Главная страница

Сценарий классного часа «О подвигах, о доблести, о славе…»


Скачать 42.72 Kb.
Название Сценарий классного часа «О подвигах, о доблести, о славе…»
Дата 22.02.2016
Размер 42.72 Kb.
Тип Сценарий

Сценарий классного часа «О подвигах, о доблести, о славе…», посвящённого 200-летию Бородинского сражения.

  1. Звучит песня «Кавалергарды»

  2. Учитель В жизни есть события, рассказ о которых длится века. Каждое новое поколение должно слышать и знать о них. Благодаря этому люди становятся сильнее духом. 1812 год – пример для нас, пример того, как противостоять беде, как выйти из неё со славой и честью.

Честь, слава, подвиг, доблесть – вот предмет нашего сегодняшнего разговора. Современны ли сейчас эти понятия или им на смену пришли другие – достаток, деньги, комфорт? Готовы ли мы на подвиг?.

Итак, 1812 год. Как же всё начиналось?

  1. 1-ый ученик. В ночь на 12 июня 1812 года войска Наполеона численностью 420 тысяч человек вторглись в пределы России. Русская армия составляла лишь 210 тысяч солдат и офицеров.

2-ой ученик. Главным событием войны стало Бородинское сражение – сражение за Москву, за Россию. В этом бою с обеих сторон приняло участие 240 тысяч человек. Только за первый день было убито и ранено 100 тысяч

  1. Учитель. Давайте поговорим о тех, кто выстоял в этой войне, чьи имена золотыми буквами вписаны в историю России. А какие имена героев 12 года вы можете назвать?

- Ответы учеников.

А ведь накануне войны они были так молоды, так галантны, так прекрасны.

  1. Вальс под песню на стихи М.Цветаевой «Генералам 12-го года» («Вы. чьи широкие шинели напоминали паруса…»



  1. Учитель. Как же проявили себя эти блестящие офицеры во время военных действий?



  1. Ученик. Кутузов Михаил Илларионович – во время войны 1812 года стал главнокомандующим русской армии, любимец солдат и офицеров. Превыше стратегии и тактики ведения боя считал дух войска. Принял лично на себя тяжёлое решение оставить Москву, чтобы спасти Россию.

Ученик . Багратион Пётр Иванович – князь. В 17 лет был определён на военную службу, считался любимым учеником Суворова. Во время Бородинского сражения его войско защищало левый фланг русских позиций. Лично водил своих бойцов в контратаки и был смертельно ранен, умер 24 сентября 1812 года, похоронен на Бородинском поле.

Ученик. Раевский Николай Николаевич – российский генерал. Во время войны 1812 года командовал 7-ым пехотным корпусом. В сражении по Салтановкой, желая воодушевить бойцов, лично, со своими сыновьями, старшему из которых едва исполнилось 17 лет, повёл в контратаку вверенные ему части.

  1. Учитель. Александр Иванович Куиайсов – генерал, погиб на Бородинском поле в 28 лет, тело его так и не было найдено. По воспоминаниям накануне сражения его друг генерал Ермолов предсказал ему гибель. Эта трагическая история лежит в основе стихотворения Марии Дашковой.



  1. Стихотворение о Кутайсове.



  1. Учитель. Итак, мы рассмотрели, что такое воинский подвиг. Как вы думаете, какими качествами должен был обладать человек, чтобы совершить подвиг. Ч то входит в понятие воинского подвига?



  1. Подвиг – отвага, мужество, честь, ответственность, бесстрашие.



  1. Учитель А как же любили в России гусар! Как радостно встречали, когда они приезжали в город! Может, как раз за эти качества, а, может, за то, что они никогда не теряли присутствия духа и чувства юмора. Встречайте и вы лихих гусар!



  1. Песня гусар



  1. А теперь, пожалуйста, тише. Вечер, бойцы устали. Давайте послушаем, о чём они говорят.



  1. Ученик

Скажи-ка, дядя, ведь не даром

Москва, спалённая пожаром,

Французу отдана?

Ведь были ж схватки боевые,

Да, говорят, ещё какие!

Не даром помнит вся Россия про день Бородина!

Ученик

Да, были люди в наше время,

Могучее, лихое племя.

Богатыри – не вы…

  1. Учитель. Да время богатырей. Лермонтов Так сказал не случайно. Ведь во время войны 1812 года подвиг совершал весь русский народ.



  1. Ученик. Война 1812 года не была похожа на другие войны. Патриотизм и героизм проявляли и мирные жители. Москвичи не пожелали встречать Наполеона в родном городе, они покинули его, сжигая свои дома, чтобы они не остались неприятелю

Ученик. А легендарный офицер и поэт Денис Давыдов возглавил крестьянский партизанский отряд. Такой народный подъём духа и массовый героизм Лев Толстой назвал «дубиной народной войны!

  1. Итак, теперь мы рассмотрели с вами, что такое народный подвиг. Как вы это поняли. Какими словами его можно определить?

  2. Подвиг –не думать о личном, объединяться, бескорыстие



  1. Учитель. Хотелось бы поговорить ещё об оном подвиге. Может быть, вам на первый взгляд, покажется, что это вовсе и не подвиг .Ведь речь пойдёт о женщине, о монахине, игуменье Марии. Вот её история.



  1. Ученик. Игуменья Мария – до принятия монашеского пострига – Тучкова Маргарита Михайловна, жена погибшего на Бородинском поле генерала Тучкова. После сражения Маргарита Михайловна поехала на поле битвы искать тело мужа. Она знала, что он погиб в районе Семёновского редута. Поиски среди десятков тысяч павших ничего не дали. Тело Александра Тучкова так и не было найдено..

Ученик. После перенесённой трагедии она продала все свои бриллианты и простроила на свои средства храм, который стал излюбленным местом слёз и молитв жён и матерей воинов, погибших в войну 1812т года. Позже она поняла, что этот храм – дело её жизни, приняла монашеский постриг и стала игуменьей Спасо-Бородинского монастыря.

Ученик. По воспоминаниям, она обладала даром исцеления, а сила её молитвы была так велика, что волки, которых в округе обитало великое множество, никогда не приближались к монастырским стенам.



  1. Учитель. Можно ли считать поступок этой женщины подвигом?

Ответ

  1. Учитель Что же такое подвиг?



  1. Подвиг – вера, верность, жертвенность.

  2. Современны ли сейчас эти понятия? Наверное. Да. Ведь без этого не устояло бы наше государство, не жили бы мы сейчас в свободной стране, не гордились бы своим прошлым. За родную землю, за близких и любимых людей, должен быть готов к подвигу в любые времена.

  3. Завершить наш разговор мне хотелось бы стихотворением литератора и журналиста В. Коротича.

Идя на подвиги,

Не алчут орденов,

Не бредят благодарностью державы,

Не узнают примерный вес чинов,

Достойных стать эквивалентом славы.

Идя на подвиги, не ведают о том,

Насколько щедрость Родины огромна,

И называют чрезвычайно скромно

Всё то, что станет подвигом потом.