Главная страница

I. Физиологические особенности воспитания выносливости в лыжных гонках


Скачать 0.62 Mb.
Название I. Физиологические особенности воспитания выносливости в лыжных гонках
страница 1/4
Дата 24.02.2016
Размер 0.62 Mb.
Тип Реферат
  1   2   3   4


Содержание

  1. Введение

  2. Глава I. Физиологические особенности воспитания выносливости в лыжных гонках.

1.1.Физиологические механизмы проявления выносливости в лыжных гонках.

1.2. Аэробные и анаэробные возможности организма

  1. Глава II . Средства и методы воспитания выносливости у спортсменов в лыжных гонках.

2.1. Выносливость спортсмена, ее виды и характеристика

2.2. Факторы специальной выносливости

2.3. Методы воспитания аэробной выносливости

  1. Глава III. Методические направления в воспитании выносливости у спортсменов в круглогодичной тренировке.

3.1. Пути воспитания выносливости в системе тренировки

3.2. Этапы воспитания выносливости

  1. Заключение

  2. Список используемой литературы


Лыжные гонки.

Особенности развития выносливости

Введение

В современной системе спортивной тренировки относительно воспитания выносливости спортсменов высокой квалификации сложилось многокомпонентное понятие, так как уровень ее развития взаимосвязан с рядом факторов: общая выносливость, скоростные возможности,

продуктивность технического мастерства, подготовленность опорно-двигательного аппарата и др. (Озолин Н.Г., 1970; Зациорский В.М 1970; Матвеев Л.11., 1991 и др.). Эти показатели имеют значение во многих видах спорта, по степень проявления каждого из них и их соотношение в каждом конкретном случае различны в зависимости от специфики спортивной деятельности.

По мнению многих специалистов, к числу основных, ведущих педагогических факторов, от которого зависим уровень развития специальной выносливости в беге, плавании па длинные дистанции, лыжных гонках и др. видах спорта, относятся объем физической нагрузки, ее интенсивность, величина используемых в занятиях отрезков, дистанций, а также меч оды тренировки (Озолин Н.Г., 1970; Макаров А.Н., 1966; Дедковский С. М., 1974).

В тренировке на выносливость стали использоваться дополнительные средства подготовки, например: тренировка в условиях среднегорья, в барокамере и т.д.

Вместе с тем, у ведущих специалистов в этой области в подходе к увеличению тренировочного объема при дальнейшем росте интенсивности

Актуальность. Лыжные гонки - один из видов лыжного спорта пользуются особой популярностью. Чтобы достичь высоких результатов в гонках на лыжах, нужна многолетняя систематическая тренировка. Однако за последние годы молодые лыжники добиваются высоких результатов в более короткие сроки, нежели это было 10-15 лет назад.

Современная лыжная трасса предъявляет к физической подготовке лыжника-гонщика большие требования. Чтобы успешно пройти дистанцию на высокой скорости, спортсмен должен быть хорошо физически подготовлен, а это значит, быть сильным, выносливым, морально и тактически подготовленным, обладать хорошей техникой передвижения.

Однако развивать эти качества следует лишь до определенного оптимального уровня, превышение которого может привести к обратному эффекту - снижению результатов в лыжных гонках.

В настоящее время ведущим положением современной методики тренировки спортсменов высокой квалификации является необходимость увеличения доли скоростной работы в общем объеме нагрузи (бес на средние дистанции, плавание, лыжные гонки и др. виды). Выполнение этого требования и в целях повышения уровня развития специальной выносливости связано с поисками тех средств и методов тренировки, которые позволяли бы спортсмену освоить большой объем скоростных нагрузок уже в подготовительном периоде. Последнее вызывает необходимость пересмотра бытующих до сих пор взглядов на действенность использования тех или иных средств, методов и этапов в развитии выносливости в течении круглогодичного тренировочного процесса.

Отмечая большое значение чередования скоростных нагрузок, многие авторы ограничиваются общими рекомендациями и не приводят конкретных данных о соотношении различных режимов тренировочной работы для эффективного воспитания специальной выносливости (Баранов В., Вакуров С.А., Булышев В.) - В то же время М.П. Набатникова (1972), давая глубокий анализ литературных источников по данному вопросу, указывает, что другие специалисты или неоправданно завышают эти соотношения в пользу интенсивности или придают ведущее значение только значительному объему тренировочных нагрузок (Затопек Э., Куц В., Лидьярд А.).

Вполне естественно, что в настоящее время актуальными вопросами спортивной практики становится повышение эффективности методики развития силовой выносливости, управление тренировочным процессом посредством совершенствования педагогического контроля, позволяющего получить информацию о результатах тренировочных воздействий и па основе полученных данных вносить соответствующие коррективы в методику тренировочного процесса.

Объект исследования - процесс развития у высококвалифицированных спортсменов одного из основных физических качеств – выносливости на различных этапах тренировки.

Предметом исследования данной работы является направленность и содержание методов воспитания выносливости у спортсменов в лыжных гонках.

Цель работы - это определить современные методические положения воспитания выносливости в лыжных гонках и установить адекватность средств ее развития на различных этапах круглогодичной тренировки спортсменов высокой квалификации.

Задачи исследования: 1. Установить основные факторы, определяющие выносливость спортсменов в лыжных гонках. 2. Исследовать современные направления методик тренировки специальной выносливости в разных видах спорта. 3. Дать обоснование использования средств и методов развития выносливости па различных этапах тренировки высококвалифицированных спортсменов.

Основными методами исследования являлись:

- анализ данных научно-методической литературы;

-разработка моделей (проектирование) этапов тренировки выносливости в круглогодичной тренировке лыжников-гонщиков.

Для решения поставленных задач нами был проведен анализ более 20 источников научно-методической литературы и выполнено их обобщение в соответствии с вопросами исследовательской работы.

Глава I. Физиологические особенности воспитания выносливости в лыжных гонках.

Выносливость - физическое качество, необходимое всем спортсменам, особенно лыжникам – гонщикам, и является решающим фактором в достижении спортивного результата.

С физиологической точки зрения выносливость характеризуется как способность к длительному выполнению работы на требуемом уровне интенсивности, как способность бороться с утомлением (Розенблат В.В., 1982).

Различают четыре основных типа утомления - умственное, сенсорное (от напряженной деятельности анализаторов), эмоциональное (от переживаний) и физическое (от мышечной работы). Применительно к выносливости в спорте надо говорить об утомлении комплексном, вызванном многими причинами, в том числе и указанными выше. Специальная выносливость проявляется: в предстартовом ожидании, в борьбе с отрицательными эмоциями, в напряженном тактическом поединке, в двухдневной борьбе десятиборцев, в пятидневной - у современных пятиборцев, в сохранении высокой работоспособности в многодневных турнирах, во многих других случаях. Таким образом, преодоление различных трудностей в тренировке и в состязаниях может потребовать своей, специфической выносливости, затрагивающей самые различные стороны деятельности спортсмена. Это необходимо учитывать при выборе средств и методов воспитания специальной выносливости соответственно требованиям избранного вида спорта (лыжные гонки), и условиям, в которых проходят тренировка и состязания (Набатникова М.Я., 1972).

Выносливость в целом обеспечивается повышенными функциональными возможностями организма. Она обусловливается многими факторами, но, прежде всего - деятельностью коры головного мозга, определяющей и регулирующей состояние центральной нервной системы и работоспособность всех других систем и органов. Кроме того, выносливость спортсмена зависит от мышечной силы и быстроты движений, подвижности в суставах и совершенства техники, умения проявить функциональные возможности экономно, без излишних энергетических затрат (Макаров А.Н., 1966; Зациорский В.М., 1970; Набатникова М.Я., 1972 и др.).

    1. Физиологические механизмы проявления выносливости в лыжных гонках.

Выносливость, проявляемая в разнообразных сложных формах двигательной деятельности - комплексная многофакторная способность. В основе ее, согласно современным исследовательским данным (Зациорский В.М., 1970), лежат главным образом такие факторы, как:

а) личностно-психические - прежде всего, те из них, которые характеризуются силой мотивов и устойчивостью установки на результат деятельности, проявляемыми в ней волевыми качествами, особенно целеустремленностью, настойчивостью, выдержкой, способностью терпеть;

б) биоэнергетические, определяемые объемом наличных энергетических ресурсов организма и функциональными возможностями его систем, обеспечивающих обмен, продуцирование и восстановление энергии в процессе работы;

в) факторы функциональной устойчивости, позволяющие сохранить на том или ином уровне активность функциональных систем организма при неблагоприятных сдвигах в его внутренней среде, вызываемых работой (нарастании кислородного долга, повышения концентрации молочной кислоты в крови и т.д.);

г) факторы функциональной экономичности (оправданно экономного расходования энергии на работу), технической отлаженности действий и рационального распределения сил в процессе работы, способствующие эффективному использованию энергетических ресурсов организма.

Большинство перечисленных факторов в настоящее время в результате специальных исследований подробно охарактеризовано не только качественно, но и количественно, вплоть до оценки удельного веса отдельных из них в проявлении выносливости различного типа. Так, биоэнергетические факторы и, непосредственно связанные с ними функциональные параметры систем организма, обеспечивающих работу, оцениваются в таких показателях его аэробных и анаэробных возможностей, как величина МПК, которая отмечается при полной мобилизации функциональных возможностей сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем, обеспечивающих доставку и использование кислорода во время работы, предельно возможное время функционирования на уровне МПК, порог аэробного и порог анаэробного обмена, концентрация молочной кислоты в крови, кислородный долг и др. Установлены величины этих показателей и соотношения их при специфических нагрузках в различных видах двигательной деятельности, особенно детально - в спорте.

Основными показателями аэробной мощности является максимальное потребление кислорода (МПК). Этот показатель представляет собой количество потребляемого кислорода в одну минуту при такой мощности работы, когда ее дальнейшее увеличение не сопровождается соответствующим повышением потребления кислорода (Волков Н.И., 1962).

Многие факторы определяют выносливость спортсмена. Все они органически взаимосвязаны, но всегда можно так организовать тренировку, выбирать такие средства и методы ее проведения, которые позволят избирательно и в отдельности улучшать те или иные факторы.

Одним из ведущих факторов лимитирующих выносливость спортсмена - это физиологический механизм энергообразования при мышечной деятельности различной интенсивности и продолжительности.

Поэтому, чтобы научно обосновать средства и методы тренировки выносливости следует рассмотреть физиологические основы аэробной и

анаэробной производительности у спортсменов в лыжных гонках.

1.2. Аэробные и анаэробные возможности организма

Методика тренировки спортсменов должна основываться не только на педагогических принципах, но и на закономерностях физиологических и биологических процессов в организме при мышечной деятельности. Среди физиологических функций, обусловливающих уровень достижений в циклических видах спорта, наиболее значительная роль принадлежит энергетическому обмену.

Выносливость человека определяется многими причинами, и в частности свойствами и деятельностью центральной нервной системы.

Любая деятельность человека связано с расходом энергии. Непосредственным источником энергии мышечных сокращений является расщепление аденозинтрифосфорной кислоты (АТФ)- соединения, очень богатого энергией. Содержание АТФ в клетках нашего тела относительно невелико, но весьма постоянно. Расходуемые запасы АТФ должны быть немедленно пополнены, иначе мышцы теряют. Ресинтез (восстановление) АТФ осуществляется за счет химических реакций двоякого рода: 1) дыхательных или, по-иному аэробных процессов, которые протекают с участием кислорода; 2) анаэробных - без кислорода. Отражением аэробных процессов служит потребление кислорода во время работы (Гандельсман А.Б., Смирнов К.М., 1970; Харре Д, 1971; Набатникова М.Я., 1972 и др.).

Существует два основных вида энергообеспечения организма: аэробный и анаэробный.

Аэробная производительность определяется функциональными резервами системы, транспортирующей кислород (системы дыхания сердечно - сосудистой, крови). Аэробная производительность зависит от функционального состояния систем дыхания, кровообращения и системы крови.

Аэробные возможности определяются совокупностью свойств организма, обеспечивающих поступление кислорода и его утилизацию в тканях. К таким свойствам относится производительность систем внешнего дыхания (показатели: минутный объем дыхания, максимальная легочная вентиляция, жизненная емкость легких, скорость диффузии газов в легких и др.), кровообращения (минутный и ударный объемы, частота сердечных сокращений, скорость кровотока), системы крови (содержание гемоглобина), тканевой утилизации кислорода, зависящей от уровня тканевого дыхания, а также слаженность в деятельности всех этих систем.

В связи с возрастными особенностями спортсменов тренировка в беге должна проводиться в аэробной зоне энергообеспечения, так как образование кислородной задолженности в этом случае может привести к спазму коронарных сосудов. Это значит, что интенсивность нагрузки должна быть не выше уровня ПАНО. Этот показатель аэробных возможностей организма может значительно варьироваться в зависимости от возраста и уровня физической подготовленности. Его величина наиболее точно может быть выражена в процентах от МПК; у начинающих спортсменов соответствует примерно 50-60% от индивидуальных значений МПК. С увеличением стажа занятий и ростом тренированности в упражнениях на выносливость уровень ПАНО может возрастать до 75-80% МПК, вследствие чего, границы аэробной зоны значительно расширяются, а скорость бега возрастает при той же концентрации диктата в крови (до 4,0 ммоль/л).

ПАНО является более информативным показателем аэробных возможностей, чем МПК. С ростом тренированности увеличение МПК наблюдается лишь в течение первого года занятий. В дальнейшем повышение аэробной производительности и выносливости осуществляется именно за счет повышения уровня ПАНО, который приближается к уровню МПК. В связи с этим у начинающих лыжников скорость должна соответствовать 50-60% МПК, а у опытных бегунов с многолетним стажем занятий она может возрастать до 75-80% МПК, что соответствует уровню их индивидуального ПАНО (Аулик И.В., Рубана Н.Э., 1986).

Интенсивность нагрузки зависит от скорости бега и определяется по ЧСС или в процентах от МПК.

В зависимости от характера энергообеспечения все циклические упражнения делятся на четыре зоны тренировочного режима: 1. Анаэробный режим - скорость бега выше критической (выше уровня МПК, содержание молочной кислоты (лактата) в крови достигает 15-25 ммоль/л.

2. Смешанный аэробно-анаэробный режим - скорость между уровнями ПАНО и МПК, лактат крови - от 5 до 15 ммоль/л. Периодически может использоваться хорошо подготовленными бегунами для развития специальной (скоростной) выносливости при подготовке к соревнованиям.

3. Аэробный режим - скорость между аэробным порогом и уровнем ПАПО (2.0-4.0 ммоль/л). Используется для развития и поддержания уровня общей выносливости.

4. Восстановительный режим - скорость ниже аэробного порога, лактат меньше 2 ммоль/л. Используется как метод реабилитации после перенесенных заболеваний.

Таким образом, наиболее физиологически обоснованной является дозировка интенсивности нагрузки в процентах от М11К, которую достаточно точно можно определить, но частоте сердечных сокращений, так как между этими показателями существует прямая корреляционная зависимость. Эту зависимость наглядно отражает формула известного советского ученого А. Горшкова: оптимальная ЧСС равна 180 минус возраст. Пороговой величиной интенсивности нагрузки, обеспечивающей минимальный оздоровительный эффект, принято считать работу на уровне 50% от МПК или 65% от максимальной возрастной ЧСС (соответствует пульсу около 120 уд/мин для начинающих и 130 уд/мин для подготовленных лыжников). Тренировка при ЧСС ниже указанных величин малоэффективна для развития выносливости, поскольку ударный объем крови в этом случае не достигает максимальной величины и сердце не до конца использует свои резервные возможности. Максимальная ЧСС, допустимая у спортсменов в процессе тренировок и обеспечивающая максимальный тренировочный эффект, соответствует интенсивности 80% МПК или 85% ЧСС (макс), что соответствует пульсу около 150 уд/мин. Увеличение ЧСС выше указанной величины нежелательно, так как означает переход в зону смешанного аэробно-анаэробного энергообеспечения (допустимо только для некоторых, хорошо подготовленных спортсменов), тренировки, увеличить коэффициент утилизации кислорода путем работы до значительного утомления или в горных условиях и т.д.

Обеспечение высокого уровня аэробных возможностей в большой мере зависит от подготовленности дыхательного аппарата и правильного ритмичного дыхания. Во всех случаях, когда надо обеспечить максимальную легочную вентиляцию, дышать рекомендуется через рот и нос одновременно. Дышать только через нос можно лишь при работе невысокой мощности.

Дыхательная система развивается морфологически и функционально под влиянием соответствующих упражнений. Одновременно происходит совершенствование нервных процессов, регулирующих дыхание в связи с интенсивностью работы. При этом ритм дыхания условно-рефлекторным путем связан с движениями спортсмена.

Большое значение имеет укрепление дыхательной мускулатуры, развитие ее способности к длительной работе и увеличение емкости легких. Нет сомнения, что запас возможностей дыхательного аппарата, является важным фактором для воспитания выносливости.

Для полного раскрытия (проявления) аэробных возможностей надо обучать спортсменов также умению подготавливать дыхательный аппарат к интенсивной работе. Потребление кислорода во время работы достигает максимального уровня не сразу, а через несколько минут. Например, в беге на 800 м без разминки (при стремлении показать лучший результат) потребление кислорода может достигнуть максимума к концу 3-й минуты, т.е. после окончания работы. Поэтому перед стартом спортсмены путем разминки в определенной мере повышают уровень потребления кислорода, что позволяет начать работу сразу на оптимальной работоспособности (Коробков А.В., 1968).

Показателем анаэробной производительности может служить максимальная величина O2 - долга. О2 - долг представляет собой весь избыточный кислорода, потребляемый в период восстановления.

Анаэробные превращения приводят к накоплению в организме продуктов неполного распада. Эти продукты устраняются не только во время работы, но и в период отдыха после ее, что приводит к повышенному по сравнению с покоем потреблению кислорода в послерабочем состоянии. Этот излишек кислорода, получивший название «кислородного долга», служит мерой анаэробных реакций.

Анаэробные возможности зависят от способности использовать энергию в бескислородных условиях (показатели: мощность соответствующих ферментных систем, запасы энергетических веществ в тканях), способности к компенсации сдвигов во внутренней среде организма (буферная емкость крови) и уровня тканевой адаптации к условиям гипоксии.

Анаэробная производительность определяет мощность внутриклеточных анаэробных систем и запасы в мышцах энергетических веществ (Аулик И.В., Рубана Н.Э., 1986).

К анаэробным процессам относятся:

1) реакция расщепления креатинфосфата (КрФ), фосфороорганического соединения, содержащегося в мышцах (алактатная фаза),

2) гликолиз - ферментативный распад углеводов с образованием молочной кислоты (лактатная фаза); часть выделяющейся при этом энергии используется на восстановление запасов АТФ.

При напряженной мышечной деятельности различные энергетические механизмы (креатинфосфатный, гликолитический, кислородный) вступают в работу последовательно. В первые 7-9 секунд работы энергия для ресинтеза АТФ поступает за счет распада креатинфосфата. Затем ресинтез АТФ осуществляется благодаря гликолизу. Максимальной интенсивности гликолиз достигает на 40-50 секунде работы. Оба процесса (креатинфосфатный и гликолиз) идут анаэробно. Постепенно включается аэробный механизм энергопродукции, достигая к концу второй минуты примерно равного уровня с гликолизом, а затем становясь преобладающим.

Субстратами окисления (топливом) являются углеводы (гликоген), жиры (жирные кислоты) и в меньшей мере белки. Выбор продукта окисления определяется главным образом мощностью работы, характеризуемой в процентах от МПК. При небольшой мощности нагрузки (до 50% от МПК) и большой продолжительности основная энергия образуется за счет окисления жиров. При увеличении мощности работы (60-70% от МПК) большая часть энергии обеспечивается окислением углеводов. При нагрузках более высокой мощности основным поставщиком энергии являются углеводы.

Работа максимальной мощности может быть выполнена за счет креатинфосфатного механизма. Работа меньшей мощности (субмаксимальная), но большей продолжительности обеспечивается гликолизом. Еще более продолжительная, но менее мощная работа осуществляется за счет аэробного метаболизма (Коробков А.В., 1968; Зациорский В.М., 1970).

Существует классификация мышечной работы в зависимости от мощности. Согласно этим классификациям каждая ступень мощности работы может выполняться в определенном интервале времени, в течение которого действует тот или иной механизм производства энергии. В классификации Н.И.Волкова (1962) выделены пять степеней мощности работы, которым соответствуют пять временных зон. Так, первая зона (максимальная мощность) длится 15 секунд. Вторая зона (субмаксимальная мощность) разделена на две (от 15 до 40 секунд и от 40 до 2-х минут). Четвертая зона (работа большой мощности) длится от 2 до 10 минут. Пятая зона (умеренная мощность упражнений) продолжается более 10 минут.

В первой зоне работа обеспечивается преимущественно креатинфосфатным механизмом энергопродукции (алактатная фаза анаэробного обмена). Во второй зоне (от 15 до 40 секунд) основную роль играет гликолиз (лактатная фаза анаэробного обмена). В третьей зоне (от 40 секунд до 2-7 минут) наряду с гликолизом включается аэробный механизм производства энергии. В четвертой зоне последний механизм играет преобладающую роль, а количество энергии, полученное за счет анаэробного процесса, снижается. В пятой зоне основная работа выполняется за счет аэробного механизма энергопродукции.

Анаэробные возможности организма обеспечивают энергетический обмен в бескислородных условиях. Надобность в этом возрастает вместе с мощностью работы. Но неправильно думать, что анаэробные возможности исключают анаэробные и наоборот. Во время работы разной мощности и разной продолжительности эти два вида энергообеспечения (химических реакций, происходящих с участием киcлорода и без пего) могут находиться в различных соотношениях. В принципе с уменьшением скорости продвижения и увеличением дистанции соотношение дыхательных и бескислородных процессов изменяется в сторону первых. Например, в беге на 200 м при средней скорости 8,78 м/сек потребление кислорода составляло всего 3,2% от запроса, а в беге на 3000 м при средней скорости 5,28% м/сек этот показатель возрос до 87%. Вместе с тем в беге на 400 м при средней скорости 7,41 м/сек потребление кислорода составляло всего 14% запроса, доля анаэробных реакций достигла 86%; в беге же при средней скорости 8,89 м/сек эти показатели были соответственно 7,7% и 92,3%.

Анаэробный обмен играет наибольшую роль на спринтерских дистанциях бега и его роль уменьшается вместе с увеличением длины дистанции. Роль фактора аэробной производительности, начиная с дистанции 800м, непрерывно возрастает. Это подтверждается и исследованиями Н.И. Волкова (1962), установившего корреляционную зависимость между результатами на различных дистанциях бега и величинами максимального потребления кислорода и максимального кислородного долга.

Ф. И. Федоров отмечает, что по мере увеличения длины соревновательной дистанции последовательно включаются различные источники энергопродукции - на спринтерских преимущественно анаэробные, на 800-1500м смешанные и на стайерских дистанциях преимущественно аэробные. Однако на средних и длинных дистанциях скорость бега на соревнованиях варьирует как по технико-тактическим, так и по физиологическим и психологическим причинам. Варьирование скорости требует изменений и в структуре энергетических источников.

Следовательно, спортсмены, успешно выступающие на дистанциях 1000 - 1500 м, могут варьировать скорость прохождения дистанции, включая анаэробный энергетический преимущественно гликолитический механизм энергопродукции при нагрузке близкой к уровню порога анаэробного обмена (ПАНО). Анаэробная и аэробная производительность полностью характеризует функциональные возможности энергетического обмена. Чем больше энергии может генерировать организм в единицу времени, тем выше его функциональные возможности и работоспособность (Зациорский В.М., 1970).

  1   2   3   4