. Особенности гендерной социализации в игровой деятельности дошкольников

Период дошкольного детства неоценим в целом для развития человека. В дошкольном возрасте игра является основным видом детской деятельности, именно в сюжетной игре происходит усвоение детьми гендерного поведения, поэтому подбор материалов и оборудования для игровой деятельности девочек и мальчиков необходимо уделять особое внимание.

При проведении работы по воспитанию детей с учётом их гендерных особенностей, нужно обратить внимание на следующее:

  • На привлекательность игрового материала и ролевой атрибутики с целью привлечения детей к отражению в игре социально одобряемых образов женского и мужского поведения;

  • На достаточность и полноту материала для игр, в процессе которой девочки воспроизводят модель социального поведения женщины - матери;

  • На наличие атрибутики и маркеров игрового пространства для игр - «путешествий», в которых для мальчиков представляется возможность проиграть мужскую модель поведения.

Процесс одевания и раздевания кукол и мягких игрушек дети отождествляют с процедурой, с которой они постоянно сталкиваются в собственной жизни, что способствует осознанию ими человеческого смысла этого действия, и если вначале ребёнок просто воспроизводит в игре действия взрослых, то постепенно он начинает обозначать и называть свою роль: «Я мама, Я - папа».

Когда у игрушек привлекательный вид, гораздо проще вызвать у девочек и мальчиков чувство симпатии к ним. В процессе игр с такими игрушками легче побуждать детей выражать по отношению к игрушке свои чувства: говорить ласковые слова, обнимать, заглядывать в глаза и. т. д. Отражая в игре социально одобряемые образцы женского и мужского поведения по отношению к игрушкам - девочки и мальчики получают необходимое эмоциональное развитие.

Важная роль в развитии игровой деятельности принадлежит конструированию из крупного строительного материала. Мальчики, вначале под руководством, а затем самостоятельно охотно конструируют для коллективных игр. Это может быть большая машина, самолёт, пароход, вагон поезда и. т. д. При этом очень важным условием для воспитания детей с учётом их гендерных особенностей является то, что мальчикам может быть поручена «тяжёлая» работа: «подвезти» материал на машинах, установить основные крупные детали и. т. д.

Серьёзным недостатком игровой деятельности является повторение одних и тех же игровых действий, часто приходится наблюдать, как мальчики, взяв в руки машины, совершают ими однообразные действия взад - вперёд, подражая звуку мотора, или многократно скатывают их с какой - то поверхности. В играх девочек однообразие проявляется в том, что, действуя с куклой, они повторяют одни и те же игровые действия. С низким уровнем развития игровой деятельности взрослые не должны мириться. Поэтому, если в результате наблюдений за игрой детей будет установлено, что дети играют на уровне подражания или в процессе игры они ограничиваются «ролью в действии», то воспитатели и родители должны принять меры по устранению этих недостатков.

Роль воспитателя состоит в том, что он ежедневно участвует в играх детей. При этом он руководит, как играми, в которых участвуют по желанию все дети, так и дифференцированно играет с девочками и мальчиками.

Кроме того, объяснив родителям необходимость развития детей в игровой деятельности, педагог может пригласить их для участия в играх детей, совместив, таким образом, включение родителей и детей в сюжетно - ролевую игру, что поможет родителю приобрести практические навыки, которыми в дальнейшем он сможет пользоваться, играя со своим ребёнком дома.

Часто взрослые порицают поведение мальчиков, когда они бегают, кричат, играют в войну. Но если учесть, что мальчикам физиологически нужно больше пространство для игр, что в игре они развиваются физически, учатся регулировать свою силу, игра им помогает разрядить скопившуюся энергию, то, возможно, причины для осуждения будет меньше. Просто предоставьте им пространство и следите, чтобы игры не носили агрессивного характера, для этого нужно научить играть мальчиков в солдат, лётчиков, моряков и создать для этого соответствующие условия. Так как мальчики очень любят разбирать игрушки, изучать их строение и конструкцию (а взрослые часто воспринимают это как намеренную порчу игрушек), при покупке игрушек для мальчиков нужно это учесть. Лучше для игр приобретать конструкторы «сборно - разборные модели транспорта».

Для игр девочкам требуется небольшое пространство. Организуя игровую среду, нужно об этом помнить. Желательно, чтобы всё, что может понадобиться для игры, было рядом. Девочки чаще всего в играх осваивают роль мамы, поэтому необходимо, чтобы у них было достаточное количество кукол, колясок и прочей атрибутики. Так как у девочек лучше развита мелкая моторика, то им больше требуется мелких игрушек, атрибутов к играм.

Когда в игре будет, достигнут уровень развития, который характеризуется принятием роли и умением осуществлять в определённой последовательности ролевые действия, воспитатель может перейти к решению вопросов связанных с обучением девочек и мальчиков выполнения в игре социальных функций.

Воспитание детей с учётом их гендерных особенностей, с одной стороны призвано помочь ребёнку осознать себя представителем того или иного пола. В результате этого у детей должна сформироваться гендерная устойчивость: «Я девочка и буду ей постоянно, Я - мальчик и всегда буду им». Но вместе с тем, современная ситуация развития общества категорически против того, чтобы мужчины и женщины располагали рядом преимуществ по половому признаку. Например, мальчики, как будущие мужчины, в личных проявлениях, не должны демонстрировать только мужественность, несгибаемую волю и «железные» мускулы. Они должны быть добрыми, мягкими, чуткими, проявлять заботу по отношению к другим людям, родным и близким.

Девочки, как будущие женщины, помимо традиционно женских качеств должны быть активными инициативными, уметь отстаивать свои интересы.

Очевидно, что воспитание детей с учётом их гендерных особенностей во многом будет определяться индивидуальными особенностями каждого ребенка, зависеть от тех образцов поведения женщин и мужчин, с которыми ребенок постоянно сталкивается в семье. Но это вовсе не означает, что воспитательное воздействие, оказываемое на девочку или мальчика в этом нежном возрасте, не повлияет на развитие личности. Проявление у девочек и мальчиков тех качеств личности, которые позволят им быть успешными в современном обществе.
4.6. Гендерный подход в обучении детей рисованию

Одно из важнейших условий реализации гендерного подхода в воспитании детей — это преодоление разобщенности мальчиков и девочек в дошкольные годы, формирование у них дружеских отношений, культуры общения, уважения друг к другу. Для этого организуется интересная для детей обоего пола совместная деятельность (игровая, трудовая, художественная). Рисование – один из любимых видов детской деятельности у дошкольников. Именно в процессе рисования видно, что мальчики осваивают художественный мир в целом, а девочек интересуют конкретика, детализация. Здесь срабатывают разные механизмы: у мальчиков процесс рисования происходит на уровне смысловых образований, а у девочек включается уровень восприятий, позволяющий детально видеть красоту окружающего мира (А. В. Бакушинский).

Анализ исследований, педагогической практики, наблюдение за деятельностью детей в группе, цель которой – способствовать гендерному воспитанию детей посредством рисования. На основе данной цели определены следующие задачи:

  • развивать творческие способности мальчиков и девочек в процессе рисования;

  • формировать адекватную полу модель поведения у детей;

  • воспитывать культуру взаимоотношений между мальчиками и девочками;

  • учить детей работать индивидуально и создавать коллективные композиции, соотносить свои желания и интересы с желаниями и интересами других детей;

  • учить детей использовать в рисовании разнообразные материалы и техники, разные способы создания изображения, соединения в одном рисунке разных материалов с целью получения выразительного образа и др.

Занятия по рисованию проводятся как со всей группой, так и по подгруппам – отдельно с девочками, отдельно с мальчиками, что зависит от тематики занятия. При их организации учитываются такие особенности детей, как:

  • интерес к рисованию, независимо от пола ребенка, возникает на основе игровой мотивации, специально созданной взрослым;

  • кисть руки мальчика в своем развитии отстает на 1,5 года от кисти руки девочки;

  • у девочек лучше развита зрительно-двигательная координация;

  • у мальчиков больше задатков к творческой деятельности;

  • девочки больше нуждаются в стимулах, построенных на основе слухового восприятия;

  • мальчики плохо воспринимают объяснение на слух, для них предпочтительнее использовать визуальные средства, построенные на зрительном восприятии;

  • при оценке поведения детей и результатов их деятельности девочки крайне чувствительны к интонациям, форме оценки, ее публичности. Для девочек очень важно, чтобы ими восхищались в присутствии других людей (детей, родителей). Для мальчика наиболее значимым является указание на то, что он добился результата в чем-либо.

На занятиях по рисованию важно создавать условия для того, чтобы девочки и мальчики могли выразить то, что для каждого из них интересно или эмоционально значимо. Для этого используются разнообразные педагогические приемы выхода из различных педагогических ситуаций, среди которых следующие:

1. Проблема: мальчики часто испытывают затруднения в изображении объекта в движении. Пути выхода:

  • предложить из геометрических фигур выложить фигуру человека в движении;

  • выложить из палочек фигуру человека в движении;

  • продемонстрировать перед детьми разные движения человека (демонстрирует сам педагог, дети друг другу);

  • попросить самого ребенка изобразить движение человека и посмотреть на себя в зеркале.

2. Проблема: Мальчики часто не могут рисовать кистью тонкую линию и нажимают на всю плоскость кисти. Пути выхода:

  • дать мальчикам тонкую кисть для прорисовки рисунка, заранее нарисованного простым карандашом;

  • предложить схему использования тонкой кисти;

  • давать тонкую кисть даже при закрашивании крупных деталей.

3. Проблема: мальчики ограничиваются несколькими цветами, выбирают темные оттенки. Пути выхода:

  • предложить мальчику варианты раскрашивания будущего рисунка: цветные фишки, цветные схемы – пусть мальчик перед раскрашиванием поварьирует цветовую гамму и вместе с воспитателем обсудит и выберет цвета для своего рисунка.

4. Проблема: девочки очень широко разворачивают тему, придумывают большой сюжет, долго делают набросок. Пути выхода:

  • разделить процесс рисования на 2 части: 1 часть – рисование крупных деталей, 2 часть – после просушки вырисовывание мелких деталей – даем схему;

  • дать схему – распределитель времени на набросок и раскрашивание.

5. Проблема: мальчики делают рисунок малопредметным, недостаточно детализируют и обогащают. Пути выхода:

  • посадить мальчика с девочкой за одним столом для того, чтобы мальчик учился, глядя на рисунок соседки – девочки;

  • предложить мальчикам схему с изображением тех деталей, которыми они могут дополнить рисунок (схему продумываем к каждому занятию).

Важное место при гендерном подходе в процессе рисования занимает организация предметно-развивающей среды для дошкольников. Для создания уголка изотворчества привлекаются сами дети. Для этого первоначально выявляются предпочтения детей в его цветовом решении с помощью вводного занятия на тему «Какой цвет я люблю», в процессе которого мальчики и девочки из множества цветов и оттенков выбирают самые любимые. Таким образом, формируется цветовая гамма, которую предпочитают мальчики и девочки по отдельности в оформлении данного пространства группы. Педагогом реализуется заданное детьми цветовое решение уголка изотворчества. Появляются места для рисования в индивидуальном решении для мальчиков и девочек. Наполнение уголка производится в зависимости от интересов детей, индивидуальных, возрастных, половых, полоролевых и гендерных особенностей:

  • разные по форме и цвету стаканчики для изобразительных материалов (Например: для мальчиков – в виде ракеты, самолета и др., для девочек – в виде дерева, цветка и др.);

  • подкладные салфетки для бумаги для мальчиков с изображением мужских видов спорта, разнообразной техники, узорами в клетку и линию, подводного мира, мужских героев мультфильмов и сказок и др., а для девочек – с изображением насекомых, животных, кукол, сказочных принцесс и др.

  • кисти, карандаши, фломастеры украшены «юбочками» из любимых цветов девочек;

  • раскраски с различными изображениями (Например: красавиц для девочек и рыцарей для мальчиков);

  • трафареты с изображением предметов мужского (машины, инструменты) и женского (цветы, бабочки) характера;

  • рамочки для детских рисунков самых разнообразных цветов и оттенков, которые самостоятельно по своему предпочтению выбираются мальчиками и девочками;

  • схемы для мальчиков и девочек, помогающие им в рисовании;

  • сюжетная мебель (стул в виде цветка для девочек, стул в виде болтика для мальчиков и др.) и многое другое.

Осуществляя гендерный подход в рисовании, мы избежим нарушения свободы творческого и личностного самовыражения каждого мальчика и каждой девочки, научимся относиться к их внутреннему миру бережно и с уважением, сможем понять и принять их такими, какими их создала природа – разными и по-разному прекрасными!
ИПМ-5
1   2   3