Главная страница

Учебник Критская Т. С. «Музыка» 3 класс


Скачать 43.67 Kb.
Название Учебник Критская Т. С. «Музыка» 3 класс
Дата 05.04.2016
Размер 43.67 Kb.
Тип Учебник

ЦЕЛИ УРОКА:

- познакомить ребят с женскими образами из симфонической сюиты

«Пер Гюнт»;

- нацелить ребят на то, что каждому из действующих лиц соответствует
определенный, ярко выраженный жанр музыки, с помощью которого
происходит обрисовка образа;

- в процессе восприятия музыки выявить интонационное сходство
_ и различие тем;

- расширить представления ребят о взаимосвязи музыки с другими

- видами искусства;

- формировать музыкальную культуру, как часть общей духовной

- культуры;

- воспитывать навыки эмоционального, осознанного восприятия музыки, умение анализировать её содержание;

МУЗЫКАЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ:

Эдвард Григ, симфоническая сюита « Пер Гюнт».

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ:

- портрет норвежского композитора Эдварда Грига;

- репродукция картины К. Васильева « Ожидание»;

- диск с иллюстрациями природы Норвегии;

- учебник Критская Т.С. « Музыка» 3 класс.

ХОД УРОКА.

ОРГМОМЕНТ.

  1. Введение в тему.

УЧИТЕЛЬ:

- Здравствуйте, ребята! Я учитель музыки гимназии № 15 Крылова Галина Николаевна. Тема нашего урока « Севера песня родная».

Мы продолжим сегодня знакомиться с образами из сюиты « Пер Гюнт»,

послушайте знакомую мелодию пьесы из сюиты и вспомните как она называется? ( Наигрываю тему из пьесы Э.Грига Утро»)

Дети: Пьеса называется «Утро»

Учитель: Приготовьтесь к пению, возьмите короткий певческий вдох и все вместе начинаем петь мелодию пьесы» Утро». ( дети поют тему без слов , рисуют звуковысотную линию мелодии выразительными движениями руки, ориентируясь на нотную запись, и стараются спеть напевно, мелодично, протяжно, затем слушают пьесу в исполнении симфонического оркестра( слушание).

Учитель: Повторялась ли главная мелодия?

Дети: Да, несколько раз.

Учитель: Какие инструменты исполняли ее повторения?

Дети: Деревянные духовые, струнные, весь оркестр.

Учитель: Какая группа симфонического оркестра изобразила восход солнца?

Дети: Струнные инструменты симфонического оркестра

Учитель: Передайте движениями рук пробуждение солнца и его лучей

(медленный подъем рук вверх , разведение их в стороны , затем глубокий вздох – это движение просыпающего человека, который радостно встречает мир, испытывая спокойную , уверенную радость бытия.)

Учитель: Молодцы! А кто же сочинил музыку пьесы « Утро»?

Дети: Норвежский композитор Эдвард Григ.

Учитель: Правильно. Эдвард Григ представитель музыкальной культуры северной страны Норвегии. Музыкальная культура этой страны известна, прежде всего творчеством этого композитора, пианиста и дирижера. Эдвард Григ передал в своей музыке национальный характер норвежского народа, его старинный быт и огромную любовь к суровой, северной природе Норвегии, которую вы сейчас увидите (показ диска с природой Норвегии). И среди берегов с глубокими ущельями и скал , которые покрыты лесами , а берега изрезаны фиордами жил Э. Григ , современник русского композитора П.И. Чайковского, который также как и Григ любил всей душой русскую при роду своей родины –России.

  1. РАБОТА ПО ТЕМЕ УРОКА.

Учитель: На протяжении всей своей жизни Григ создал немало музыкальных произведений и одним из лучших стала музыка к драме норвежского писателя Генриха Ибсена « Пер Гюнт». Со временем композитор составил две сюиты для исполнения симфоническим оркестром и из одной из них вы познакомитесь с непохожими друг на друга женскими образами--- восточной танцовщицей Анитрой и Сольвейг, которая ждала своего возлюбленного долгие годы- 40 лет. Каждому образу в сюите соответствует ярко выраженный музыкальный жанр, с помощью которого происходит обрисовка образа. Итак главный герой сюиты Пер Гюнт, норвежский крестьянин покидает родную деревню и отправляется в путешествие в дальние страны в поисках счастья. Путешествуя по Аравийской пустыне , он попадает в плен к арабам. Дочь арабского царя, восточная красавица Анитра развлекает Пера. (Слушание в исполнении симфонического оркестра).

Учитель: Как развлекает Анитра Пера?

Дети: Она танцует.

Учитель: Какую интонацию вложил композитор в эту мелодию?.

Дети: Легкую, грациозную, танцевальную.

Учитель: Эти слова определения касаются образа Анитры или ее характера?

Дети: Это не только ее образ, но и ее характер.

Учитель: И каков же он?

Дети: Характер ее легкомысленный.

Учитель: Почему вы так думаете?

Учитель: Она очень капризная и изменчива.

Почему композитор для характеристики Анитры выбрал жанр танец?

Дети: Потому что танцем, она увлекает Пера .
Учитель: Какие инструменты симфонического оркестра исполнили легкую, отрывистую и напевную мелодии?

Дети: Струнные инструменты.

Учитель: А сейчас мы познакомимся с образом Сольвейг, которая ждала Пера 40 лет. Если бы вы были композиторами, то каким бы жанром вы ее охарактеризовали, песней или танцем?

Дети: Песней.

Учитель: Почему?

Дети: Она любит Пера и переживает за него.

Учитель: Послушаем песню Сольвейг( слушание)

Учитель: О чем поет Сольвейг?

Дети: Она поет о любви к Перу.

Учитель? Какие интонации вы услышали?

Дети: Протяжные, мелодичные, печальные, нежные.

Учитель: Какие чувства Сольвейг передала такая интонация?

Дети: Страдание, печаль, волнение.

Учитель: Почему появилась контрастная мелодия?

Дети: Эта мелодия передает надежду на встречу.

Учитель: Сравните первоначальные интонации , чем они похожи?

Дети: Одинаковы первоначальные интонации и последующее восходящее движение.

Учитель: А теперь переключите свое внимание на картину , как вы думаете о чем эта картина?( картина В. Васильева « Ожидание).

Дети: О разлуке. Женщина ожидает кого- то. Она вглядывается в темноту.

Учитель: Анитре или Сольвейг созвучна эта картина и почему?

Дети: Сольвейг, ведь на картине девушка тоже ждет, надеется и верит..

Учитель: Где мы слышим мелодию любви, ожидания на картине?

Дети: В глазах, которые смотрят вдаль с надеждой.

Учитель: Какова цель композитора, создавшего такие разные музыкальные образы?

Дети: Он хотел через разные жанры передать характеры и чувства людей.

Учитель: И что очень важно он заглянул в душу и правдиво передал внутренний мир каждого героя.

3.ИТОГ УРОКА. ЗАКРЕПЛЕНИЕ, ОЦЕНКИ ЗА УРОК.