|
Учебник Критская Т. С. «Музыка» 3 класс
ЦЕЛИ УРОКА:
- познакомить ребят с женскими образами из симфонической сюиты
«Пер Гюнт»;
- нацелить ребят на то, что каждому из действующих лиц соответствует
определенный, ярко выраженный жанр музыки, с помощью которого
происходит обрисовка образа;
- в процессе восприятия музыки выявить интонационное сходство
_ и различие тем;
- расширить представления ребят о взаимосвязи музыки с другими
- видами искусства;
- формировать музыкальную культуру, как часть общей духовной
- культуры;
- воспитывать навыки эмоционального, осознанного восприятия музыки, умение анализировать её содержание;
МУЗЫКАЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ:
Эдвард Григ, симфоническая сюита « Пер Гюнт».
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ:
- портрет норвежского композитора Эдварда Грига;
- репродукция картины К. Васильева « Ожидание»;
- диск с иллюстрациями природы Норвегии;
- учебник Критская Т.С. « Музыка» 3 класс.
ХОД УРОКА.
ОРГМОМЕНТ.
Введение в тему.
УЧИТЕЛЬ:
- Здравствуйте, ребята! Я учитель музыки гимназии № 15 Крылова Галина Николаевна. Тема нашего урока « Севера песня родная».
Мы продолжим сегодня знакомиться с образами из сюиты « Пер Гюнт»,
послушайте знакомую мелодию пьесы из сюиты и вспомните как она называется? ( Наигрываю тему из пьесы Э.Грига Утро»)
Дети: Пьеса называется «Утро»
Учитель: Приготовьтесь к пению, возьмите короткий певческий вдох и все вместе начинаем петь мелодию пьесы» Утро». ( дети поют тему без слов , рисуют звуковысотную линию мелодии выразительными движениями руки, ориентируясь на нотную запись, и стараются спеть напевно, мелодично, протяжно, затем слушают пьесу в исполнении симфонического оркестра( слушание).
Учитель: Повторялась ли главная мелодия?
Дети: Да, несколько раз.
Учитель: Какие инструменты исполняли ее повторения?
Дети: Деревянные духовые, струнные, весь оркестр.
Учитель: Какая группа симфонического оркестра изобразила восход солнца?
Дети: Струнные инструменты симфонического оркестра
Учитель: Передайте движениями рук пробуждение солнца и его лучей
(медленный подъем рук вверх , разведение их в стороны , затем глубокий вздох – это движение просыпающего человека, который радостно встречает мир, испытывая спокойную , уверенную радость бытия.)
Учитель: Молодцы! А кто же сочинил музыку пьесы « Утро»?
Дети: Норвежский композитор Эдвард Григ.
Учитель: Правильно. Эдвард Григ представитель музыкальной культуры северной страны Норвегии. Музыкальная культура этой страны известна, прежде всего творчеством этого композитора, пианиста и дирижера. Эдвард Григ передал в своей музыке национальный характер норвежского народа, его старинный быт и огромную любовь к суровой, северной природе Норвегии, которую вы сейчас увидите (показ диска с природой Норвегии). И среди берегов с глубокими ущельями и скал , которые покрыты лесами , а берега изрезаны фиордами жил Э. Григ , современник русского композитора П.И. Чайковского, который также как и Григ любил всей душой русскую при роду своей родины –России.
РАБОТА ПО ТЕМЕ УРОКА.
Учитель: На протяжении всей своей жизни Григ создал немало музыкальных произведений и одним из лучших стала музыка к драме норвежского писателя Генриха Ибсена « Пер Гюнт». Со временем композитор составил две сюиты для исполнения симфоническим оркестром и из одной из них вы познакомитесь с непохожими друг на друга женскими образами--- восточной танцовщицей Анитрой и Сольвейг, которая ждала своего возлюбленного долгие годы- 40 лет. Каждому образу в сюите соответствует ярко выраженный музыкальный жанр, с помощью которого происходит обрисовка образа. Итак главный герой сюиты Пер Гюнт, норвежский крестьянин покидает родную деревню и отправляется в путешествие в дальние страны в поисках счастья. Путешествуя по Аравийской пустыне , он попадает в плен к арабам. Дочь арабского царя, восточная красавица Анитра развлекает Пера. (Слушание в исполнении симфонического оркестра).
Учитель: Как развлекает Анитра Пера?
Дети: Она танцует.
Учитель: Какую интонацию вложил композитор в эту мелодию?.
Дети: Легкую, грациозную, танцевальную.
Учитель: Эти слова определения касаются образа Анитры или ее характера?
Дети: Это не только ее образ, но и ее характер.
Учитель: И каков же он?
Дети: Характер ее легкомысленный.
Учитель: Почему вы так думаете?
Учитель: Она очень капризная и изменчива.
Почему композитор для характеристики Анитры выбрал жанр танец?
Дети: Потому что танцем, она увлекает Пера .
Учитель: Какие инструменты симфонического оркестра исполнили легкую, отрывистую и напевную мелодии?
Дети: Струнные инструменты.
Учитель: А сейчас мы познакомимся с образом Сольвейг, которая ждала Пера 40 лет. Если бы вы были композиторами, то каким бы жанром вы ее охарактеризовали, песней или танцем?
Дети: Песней.
Учитель: Почему?
Дети: Она любит Пера и переживает за него.
Учитель: Послушаем песню Сольвейг( слушание)
Учитель: О чем поет Сольвейг?
Дети: Она поет о любви к Перу.
Учитель? Какие интонации вы услышали?
Дети: Протяжные, мелодичные, печальные, нежные.
Учитель: Какие чувства Сольвейг передала такая интонация?
Дети: Страдание, печаль, волнение.
Учитель: Почему появилась контрастная мелодия?
Дети: Эта мелодия передает надежду на встречу.
Учитель: Сравните первоначальные интонации , чем они похожи?
Дети: Одинаковы первоначальные интонации и последующее восходящее движение.
Учитель: А теперь переключите свое внимание на картину , как вы думаете о чем эта картина?( картина В. Васильева « Ожидание).
Дети: О разлуке. Женщина ожидает кого- то. Она вглядывается в темноту.
Учитель: Анитре или Сольвейг созвучна эта картина и почему?
Дети: Сольвейг, ведь на картине девушка тоже ждет, надеется и верит..
Учитель: Где мы слышим мелодию любви, ожидания на картине?
Дети: В глазах, которые смотрят вдаль с надеждой.
Учитель: Какова цель композитора, создавшего такие разные музыкальные образы?
Дети: Он хотел через разные жанры передать характеры и чувства людей.
Учитель: И что очень важно он заглянул в душу и правдиво передал внутренний мир каждого героя.
3.ИТОГ УРОКА. ЗАКРЕПЛЕНИЕ, ОЦЕНКИ ЗА УРОК.
|
|
|